Экологическая тропа как учебный кабинет в природе. Создание экотропы в п. Усть-Баргузин.
материал по теме

Фёдорова Екатерина Николаевна

Проект создания экологической тропы в п. Усть-Баргузин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc58.5 КБ
Office presentation icon kopiya_proekt_po_trope.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа

им. К.М. Шелковникова»

Социально-экологический проект:

 Экологическая тропа как учебный кабинет в природе

Руководители:

Скосырская О.А., Забайкальский Национальный Парк

Фёдорова Е.Н. Усть-Баргузинская СОШ

п. Усть-Баргузин

2010 г.

Экологическая тропа как учебный кабинет в природе

Введение. История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы.  

Учебная экологическая тропа - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Экологическая тропа – это обустроенные прогулочно - познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды, т.е. это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Поэтому неслучайно родилась идея создания школьной экологической тропы у сотрудников школы и ЗНП.  

Актуальность проекта состоит в том, что он способствует воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе. Экологическая тропа рассчитана на педагогов, воспитателей, студентов и учащихся нашей школы. Педагоги, воспитатели на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Студенты и учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. Важность тропы для общества достаточно велика. Природа привлекает туристов, они часто посещают поселок Усть-Баргузин, но на сегодняшний день у нас нет объектов показа, которые были бы доступны в ближайшем окружении поселка, а наша тропа соответствует этому требованию.  Учащиеся школы, техникума и жители посёлка смогут извлечь некоторые навыки по работе на экотропе.

Экологическая тропа – это “ учебно-экспереминтальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп.

Цель: создать  познавательно-экологическую тропу как средство экологического образования учащихся школы и техникума, туристов, взрослого населения поселка

Задачи. Нами поставлены следующие задачи:

  1. Выбрать маршрут,

2.Определить стоянки

3.Определить видовой состав растений и животных по литературным данным

4. Оформить экотропу

5.Разработать экскурсии

6. Провести анализ состояния (почвы, воды, воздуха, снега)

7. В процессе исследований проводить системные наблюдения, сбор информации, делать описания объектов деятельности, апробировать новые технологии, методики, создавать собственные исследования

8. На основе полученных данных подготовить материалы для проведения экскурсий, доклады на конференции, творческие работы на конкурсы

Методы

При выполнении работы необходимо использовать следующие методы:

  1. Визуальных наблюдений;
  2. Сравнительно – географический;
  3. Картографический
  4. Экспериментальный;
  5. Метод геоботанических описаний;
  6. Исторический
  7. Практический

Этапы выполнения проекта. В реализации нашего проекта мы выделили следующие этапы:

Этапы выполнения проекта

Сроки

  1. Подготовительный  

сентябрь 2009- май 2010

  1. Экспериментальный

июнь - октябрь 2010

  1. Камеральный

октябрь – ноябрь 2010

  1. Аналитический

ноябрь 2010

  1. Отчётный

декабрь 2010

  1. Информационный

январь – май 2011

  1. Практический

с сентября 2010

Сейчас выполнение нашего проекта находится на первом этапе. В его реализации мы выполняли следующие работы:

  1. Выбор маршрута. Для выбора маршрута мы сходили на экскурсию, осмотрели местность. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали основные условия, как:
  1. доступность маршрута для посещения учащимися  - близость к школе
  2. посещаемость маршрута тропы местным населением, отдыхающими;
  3. эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

Затем мы изучили  растительность места расположения тропы, используя таксационные описания. Составили карту-схему тропы в границах квартала.

  1. Описание тропы.

Экологическая тропа представляет собой трассу протяжённостью примерно 2 км. В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Мы определили на тропе следующие стоянки:

Станция №1  Поляна рядом с лесом, где можно построить скворечник, кормушку, остановится на привал

Станция №2 Сосновый лес

Станция №3 Лиственница

Станция №4 Болото

Станция №5 Антропогенное воздействие (аэропорт, минеральные полосы)

Станция №6 Горелый лес

Станция №7 Лишайники

Станция №8 Ягодные кустарнички

Станция №9 Свалка

  1. Сбор информации для стоянок.

Группа, работающая над проектом довольно большая, поэтому мы разделили сбор материала по мини – группам. Например, наши темы это – «Млекопитающие», «Птицы», «Почвы», «Лишайники», «Травянистые растения», «Древесная растительность» и другие.

Одновременно, мы просматриваем материалы по оформлению тропы. Оборудование экотропы необходимо начинать с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности. Предварительно обследовав маршрут тропы, выявить места установки информационных досок, экологических знаков и указателей. Для оформления тропы необходимо установить информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Предполагаем использовать следующие типы информационных текстов и знаков:

  1. общий указатель и схема тропы;
  2. правила поведения на природе;
  3. лозунги и призывы;
  4. сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  5. поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  6. экологические дорожные знаки и указатели.

Выводы:

Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»

Урок мастер- класса на тему:«Создание маршрута экологической тропы в курортной зонеАбзелиловского района Республики Башкортостан» Для учителей биологии, географии, химии средних и основных ...

Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»

Данная исследовательская работа отражает поэтапное изучение главных достопримечательностей села, которые требуют  экологического внимания...

Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»

Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

«Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях »

Воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры, через включение их в разработку и обустройство экологической тропы Шургы...