Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)
проект

Бурченкова Ольга Александровна

Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Однако природная среда, окружающая школу, может являться мощным оздоровительным фактором. Общение обучающихся с миром природы способствует воспитанию гуманистических форм  правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Экологический проект на тему:

«Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории»

7-8 класс

( 2020- 2023)

Проект составили:

Пурдяева В.В., учитель
Бурченкова О.А., учитель

Смоленск  2020г.

Аннотация

     Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Однако природная среда, окружающая школу, может являться мощным оздоровительным фактором. Общение обучающихся с миром природы способствует воспитанию гуманистических форм  правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.

     При разработке данного проекта затрагиваются вопросы: озеленения пришкольной территории, роль растений-биоиндикаторов в оптимизации экологического микроклимата на территории пришкольного участка.

     Данный проект предназначен для учителей цветоводства и биологии, которые занимаются оформлением пришкольной территории; учащихся, интересующихся комплексом дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений.  

Введение.

Паспорт проекта

1. Название проекта

Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории.

2. Образовательная организация

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

3. Состав проектной группы

7 «Б», 8 «Б»

4. Руководители проекта

Бурченкова О.А., учитель;

Пурдяева В.В., учитель.

5. Цели проекта

1. Формирование экологически грамотного и сознательного отношения к природе.

2. Содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство

и озеленение пришкольной территории.

6. Задачи проекта

1. Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников.

2. Формирование у школьников чувства личной ответственности за состояние окружающей нас среды.

3. Формирование знаний в области цветоводства и ландшафтного дизайна.

4. Воспитание уважения к созидательной деятельности

человека и негативного отношения к разрушительной

деятельности по отношению к природе.

5. Разработать и осуществить план озеленения и благоустройства школьного двора.

7. Актуальность проекта

Территория центра «Особый ребенок» расположена вблизи автодороги с интенсивным движением, что обуславливает неблагоприятную экологическую ситуацию. Видовой состав древесных насаждений устарел. Пришкольная территория нуждается в обновлении видового состава древесных, кустарниковых и других растительных насаждений. Необходимо провести ряд мероприятий с целью создания новых клумб, альпийской горки, рокария, дорожек. Это способствует созданию благоприятного экологического микроклимата на пришкольной территории.

8. Методы

1. Поисковый (работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами).

2. Наглядный (изучение наглядных пособий, гербария).

3. Практический (работа на пришкольной территории).

9.Этапы работы над проектом

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание проекта).

2. Проектировочный (составление плана проекта).

3. Практический (реализация проекта).

4.Аналитико-коррекционный (анализ промежуточных результатов и внесение изменений).

5. Заключительный (подведение итогов и планирование последующей работы).

10. Продукты проекта

Оформление клумбы «Ромашка», создание плодово-ягодного участка, альпийской горки, теплицы; создание аллеи растений-индикаторов загрязнения окружающей среды.

11. Приложения

Приложение 1.Программа действий. Механизмы реализации проекта «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории».

Приложение 2. Озеленение пришкольной территории. Приложение 3. Цветковые растения, используемые для озеленения пришкольного участка. 

Приложение 4. Роль растений-биоиндикаторов в оптимизации экологического микроклимата на территории пришкольного участка.

Приложение 5. Презентация «Озеленение пришкольной территории».

Приложение 1.

Программа действий

Механизмы реализации проекта «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории»

     Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория – эффективное средство формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эта работа рассматривается как часть системы социального становления личности.

     Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие, развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».

     Становясь участниками проекта, мы пробуем себя в различных социальных ролях, что содействует нашей успешной социализации в обществе, формированию активной гражданской позиции и экологической культуры.  

      Учащимися под руководством учителей был разработан план проекта благоустройства школьной территории.

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

Направление

Виды деятельности

1.

Исследовательское или аналитическое – «Мы ученые»

- проведение мониторинга состояния окружающей среды на территории пришкольного участка;
- приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;

- знакомство с учебной и познавательной литературой по экологии, цветоводству, ландшафтному дизайну.

2.

«Зеленый десант»

-организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора;

Этапы реализации проекта
«Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» [9]

№ п/п

Название этапа

Цель

Ответственный

срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

октябрь 2020 года

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Октябрь-декабрь 2020 года

3.

Практический

Реализация проекта

Май-сентябрь 2021 года; май –сентябрь 2021 года; май- сентябрь 2022 года.

