Экологические проблемы пришкольной территории
учебно-методический материал по экологии (9 класс) по теме

Потапова Елена Васильевна

Данная работа включает цели, задачи, темы исследований учащихся, ход исследования, факторы микроклимата школы, изучаемые в работе; источники атмосферного загрязнения; пути реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchitelya_biologii.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учителя биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 24 г. Тамбова

Потаповой Е.В.

Учебная тема «Экологические проблемы пришкольной территории»

Творческое название «Микрорайон школы - маленькая модель экологических проблем Земли»

Основополагающий вопрос: Экологические проблемы микрорайона школы.

Изучение вопросов экологической среды школы невозможно без изучения окружающей ее территории, определяющей в значительной степени микроклимат внутри школы.

        Дети - это будущее нашей страны, поэтому так важно заботиться об их здоровье. Исследования показали, что при обучении по новой программе отмечено увеличение числа учащихся с отклонениями и расстройствами в состоянии нервной системы, функциях органов зрения и сердечно-сосудистой системы.

        Актуальность данной работы определяется тем, что пришкольный участок занимает особое место в школьной жизни обучающихся. Здесь младшие школьники проводят подвижные игры после уроков и в группе продленного дня; учащиеся среднего и старшего возраста проводят биологические исследования, занимаются физической культурой и отдыхают в свободное от уроков время.

        В настоящее время существует противоречие между необходимостью улучшения состояния здоровья школьников и низким уровнем экологической пригодности для этого микроклимата пришкольного участка.

Цель: изучить экологические проблемы пришкольной территории.

Задачи:

- выяснить состояние здоровья обучающихся школы по данным медицинских обследований;

- провести экологическое исследование пришкольной территории;

- провести учет автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы;

- проанализировать полученные данные.

           Данный материал может быть использован на уроках биологии, экологии и экологии человека.

Биология

Экология человека

Экология

9, 11 классы

8 класс

11 класс

Среда обитания организмов и ее факторы  

Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм

Физические факторы среды и самочувствие человека

Тип проекта: исследовательский.  

Темы исследований учащихся:

- В здоровой школе - здоровый дух?

- Изучение загазованности пришкольной территории.

- Что думают жители об экологической обстановке на данной территории.

- Есть ли условия для произрастания растений на пришкольном участке?

Вопрос учебной темы: влияние микроклимата пришкольной территории на здоровье обучающихся.

Участники проекта: учащиеся 8, 11 классов.

Информационные ресурсы: периодические издания, учебники по предметам, Интернет-ресурсы.

Ход исследования:

  1. Обсуждение источников информации и методов ее сбора.
  2. Сбор информации об источниках загрязнения окружающей среды.
  3. Аналитическая работа над собственным материалом.
  4. Изучить состояние здоровья школьников нашей школы.
  5. Провести исследования   факторов микроклимата школы.
  6. Обобщение данных и оформление материала.
  7. Защита проекта, подведение итогов.  

Факторы микроклимата школы, изучаемые в работе:

- загрязненность пришкольной территории;

- структура, состав почвы;

- загазованность пришкольной территории;

- фитоценоз пришкольного участка.

        Экологические факторы - внешние факторы, оказывающие влияние на численность и географическое распространение живых организмов.

  1. Абиотические факторы - это факторы неживой природы: климатические (солнечный свет, температура, влажность воздуха) и местные (рельеф, свойства почвы, ветер, течения, радиация).
  2. Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга.
  3. Антропогенные факторы - это хозяйственная деятельность человека.

     Одним из наиболее важных антропогенных факторов является загрязнение.

        Загрязнение окружающей среды химическими отходами прогрессирует с каждым годом. Основными химическими загрязнителями в наши дни являются автомобильный транспорт (49%), топливная промышленность (28%) и промышленные процессы (13%). Среди основных загрязнителей почвенной среды указывают на тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды. Основными источниками загрязнения воды являются отходы промышленных предприятий, бытовые сточные воды, нефтепродукты и токсиканты.

           Одной из наиболее острых проблем стало загрязнение воздушной среды. В больших городах атмосфера загрязнена частичками пыли, песка, дыма, копоти.

Наиболее вредные химические вещества: оксид серы, азота, оксид углерода, сероводород, свинец.

   Влияние загрязнения воздуха, почвы и вод на организм человека:

 раздражение верхних дыхательных путей и бронхов;

 снижение защитных свойств организма;

 изменения деятельности нервной  и иммунной систем;

 рост онкологических заболеваний;

 развитие аллергических состояний.

Тема ученического проекта: В здоровой школе - здоровый дух.

Выполнили учащиеся 11 класса: Аткарская Мария, Маркина Оксана, Рогова Ирина.

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям. Анализ данных показывает, что полностью здоровых учащихся в школе - 18%, имеют отклонения в состоянии здоровья - 82%.

Было проведено анкетирование по проблеме загрязненности пришкольной территории. Из данных анкетирования видно, что экологически чистой территорию считают большинство учащихся 5 - 9 классов и меньшее количество опрошенных среди учащихся 10 - 11 классов. Большинство считают опасными для здоровья выхлопные газы транспорта, движущегося около школы, а также нахождение мусора.

