Экологический проект на тему: «Этнографические исследования. Прошлое и настоящее из окна нашего центра» 5-9 класс
проект

Бурченкова Ольга Александровна

Наш центр расположен в месте пересечения улиц Соболева и Нагорной, что представляет собой интересный  материал для краеведческой и экологической работы. Данная территория дает возможность погрузится в истоки прошлого нашего города и изучить особенности природного и исторического ландшафта.

     В настоящее время актуальны социально-экологические проблемы: невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой, потребительское отношение к культурно-историческим памятникам (Крепостной стене).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Экологический проект на тему:

«Этнографические исследования. Прошлое и настоящее

из окна нашего центра»

5-9 класс

Смоленск  2019 г.

Паспорт проекта

1. Название проекта

«Этнографические исследования. Прошлое и настоящее

из окна нашего центра»

2. Образовательная организация

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

3. Состав проектной группы

Учащиеся 5 «А», 7 «В», 8 «Б», 9 «Б» классов

4. Руководители проекта

Бурченкова О.А., учитель профильного труда;

Пурдяева В.В., учитель профильного труда;

Нестерова М.В., учитель профильного труда;

Копытова Н.Е., учитель профильного труда.

5. Цели проекта

- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

- содействие улучшению экологической обстановки в городе через благоустройство прилегающей к школе территории;

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно–нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива в благоустройстве территории вокруг образовательного центра;

- формирование навыков исследовательской деятельности в процессе изучения исторических объектов города;

- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

6. Задачи проекта

- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

- привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство близлежащей к школе территории;

- изучение краеведческого материла, создание макета исторического памятника.

7. Актуальность проекта

     Наш центр расположен в месте пересечения улиц Соболева и Нагорной, что представляет собой интересный  материал для краеведческой и экологической работы. Данная территория дает возможность погрузится в истоки прошлого нашего города и изучить особенности природного и исторического ландшафта.

     В настоящее время актуальны социально-экологические проблемы: невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой, потребительское отношение к культурно-историческим памятникам (Крепостной стене).

     Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, поближе познакомиться с историей родного края, благоустроить близлежащую к школе территорию. Активная жизненная позиция учащихся может сыграть важную роль для будущего микрорайона.  

     Реализация проекта позволяет решить вопросы, связанные с краеведением, изучением малой родины,  формированием экологического мышления в процессе учебной и внеклассной деятельности. Данный проект актуален в связи с тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в абстрактном мышлении. Проект позволяет создать среду, приближенную к образовательному процессу, включающую обучающихся в систему ценностных отношений своих предков и их малой родины; способствует социальной адаптации школьников в обществе.

8. Методы

1. Поисковый (работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами).

2. Наглядный (изучение наглядных пособий, экскурсии).

3. Практический (работа на территории около Крепостной стены, изготовление макетов башни, работа с пластилином).

9. Этапы работы над проектом

1.Организационно-подготовительный этап (мотивация, целеполагание, обоснование темы проекта, сбор информации).

2. Основной этап (выполнение проекта).

3.Заключительный этап (подведение итогов, презентация проекта, творческий отчет).

10. Продукты проекта

Творческий отчет о проделанной работе (презентация), выставка рисунков, поделок, создание информационной копилки.

11. Приложения

Приложение 1. Программа действий, механизмы реализации проекта «Этнографические исследования. Прошлое и настоящее из окна нашего центра»

Приложение 2. Краеведческий материал

Приложение 3. История ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Приложение 4. Фоторепортаж

Приложение 1.

Программа действий, механизмы реализации проекта

«Этнографические исследования. Прошлое и настоящее

из окна нашего центра»

     Одним из направлений деятельности школы является эколого-краеведческое и трудовое воспитание школьников. Эффективным средством формирования эколого-краеведческой культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания является проведение экскурсий по историческим местам, к памятникам природы, экскурсий по улицам, находящимся рядом с образовательным учреждением, а также организация проектной деятельности. Эта работа рассматривается как часть системы социального становления личности.