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Октябрь 2021 года

Октябрь 2022 года

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Октябрь-ноябрь
2023 года

План мероприятий  подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории.

Учителя-руководители

2.

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Учитель рисования

3.

Знакомство с литературой, необходимой для составления проекта.

Учителя-руководители

План мероприятий  проектировочного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Разработка коллективного проекта школьного двора: создание проектной группы; составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Учителя-руководители проекта

2.

Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Учителя-руководители проекта

План мероприятий практического этапа

№ п/п

        Мероприятие        

Ответственный

1.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Учителя-руководители проекта

2.

Благоустройство и укладка дорожек школьной территории

Учителя-руководители проекта

3.

Разбивка новых клумб на территории школы

Учителя-руководители проекта

4.

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Учителя-руководители проекта

5.

Приобретение семян и выращивание рассады

Учителя-руководители проекта

6.

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.  

Учителя-руководители проекта

7.

Уход за посаженными цветочными культурами.

Учителя-руководители проекта

8.

Закладывание опытов, опытническая работа.

Учителя-руководители проекта

9.

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Учителя-руководители проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  1. Создание условий для отдыха учащихся на территории своей школы.
  2. Улучшение экологической обстановки вокруг учебного заведения.
  3. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
  4. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
  5. Приобщение к здоровому образу жизни, как важной составляющей культуры.

Результаты проекта.

  1. Декоративное оформление клумб и газонов.
  2. Альпийская горка.
  3. Аллея хвойных растений-индикаторов.
  4. Плодово-ягодный участок.
  5. Теплица.

     

Приложение 2.

Озеленение пришкольной территории [10].

      Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и  ароматом.

      Общение с цветами всегда облагораживает  человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается на всю жизнь.

     Использование цветов в озеленении  - это настоящее искусство. Оно существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создают сады, парки, скверы.

     Озеленение - комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека.

    Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.

     Озеленение школьной территории прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.

     Для правильного использования и размещения декоративных растений, прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов.

     Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.

     В озеленении территории мы используем цветники регулярной композиции :

  • Клумбы
  • Рабатки
  • Бордюры
  • Ландшафтные композиции.

     Клумбы. Это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными (рис. 1).

     Устраивают клумбы на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием. Клумбы делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода.

     Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно-лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники. Рисунок расположения  растений на маленьких клумбах, как правило, простой, их обычно засаживают 1 – 3 видами или сортами одного вида растений. На клумбах больших размеров растения высаживают по рисунку, который иногда может быть сложны и составляется из большого набора видов и сортов [10].

Описание: озеленение пришкольной территории

     Рабатки. Так называют цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов (рис. 2). Ширина их обычно от 40 – 50 до 150 см, длина произвольная, поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть выпуклой для того, чтобы избежать застоя воды. Рабатки бывают односторонние  и двусторонние,  ассиметричные и симметричные.

     В двусторонних рабатках за более высокими растениями в центре на заднем плане следует размещать те же низкорослые растения, что и на переднем плане. Рекомендуется высаживать на двусторонних рабатках растения с цветками следующих цветов: белые и красные (розовые, синие, голубые), синие и желтые, синие и оранжевые, фиолетовые и желтые, оранжевые и фиолетовые. Односторонние рабатки располагают вдоль стен зданий, вдоль изгородей, иногда вдоль дорожек; двусторонние на пришкольных участках и на территории детских садов. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.

Описание: http://neobionika.ru/images/stories/oz2.png

     Бордюры. Это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина, молочай или мерила.

     Рокарий, или каменистый сад. Каменистые сады можно размещать на участках, которые мало пригодны для других типов цветников, например на склонах, откосах, террасах, лестницах.

     Для того, чтобы создать этот необычный цветник, нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.

     В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые.

     В рокариях часто выращивают луковичные или клубнелуковичные  растения, чтобы цветение началось с самой ранней весны. Затем некоторые из них можно заменить летниками. При желании можно сделать в саду декоративную горку. Для этого следует насыпать холмик и склоны его укрепить плитняком, выложив небольшие террасы. На террасах высаживают различные многолетние растения. Эта работа потребует много сил и времени, но зато горка выглядит еще красивее, чем рокарий на плоской поверхности.

     Растений для создания каменистого садика нужно немного. Перегруженный рокарий не так интересен, так как под растениями не видны камни, а они служат важнейшими элементами украшения этого цветника.

