Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»
методическая разработка по биологии (5, 6 класс) на тему

Смирнова Евгения Павловна

Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.

Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

  Экологическая тропа создаётся учителями прежде всего для детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОМНИТЕ  ВСЕГДА:

ПРИРОДА  УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.

                                                                 ЛЮБИТЕ  ЕЁ И БЕРЕГИТЕ!

Проект «История озеленения пришкольной территории  

переходящая в создание учебной экологической тропы»

Выполнили:

Учителя МО естественных наук и технологии

ГБОУ гимназия №ХХ

История озеленения территории, прилегающей к ГБОУ гимназия №446

Школа № ХХ Колпинского района Санкт-Петербурга была открыта как восьмилетняя в 1978 году. По  воспоминаниям учителей, территория, на которой была построена школа, была раньше болотом, которое осушили, после стройки в земле был зарыт строительный мусор. Здание восьмилетки строители возводили и сдавали «ударными»  темпами. Коллективу работников и учащимся предстояла трудная работа по благоустройству территории. В лесу ученики вместе с учителями выкапывали молодые деревца березы, ивы, рябины, черемухи и др. С дачных участков привозили кусты сирени, шиповника, снежноягодника, пузыреплодника, лапчатника, жимолости, боярышника, кизильника. Общими усилиями пришкольная территория была приведена в порядок и были посажены деревья и кустарники. Большой вклад в благоустройство участка внесли директор школы Михайлова А.Н, завуч Калугина В.М., учитель биологии Колтушкина Е.И., учителя Потаскуева Н.И, Читалова Л.И., Ластовка Т.С. и многие другие неравнодушные люди. Почти все, что было высажено в то время, сохранилось в настоящее время. В 1992 году были закуплены саженцы спиреи иволистной и посажены с разных сторон  здания компактными группами. Близость жилых домов, большая рекреационная нагрузка, уплотнение почвы, выгул собак, конечно, негативно влияют на зеленые насаждения, но все они живы. Кустарники регулярно подстригали в течение многих лет, вокруг деревьев рыхлили почву. На клумбах сажали красиво цветущие летники. По программе в курсе биологии запланированы экскурсии в природу весной, зимой и осенью. Поблизости нет парков или скверов, поэтому учителя биологии проводят эти экскурсии по пришкольному участку. Ученики начальной школы постоянно гуляют на территории и их учителя также проводят ознакомление с древесно-кустарниковыми насаждениями. Учителя биологии Смирнова Е.П. и Корягина О.А. в 2004 году разработали учебную экологическую тропу «Удивительное рядом», по которой регулярно совершают экскурсии с учениками 5 и 6 классов. В начале тропы есть  информационный стенд, где показан маршрут передвижения, здесь посетители  знакомятся с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа, рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

Введение

Учебная экологическая тропа  разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.

Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

  Экологическая тропа создаётся учителями прежде всего для детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

  Организация тропы силами школьников даёт педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных  предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь  интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убеждённость, которая  опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатывается  навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

  Учебная тропа создаётся детьми для самих же детей, но полной жизнью она живёт только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители.

  Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественному полезному труду и бережному отношению к общественному достоянию.

  Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда, и для выступлений.

  Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.

 

Создание учебной экологической тропы

Опыт по организации создания экологических троп показывает, что работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в такой последовательности.

  Первый этап – подготовительный.

  Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников учителя - куратора. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объёма работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу всё большее число школьников. С помощью учителя – куратора все желающие разбиваются на группы, исходя из интересов и возможностей учащихся.

  Приведём примерное содержание работы по созданию учебной экологической тропы.

  Первая группа ребят – поисковая – в составе 5-6 человек любителей и знатоков природы. Она занимается исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха. Эту работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, группа выполняет самостоятельно, но итоги обсуждаются совместно с учителем, который умело, разрешает споры и разногласия. Общим голосованием принимается проект тропы, после чего группа вычерчивает план-схему маршрута.