     Становясь участниками проекта, учащиеся реализуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе, формированию активной гражданской позиции и экологической культуры.  

     Учащимися под руководством учителей был разработан и реализован проект «Этнографические исследования. Прошлое и настоящее из окна нашего центра».

      Консультанты проекта – учителя профильного труда ОГБОУ «Центра образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска».

     Предметные области, близкие к теме проекта: экология, технология, краеведение.

     Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 11-15 лет (5-9 классы).

     Срок реализации проекта: 2019-2024 уч.г.

     Тип проекта:

- по доминирующей деятельности – исследовательский, практико-ориентированный (социальный) и творческий;

- по количеству участников – коллективный;

- по предметно-содержательной части – межпредметный.

     Цели проекта:

- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

- содействие улучшению экологической обстановки в городе через благоустройство прилегающей к школе территории;

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно–нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива в благоустройстве территории вокруг образовательного центра;

- формирование навыков исследовательской деятельности в процессе изучения исторических объектов города;

- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

     Задачи проекта:

- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

- привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство близлежащей к школе территории;

- изучение краеведческого материла, создание макета исторического памятника.

     Вопросы проекта:

  1. Как называется башня Крепостной стены, которую мы видим из окон нашего образовательного учреждения?
  2. Дорога к башне. Какие улицы нас ведут к башне?
  3. В каком состоянии находится территория, прилегающая к данной башне?
  4. Какова историческая ценность здания нашего образовательного учреждения?
  5. Какое историческое название имела улица Соболева?
  6. Что я могу предложить для охраны памятника истории и культуры?

Аннотация.

     Настоящий проект выполнялся при организации внеурочной деятельности школьников. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним учащихся, учителей-предметников, классных руководителей. Осуществление проекта стало одной из ступеней в социализации школьников с ОВЗ. Данный проект актуален в связи с тем, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в абстрактном мышлении. Проект позволяет создать среду, приближенную к образовательному процессу, включая учащихся в систему ценностных отношений своих предков и их малой родины.

     Продукты проекта. Творческий отчет о проделанной работе (презентация), выставка рисунков, поделок, создание информационной копилки.

     Ожидаемые результаты:

  • привлечение внимания местного населения к проблемам благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
  • повышение уровня заинтересованности воспитанников в защите и сохранении природной среды;
  • развитие организаторских способностей учащихся;
  • ежегодная организация экологических десантов с целью поддержания чистоты и порядка около Крепостной стены;
  • повышение экологической культуры учащихся;
  • пропаганда экологической культуры учащихся;

     Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.

Критерии

Показатели

Мотивационно-потребностный

- повышение заинтересованности воспитанников в краеведческой, экологической, социально-значимой деятельности;

- повышение экологической культуры учащихся;

- потребность в дальнейшем совершенствовании компетенций;

- позитивные изменения во взаимоотношениях образовательного центра и окружающего его  социума.

Когнитивный

- изменение стереотипа мышления в отношении социальных ценностей;

- значительное повышение уровня  ключевых экологических компетенций учащихся.

Поведенческий

- активность учащихся в различных формах деятельности;

- сформированность потребности в природоохранной деятельности.

     Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

Направление

Виды деятельности

1.

Исследовательское или аналитическое – «Мы ученые»

- проведение исследования состояния окружающей среды на территории, прилегающей к историческому памятнику (башне Веселухе) ;
- приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;

- знакомство с учебной и познавательной литературой по краеведению.

2.

«Зеленый десант»

- организация и проведение практической работы по благоустройству исследуемой территории (уборка мусора).

3.

«Мы мастера!»

- изготовление макета башни Веселухи;

- изготовление картин из пластилина;

- создание информационной копилки.

     Этапы работы над проектом:

1.Организационно-подготовительный этап (мотивация, целеполагание, обоснование темы проекта, сбор информации).

