Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»
проект по географии на тему

Латина     Ольга Прокофьевна

Данная исследовательская работа отражает поэтапное изучение главных достопримечательностей села, которые требуют  экологического внимания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме: « Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»

Проведена учитель географии высшей категории

                                        МБОУ «СОШ №10» с. Бурлацкое

Благодарненского района

Ставропольского края

Латиной Ольгой Прокофьевной

1. Введение

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, географии,биологии и других наук. Какие условия нужно создать, какие приемы использовать, чтобы каждый ученик почувствовал себя ответственным за охрану окружающей среды? Деятельность (участие в чем-либо) рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием, самостоятельно и добровольно, что приводит к общению – передаче другому того, что найдено, понятно, сделано самим. Общение - главный способ познания в подростковом возрасте. Дальше – творческая деятельность. Задача учителя помочь ученику определиться, найти себя. Сделать успешно это можно, только если сформированы особые отношения учителя и ученика, в основе которых совместный труд, общие интересы.

Экологическая тропа это  тот самый объект, который  позволяет ученикам проявлять своё творчество, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений. Основные цели, которые преследует экологическая тропа:

  1. Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.
  2. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, глубже ознакомиться с жизнью растений и животных, биологическими основами их существования.
  3. Изучать на конкретном примере особенности учебного участка как экосистемы, выявлять взаимосвязи компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному существованию с природой.
  4. Способствовать развитию творческого мышления, самостоятельно выполнять систематические наблюдения, анализ изучаемых объектов, делать обобщения и выводы.
  5.  Определить пути и меры охраны природных уголков своей родины с позиции личного участия каждого школьника и улучшения экологической ситуации села
  6.  Привлечь внимание учащихся школы, жителей села и администрации к  разрешению выявленных экологических проблем

К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого и стать снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания. Конечной целью является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, а формирование экологического сознания и гражданской позиции. А это значит, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный характер.

2.Географическая характеристика с.Бурлацкое

Село Бурлацкое Благодарненского района тянется на пять километров между рекой Мокрая Буйвола и краевой трассой Ставрополь – Буденновск, находится от районного центра на расстоянии 17 км. Село расположено на Терско-Кумской низменности и имеет абсолютную высоту 134 метра над уровнем моря. Эта территория с полого-холмистым рельефом: с южной и северной стороны село защищено пологими холмами, на Востоке на расстоянии в 1 км возвышается «каменный» холм, из которого жители добывают известняк-ракушечник. Географические координаты села Бурлацкое: 45°04'с.ш 43°39'в.д.

Бурлацкое находится на юге умеренно-континентальной области умеренного климатического пояса , и в климате ощущаются как европейские, так и азиатские влияния. 
Потому климат засушливый, с умеренно жаркий, отнесен ко второй почвенно-климатической зоне Ставрополья. По условиям влагообеспеченности село относится к 3-му агроклиматическому району с гидротермическим коэффициентом 0,7 – 0,8. 
Осадков выпадает 350 – 420 мм в год. В среднем в году 66 дней сильно засушливые, а 115 – с достаточным увлажнением.
Среднегодовая температура составляет +9,5 градуса по Цельсию. 
Зима мягкая, среднемесячная температура в январе (- 4,5 градуса). Нижняя отметка температуры воздуха – 32 – 34°. 
Лето длинное, жаркое, среднемесячная температура в июле (до + 24 градусов). 
Величина испаряемости превышает годовое количество осадков, что связано с относительно высокой температурой воздуха, а также частыми восточными ветрами-суховеями. 
Среднее количество дней с ветром более 15 метров в секунду – 29, с туманами – 54. 
Длительный вегетационный период, который протекает с 18 апреля по 16 октября, умеренно мягкая зима и теплое лето позволяют выращивать все основные сельскохозяйственные культуры. 
Максимально возможный урожай, – при оптимальном режиме, удачных агрометеорологические условиях, высоких уровнях плодородия почвы и культуры земледелия, – озимой пшеницы – до 68 центнеров зерна с гектара, кукурузы на зерно – более 70 ц/га. 
Почвы на территории села, в основном, темно-каштановые, они подвержены как ветровой, так водной эрозиям, особенно на крутых склонах многочисленных балок.
По характеру растительности территория Бурлацкого относится к
разнотравно-дерновинно-злаковой степи. 

