Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения
методическая разработка по биологии на тему

Нестерова Елена Ходжагельдыевна

 

АННОТАЦИЯ

 В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии  - ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.

   Цель тропы – воспитание экологически грамотного человека.

   Задача, которую должен преследовать учитель при организации тропы, - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном  участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropa_proekt.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

 В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии  - ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.

   Цель тропы – воспитание экологически грамотного человека.

   Задача, которую должен преследовать учитель при организации тропы, - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном  участке.

УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА – КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

 Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому создание экологической тропы должно быть направлено прежде всего на определенные категории посетителей:

учащихся образовательных учреждений,

детей дошкольных учреждений,

педагогов и воспитателей детских учреждений.

Для того, чтобы тропа выполняла полностью свое предназначение, к ее созданию предъявляются определенные требования:

- маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и должен учитывать условия данной местности;

- тропа должна быть расположена в доступной для посещения местности;

- маршрут прокладывается уже по изученной и сложившейся дорожно-тропиночной сети;

- тропа должна пролегать по местности, которая бы отражала полностью цели и задачи создателей тропы;

- тропа должна нести информационную нагрузку: познавательную, просветительную и предостерегающую;

- маршрут учебной экологической тропы не должен быть более 2 километров.

   Итак, учебная экологическая тропа должна стать действующей, работающей и «читаемой книгой природы», где от экскурсии к экскурсии, от остановки к остановке, как от страницы к странице, учащиеся смогут познавать тайны природы, видеть чудеса, происходящие в ней и проникаться к ней огромной любовью и восхищением.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы должна проходить в три основные этапа:

-организационный;

-теоретический;

-практический.

 Роль руководителя по созданию учебной экологической тропы отведена учителю. Первый этап – изучение участка природы – планируемого маршрута тропы, изучение краеведческой литературы, знакомство с биоразнообразием отдельных биогеоценозов, встречающихся на маршруте тропы, работа с определителями растений, составление каталога редких и исчезающих видов растений и животных данной местности. Эта работа под силу учащимся и она будет выполнена при непосредственном участии и взаимодействии учителя.

   Следующий этап работы связан с определением маршрута тропы, где необходимо составить схематический план с нанесением всех остановок. В работу по организации учебной экологической тропы могут и должны быть вовлечены административные структуры образовательного учреждения и поселения, по территории которого будет проходить маршрут тропы.

  Практическая деятельность при организации тропы многогранна и многоэтапна. Учащиеся непосредственно должны участвовать в разработке маршрута тропы, в подборе объектов живой природы для изучения при проведении экскурсий, на практике применять знания, полученные на подготовительном этапе работы над созданием тропы.

   Другой важный этап совместной работы учителя и учащихся – оснащение и благоустройство маршрута учебной экологической тропы с учетом всех требований:

-информация : лозунги, призывы, указатели, предупреждающие знаки – помещаются на специальных щитах, которые находятся на хорошо просматриваемой территории. Содержание помещаемых на щитах текстов может быть определено на основании проведенных среди учащихся конкурсов. Силами учащихся школы проводится оснащение тропы – сооружаются скамейки, кормущки и скворечники для птиц.

Все этапы работы над созданием учебной экологической тропы можно отобразить схемой.

1ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП УЧАЩИХСЯ 5-11КЛАССОВ

СОЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛЕНИЙ – ОФОРМИТЕЛЕЙ, ЭКСКУРСОВОДОВ, ЭКОЛОГОВ,ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

2ЭТАП: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 -о компонентах природы и объектах живой природы;

-о взаимосвязях в природе;

-о роли компонентов;

-о нормах и правилах поведения в природе;

-о мерах охраны объектов природы.                                  

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ

-общения с природой;

-бережного отношения к природе;

-заботы о состоянии природы данной местности в настоящем и будущем;

3.ЭТАП:ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.РАЗРАБОТКА МАРШРУТА УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ, СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ-СХЕМЫ.