Результаты работы:

  • максимальное число школьников с нарушениями здоровья приходится на подростковый возраст, что связано с физиологическими функциями организма;
  • количество обучаемых с болезнями органов зрения, пищеварения, дыхания - увеличилось.

Тема ученического проекта: Какая наша почва? Фитоценоз пришкольного участка.

Выполнили учащиеся 8В класса: Медведева Татьяна, Борисова Марина.

Цель: исследовать плодородие почвы пришкольной территории; изучить видовой состав травянистых и древесных растений на пришкольном участке.

Результаты работы:

  • Определение механического состава почвы (см. Таблицу 1).
  • Определение физических свойств почвы (см. Таблицу 2).
  • Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности (см. Таблицу 3).
  • Определение Рh почвы (см. Таблицу 4).

В ходе исследования было выяснено, что почва на пришкольном участке относится к черноземному типу. На территории сада почва покрыта плотным слоем травянистого покрова; на территории школьного стадиона наблюдается присутствие небольшого количества глины  и песка. По степени влажности почвы - влажные и свежие на учебно-опытном участке, цветниках, возле яблонь, а на футбольном поле - сухие. Результаты определения PH   показали, что почва нейтральная (от 6,5 до 7), а в районе школьного стадиона - слабощелочная (от 7 до 8). По составу растительности выяснили, что плодородие почвы – нормальное, т.к. состояние вегетативных частей растений хорошее; степень кислотности почвы - нейтральная, т.к. встречается много клевера ползучего, а возле хоккейной коробки - щелочная, о чем свидетельствует наличие вьюнка полевого и мать-и-мачехи. Исследования показали, что видовой состав произрастаемых растений на пришкольном участке достаточно разнообразен.

                    Фитоценоз пришкольного участка

Вид растения

Число экземпляров

Береза

36

Рябина

10

Спирея

15

Яблоня

18

Липа

6

Тополь пирамидальный

2

Клен американский

18

Клен полевой

3

Шиповник

3

Каштан конский

3

Боярышник

15

Груша

2

Туя

3

Вишня

3

Крыжовник

8

Преобладающие виды травянистых растений

Семейство

Растение

Крестоцветные

Пастушья сумка обыкновенная, сурепка обыкновенная, икотник серо- зеленый

Бобовые

Клевер луговой, клевер ползучий, люцерна серповидная

Мятликовые (злаковые)                  

Мятлик луговой, ежа сборная

Сложноцветные

Одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная, лопух (репейник) обыкновенный

Подорожниковые

Подорожник большой, подорожник средний

Крапивные

Крапива двудомная

Маревые

Лебеда раскидистая

Гречишные

Горец птичий (спорыш, трава-мурава)

Маковые

Чистотел большой

Выводы по исследованиям:

- общее состояние микроклимата территории школы можно считать экологически допустимым для обучения и отдыха школьников;

-загазованность атмосферы пришкольного участка повышена, так как транспорт остается единственным реальным источником загрязнения, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье обучающихся;

- здание школы отделено от дороги кустарниками, деревьями и газонами, которые поглощают вредные выбросы и снижают уровень шума.

Пути реализации проекта:

- регулярно проводить экологические мероприятия, связанные с очисткой территории от мусора природного и бытового происхождения;

- проводить работы по улучшению качественного состава почвы пришкольного участка;

- разработать акцию «Сделаем нашу школу красивой!» по посадке декоративных растений на участке перед школой и на клумбах.

Таблица 1. Методика исследования механического состава почвы

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая

Мажется, песчинки едва ощущаются

Скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо- ломается

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

 

Таблица 2. Определение физических свойств почвы (влажность)

Тип почвы

Степень влажности

Сырая

Вытекает вода при сжимании в руке

Влажная

На руке остается влажный след

Свежая

Холодит руку, почва мажется

Сухая

Не мажется на ощупь, кажется теплой

Таблица 3. Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности

Тип почвы

Растительность

Нейтральная

Клевер ползучий, тимофеевка

Щелочная

Мать-и-мачеха, вьюнок полевой

Кислая

Фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, хвощи, мхи

Определение Рh почвы.

  1. В стакан поместить 2-3 кусочка почвы.
  2. Намять 10 мл раствора хлорида калия, перемешать содержимое стеклянной палочкой и дать отстояться.
  3. Определить значение Рh:

- взять полоску индикаторной бумаги и опустить в вытяжку, а через 1-2 секунды ее вынуть;

- сравнить полученную окраску бумаги со шкалой значений Рh, а затем определить тип образца почвы.

Таблица 4. Значение Рh

Значение Рh

Тип почвы

От 1 до 5

Кислая

От 5, 5 до 6,5

Слабокислая

От 6,5 до 7

Нейтральная

От 7 до 8

Слабощелочная

Выше 8

Щелочная

     

Источники информации:

  1. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Пугал М.А. Экологический мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 1995 г.
  3. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов.- справ. – М.: Просвещение, 1992 г.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. Глав. ред. В. Володин. – М.: Аванта +, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...

Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»

Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...

Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...

Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)

Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...