Описание: рокарий

Альпинарий. Альпинарий нужно разместить так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для альпинария выбирают, как правило, солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. По возможности, старайтесь устроить альпинарий так, чтобы он был обращен на восток или юго-восток. В этих экспозициях можно создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений. В южных экспозициях условия будут благоприятны для ограниченного числа растений, хорошо переносящих прямые солнечные лучи. Менее пригодны для альпинария склоны северного направления, для которых необходим тщательный отбор растений [10].

      Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение. Важно создать также соответствующий задний фон, скажем, стену из темно-зеленых хвойных пород деревьев. Наиболее эффектно альпинарий строится на склоне, однако и на ровном месте вполне можно создать зрелищный сад. Наконец, если нет естественного холмика, его можно сделать, привезя землю или выкопав наклонное углубление. Возможна также комбинация этих способов: следует иметь в виду, что и без холмика альпинарий может выглядеть естественно.

Материал для альпинария [10, 9].

     Выбрав место для альпинария, необходимо подготовить соответствующие материалы для его оборудования — камни, гравий, щебень, песок, торф, землю. Обычно используют местные породы камней, выбирая замшелые камни, чтобы сад выглядел естественно. Одной породы вполне достаточно, чтобы не превращать альпинарий в геологическую выставку. Щебень — известняковый, гранитный, гнейсовый, и т. п., необходим для дренажа, обкладывания шеек некоторых растений, чтобы предохранить их от переувлажнения, а также для создания скальной осыпи. В строительстве альпинария используют песок, предпочтительнее речной: он промыт, в нем нет илистых примесей. Его добавляют в плотную илистую почву, чтобы сделать ее рыхлее. Песок нужен и растениям, требующим песчаной земли (например, крупка). Основным видом земли для альпинария является дерновина и перегной. В качестве добавок используют торф и песок. Растения высаживают в дерновину, предварительно смешав ее с определенным количеством добавок в соответствии с требованиями растений. Например, рододендрон требует большого количества торфа и грубой сосновой подстилки, венерины башмачки — компоста из буковых листьев, а горечавка — измельченного торфа. Но все это не означает, что альпийские растения требовательны настолько, чтобы в землю вносили удобрения.

Строительство альпинария.

     Начинается оно с планировки и разбивки участка. Затем его расчищают, снимают дерн и пропалывают, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, наносят слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получается водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться — ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва в саду илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой садовой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются.

Приложение 3.

Цветковые растения, используемые для озеленения пришкольного участка [4,5].

  • Алиссум белый и розовый

Низкорослые, обильно цветущие кустики с мелкими стелющимися побегами, сплошь покрытыми крошечными цветками с медовым ароматом. Место: солнечное, переносит заморозки, засуху, полутень.

Популярное низкорослое почвопокровное растение для окантовки клумб и рабаток, для оформления бордюров, садовых ваз, альпинариев, подоконных ящиков и горшков, каменистых садов.

  • Флоксы однолетние

Одно из основных клумбовых растений. Высаживают в газонах, оконных ящиках, на клумбах или каменистых горках. Увядшие цветки регулярно удаляют. Цветение: с июня до заморозков

  • Портулак

Засухоустойчивый и солнцелюбивый портулак цветет в течение всего лета, идеален для рокария. Хороши в бордюрах, группами на газоне, в смешанных низких рабатках, вазах, горшках и балконных ящиках, для создания цветущих ковров и на каменистых россыпях.

  • Иберис

Один из самых непривередливых однолетников. Посаженное по переднему краю бордюра или вдоль дорожки, или в каменистых садах стелющееся растение с многочисленными шапками душистых белых, розовых или красных цветков.

Использование: небольшими группами на клумбах, в бордюрных посадках, в качестве почвопокровного растения, в каменистых садиках.

  • Мезембриантемум

Стелющееся растение с толстыми мясистыми листьями, стеблями (высота 10см) и крупными цветами в диаметре 4-5см. Отличается сильным ростом, образует ползучие побеги. Великолепный цветной ковер, эффективно смотрится на солнце, как будто на нем много мелких хрустальных капель. Использование: рабатки, клумбы, альпинарии, каменистые горки, рокарии

  • Лобелию ампельную (голубую и смесь)

Лобелия великолепно подходит для украшения балконов. Синее и голубое, редко красное кружево лобелии издали видно на ухоженном балконе. Красивы на скальных участках, 

Цветение: со второй половины июня по сентябрь.

