Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории
методическая разработка по экологии

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая информация все в больших объемах входит в нашу жизнь, при этом, нашим ученикам не хватает элементарных экологических знаний, чтобы её понимать и оценивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Система внеурочных предметных мероприятий

по проектированию и использованию учебной экологической тропы

на пришкольной территории

Экологическая культура способствует формированию

в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

Д.С. Лихачев

Аннотация

Актуальность

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая информация все в больших объемах входит в нашу жизнь, при этом, нашим ученикам не хватает элементарных экологических знаний, чтобы её понимать и оценивать.

Существенной проблемой является тот факт, что в нашей гимназии, как и в большинстве образовательных учрежедениий не изучается самостоятельный предмет «Экология». Экологические знания содержатся в отдельных модулях, темах по разным предметам. Ученики получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения материала.

Отдельной проблемой является неэффективное использование такого мощного пространства и образовательного ресурса как пришкольная территория. Кроме того, существует ограниченное количество методических разработок по обустройству и использованию пришкольной территории в образовательном процессе.

Названные проблемы определяют актуальность поиска эффективных образовательных практик формирования экологической культуры обучающихся с использованием ресурса пришкольной территории.

Основной замысел

Предлагаемая методическая  разработка предполагает совместную деятельность учителя, обучающихся разных возрастов, родителей, жителей микрорайона по созданию и функционированию на пришкольной территории учебной экологической тропы.

Цель: создание условий для всестороннего развития потенциальных возможностей каждого обучающегося, освоения теоретических и практических знаний экологической культуры; повышение открытости гимназии для жителей микрорайона.

Задачи:

  • создать организационно-педагогические условия проектирования и использования учебной экологической тропы;
  • разработать критерии для определения эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе гимназии.

Ожидаемые результаты:

  • создание условий формирования у обучающихся устойчивого интереса к освоению экологических знаний;
  • формирование и развитие ключевых компетенций учащихся;
  • оптимизация образовательной инфраструктуры гимназии;
  • повышение открытости школы.

Показатели результативности.

  • количество учащихся участвующих в различных конкурсах и проектах по экологической тематике;
  • количество форм использования ресурса учебной экологической тропы;
  • количество соответствующих теме публикаций, видеосюжетов, буклетов;
  • развитие образовательной инфраструктуры пришкольной территории;
  • увеличение количества мероприятий на основе социального партнерства.

Учебная экологическая тропа  разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.

Экологическая тропа - одна из привлекательных форм организации деятельности обучающихся в системе экологического образования и воспитания.

Предполагаемый круг решаемых задач

Организация тропы силами школьников даёт возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных  предметов, но и принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь  интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается убеждённость, которая  опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. Вырабатываются  навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Таким образом, учебная экологическая тропа гимназии служит учащимся и лабораторией для исследований, и местом для выступлений.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.

Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы: разработка проекта; составление  перечня экскурсионных объектов; изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски, скамьи, питьевой источник и др.); подготовка экскурсоводов; составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы; информационное сопровождение.

Среди используемых технологий: технология проектной деятельности, технология критического мышления, решение ситуационных задач, технология «Дебаты».

К препятствиям можно отнести возможные материальные затраты на обустройство учебной экологической тропы и высокую антропогенную нагрузгу на пришкольную территрию гимназии.

Очень полезными при разработке и реализации методическоой разработки стали исследования и рекомендации, содержащиеся в работе «Будущее, которого мы хотим: Уроки окружающей среды и устойчивого развития», под редакцией С.В. Алексеева, СПб, 2013.

При проектировании экологической тропы гимназии используются рекомендации программы «Эко-школы/Зелёный флаг», Финляндия, по которой я прошла обучение.

Очень интересен опыт работы коллег по созданию и использованию в образовательном процессе экологических троп таких образовательных организаций, как некоммерческое образовательное учрежедение Центр образования Школа здоровья «Самсон» г. Москва; лицей №389 «Центр экологического образования», г. Санкт-Петербург; ГБОУ СОШ №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Содержательной новизной предложенной методической разработки, является максимальная ориентация на экологические проблемы пришкольной территории, а не на охрану «природы вообще»; обращение к такому направлению экологии, как социальная экология;  привлечение к созданию и поддержанию экологической тропы представителей микросоциума и других социальных партнеров.

Предложенный опыт может использоваться в любом образовательном учреждении, располагающем пришкольной территорией.

Реализация методической разработки «Проектирование учебной экологической тропы на пришкольной территории» направлена на формирование яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных, а также на получение практических навыков использования экологических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...

Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»

Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...

Экологические проблемы пришкольной территории

Данная работа включает цели, задачи, темы исследований учащихся, ход исследования, факторы микроклимата школы, изучаемые в работе; источники атмосферного загрязнения; пути реализации проекта....

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...

Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)

Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Обмен опытом благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...