СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.
учебно-методический материал на тему

Шамсутдинова Ольга Андреевна

Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

37

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Шамсутдинова Ольга Андреевна

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов г. Баймак муниципального района Баймакский район Республика Башкортостан.

     

siunbajmak@yandex.ru

        

          Природное краеведение является важной частью обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Краеведение способствует формированию представлений об окружающем мире, о взаимосвязях природы и общества. Именно с любви к природе родного края начинается этап становления личности ребенка.

  Одной из форм ознакомления с природой своей малой родины являются занятия на экологической тропе детского сада.

  В течении пяти лет в МАДОУ ЦРР д/с «Айыукай» г.Баймак проводилось исследование, предметом которого стали занятия в форме прогулок и экскурсий в условиях экологической тропы. Его цель – определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропы на территории дошкольного учреждения и доказать эффективность ее использования для формирования экологической культуры и как важный компонент в изучении природы родного края.

  Опыт работы показал эффективность данного проекта. Воспитание положительного отношения к природе основывается на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Занятия на экологической тропе позволяют воспитывать ребенка через общение с природой. Экологическая тропа может являться средством ознакомления с природой родного края, воспитания бережного отношения к природе, пропаганде любви к родине.

Литература:

  1. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников. //Дошкольная педагогика. – 2005. - №6.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. / Дошкольная педагогика. – 2006. - №3.
  3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /М.: Карапуз, 2001.
  5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра. Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Самара: Академия и развитие, 1998 г.

         

  Разработка теории и практики экологического воспитания дошкольников – важная часть природоохранного просвещения, актуальность которого диктуется всей нашей жизнью.

  Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития, в ходе которого формируются познавательные способности, расширяются знания, воспитывается бережное отношение к природе. Трудно воспитать в маленьком человеке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что может привести ее к гибели. Поэтому необходимо научить детей видеть красоту и неповторимость природы, наблюдать за ней, отмечать, какие сезонные изменения происходят в природе, пользоваться дарами природы. Дети должны понять и осознать, что природу надо беречь и охранять. Только так сформируется любовь и уважительное отношение к природе, родному краю, родине. Неотъемлемой частью обучения и воспитания является природное краеведение, которое помогает формированию у ребенка общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, неповторимой природе.

  Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными, растениями. Поэтому более органично ввести ребенка в «мир природы» можно через знакомство с его малой родиной. Родная природа – мощный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Природа родного края уникальна, близка ребенку и служит богатым материалом для исследования.

  Работу по формированию бережного отношения к природе родного края с успехом можно проводить посредством организованной образовательной деятельности на экологической тропе, созданной на участке детского сада.

  В процессе исследования установлено, что создания экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях: наличии естественного ландшафта; организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной; создании условий для экологического образования воспитателей и родителей.

  Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада, разработки маршрута, подготовки стендов и указателей. В итоге оформляется обязательный документ – паспорт, где указываются местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута.

  Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию, позволяет более продуктивно использовать обычные  прогулки с детьми для экологических занятий и мероприятий.

  В течении пяти лет лет в МАДОУ ЦРР д/с «Айыукай» г.Баймак проводятся исследования, предметом которого стали занятия в форме прогулок и экскурсий в условиях экологической тропы. Его цель – определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропы на территории дошкольного учреждения и доказать эффективность ее использования для изучения природы родного края, формирования экологической культуры и экологического сознания детей. Экологическая тропа заочно знакомит детей с природными объектами своего края, т.к. в своем возрасте совершать экскурсии по этим местам они еще не могут. Посещая занятия на экологической тропе, у детей пробуждается любовь к своей земле, уважение к прошлому своего района, воспитывается чувство гордости, ответственности за будущее своей малой родины.

  Уникальным местом в Баймакском районе является памятник природы водопад «Гадельша». На нашей экологической тропе искусственно созданный макет водопада дополнен фигурами животных, обитающих в наших лесах ( бурый медведь, косуля, белка, лисица), разнообразными травянистыми растениями . Детям

нравятся дидактические игры «Животные нашего края», «Любимые растения», «Кто где живет», «Птицы рядом с нами» и т.д. Викторина «Мой край», загадки о животных и растениях вызывает у детей живой интерес к познанию мира природы. Экологические проекты «Лошади Зауралья», «Где растет ковыль», «Национальный напиток кумыс»  по своему смыслу привязаны к природному объекту «Гадельша». Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, осознать, что в природе все взаимосвязано. В процессе работы у детей развивается любознательность, наблюдательность, общительность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.

  Уголок леса, как островок нетронутый природы, где произрастают береза, сосна, вяз, рябина, черемуха позволяет познакомиться с деревьями, произрастающими в нашем районе (для более углубленного изучения деревьев родного края нами был проведен проект «Зеленое ожерелье Баймака»). Он служит местообитанием большого количества трав, насекомых и птиц. «Зеленый класс» где дети упражняются в правилах поведения в природе, знакомятся с картой и компасом. Беседа «Мы идем в поход», дидактическая игра «Угадай правило» формирует начало экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, приобретают навыки практических действий по охране природы. В течении лета дети с интересом участвовали в проекте «В краю дремучих трав», результатом которого стали альбом рисунков «Божья коровка и ее друзья» и мини-спектакль «Не обижайте муравья». Зимой дети принимали активное участие в экологической акции «Помоги пернатым». Совместно с родителями были изготовлены и развешаны кормушки, что позволило провести наблюдения и, узнать какие птицы зимуют в нашем районе, познакомится с их повадками и образом жизни. Важным аспектом этой работы явилось то, что детям приходит понимание необходимости зимней подкормки, что человек подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели. Дети с удовольствием рисовали птиц, изготовили листовки. Вся эта работа послужила началу составления атласа «Птицы – наши друзья».