Наше село основано 07 октября 1836 года, сюда прибыло  30 семей переселенцев из села Митрофановского Воронежской губернии, которые стали называть хутор Новомитрофановским. В последующие годы продолжали пребывать  переселенцы из Воронежской и Харьковской губерний.  С получением надельной земли (1938 г) хутор стал именоваться селом Бурлацким от одноимённого яра, находящегося вблизи. По преданию, бурлаки, бежавшие с Волги, скрывались в этом яру.

Интересна и многогранна как история, так и география нашего села, чтобы её знать, нужно глубоко её изучить, сохранять и пропагандировать среди местных жителей разного поколения, этим  и занялись учащиеся нашей школы, преследуя цель создать экологическую тропу в окрестностях с.Бурлацкое

3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

1.Организация мероприятий для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, природопользования.

2.Создание условий для воспитания экологической культуры и грамотности поведения человека в окружающей среде.

3.Знакомство с местными природными объектами, антропогенными объектами и  воздействием на них человека.

4.Овладение учащимися частью знаний о видах, находящихся под охраной, занесённых в Красную книгу Ставропольского края.

Методы исследования:

-  работа с научной литературой, определителями, справочниками, статьями;

-обсуждение и создание маршрута движения к выбранным остановкам экологической тропы;

-  сбор первичного материала, его обработка и оформление, наблюдение;

-   фотографирование, описание;

 -  беседа с местными жителями и школьниками.

4.Описание учебной экологической тропы.

А)Этапы работы по созданию учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое

1этап-изучение научной литературы, беседа состарожителями, географической карты, картосхемы села с целью определения главных значимых объектов, которые в дальнейшем составят основу  учебной экологической тропы (приложение 1)

2этап- составление маршрута движения по экологической тропе в окрестностях с.Бурлацкое (Приложение 2)

3 этап-учебная экскурсия по выбранному маршруту с целью изучения обозначенных  природных и антропогенных объектов (Приложение 3АБ)

4 этап-описание исследуемых объектов, используя научную литературу, информацию, накопленную во время  учебной экскурсии.

5 этап-оформление исследовательской работы, с целью ознакомления с нею школьников и других жителей села

Б) Описание экологических объектов, обозначенных в экологической тропе

1 Стоянка Школьный двор

Наша школа была построена в 1967 году. На начала её деятельности вокруг школы не было ни кустарника, ни деревца. И школьный коллектив, состоящий из  учителей и учеников, стал планировать и создавать дизайнерские ландшафты  в школьной дворе площадью в 500 м².

В2001 году к «старой» школе пристроили «новую», увеличилась и площадь школьного двора до1325м². Со дня открытия школы в нашем селе прошло 48 лет! За это время школьный двор преобразился до неузнаваемости: есть две спортивные площадки, учебно-опытный участок, сад, отдел цветочно-декоративных культур, две детские игровые площадки.

Особого внимания заслуживает отдел цветочно-декоративных культур . Восточная часть школьного двора оформлена хвойными деревьями: сосна, туя, применялись элементы декора. Перед фасадом нового здания школы оформлены клумбы с преобладанием розовых кустов. В районе  расположения деревьев посажены теневыносливые растения, создающие свежесть, зелень в нижнем ярусе растительности.Школьный двор видоизменяется регулярно: инициативная группа,  состоящая из учителей и учеников, вносят всё новые и новые идеи по облагораживанию двора. Вот и этой весной вновь изыскали место для новой клумбы, а лужайку между деревьями украсили своеобразной клумбой. Наш школьный двор всегда чистый уютный благодаря старанию школьников, ведь каждый участок  закрепленный за определенным классом, убирается каждую пятницу, а летом все ребята работают на пришкольном  участке .

Таким образом, школьный двор образцовый антропогенный природный комплекс многофункционального значения: эстетического, экологического, учебного, рекреационного значения.

2 стоянка Анпропогенный парк  Сельский парк, расположенный в южной части села, созданный сельской администрации с целью облагораживания участка, на котором расположено 2 памятника: Памятник механизаторам колхоза «Волна революции», проложившим первую борозду и памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945 гг.

 Кроме того, парк является санитарной зоной , преграждая проникновению выхлопных газов автомобилей, густота которых достаточно высока на  краевой трассе Ставрополь- Буденновск, расположенной сразу за парком.