  Эта же группа вместе с учителем определяет объём содержания познавательных экскурсий, оставляющие его сюжеты.

  Первая группа  составляет перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определяет примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям, которые размещают на стендах и устанавливают вдоль маршрута. Эта работа может проводиться совместно с учителем географии, биологии, истории, литературы.

  Вторая группа – изготовители – делает стенды, дорожные знаки, информационные  доски. Работа может проводиться под руководством учителя технологии.

  Четвёртая группа – художники-оформители. Получая доски, стенды, знаки от  третьей группы, они их оформляют – выполняя рисунки, пишут тексты карандашом. Затем выжигают буквы, схемы, рисунки, орнамент.

  Так работа по оформлению тропы приобретает массовый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкают к деловому общению и взаимопомощи, приобретают умение распределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни могут быть постоянными спутниками работы.

Пятая группа – экскурсоводы. Это основные «действующие лица» экологической тропы с момента её открытия. Экскурсоводы подготавливаются из числа старшеклассников. Подготовка экскурсоводов играет большую роль  в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчёты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

  Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с  выходом на полностью оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные  проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

  Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль – процесс психологических напряжений. Индивидуальная работа учителя-куратора с каждым экскурсоводом сменяется работой со всей группой. Проводится пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята дают друг другу советы, создают проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.

  Задача учителя – научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но и рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода – школьника, но и вся его личность, его убеждённость, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Основные виды работ по созданию

учебной экологической тропы

Вид работы

Примечание

Составление  перечня экскурсионных объектов

Разработка проекта, изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски и опоры к ним, смотровые площадки, скамьи, питьевой источник и др.).

Подготовка экскурсоводов

Составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы

Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов

Используется слегка обработанный природный материал, камень, дерево (покрытое бесцветным лаком).

Написание реферата по каждому экскурсионному объекту. Разработка на основе реферата публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода

Разработка вариантов с учётом специфических интересов посетителей

 

Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоёв населения. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чём увлечённо и убедительно говорит подросток, воспринимается взрослым особенно остро. Посетители тропы задумываются о своём поведении в природном окружении, о том, всегда ли  они сами подают должный пример подрастающему поколению.

  Создание учебных экологических троп способствуют повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладеют умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

  На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждений личности, её мировоззрение.

  Работа на тропе помогает реализовать  связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьников трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

   Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизация отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

  Экологическая тропа – это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

  Живя в природе, мы учимся понимать её, стараемся разгадать её, хотя это даётся не очень просто, а самое главное – по-настоящему начинаешь любить её. Изучение природы, познание её тайн, это и есть  основа для охраны природы.

                                                                                   

Паспорт на учебную экологическую тропу

1.1. Местонахождение:

Санкт-Петербург, Колпино, Х проспект, дом Х, корпус Х, литера Х.

1.2. Исторические сведения

Школа № ХХ Колпинского района Санкт-Петербурга была открыта как восьмилетняя в1978 году, в 1991 г. реорганизована в среднюю школу. В 1991-1993 учебных годах школа работала в статусе экспериментальной площадки по отработке модели «Гимназия с углубленным изучением предметов гуманитарного и политехнического цикла». В 1994 году школа № ХХ получает статус «Гимназия». Озеленение территории вокруг здания и поддержание её в порядке было произведено силами учителей и учеников нескольких поколений.

1.3. Состояние тропы

Состояние удовлетворительное

1.4. Режим пользования

Это учебные экскурсии, исследования, отдых. Запрещается: выгул животных, загрязнение.

1.5. Необходимые мероприятия

Очистка территории от сушняка, систематизация  произрастающих деревьев, уборка листьев и мусора, рыхление почвы под посадками, обновление почвы путем добавления привозного грунта.

На тропе должны быть информационные листовки. Тексты написаны на бумаге и запечатанные в файлы, развешиваем на деревьях. В листовках могут содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания, стихи о природе, обращения по поводу охраны природы. Например:

Войди в природу другом! Не рви, не ломай насаждения. Не оставляй после себя мусор. 

