Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"
опыты и эксперименты по биологии (8 класс) на тему

Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment_proekt.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОУЗЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета  Протокол № 1 от 31.08.13 г

Директор школы

__________ И.А. Авдюшкина

Программа

педагогического эксперимента                                                                                       «Разработка экологических проектов по изучению природы родного края».

Автор и руководитель проекта

Косякова Татьяна Дмитриевна,

учитель биологии  

п. Красный Узел

2012 год

Программа

педагогического эксперимента                                                                                                           «Разработка экологических проектов по изучению природы родного края».

  1. Пояснительная записка.

    Одним из приоритетных направлений деятельности школьников в современном российском образовании является эколого-биологическое направление. Данные науки помогают школьникам осознавать ценность природы для удовлетворения духовных, эстетических, познавательных и материальных потребностей человека. Особенностью данной программы краеведческого направления является ориентация учащихся на изучение природы родного края. Она разработана с учетом интересов учащихся и их родителей, поможет детям закрепить знания, научит лучше понимать и любить природу своего края.

При нарастании противоречий между обществом и природой особую актуальность приобретает проблема формирования у молодого поколения нового экологического стиля мышления. Задача школы — создать педагогические условия, в которых школьники будут овладевать комплексными умениями, составляющими фундамент ответственного, экологически целесообразного поведения.

 Школа становится учреждением, с первого класса формирующим навыки самообразования и самовоспитания. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.

          В проектно-исследовательских технологиях решаются сразу несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов по изучению природы родного края, по которым выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях: информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

          Этот процесс нужно организовывать и моделировать так, чтобы обучающиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора; 
  • действовать самостоятельно (без подсказки); 
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения,  а также обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации

Цель эксперимента:  Цель эксперимента заключается в разработке теории и практики организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие их мышления, выработку практических навыков, а также опыта самостоятельной исследовательской деятельности по изучению природы родного края.

Задачи программы эксперимента:

  1. Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
  2. Организовывать консультации с учителями по работе над проектами и исследовательскими работами.
  3. Проводить обучающие семинары для учащихся старших классов по выполнению проектно-исследовательской работы.
  4. Осуществлять мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
  5. Определить основные направления и методику организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
  6. Определить суть и задачи организации проектно-исследовательской деятельности учащихся: ее место в образовательном процессе, основные этапы ее построения, вклад в развитие отдельных сфер личности учащихся.
  7. Воспитывать у учащихся навыков экологической культуры по изучению природы родного края
  8. Осуществить презентацию результатов работы на внутришкольном, районном ,республиканском уровнях.
  9. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной методики организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, выявить ее развивающее влияние на личность учащегося.

Предполагаемый продукт: разработанная методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по изучению природы родного края.

При разработке программы использованы принципы:

  1. доступности материала;
  2. принцип связи теории с практикой;
  3. принцип систематичности и последовательности материала (преемственности);
  4. принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы;
  5. принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.);
  6. принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.

Данная разработка внедряется в начале 2012-2013 года  на уроках и внеурочное время. Срок реализации – 3 года.

Предмет исследования: развитие творческой активности и воспитание экологической грамотности учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В основу эксперимента положена гипотеза – развитие творческой активности и воспитание экологической грамотности учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности будет успешным, если:

- образовательный процесс школы ориентирован не столько на формирование экологических знаний, столько на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия  в проектной и исследовательской деятельности;

- реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия педагогов с учащимися, которая исходит из того, что воспитывать - значит приобщать школьников к миру человеческих ценностей;

- формируется мотивация экологического образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждение к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания через разработку и  внедрение проектов по изучению родного края.

- результатом реализации экспериментальной программы будет формирование условий для личностного роста учащихся, их творческой самореализации.

  1. Планируемые результаты эксперимента

-  для образовательного учреждения и  творческой группы учителей.

  • Разработать и подготовить к печати методическое пособие по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и  формированию экологической культуры обучающихся (на примере классов начальной и средней школы),
  • Создать компьютерный банк данных из разработанных и апробированных материалов эксперимента, внеклассной работы по развитию творческой активности и воспитанию экологической грамотности учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
  •  Обогатить опыт муниципальных школ, занимающихся экспериментальной работой в области экологического образования и проектной деятельности.

-  для учащихся

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В начальной школе(1 - 4 классы) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

В основной школе (5—9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

 Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Методы экспериментальной работы и способы диагностики:
теоретический анализ  литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ документов и результатов деятельности; изучение работ учащихся; моделирование, мониторинг.

Необходимые условия проведения эксперимента:
1. Принятые цели совместной деятельности, однозначно понимаемой и разделяемой всеми участниками экспериментальной работы.

2. Создание рабочей группы по реализации эксперимента

3. Высокая внутренняя мотивация и  профессиональная готовность педагогического коллектива к проведению экспериментальной работы.