2.МАРКИРОВКА ТРОПЫ, РАЗМЕТКА ОСТАНОВОК

3.СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАНИЯ ТРОПЫ

4.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЩИТОВ И ОСНАЩЕНИЕ МАРШРУТА ТРОПЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Практическая деятельность «Организация работы на учебной экологической тропе».

проект

Цель:

Создание условий для формирования экологического сознания детей, воспитание чувства бережного отношения к родной природе и повышения экологической грамотности.

Задачи:

1. Создание учебной экологической тропы для школьников  МОУ СОШ №39 хутора Галицын
2. Оказание методической помощи учителям в проведении экологических мероприятий
3. Получение первичных научных данных для Летописи природы путем привлечения школьников к учетам животных и проведению фенологических наблюдений.

Теоретическое и методическое обоснование:

    В последние годы  участились случаи браконьерства на территории хутора Галицын в русле реки Протока. Это и  заставило работников МОУ СОШ №39 начать систематическую работу по пропаганде природоохранных знаний  школьников, учитывая, что дети являются самой отзывчивой аудиторией и через них можно влиять на родителей. Традиционные формы работы (лекции, беседы, встречи со школьниками и учителями) были малоэффективны, так как носили  спонтанный, случайный характер. В 2006 г. был разработан и проведен первый школьный  экологический конкурс для школьников, который включал в себя выполнение предложенных заданий, определенной балловой стоимости каждое (например, проведение бесед о Кавказском биосферном заповеднике для младших школьников - 4 балла, посадка дерева - 2 балла и др.). Самыми активными участниками конкурса стали школьники из 6 – 7 классов, которые по его результатам получили грамоты и были направлены на  районный слет юных экологов . На следующий учебный год конкурс был дополнен теоретической викториной по вопросам экологии и краеведения и конкурсом атрибутов. К этому времени между школой и районной станцией юных натуралистов наладились прочные связи: станция оказывает школе методическую помощь, а школьники проводят беседы об охране природы, участвуют в научно – практических конференциях, изготавливают скворечники и дуплянки, которые развешиваются по территории школы для привлечения птиц, собирают сведения по топонимике. После того как работы учащихся школы по проблемам экологии и охраны растительного и животного мира были отмечены на уровне района и края, все чаще стали слышны голоса в защиту реки и ее обитателей.
    В настоящее время дети, занимающиеся в группе экологов - краеведов, уже знакомы с биоразнообразием реки Протока, ее историей и особенностями и готовы передавать свои знания другим. Им стало тесно в рамках школьной программы и они хотят получить серьезные задания, которые могут помочь сохранности природы родного хутора. Таким заданием стало обустройство учебной тропы возле школы, на которой можно  проводить учебные занятия как преподавателям, так и самим детям. Кроме того, дети могут проводить здесь фенологические наблюдения, необходимые для пополнения Летописи природы.
    Создание учебных троп при школах необходимо для развития у детей интереса к изучению экологии и любви к природе. В настоящее время экскурсии на природу в школах проводятся очень редко. Учителя мотивируют это тем, что нужно далеко идти, дети разбегаются, урок проходит неэффективно. В то же время даже территория обычного школьного двора может стать прекрасным объектом для изучения, многократно использоваться на различных уроках, она не требует больших затрат учебного времени - практически на любом уроке можно выйти на 15-20 минут, рассмотреть нужный объект и вернуться в класс. Являясь жителями сельской местности, организовать экологическую тропу не составляет большого труда, главное определить цель, наметить маршрут, собрать единомышленников, ведь тропу  можно использовать и на внеклассных мероприятиях.
    Выполнение данного проекта будет способствовать повышению знаний о природе родного края, о ее биоразнообразии, будет решена проблема занятости детей и подростков во внеурочное время.