2. Основной этап (выполнение проекта).

3. Заключительный этап (подведение итогов, презентация проекта, творческий отчет).

Ход проекта.

Этап работы над проектом

Место работы обучающихся

Содержание работы обучающихся

Выход этапа

Организационно-подготовитель-ный этап

Занятия в классе, экскурсия к Крепостной стене, работы с интернет-ресурсом

Обоснование темы, анализ предстоящей деятельности, сбор информации

Определение варианта выполнения проекта

Основной этап

Территория вокруг Крепостной стены; улицы, ведущие к Крепостной стене; занятия в классе.

«Зеленый десант» (организация и проведение практической работы по благоустройству исследуемой территории (уборка мусора);  «Мы мастера!» (изготовление макета башни Веселухи; изготовление картин из пластилина; создание информационной копилки), составление фоторепортажа.

Законченная работа

Заключитель-ный этап

Работа в классе.

Подведение итогов, презентация проекта, творческий отчет, анализ проделанной работы.

Публичная защита выполненного проекта, рефлексия.

Организационно-подготовительный этап.

     Обоснование темы выбранного проекта.

     На экскурсии к Крепостной стене учащиеся 5-9 классов заинтересовались историей строительства Башен стены; легендами, связанными с ними; историческими названиями улиц, ведущих к Крепостной стене; обратили внимание на плохое экологическое состояние данной территории. Обучающиеся совместно с учителями приняли решение о создании и реализации эколого-краеведческого проекта «Прошлое и настоящее из окна нашего центра».

     Анализ предстоящей деятельности.

     Для организации работы над проектом ученики совместно с руководителями проекта обсудили решение следующих вопросов:

  1. Какая информация понадобится для выполнения проекта?
  2. Какие источники информации можно использовать для выполнения проекта: рассказы родителей, семейные альбомы, книги, интернет-ресурсы и др.?
  3. Какой личный вклад я могу внести в проект (уборка территории Крепостной стены, создание рисунка, макета Башни, подготовка сообщений)?

     Сбор информации.

     Для выполнения проекта обучающиеся собирали необходимую информацию, используя различные источники. Необходимую помощь в данной работе детям оказывали родители.

Основной этап.

На этом этапе, в соответствии с выбранным вариантом, осуществляется организация и проведение практической работы по благоустройству исследуемой территории (уборка мусора); изготовление макета башни Веселухи; изготовление картин из пластилина; создание информационной копилки; составление фоторепортажа.

Заключительный этап.

Презентация работ обучающихся состоялась в школе, на занятии в рамках внеурочной деятельности, работы получились разные. Они выполнены с любовью и гордостью, что очень важно для категории учащихся центра «Особый ребенок».

     Рефлексия – осмысление полученных результатов.

Приложение 2.

Краеведческий материал

Смоленская крепостная стена [1]

     Смоленская крепостная стена, которую еще называют Смоленским кремлем, — грандиозное оборонительное сооружение средневековой Руси. Даже то обстоятельство, что до нас дошла примерно половина от построенного на рубеже XVI и XVII веков укрепления, только прибавляет памятнику обаяния древней подлинности.

     Смоленскую цитадель сравнивают с кремлями Московским и Тульским, Нижегородским и Зарайским, однако любители вообще склонны к опрометчивым аналогиям. Общее восхищение великолепной твердыней привело к появлению множества далеких от истины утверждений: будто Смоленская крепость — крупнейшая в России, а то и в Европе, новейшая для фортификации своего времени и т.д. Будем справедливы: цитадель все-таки меньше Псковского и Нижегородского кремлей, и ее невозможно сравнивать с укреплениями тогдашней Москвы. Каменные стены и башни к моменту постройки уже становились анахронизмом, эффективно противостоять развивающейся артиллерии могли лишь земляные бастионные крепости. Несмотря на эти уточнения, одно не подлежит сомнению — спроектированная зодчим Федором Савельевичем Конем крепость исключительно красива. Хотя от былых шестикилометровых стен и 38 башен, ни одна из которых не повторяет «соседку», сегодня осталось немного.