5. Диалоговый характер взаимодействия субъектов комплексной программы (педагогов, родителей, учащихся, администрации школы).

Сроки и экспериментальная база
Эксперимент будет проходить поэтапно с 2012 по 2015 год на базе МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района РМ

 В состав творческой группы учителей-экспериментаторов вошли преподаватели начальных классов Хайдукова Т.В. и Бочкарква Н.В., учитель географии Юрлова Т.М. Руководителем экспериментальной работы назначена учитель биологии, заместитель директора по УВР Косякова Т.Д.

 

III. Содержание и этапы реализации экспериментальной программы                                                          «Разработка экологических проектов по изучению природы родного края».

2012-2015

Этапы, годы

Общее содержание

Работа творческой группы учителей

Работа учащихся

1. Поисковый  2012 – 2013 ( 1 полугодие)

1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Проектно-исследовательские технологии в ОП»; “ «Развитие воспитательного потенциала через формирование экологической культуры» 

2. Внедрение в образовательный процесс программ элективных курсов и внеурочной деятельности

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Внедрение программы элективного курса «Методика выполнения исследовательской работы»(Косякова Т.Д.)

3. Включение в учебный план курса «Основы экологии» (Косякова Т.Д.)

4. Организация внеурочной деятельности по программе «Уроки доктора природы»(Бочкарева Н.В.)

5. Курс по расширению краеведческих знаний учащихся «Природа Мордовии» (Юрлова Т.М.)-

6.Определение общих тем проектов

1.Обучающие семинары: «Изучение теоретических основ создания проектов»,

«Изучение теоретических основ оформления проектов», «Требования к защите проектов».

2 .Посещение элективных курсов:  «Методика выполнения исследовательской работы», «Природа Мордовии» и «Основы экологии»

3. Изучение материалов о природе родного края

2.Организационно исследовательский  2012 – 2013( II полугодие)

1. Разработка цикла уроков  по биологии, экологии, географии, природоведению и окружающему миру с использованием методов проектов и исследования

2. Разработка и проведение  внеклассных мероприятий с использованием проектно-исследовательских технологий.

1. Выступление на методическом совете на тему: “Использование метода проектов в начальной школе» (Хайдукова Т.В)

2. Подготовка и проведение интегрированного урока биологии и экологии на тему: «Животный мир Мордовии» (Косякова Т.Д.)

3. Разработка проекта «Сохраним первоцветы леса» .( Косякова Т.Д.)

4. Мастер-класс по использованию метода проектов на роках гографии (Юрлова Т.М.)

5. Разработка проекта «Поможем зимующим птицам»

1. Подготовка проектов к интегрированному уроку.

2.Исследовательские работы в рамках проекта «Сохраним первоцветы леса»:                                    - Раннецветущие деревья нашего леса;                       - Видовое разнообразие травянистых первоцветов

- Биология ландыша майского  

3. Участие в конкурсах исследовательских работ на школьном, муниципальном и республиканском уровнях        

3. Этап внедрения  (2013-2014)

1. Распространение опыта через участие в педагогических конкурсах, выступлениях на МО, педсоветах, семинарах

2. Опубликование статей в районной газете, региональном журнале «Народное образование»

3. Создание презентации по эксперименту

1. Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”

2. Проведение районного семинара учителей географии, биологии и экологии” по теме: “Использование регионального компонента  по изучению природы родного края в образовательном процессе».

3.Подготовка и проведение с детьми  научно-практической конференции по защите проектов.

4. Выступление на районных методических объединениях по теме «Разработка экологических проектов по изучению природы родного края».

1. .Исследовательские работы в рамках проекта «Поможем зимующим птицам»:                                    - Изучение птиц на кормушке;                           -Воробей домовый и полевой: особенности питания и поведения

2. На кружке юного биолога изучение лекарственных растений окрестностей посёлка Красный Узел.

3. Изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Красный Узел ”

4.Участие в фотоконкурсе: “Природа Мордовии”

4. Заключительный этап. (2014-2015)

1.Мониторинг результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся

2.Мониторинг учебных мотивов школьников по биологии, экологии, географии

3. Оформление результатов работы в виде методического пособия по распространения инновационного педагогического опыта

1.Написание исследовательской работы по теме. 

2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию.

3. Разработка методического пособия «Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по изучению природы родного края»

1. Участие в областных очных и  заочных конкурсах экологической и биологической направленности.

2.Участие в географической Интернет-олимпиаде

3. Участие в экологических акциях

.

Примерная тематика творческих экологических  проектов для учащихся  в ходе проведения эксперимента

Классы

Название проекта

Цель проекта

1-4

1. Правила ухода за комнатными растениями

2. Любимый домашний питомец

3. Комнатные растения в нашей жизни.

4. О чём мечтает синица?

5. Изучение птиц на кормушке.

6. Воробей домовый и полевой: особенности питания и поведения

Развивать у детей представление о комнатных растениях, об их отношения к свету, теплу, влаге.                                                          Воспитывать любовь к домашним животным.

