"Создание экологической тропы"
статья по биологии на тему

Леонтьева Инна Михайловна

Статья "Практика создания экологической тропы"совместно с ученицами 11 а класса Абрамовой Баярмой и Гатаповой Александрой . 

Виды экологических троп и из опыта создания экотропы от школы №47 до п Энергетик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практика создания экотропы23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Баярма и Гатапова Саша

МАОУ СОШ 11 класс

г. Улан-Удэ

Рук. Леонтьева И.М.

«Практика создания экологической тропы»

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Экологическая тропа - специально  оборудованная  в образовательных целях природная территория,  на  которой  создаются  условия для выполнения системы заданий,  организующих  и  направляющих  деятельность учащихся в природе. В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Вопросы охраны  окружающей среды и поддержания ее качества на определенном уровне – одни из самых актуальных в современном мире. Экологическая тропа, которую мы начали создавать, дает поистине неограниченные возможности для учебной деятельности. Она позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, художественно-литературное творчество, общение, экологически грамотное поведение.

Цель работы: создание экологической тропы как один из ресурсов экологического образования.

Первая экологическая тропа была организована в национальном парке на востоке США. В России впервые пешеходная тропа появилась в 1916 году. По указанию князя Л.С.Голицына ее вырубили в Крымских скалах, в 7 километрах от СудакаШирокое  распространение учебных и учебно-познавательных  троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны  природы - первое студенческое природоохранное объединение  в  нашей  стране, образованное 13 марта, 1958 года  под руководством Я. X. Эйларта - специалиста по вопросам  теории  и  практики охраны природы, в частности создания учебных троп.

Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными.  Можно  различать  тропы  по  трудности  прохождения и по сложности предлагаемой информации. Большая часть  троп  в  настоящее  время сформировалась,  как  туристские маршруты выходного  дня и достаточно  насыщена экологической  информацией (щитами,  указателями,  специальными  буклетами). Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно - познавательные,   познавательно-туристические и учебные экологические тропы.

 Работа по созданию нашей экологической тропы началась в 2015 году с образования инициативной группы после участия в Форуме лидеров экологического движения. Работая над проектом «Сохраним леса» мы решили сделать реальную работу по восстановлению лесного массива от 44 квартала в сторону поселка Энергетик, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.  

Для обоснования необходимости разработки экологической тропы был проведен анкетный опрос учащихся и родителей. В анкетировании приняло участие 27 учащихся 10 «а» класса. Результаты анкетирования:

Все респонденты (100%) ответили:

- они хотели бы жить в благоприятной экологической обстановке;

- они считают, что любовь к природе, бережное отношение к ней необходимо воспитывать с детства;

42,7% ответили отрицательно на вопрос «Знаете ли Вы, что такое экологическая тропа?».

Результаты анкетирования убедили нас в целесообразности организации экологической тропы рядом со школой.

Паспорт учебной экологической тропы.

Местонахождение:  от школы 47 в лесной массив, в сторону поселка Энергетик. Мы занимаемся ориентированием и часто в этом массиве проводились соревнования, нами  было замечено ухудшение лесной среды. 

               Совместно с волонтерами нашей школы мы решили создать экологическую тропу, где сами  школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция. Вначале нам нужно было очистить часть леса, благоустроить места стоянок, разместить экологические  таблички. Весной прошлого года  мы провели несколько субботников по очистке территории. Так же в состав подготовительных и санитарно-оздоровительных мероприятий по устройству тропы входит расчистка трассы, выполаживание бугров, засыпка ям, уборка сухостойных и усыхающих деревьев, деревьев-«угроз», уход за подростом и подлеском вдоль трассы. 

Маршрут осуществляется пешком (1,5-2 км), время прохождения (60-90 мин.)

В процессе работы обнаружены главные источники загрязнения экологической тропы:

1. Выбросы котельной ТЭЦ – 2 при сжигании топлива.

2. Автомобильные выбросы.

3. Бытовой мусор.

 В настоящее время созданы инициативные группы, которые занимаются изготовлением информационного материала (указатели, плакаты,  экологические знаки и др.), проектированием маршрута. Мы предлагаем ряд мероприятий, направленных на сохранение лесной среды.

  1. Привлечение ресурсосберегающих и безотходных технологий.
  2. Озеленение территории.
  3. Вести просветительскую и природоохранную работу среди населения через беседы, развешивание листовок, плакатов. Беседы по классам, проведение экологических вечеров.

Создание экологической тропы стало для нас увлекательным  и познавательным процессом. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых главные задач нашего времени – бережное отношение человека к природе.

Список литературы и интернет - ресурсов

  1. Иванова Т.,Экологическое образование и воспитание в начальной школе, 2003, с. 56.
  2. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2005. – 114 с
  3. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. Ж-л «Биология в школе» №6, 2000
  4. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»

Урок мастер- класса на тему:«Создание маршрута экологической тропы в курортной зонеАбзелиловского района Республики Башкортостан» Для учителей биологии, географии, химии средних и основных ...

Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...

Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»

Данная исследовательская работа отражает поэтапное изучение главных достопримечательностей села, которые требуют  экологического внимания...

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения....

Методические рекомендации по созданию экологической тропы

Материал содержит информацию по созданию экологической тропы в условиях города...

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской области

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской областиШигабутдинова ОльгаРоссийская Федерация, Челябинской области, г. ТроицкМуниципальное бюджетное обра...