На тропе обязательно размещают входной аншлаг, схему маршрутов и правила поведения.

И всё-таки наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, хочется напомнить народную мудрость; “Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню”. Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки названием экологических постов. Их расставляют перед экскурсией, а затем собирают.

В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой.

Цель исследования:

получить представление о наиболее широко распространённых видах деревьев, кустарников и травянистых растений, которые используются в озеленении нашей гимназии, и рассказать об особенностях их строения.

Задачи исследования:

  • научиться пользоваться определителем растений;
  • установить видовой состав древесно-кустарниковых пород, используемых для озеленения территории ГБОУ гимназии №446;
  • найти интересную информацию о растениях экологической тропы (загадки, поговорки, песни, легенды);
  • изучить взаимосвязь между историей гимназии и историей возникновения зеленых насаждений;
  • научиться проводить экскурсии по экологической тропе гимназии №446 и обеспечить связь с музеем педагогической памяти;
  • проведение практических занятий.

Станции маршрута учебной экологической тропы «Удивительное рядом»

На протяжении маршрута экологической тропы «Удивительное рядом» мы запланировали 5 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с  представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

1. «Березовая» 

2. «Кустарниковая»

3. «Сиреневая»

4. «Разнотравье»

5. «Дендрарий

6. «Музейная»

1. Станция  « Березовая»

Здесь можно познакомить учащихся с посадками березы, рассказать об истории этого уголка, который представлен 12 деревьями.  Весной необходимо  обратить внимание учащихся на  приспособленность берез к опылению ветром и важности их компактного произрастания. Можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых – главным образом, жуков и перепончатокрылых. Провести разговор о вреде уплотнения почвы под деревьями, если ходить не по дорожкам, а рядом с посадками. Можно загадать загадки и прочитать стихи о березе:

Почему у березы молодые листья клейкие?

(Смолистые вещества защищают листья от заморозков)

Какой сок собирают ранней весной в лесу? (Березовый)

Какое дерево является символом России? (Береза)

По всем сторонам славится

Русская красавица.

Белые одежки,

Золото – сережки,

С расплетенною косой,

Умывается росой.  (Береза)

2. Станция «Кустарниковая»

Внимание учащихся можно привлечь разными представителями кустарниковых пород, таких как, пузыреплодник калинолистный, , кизильник блестящий, карагана древовидная, снежноягодник белый. Объяснить, чем кустарники отличаются от деревьев, как долго они живут. Рассказать об их морфологии, физиологии, об их использовании, загадать загадки, прочесть стихи.

3. Станция  «Сиреневая»

Экскурсия проводится в период цветения сирени венгерской и сирени обыкновенной. Обширные посадки этих кустарников занимают довольно большую территорию, здесь рассказываем о способности сирени размножаться корнеотпрысковым способом, когда от одного тоненького побега вырастают «заросли» этих кустарников. Обращаем внимание на красиво цветущие кустарники, на эмоции, которые сирень вызывает у людей. Уместны загадки о сирени:

«Ветка в гроздья разодета

Фиолетового цвета.

В долгожданный летний день

Расцвела в саду …..»

Этот кустарник семейства Маслиновых звался Синелью. А как мы называем его сейчас? (Сирень)

4. Станция  «Разнотравье»

 Здесь сохранился участок с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: большим  количеством дикорастущих злаков и других цветковых растений. Здесь мы можем встретить разных  насекомых: пчел, шмелей, муравьев (отряд Перепончатокрылых), бабочек, различных Двукрылых.

5. Станция «Дендрарий»

Слово «дендрарий» (от греческого «дендрон» - дерево) означает – участок открытого грунта, где культивируются деревья, систематизируемые по экологическим, декоративным и другим научным целям. В этом уголке пришкольного участка произрастают различные виды деревьев - ива белая, тополь черный, рябина обыкновенная, ива козья, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, липа мелколистная, тополь дрожащий (осина) и кустарников, которые не были изучены на предыдущей станции, такие как боярышник кроваво-красный, спирея иволистная, роза морщинистая, жимолость татарская.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают.  (Липа)

Очень часто над водою,

Словно согнута бедою, вся печальна, молчалива,

Узколиста, плачет  (Ива)

Вышли девицы

Весне подивиться,

Или гурьбой

Над самой водой

Ножки в речке купаются

Ручки в речке плескаются

Косы с плеч спускаются,

Сережки висят, качаются. (Ива)

На верхушке – грозди,

А пониже – гвозди.  (Боярышник).