     Современная Смоленская стена разорвана на несколько кусков — их общая длина не превышает трех километров. Из 38 башен уцелели 17. К сожалению, потери такого масштаба вполне закономерны, поскольку ни одна война не обошла Смоленск стороной. Четыре башни взорвали польские феодалы, восемь (по другим сведениям, девять) разрушили наполеоновские солдаты, еще четыре — немцы. «А пять башен сами смоляне нечаянно разобрали на хозяйственные нужды», — иронизирует Георгий Федорович Николаев, историк, краевед, смолянин. Целые участки стены сносили, чтобы дать дорогу новым улицам. Прекратились разрушения только в 1970-х годах, когда исторический центр Смоленска больше не требовал перепланировки.

     Самым обустроенным отрезком стены является участок на юге города, окружающий Лопатинский сад. Здесь в Громовой и Пятницкой башнях организованы музеи, идет перманентная реставрация. Самая таинственная и в том же время самая доступная часть — на востоке, где расположен частный сектор. Там можно забраться на стену и осмотреть Смоленск с высоты птичьего полета. Панорама открывается потрясающая: Успенский собор, Днепр, разрезанный улицами город, знаменитые смоленские холмы. Однако в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя: восточный отрезок стены облюбовали местные гопники. Почти в каждой башне обнаруживаются инсталляции из бутылок, и следы отходов жизнедеятельности. Городские власти, конечно, возмущены таким отношением к памятнику истории, но никаких реальных действий пока не предпринимают.

Башни Смоленской крепости

     Самая популярная и открыточная башня смоленской стены — Громовая (она же Кунинская, Топинская, Тупинская башня). По предсказуемой легенде, название башня получила после сильного удара грома, который прозвучал прямо над ней. Другая версия связывает название с расположением: башня угрожающе выдвинута из стены, что делает ее почти неприступной. Грозной, как гром.

     Сегодня внутри Громовой башни находится музей «Смоленск — щит России», где выставлены комплекты воинского снаряжения и образцы оружия второй половины XIV — начала XV веков. Есть экспозиция, посвященная истории крепости, и большой макет крепостных стен, соответствующий плану Федора Коня. С четвертого яруса башни есть выход на смотровую площадку, где устраиваются концерты. Причем не только классической музыки, но и местных поп/рок-команд.

     Еще одна отреставрированная и облагороженная башня — Пятницкая (или Пятницкие ворота). Когда-то через нее въезжали на территорию смоленской цитадели, но при отступлении французов в 1812 году ворота были взорваны. Позже на этом месте возвели церковь во имя святого Тихона Задонского.

     Третья по популярности башня — Веселуха, или Лучинская. Иногда говорят, что первым легкомысленным названием она обязана тому, что с нее открывается захватывающая панорама — вид, веселящий душу. По другой версии, оба названия связаны с расположением: башня стоит на высоком холме, у излучины Днепра. «Веселуха» же на местном диалекте означает «радуга», то есть дугообразный изгиб.

     Кроме того, сохранились башни Волкова, Костыревская, Позднякова, Авраамиевские ворота, Воронина, Долгочевская, Зимбулка, Никольские ворота (Еленинские ворота), Маховая, Копытенская надвратная, Орел, Донец, Бублейка, Заалтарная.

События и праздники

     По воскресеньем рядом с Громовой башней проходят выступления военно-исторического клуба «Порубежье». Актеры и реконструкторы разыгрывают для гостей музея театрализованные сцены из средневековой жизни: пир в боярском тереме с песнями и танцами, поединки русских, литовских и немецких воинов на различных видах оружия.