  • Анютины глазки

Цветки анютиных глазок разнообразной окраски любимы всеми: от ярких и насыщенных до пастельных тонов. Округлая форма и яркие пятна в центре делают цветок похожим на личико. В зависимости от сорта и времени посева эти двулетние растения цветут либо поздней осенью, либо только следующей весной. Используют растения для оформления клумб, бордюров, оконных ящиков, как почвопокровные.  Альпийские горки тоже редко обходятся без "Анюток".

  • Эшшольцию калифорнийскую

Невысокое  растение очень нарядное яркое с золотисто-желтыми цветами. Хорошо растет на  каменистых горках, в мавританских газонах, рабатках, горшках. Цветение: с июня до заморозков.

Очиток ( седум) 

. Низкорослые виды отлично смотрятся на каменистых и скальных участках, при этом декоративны как листья растения, так и его цветки.

  • Цинерария

 Декоративна с момента высадки до заморозков.

Используют: в бордюрах, миксбордюрах, альпинариях.

Приложение 4.

Роль растений-биоиндикаторов в оптимизации экологического микроклимата на территории пришкольного участка.

     Биоидикаторы – это организмы, присутствие или интенсивность развития которых служит показателем изменений каких-либо естественных процессов или условий в окружающей среде.  Когда в качестве индикатора используют растения, то такая биоиндикация называется фитоиндикацией [2,3,1].

     Растения проявляют дифференциальную чувствительность к различным видам антропогенных воздействий. К таким видам относятся прежде всего хвойные растения (ель, пихта, сосна, лиственница).

     Хвойные виды растений особенно страдают от сернистого газа. Продолжительность жизни хвои сосны в таких зонах составляет 1 год, а в норме 3-4 года.

     При посадке хвойных растений мы планируем учитывать эти данные для определения уровня загрязнения сернистым газом (опытническая работа).

     Хорошими индикаторами степени загрязнения окружающей среды по сернистым и азотистым выбросам могут служить травянистые виды растений, - например, люцерна, клевер, гречиха, овес, подсолнечник. Гладиолусы особенно чувствительны к фторидам.  По мере увеличения концентрации фтора в воздухе верхняя часть листьев отмирает.

     При избытке кобальта и свинца, наблюдается ненормальное развитие лиственницы. Аномалия проявляется в виде неоднократного появления шишек (2-3 раза за сезон).

     Способность низших растений аккумулировать тяжелые металлы широко используется при составлении карт загрязненности городов и территорий, примыкающих к автострадам.

     Чрезвычайно чувствительна к выхлопным газам автомобилей комнатное растение традесканция. Окраска ее тычинок меняется из синей в розовую при увеличении в воздухе окиси углерода и окислов азота, выбрасываемые двигателями внутреннего сгорания [3].

     С помощью растений-биоиндикаторов, принципиально возможно обнаруживать места скоплений в экологических системах различного рода загрязнений, проследить скорость происходящих в окружающей среде изменений, можно судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы и прогнозировать дальнейшее развитие экосистемы.

     Таким образом, с целью выявления уровня нарушения экологического микроклимата на территории школы планируется высадить хвойные породы деревьев (ель, сосна, лиственница, туя), а также высадка на клумбах подсолнечника, гладиолуса и т.д.

   

 

Литература.

  1. Безель В.С., Жуйкова Т.В. Химическое загрязнение среды: вынос химических элементов наземной фитомассой травянистой растительностью//Экология – 2007.-№4,- С.259-267.
  2. Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1988.- 350 с.
  3. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.
  4. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
  5. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка//Школьные технологии.- 1998. № 3.
  7. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
  8. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
  9. http://pandia.ru/text/78/447/42044.php
  10. http://neobionika.ru/ozelenenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)

Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...

Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.

Разработка метапредметного  урока по биологии в 9 классе по теме«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.Тип урока: урок изучения и ...

Экологический проект на тему: «Этнографические исследования. Прошлое и настоящее из окна нашего центра» 5-9 класс

Наш центр расположен в месте пересечения улиц Соболева и Нагорной, что представляет собой интересный  материал для краеведческой и экологической работы. Данная территория дает возможность погрузи...

Приказы (Об утверждении составов предметного жюри и апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Советского района в 2020-2023 учебном году )

Об утверждении составов предметного жюри и апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Советского района в 2020-2023 учебном году ...