В процессе экскурсии наше исследование позволило сделать следующие выводы: Парк представлен трех ярусной растительностью: деревья-вяз и акация; кустарники- шиповник и бирючина; травы-естественно-природные виды степной растительности: чистяк весенний, фиалка лесная, птицемлечник дуговидный, гусиный луг желтый, пырей ползучий, овсяница, ежа сборная, полынь горькая, лебеда и другие. Данный парк важен для местных птиц, которые создают свои гнёзда каждую весну. Сельские жители регулярно производят уборку парка, школьники белят деревья. Но, к сожалению, сельский парк требует особого внимания: несознательные жители села, бывая на отдыхе, оставляют после себя мусор, разрушают памятники- достояние сельчан. Потому, школьники-экологи, данный объект взяли под контроль

3 стоянка Река Мокрая Буйвола

До экскурсии школьники изучая географический материал, анализируя карту Ставропольского края, смогли дать характеристику реке, протекающей по нашей местности: Река Мокрая Буйвола течёт в восточной части  Ставропольского края, пересекая с запада на восток  Благодарненский  район. В селе Бурлацкое река расположена с северной его части. Река берёт начало в Прикалаусских высотах и впадает в  реку Кума.

Для её образования были все предпосылки: природное углубление в пределах Терско-Кумской низменности, уклон низменности с северо-запада к юго-востоку, к поверхности земли, близко располагались подземные воды, которые были главным источником питания реки, в весенне-осенний период регулярно выпадали  дожди, в весенний период талые воды, пополняли  русло реки .

Изучение реки на местности позволило сделать следующие выводы:

Река очень грязная, много ила, хозяйственного и строительного мусора. Разглядывая воду, во многих местах нельзя увидеть признаков жизни, и всё из-за того, что люди сами не замечают, как загрязняют реку. На территории реки в некоторых местах начинается заболачивание, растут камыши в больших количествах, возле реки люди высыпают мусор, выпускают домашний скот на реку. «Мокрая Буйвола» используется для купания, ловли рыбы, полива сельхозугодий. Река очень загрязнены, вода мутная, глубина 20 см. – 2 м., ширина 5-7 м.течение  спокойное Река течет на восток, левый берег реки  пологий, правый крутой.

Горные породы правого обнажённого берега  реки: почва 15-30 см., песок 15-50 см. глина 150 см. известняк -ракушечный 250 см.

Охрана реки: река не охраняется, поэтому находится в таком плачевном состоянии.

В нашей реке водится большое разнообразие рыб: окунь, карась, сазан, карп, лещ, краснопёрка, судак, донный бычок, раки толстолобик.

Экскурсия  к реке позволила сделать следующие выводы: Река Мокрая Буйвола требует защиты от необдуманных действиях человека, иначе наша река может превратиться в болото.

Следуя к следующей стоянке, мы обнаружили сохранившийся колодец, который был главный источником воды для первых жителей села ещё в 1836-1840 годах, потому в дальнейшей своей работе мы  определим и новую стоянку у первого колодца жителей села

4 стоянка. Плотина на реке Мокрая Буйвола

Изучая предварительно соответствующую литературу, мы нашли следующую информацию о создании плотины.

  1. Год строительства 2009-2011 год.
  2. Затраты на строительство-27,63 мил.
  3. Монтажные работы выполнил ДОАО «ПМК 38»
  4. На строительство плотины ушло около 2 лет.

Изучая географию мы знаем о значимости плотины, в данном случае она позволяет регулировать уровень воды в реке в случае мощных паводков или половодий.

5 стоянка Яр «Слава труду»

Данный объект имеет историческое, геологическое, культурно-познавательное значение.

Историческое: Наше село носит название, связанное с яром ( по приданию в этом яру скрывались от властей  «бурлаки»( беглые воры, бродяги).

Геологическое: Строение склонов яра представлено преимущественно известняком-ракушечником, в чём кроется его геологическая история. Наша территория расположена на молодой Скифской плите, фундамент которой сформировался в палеозое (3800 млн. лет назад),это были складчатые хребты, в конце палеозоя, которые были разрушены и превратились в равнину. В мезозое (3500 млн лет назад), они опускались и заливались морями, на дне которых откладывались толщи песка, глины, известняка ( на территории нашего края находилось Сарматское море). В кайнозое наша территория была подвергнута очередному поднятию, море отступило, образовалась Терско-Кумская низменность осадочный чехол которой представлен известняком-ракушечником, глинами и песками. Мощность известняков на территории восточного холма (сейчас нам карьер по добыче известняка- ракушечника) и в частности яра составляет 40 метров, что свидетельствует о длительном господстве моря на нашей территории.