История, легенды и факты

     Деревянная крепость с земляным валом на месте нынешней стены появилась в Смоленске еще при Иване Грозном, а постройка каменных оборонительных сооружений началась в 1595 году при его сыне, Федоре Иоанновиче. Строительство самого западного форпоста страны стало приоритетной задачей главы тогдашнего правительства — боярина Бориса Годунова. В литературе крепость часто называют «годуновской»: Борис Федорович собственнолично приехал в Смоленск, чтобы заложить первый камень, а потом курировал строительство вплоть до самого его окончания. Он прекрасно понимал значение этой крепости — при польском вторжении она первой вставала на пути неприятеля. Смоленская крепость должна была быть неприступной. Главным архитектором этой «стройки ушедшего века» был назначен Федор Савельевич Конь — выдающийся зодчий, автор московского Белого города. Строительство завершилось в 1602 году.

     А к 1609 году относится одна из самых славных страниц боевой истории крепости — противодействие польской королевской армии. До 1611 года московское войско под командованием воеводы Михаила Шеина стойко обороняло новую крепость. Уже Василий Шуйский перестал быть царем, уже в Москву вошли поляки, уже шли переговоры с боярским правительством о том, чтобы польский королевич занял русский трон, а Шеин, несмотря ни на что, держался. Лишь летом 1611 года, после ожесточенного боя, полякам удалось захватить смоленскую цитадель.

     После этого русские дважды, в 1632-1633 и в 1654 годах, пытались вернуть себе Смоленск. Взять крепость удалось лишь во второй раз, да и то в результате измены.

     Официально Смоленская крепость прекратила свое существование как фортификационное сооружение в 1786 году. Четыре сотни служивших при ней артиллеристов и 190 орудий распределили по другим укреплениям.

     Но в 1812 году войска Наполеона во время битвы за Смоленск снова штурмовали ее ворота. Когда осенью того же года император Франции покидал город, он приказал взорвать крепостные башни, чтобы они не помешали ему при будущем походе в Россию. Похода, однако, больше не случилось, но целых восемь или девять башен были разрушены. Остальные успели спасти вошедшие в Смоленск солдаты Двадцатого егерского полка.

     С тех пор Смоленскую крепость разрушали только сами смоляне. И им это удавалось не хуже, чем Наполеону: из первоначальных 38 осталось лишь 14. Особенно быстро этот процесс происходил в 1820-30-х годах, когда город восстанавливался после разрушений наполеоновской войны. Николай I выделил на это огромные деньги, и работа закипела. Башни и стены, находившиеся в плохом состоянии, разбирали на строительный материал для новых зданий. А разобранную Костыревскую башню губернатор Хмельницкий восстановил за казенный счет, потратив на это сотни тысяч рублей — огромные по тем временам средства. В результате в 1838 году он оказался под следствием вместе с целым рядом подрядчиков, восстанавливавших город и строивших дороги.

     Впрочем, на судьбе башен это не сказалось, как и пожелание Александра II сохранить крепость в качестве памятника истории. Жившие по соседству с крепостью горожане подрывали стены, чтобы иметь повод разобрать их на стройматериал ввиду угрозы обрушения.

     Последний акт разрушений относится к 1930-м, причем официальная версия долгое время приписывала уничтожение последних из утраченных башен гитлеровцам. Однако, по данным современных исследователей, эти башни были уничтожены уже в 1938 году, а фашистам рушить и так-то полуразвалившуюся стену было ни к чему и некогда — перед отходом их Смоленска они минировали и взрывали заводы и учреждения.

Легенды

История про призрака, обитающего в башне Орел, возникла еще раз в середине XVIII века. Очевидцы уверяли, что видели на башне громко хохочущую фигуру в белом. Полиция, изведенная жалобами горожан, устроила засаду. И поймала, да только не привидение. Оказалось, что возле небольшого кирпичного заводика, построенного рядом с башней, скрывался ход в подвал, где была оборудована мастерская фальшивомонетчиков. Чтобы отпугнуть любопытных, аферисты устраивали «игрища нечистой силы», а кирпичный заводик был лишь прикрытием.