  Станция «Зеленая аптека» создана с целью приобретения знаний лекарственных трав; расширения знаний о пользе и применении лекарственных растений; закрепления правил поведения при сборе лекарственных трав. На этой станции можно круглый год наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений, собирать гербарий, трудиться. На занятиях дети узнают, как население нашего района использовало лекарственные растения в старину и как применяют в наше время. Беседа «Добрая трава материнка» познакомила детей с одним из популярных в нашей местности лекарственным растением – душицей обыкновенной. Почему в нашем районе эта трава имеет народное название – матрешка? Каждый ребенок мог высказать свою точку зрения. Рассмотрели гербарий, сделали зарисовки. Всем очень понравился чай с душицей. Подготовили семена, чтобы  весной произвести посев.           В подготовительной группе имеется фитобар, где используются травы, выращенные

на участке детского сада. Дети осваивают технологию заваривания целебного чая, имеют возможность оценить его вкусовые качества.

 Станции «Огород» и «Цветники» вызывают живой интерес, позволяют получать эстетическое наслаждение, любование объектами живой природы. Здесь можно вести наблюдения, изучать, трудиться и видеть результаты своего труда. Посильный труд можно превратить в игру. Познавательные игры «Для чего цветам вода?», «Где растут сорняки» сочетают в себе обучающую и практическую сторону. В течение лета ведутся наблюдения: «Сколько живет цветок», «Подсолнух – любимец солнца» и т.д. Осенью дети с интересом играют в дидактические игры: «Вершки и корешки», «Как на нашей грядке выросли загадки», «Приготовим мы салат» и т.п. Дети подготовительной группы помогали собирать урожай помидоров и принимали участие в сборе семян цветочно-декоративных культур. Наблюдая за ростом и развитием культурных растений детям даются знания о том, что большая часть людей нашего района занимается сельским хозяйством. Беседа «Как хлеб приходит к нам на стол» в полной мере раскрывает труд хлебороба, создает мотивацию уважения людей труда, наших земляков.

  Метеостанция служит маленькой лабораторией под открытым небом. Дети знакомятся с такими природными явлениями как ветер, дождь, снег, иней и т.п. Используя простейшее оборудование, дети учатся определять количество выпавших осадков, направление ветра, температуру воздуха. Все эти знания помогают вести дневник наблюдения за природой и погодой. Дети старшего дошкольного возраста  уже могут характеризовать климат своей местности, определять времена года. Для закрепления такого рода знаний проводятся различные экологические праздники: «Масленица», «День птиц», «Кукушкин чай», «Проказы зимушки-зимы», «В гостях у тетушки Погодушки». Все эти мероприятия тесно связаны с обычаями и традициями нашего народа.

  Одним из любимых объектов экологической тропы является ель обыкновенная, которая была посажена в 1980 году, в год открытия детского сада. «Елочка – зеленая иголочка» каждый день приветствует детей у центрального входа. Часто у детей возникали вопросы, где еще растут такие деревья? Изучив литературу, вместе с детьми на карте Баймакского района отметили места произрастания ели. Стало традицией в канун нового года устраивать мероприятие «Птичья елка», украшая зеленую красавицу кормушками и угощениями для птиц. Детьми подготовительной группы были изготовлены листовки «Живи, елочка!» для защиты хвойных деревьев от вырубки.

  Таким образом, совершая экскурсии по экологической тропе, дети в игровой форме знакомятся с окружающим миром, расширяют представления о животных и растениях, формируется представление о том, что природу нужно беречь.

  Опыт нашей работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви  к природе родного края и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Мы уверены, что наши воспитанники сохранят и преумножат природные богатства своего края.

               

               Солнце в ладошке, тень на дорожке,

               Крик петушиный, мурлыканье кошки,

               Птица на ветке, цветок у тропинки,

               Пчела на цветке, муравей на травинке.

               И рядышком жук – весь покрытый загаром.

               И все это – мне, и все это – даром!

               Вот так – ни за что, лишь бы жил я и жил,

               Любил этот мир и другим сохранил…

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...

Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"

Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...

Формирование интереса к изучению родного края средствами учебных предметов (ино яз) и внеурочной деятельности.

Мир вокруг нас. Организация внеурочной деятельности обучающихся в 6-9 классах....

"Создание экологической тропы"

Статья "Практика создания экологической тропы"совместно с ученицами 11 а класса Абрамовой Баярмой и Гатаповой Александрой . Виды экологических троп и из опыта создания экотропы от школы...

Методические рекомендации по созданию экологической тропы

Материал содержит информацию по созданию экологической тропы в условиях города...