Культурно-познавательное:Особенности яра в том, что он делится на три разных яра, которые сами по себе разнообразны и причудливы своей красотой и естественностью. Их изящество придают таинственность их виду, а также оттуда прекрасный вид. И ещё эта территория служит пастбищем для крупнорогатого  скота, который приводят люди для  выгула. Обнажения горных пород яра  - природного происхождения. Природные обнажения произведены горными  хребтами и их осыпанием рыхлых пород под действием силы тяжести. Обнажения горных пород представлены известняками-ракушечниками.  Почва большею частью песчаная, с содержанием в некоторых местах глины, чернозема и извести; слой почвы простирается на 1/2 аршина в глубину; в некоторых местах имеется примесь мергеля и мелкого камня, а в местности  почва солончаковая.На данной территории сформировались мини-пещеры. Их образование связанно с тем, что в скалистой части яра есть подземные воды которые со временем вымыли растворимые накопления образовывая мини – пещеры.

Разнообразен и видовой  состав животного и растительного мира.

 Флора: травянистая равнина с редко встречающимися невысокими кустарниками. Одной из причин безлесья считается засоленность почвы, которая связана с недостаточным количеством осадков.

Фауна:  Из млекопитающих – зайцы, лисы, полевки.

Из птиц – вороны, воробьи, сороки, удоды,

        Из пресмыкающихся – ящерицы, ужи, степные гадюки. Мир беспозвоночных чрезвычайно разнообразен: многочисленные виды прямокрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, чешуекрылых насекомых, паукообразных, кольчатых червей, моллюсков и др.

Таким образом, яр «Слава труду» для нас является памятником природы местного значения, но, к сожалению,  яр нуждается в охране.    Местные жители, посещая  яр, часто оставляют после себя мусор, используют его как пастбище для скота. И самое трагичное то , что на территории яра «слава Труду», ведутся работы по расширению карьера, что приводит к неблагоприятным последствиям.

5.Выводы 

 Обсудив результаты исследовательской работы на объектах экологической тропы окрестностей села Бурлацкое, мы пришли к выводу:

- нами правильно определены цели и задачи экологической тропы;

- учебная экологическая тропа рассчитана на все категории посетителей: младших и старших школьников, взрослых;

- удачно выбран маршрут, он доступен для его прохождения, интересен, познавателен;

- интересны исследуемые объекты стоянок, они знакомят с природой, растениями и животными нашей местности, занесёнными в Красную книгу, нуждающихся в охране;

- объекты интересны не только с точки познания, но являются местом экологического, нравственного воспитания, практического воплощения идей охраны природы, заботливого к ней отношения.

Предложения:

Мы решили продолжить исследования на природных объектах экологической тропы с целью пропаганды изучения и сохранения природного наследия своей малой родины.

Работа на тропе планируется нами по следующим направлениям:

– просветительская работа с местным населением и с отдыхающими;

– обучающие экскурсии для учащихся младших и средних классов ;

– исследовательская работа школьников, локальный мониторинг на тропе и мониторинговой площадке, примыкающей к ней;

 - установление информационных щитов  на стоянках тропы.

6.Список используемой литературы:

1.Н.И.Бутенко, В.В. Савельева, В.А.Шальнев «География Ставропольского края» , Ставрополь 2002

2.А.Твалчрелидзе «Ставропольская геберния»,Издательство «Кавказская библиотека», 1978

3.А.Нестеренко, В.Забелин, В Сердюков «Благодарненский район»

4.И.И.Баринова «География. Природа России» 8 класс , Издательство «Дрофа» 2001

                                                Приложения

№1

Карта-схема учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое

№2 Маршрут движения по  учебной экологической тропе в окрестности                        с.Бурлацкое                                                                                                                  плотина                                                                                                                                                                

 С

 Ю

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»

Урок мастер- класса на тему:«Создание маршрута экологической тропы в курортной зонеАбзелиловского района Республики Башкортостан» Для учителей биологии, географии, химии средних и основных ...

Учебная экологическая тропа

Из-за потребительского отношения к природе она  сегодня находится на грани исчезновения, и  перед   человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...

Учебная экологическая тропа

Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...

Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22

Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.Ребята всех возрастов л...

Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»

Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...