     В 1845 году писатель и переводчик Фридрих Этингер сочинил роман «Башня Веселуха». В наши дни по его книге создана пьеса, которая до недавнего времени шла в Смоленском камерном театре. А история с фальшивомонетчиками, как предполагают смоленские краеведы, вдохновила Алексея Толстого — говорят, под впечатлением от этой истории он написал «Графа Калиостро».

Башня Веселуха [2].

     Город Смоленск окружают крепостные стены, в которых сохранились башни, одну из них называют -   Веселуха. Эта башня стоит на крутом обрыве, такое ощущение, что она вот, вот оторвётся от  крепостной стены, частью которой она на самом деле является и упадет.

Легенда о башне Веселуха.

   Одна из самых интересных башен  Смоленской крепости — это башня Веселуха. Люди прозвали её так, потому что с неё открывается захватывающая панорама — «весёлый вид», «веселящий душу». Другое название башни — Лучинская — связано с её расположением: она стоит на высоком холме, напротив крутого изгиба Днепра, а в местном говоре «веселуха» означает «радуга», то есть дугообразный изгиб. 

     Есть и другая версия происхождения названия, более мрачная. Говорят, во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась... С тех пор башню зовут Веселухой.  

    Легенды и тайны смоленской крепостной стены во все времена интересовали людей. Так, в 1845 году об этом написан роман «Башня Веселуха» Фридрих Этингер, немецкий религиозный мыслитель. В наши дни по его книге была написана одноименная пьеса, которая до недавнего времени шла в Смоленском камерном театре. А история с фальшивомонетчиками, как предполагают краеведы, вдохновила Алексея Толстого — говорят, он прочитал ее, а после написал фантастический рассказ «Граф Калиостро».

Историческая справка. Улица Соболева [3].

     Соболева улица — одна из древнейших в Смоленске, начинается от улицы Большая Советская и заканчивается улицей Шеина. С правой стороны выходят улицы Красный Ручей, Тимирязева, Загорная, Покровского, Верхний Волок. С левой — улицы Степана Разина, Песочная, переулок Максима Горького, который соединяет улицу Соболева с улицей Набережная Максима Горького. Улица Песочная — составная часть Крестовоздвиженской транспортной развязки, соединяющей транспортную систему Заднепровья с Промышленным районом. Здесь прямой выход на Поповку.

     Улица Соболева по значению относится к транспортной, производственной и селитьбенной. На ней расположены промышленные предприятия: чулочная и мебельная фабрики, асфальтовый завод, автотранспортное предприятие по перевозке грузов, горводоканал.

     От улицы Большая Советская до улицы Тимирязева на правой стороне, далеко отступя от красной линии, расположено несколько коттеджей и небольшой трехэтажный дом, построенный сразу после войны. На левой стороне жилой застройки нет.

     В первой половине XX века картина была такая же. Этот отрезок улицы был плотно застроен с правой стороны – левый, прилегающий к крепостной стене, оставался свободным.

     На рубеже XIX-XX веков около башни Волкова была поставлена дизельная электростанция, а непосредственно у крепостной стены, ближе к храму — здание школы, где автор этих строк учился. Оно не сохранилось. На месте разобранной по ветхости Фроловской башни в XVIII веке построили надвратный храм, восстановленный после нашествия Наполеона архитектором М. Н. Слепневым. По преданию, с балкона этого храма сам Наполеон стрелял в уходящие русские войска. Сейчас здесь находится Православная гимназия. До 1988 года здание занимало культпросветучилище.

     Проходя мимо этого здания, не каждый чувствует, что соприкасается со стариной. В этом месте долгие годы располагались главные ворота в город. Еще сохранились их арки. За воротами находился мост через Днепр. Ворота заделали, когда был построен современный мост с Б. Советской.