Раскрыть роль комнатных растений в жизни человека

 Экологические представления о зимующих птицах

Сравнение двух видов воробьев

5-9

1. Красная книга нашего региона – сигнал опасности

2. Раннецветущие деревья нашего леса

3. Фитобар для школьной столовой.

4. Биоиндикация загрязнения воздуха с помощью лишайников

5. Моё дерево

6. Комплексное изучение водоема

Составить Красную книгу своего региона. Выяснить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе

Изучит видовое разнообразие и биологию деревьев-первоцветов                                         Заготовка для фитобара лекарственных  растений

Оценить уровень загрязнённости воздуха вокруг школы по количеству лишайников

Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желания оберегать, защищать, заботиться о нём

10-11

1.Природа края – наш Дом

2. .Видовое разнообразие травянистых первоцветов

3.Выращивание саженцев в школьном питомнике

Развивать любознательность, способность сформировать ценностное отношение к природе – разъясняя важность лекарственных растений в жизни человека

Изучение первоцветов Салминского леса

IV. Взаимодействие учителя и ученика                                                при работе над проектом

1. Роль преподавателя-координатора проекта

     Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации). При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)

Мотивирует (Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

Провоцирует (Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, т. к. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы,  размышления,  самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю  продуктивно  работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.)

- Проводит консультации с участниками проектов.

- Наблюдает за ходом проектной деятельности.

- Руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования.

- Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного- периода.

- Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

2. Роль ученика

    Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

3- Роль руководителя проектной деятельностью

- Разрабатывает нормативные методические документы, определяющие требования, предъявляемые к проведению проектных работ.

- Определяет график проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности.

- Осуществляет ресурсное обеспечение проектной деятельности.

- Осуществляет общий контроль над проектной деятельностью.

- Определяет предметные теоретические блоки , в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность.

- Разрабатывает примерный перечень тем проектных работ.

- Координирует межпредметные связи в рамках проектной деятельности.

- Распределяет нагрузку преподавателей, являющихся координаторами проектов.

V.  Теоретические основы проектной                                                                                         и  исследовательской деятельности учащихся.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше узнать природу родного края.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Конкретные задачи при обучении учеников разработке проектов по изучению родной природы:

  1. формировать и развивать творческие способности ученика;
  2. развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  3. создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  4. заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  5. постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника.

Методика выполнения проекта

.

Этапы работы

Содержание

1. Подготовительный этап:

  1. формулировка темы и её осмысление;
  2. формулировка проектного задания и анализ его содержания;
  3. постановка проблемы через противоречие;
  4. установление мотивации к действию:
  5. выявление объекта и предмета исследования;
  6. формулировка гипотезы исследования;

.

2. Этап планирования:

1.  определение направлений работы для реализации проектной задачи;

2.  оставление программы проектной деятельности;

  1. определение источников информации и способов её сбора;
  2. определение способов представления результатов
  3.  определение методов исследования;

3. Этап исследования (экспериментальный).

Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

4. Результативно- аналитический этап

1.  анализ собранной информации;

2. формулирование выводов;

  1. Отчётно-презентационный этап:

  1. выполнение отчёта;
  2. презентация результатов проекта

Выполнив проект и защитив его, ученик научился:

  1. планировать работу;
  2. письменно и устно представлять результаты своей работы;
  3. защищать и отстаивать свою точку зрения;
  4. отвечать за результаты работы;
  5. оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Для внедрения в практику проектной деятельности, исследовательского метода, прежде всего необходимо решить такой вопрос: с какого возраста ученики могут принять участие в такой деятельности и в каких формах это будет происходить, как будет происходить защита проектов и кто к ней будет привлечен (эксперты-учителя, родители, слушатели и т.д.).

Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.

Общие требования к проектной работе.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  1. введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
  2. место и время выполнения работы;
  3. краткое описание используемых методик с сылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
  4. систематизированные, обработанные результаты исследований;
  5. выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
  6. практическое использование результатов проекта;
  7. социальная значимость проекта;
  8. приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов:

  1. четкость поставленной цели и задач;
  2. тематическая актуальность и объем использованной литературы;
  3. обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
  4. полнота раскрытия выбранной темы проекта;
  5. обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
  6. уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
  7. анализ полученных данных;
  8. наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
  9. качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  1. обоснованность структуры доклада;
  2. вычленение главного;
  3. полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
  4. использование наглядно-иллюстративного материала;
  5. компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
  6. уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Общие требования к оформлению проекта :

  1. При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
  2. Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми

VI. Список использованной литературы.

  1. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.№3 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)

Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения....

Проект "Экологический фотоконкурс «Сохраним природу родного края»

Проект направлен на формирование представлений у подрастающего поколения о том, что мы имеем огромнейшую ценность - первозданную природу, к которой необходимо относиться ответственно и с уважением, чт...

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...