Основное содержание проекта

Планируемые мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный

1. Описание тропы (место; биоразнообразие, почвы)

Январь- апрель

2009

Нестерова Е.Х., учитель биологии МОУ СОШ №39

2. Разработка учебных занятий и экскурсий

Январь -апрель 2009

Нестерова Е.Х., учитель биологии МОУ СОШ №39, Камший А.В., учитель географии МОУ СОШ №39

3. Оборудование тропы

Апрель 2009

Попечительский совет МОУ СОШ №39, Совет школы, ученическое самоуправление

4. Открытие тропы (экологический праздник в школе)

 Апрель 2009

Школьное самоуправление

5. Использование тропы на учебных занятиях и для проведения летней экологической практики

В течение учебного года

Нестерова Е.Х., Камший А.В., Рудомаха Ю.В., учителя МО естественно-математического направления МОУ СОШ №39

6. Проведение фенологических наблюдений на учебной тропе и в окрестностях школы

В течение учебного года

Нестерова Е.Х., Камший А.В., Рудомаха Ю.В., учителя МО естественно-математического направления МОУ СОШ №39

6. Обобщение опыта работы по использованию учебной тропы на занятиях

В течение учебного года

Нестерова Е.Х., Камший А.В., Рудомаха Ю.В., учителя МО естественно-математического направления МОУ СОШ №39

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории.

Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу. Однако это не возможно без знания законов природы, основных экологических принципов и сознательного отношения к ним.

Учебная экологическая тропа проложена по территории хутора Галицына и за его пределами.

Протяженность тропы составляет 2.5 км. Время прохождения 3 часа. Оптимальное число экскурсантов – 15 человек. Возраст – учащиеся 5 – 10 классов. В зависимости от возраста учащихся меняются цели, задачи тропы, содержание рассказа и глубина раскрытия темы, конкретные примеры ознакомления с природными объектами.

Учебная тропа в своем начальном пункте и на каждой остановке оборудована информационными щитами с планом тропы, текстом о ее природных достопримечательностях и взаимоотношениях природы и человека.

Основные требования к выбору тропы:

1. Доступность для посетителей.

2.  Информативность, т.е. способность удовлетворить познавательные потребности.

При составлении текста учитывался характер воздействия его не только на разум, но и на чувства посетителей.

ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ

/в начале тропы/

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас на экологическую тропу. И очень надеемся, что, пройдя по ней, вы измените, свое отношение к природе, лучше ее узнаете, поймете, а значит, и захотите ее сохранить.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 1

ПАРКОВАЯ ЗОНА

Единственное место на территории села, где можно наблюдать разнообразие древесной, кустарниковой и травянистой растительности.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ №2

РЕКА ПРОТОКА.

Прекрасное место отдыха жителей хутора, замечательная водная артерия, которая кормит и поит население.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 3

ЛЕСНАЯ АПТЕКА

С древних времен люди познали целебную силу растений. Они помогают человеку избавиться от многих  недугов, восстановить силы, укрепить здоровье.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 4

ПОЧВА

Почва – это первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов, волокна для одежды и так далее. Это незаменимый природный ресурс.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 5

СОВХОЗНОЕ ПОЛЕ

  Поле совхоза также является ярким примером антропогенного фактора.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 6

ЗВЕРИ – БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

Звери – братья наши меньшие. Они учат нас добру, заботе о слабых. Без них мы бы стали нравственно беднее.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 7

НАСЕКОМЫЕ

    Насекомые – наши верные помощники, как опылители растений они дают толчок творческой   мысли ученых и поэтов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 8

ПРИВАЛ

     Когда вы отправляетесь в путешествие по лесной местности, степной или горной, всегда хочется  отдохнуть, сделать привал.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА У ГЛАВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЩИТА

Учебная экологическая тропа проходит по территории хутора Галицына и за его пределами.

Хутор Галицын расположен в южной части Славянского района Краснодарского края. Годовое количество осадков 335 мм, лето довольно жаркое, максимальная температура июля-августа + 38С. Зима умеренно мягкая, неустойчивая. Минимальная температура воздуха в январе-феврале – 12С.