     Недалеко от улицы Красный Ручей на левой стороне высится небольшая крепостная башня. Она была восстановлена в XIX веке на месте разобранной по ветхости башни Костыревской на деньги из казны государства. Есть предание, что император Николай I, осматривая вместе с наследником эту башню, сказал: «Я думаю, Саша, в России только я и ты не воруем». Вскоре губернатор Н. И. Хмельницкий был арестован по обвинению в казнокрадстве. Его заточили в Петропавловскую крепость, где отбывали наказание самые крупные государственные преступники. Вскоре приговор отменили, так как было доказано, что Хмельницкий деньги не присваивал, а только не углядел кражу со стороны строителей. Царь его вызвал и извинился, но предупредил, чтобы впредь он не допускал мошенничества перед своими глазами.

     Во второй половине XVIII века, в том месте, где сейчас школа № 1, была построена Духовская церковь, огороженная кованной из железа решеткой. Когда в 30-х годах XX века церковь разбирали, решетку передали на хранение в краеведческий музей.

Рядом со школой № 1 в здании дореволюционной постройки для народной школы расположена специализированная школа-интернат.

     В самом начале XX века на левой стороне появились производственные здания. В их числе пивоваренный завод и ближе к Днепру — здание первого молочного завода, построенное в середине 20-х годов. С его открытием в магазинах стали торговать молочными продуктами. В 1953 году в коробках пивоваренного завода была открыта чулочная фабрика. Некоторые корпуса построены вновь.

     За транспортной развязкой характер застройки меняется — она вся усадебного типа. Местами сохранились дома, построенные в прошлом столетии. Среди них вклинились современные коттеджи.

      Территория, где находится транспортная развязка, интересна некоторыми особенностями. Она расположена над Рачевским ручьем, который здесь взят в трубу. Возле автобусной остановки, немного в стороне от улицы, есть двухэтажное оштукатуренное здание примитивной архитектуры. До Великой Отечественной войны независимо от того, что в этом здании находилось, оно называлось мельницей Поливанова. В самом начале XX века здесь была мельница предпринимателя Поливанова — первая в Смоленске. В ней установили дизельный двигатель для размола зерна.

     Далее за ручьем шла дорога в Шейновку. Жилых строений почти не было. Высилась небольшая Окопная церковь с обширным сельским приходом.

     В XVII веке улица Соболева называлась Большой проезжей дорогой. С начале XIX века отрезок улицы от нынешней Б. Советской до крепостной стены, ведущей к башне Веселухе, стал именоваться Армянской улицей. В те годы часть территории, населенной армянами и входившей в состав Османской империи, была присоединена к России. Армянам дали право свободного передвижения по стране. Некоторые семьи переселились в Смоленск, где преимущественно занимались торговлей и ремеслами. Улица, на которой большинство жителей были армяне, стала называться Армянской. От крепостной стены до церкви улица называлась Духовской. Улица носит имя участника революционного движения на Смоленщине Василия Захаровича Соболева (1895-1928).

Список литературы

  1. http://4stor.ru/legend
  2. http://websprav.admin-smolensk.ru/web2013/chizh/veslh.html
  3. http://www.nasledie-smolensk.ru
  4. Азбука Смоленского края/ С. А. Болотова, Смоленск, Русич, 2004
  5. Крепость Смоленска/В.В. Косточкин, Москва, 2000
  6. Смоленск и его улицы/Б.Н. Перлин, Смоленск, Смядынь, 2002
  7. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель, № 6, 2001, с.11


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Тематическое планирование изучения экономических и математических понятий в 10 – 11 классах с детьми с ОВЗ».

Краткая аннотация Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники ...

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Проект по теме: «Модульно – рейтинговая система организации образовательного процесса на уроках географии.10 класс»

Модульно – рейтинговая система организации образовательного процесса является элементом процесса реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представляет собой...

Конкурс экологических проектов "Настоящее и будущее из окна нашего Центра"

Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, поближе познакомиться с историей родного края, благоустроить близлежащую к школе территорию. Активная жизненная пози...

Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)

Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...