6. Станция «Музейная»

Заканчивается экскурсия по тропе в музее педагогической памяти, где учащиеся знакомятся с историей озеленения пришкольной территории, с биографиями учителей, которые вместе со своими учениками заложили основы зеленых насаждений.

Практическая часть

1. Рекреационная нагрузка на территорию

Определение степени уплотненности почвенного покрова

На станциях № 1, № 2, № 5  для учащихся 5-6 классов мы предлагаем определить рекреационную нагрузку на почву. На данных станциях в почву вбивают полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылки заливается вода – 1 л. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве.

На станции № 5 - вода в почву впитывается быстро, не вытекает из бутылки; продолжительность просачивания = 2 мин.28 сек.

На станции № 1 - вода впитывается плохо, продолжительность просачивания = 4 мин. 36 сек.

На станции № 2 - вода впитывается в почву умеренно продолжительность просачивания = 4мин. 28 сек.

Вывод: наименьшая скорость просачивания воды в нашем случае отмечается у станции «Березовая роща» - № 1, почва уплотнена настолько, что видны корни деревьев. Значит, здесь сильнее всего рекреационные нагрузки, активнее всего происходит вытаптывание, из-за уплотнения почвы деградирует растительный покров, так как вода не достигает корнеобитаемого слоя, а зимой глубина промерзания на вытоптанных площадях увеличивается.

 Мы провели исследования рекреационной нагрузки на почву. Можно сделать вывод о нарастающей год от года рекреационной нагрузке, а, следовательно, и степени уплотненности почвенного покрова. А это в свою очередь означает, что хуже поглощается влага, ухудшается газообмен, нарушается развитие корневых систем, ослабевает интенсивность микробиологических процессов в почве.

2. Определение видового состава деревьев и кустарников, их состояние

1. Боярышник кроваво-красный

2. Пузыреплодник калинолистный

3. Береза пушистая

4. Ива козья

5. Ива белая

6. Тополь черный

7.Рябина обыкновенная

8.Спирея иволистная

10.Кизильник блестящий

11.Черемуха обыкновенная

12. Роза морщинистая

13.Карагана древовидная

14.Жимолость татарская

15. Снежноягодник белый

16. Сирень обыкновенная

17. Сирень венгерская

18.Каштан конский

19. Липа мелколистная

20.Тополь дрожащий (осина)

21.Лапчатник

22.Дерен укореняющийся

23. Клен американский

В ходе работы был определен:

1. Видовой состав деревьев и кустарников, произрастающих на данном участке.

2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки;

- вышедшие на поверхность корни.

Литература

1. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Знание, 1986

2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980

3. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990

4. Костенков П.П. Пособие для дошкольных учреждений и школ/ Сборник. – Барнаул: Изд-во «Анна Поом и  К», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

Проект по озеленению пришкольной территории "Зеленое счастье"

Территория вокруг нашей школы ничем не огорожена. Сделав опрос учащихся, учителей, родителей. общественности, было решено благоустроить нашу территорию,посадив деревья, разбив клумбы. Так и возник про...

Организационный Учебно-образовательный проект по озеленению пришкольного участка "Тенистый уголок - мечтателей приют"

Цели:         -реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания    молодежи...

Организационный Учебно-образовательный проект по озеленению пришкольного участка "Тенистый уголок - мечтателей приют"

Цели:         -реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания    молодежи...

Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»

Данная исследовательская работа отражает поэтапное изучение главных достопримечательностей села, которые требуют  экологического внимания...

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....

Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...