Территория села подвержена действию сухих восточных ветров.

Рельеф представляет собой широковолнистую равнину пересеченную балками и оврагами.

В почвенном покрове территории хозяйства преобладают темнокаштановые почвы. Естественная растительность сохранилась лишь на неудобных к распашке склонах и небольших участках, прилегающих к селу.

Основное назначение тропы – это изучение окружающего мира земли, , воспитание любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.

Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

Не разоряй гнезда шмелей.

Не разоряй муравейник.

Береги лягушек, жаб и головастиков.

Не убивай змей, даже ядовитых.

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

Не разоряй птичьи гнезда.

Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.

В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.

Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.

Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в  водоемы.

ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

ПАРКОВАЯ ЗОНА

ОСТАНОВКА № 1

Парковая зона на территории на территории хутора Галицына заложена в 2000 году. Он расположен в центре хутора, всего в 30 метрах от школы.

Здесь можно видеть ясень, акацию белую и желтую, вяз, березу, иву, тополь.

Травянистая растительность представлена одуванчиком, спорышом, пастушьей сумкой, щавлем конским, подорожником, пыреем ползучим, мятой .

Из животных встретить можно ежей, очень много насекомых. Из пернатых больше всего сорок, ворон, воробьев, синиц.

ОПИСАНИЕ ПАРКОВОЙ ЗОНЫ

1. Местонахождение лесопарка.

2. Опишите ярусы растительности. Первый древесный ярус. Охарактеризуйте его (растут ли деревья по всей площади равномерно или пятнами), состав древостоя (какие деревья преобладают). Степень сомкнутости крон каждой породы.

В названии каждой породы отметьте высоту дерева, диаметр ствола, возраст, состояние.

3. Деревья не старше 20 – 30 лет составляют подрост. В описании подроста выделяйте название породы дерева, его среднюю высоту, состояние.

4. Второй кустарниковый ярус – дайте описание каждого вида, его обилие, среднюю высоту и состояние.

5. Третий – травянистый. в описании выделяйте общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цвета (равномерно, пятнами, мозаично или монотонно). Определите степень задерненности почвы (на глаз), высоту растения, какие виды образуют первый, какие второй ярус. В  видовом составе укажите для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цвело, плодоносит, обсеменяет, отмирает).

6. Четвертый – мохово-лишайниковый ярус. Укажите место в общем растительном облике третьего яруса, распределение мхов по площади, степень плотности мохового покрова (очень плотный, плотный, очень рыхлый).

РЕКА ПРОТОКА

ОСТАНОВКА 2

Река Протока – главная водная артерия нашего хутора, является притоком  реки Кубань. Общая её протяжённость 470 км. Она, собирая громадное количество воды, без устали размывает твердые горные породы и выносит за год в Азовское море около 13 кубических километров воды и миллионы тонн наносов. Кроме этого она имеет наибольшую из всех рек края скорость течения. Уровень воды повышается в весенне-летнее время, т.к. в этот период происходит активное таяние ледников в высокогорьях. Река размывает берега, несет много корчей. В августе-сентябре уровень ее спадает, с октября по май Протока течет сравнительно спокойно.

Люди традиционно селились по берегам рек. Это было удобно: рядом вода для питья и хозяйственных нужд, можно ловить рыбу, легко передвигаться в любом направлении. Людей со временем становилось все больше и больше. Огороды и дома вытесняли с берегов деревья, а реки стали мелеть и мутнеть. В городах судьба рек еще труднее. Городские власти, обычно ревностно следящие за чистотой скверов и тротуаров, не замечают, что берега рек превращаются в свалки. Ливни и талые воды выносят продукты разложения в реку.

Мало заботясь об охране рек, мы почему-то хотим иметь в быту чистую, безопасную для здоровья воду. Мы не много платим за воду, но для коммунальных служб она обходится дорого. А для природы чистая вода просто бесценна. Воду надо беречь!

Посмотрите, как расходуется вода в домашнем хозяйстве:
- мытье машины из шланга – 680 л.
- полив огорода в течение 10 мин – 280 л.
- стирка в стиральной машине – 230 л.
- прием душа в течение 10 мин. – 110 л.
- подтекающий кран – 100 л.
- чистка зубов при открытом кране – 10 л.

Значение реки для хутора огромно. Водные ресурсы при их умелом использовании будут долгие годы приносить огромную пользу людям. Поэтому охрана водных ресурсов становится одним из факторов выживания человечества. Так давайте постараемся вместе сделать так, чтобы наша река всегда оставалась чистой, красивой и полезной людям.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОСТАНОВКА № 3

Во время прохождения учебной экологической тропы встречаются лекарственные растения. Описание лекарственных растений.

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Травянистый многолетник с толстым стержневым маловетвистым корнем. Листья лопастные, собраны в прикорневую розетку. Цветочная стрелка дудочная, длинная на верху несет одну крупную корзинку с золотисто-желтыми язычковыми цветками. Семянки с хохолком. Цветет в апреле – сентябре. Растет на лесных полянах, вдоль дорог, огородах.

Само растение обладает необычайной жизненной силой – сколько бы люди не вытаптывали одуванчик, сколько бы не поедали животные, все равно он будет расти.

   У человека с одуванчиком довольно сложные отношения. С одной стороны растение захватывает земли, на которых могли бы поселиться другие растения, даже зачастую вытесняет их, с другой стороны, немалая польза от него человеку. Во –  первых, одуванчик медонос, во – вторых,  одуванчик съедобен. Из его листьев готовят салаты, компоты, желе. Листья богаты   витаминами. В – третьих, одуванчик издавна  известен как целебное растение.

Высушенные корни и травы заваривают как чай, применяют отвары для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, в качестве желчегонного и слабительного средства, при кашле и кожных заболеваниях.

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ

Может такое случиться – в лесу поцарапал руку или натер ногу? А бинта как назло не оказалось с собой. И тогда на помощь приходит друг путешественников – подорожник. У нас подорожник – растение обычное. А в Америку подорожник действительно завезли европейцы, и вырос он буквально на следах – недаром же научное название подорожника в переводе значит «ступня».

  Это травянистое растение с укороченным стеблем, прикорневой розеткой крупных широколиственных  длинночерешковых листьев. Бурые мелкие цветы собраны в длинный простой колос на конце цветочной стрелки. Лекарственное значение имеют листья и семена. Их препараты применяются для лечения болезни желудка, двенадцатиперстной  кишки, гастритов.

Листья прикладывают к ранам, язвам, ожогам и ушибам. Отвары применяют при бронхитах, астме, коклюше, дизентерии, малярии.

ДОННИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Двухлетнее травянистое растение высотой до 1 метра со стержневым разветвленным корнем. Все растение создает специфический аромат. Обычно состоит из нескольких ветвистых пышноцветущих стеблей. Листья очередные,  длинночерешковые, тройчатые, продолговато-овальной формы. Желтые, мелкие, поникающие цветки собраны в густые кисти. Цветет в мае –  августе. Плод – морщинистый боб, созревает в июне – сентябре. Растет в лесополосах, вдоль дорог.

 В народной медицине используются облиственные верхушки растений, цветки. Применяется для понижения возбудимости нервной системы, неврастенией, истерии, мигрени, бессоннице, а также при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Ядовитое растение.

ПАСТУШЬЯ СУМКА

Однолетнее травянистое растение, до 30 см высоты, с несколькими ветвистыми стеблями и прикорневой розеткой перисто-расчлененных листьев. Цветки белые, мелкие, собранные в длинную кисть.

 Плод стручок треугольной формы с мелкими  многочисленными семенами. Пастушья сумка названа так из-за формы своих плодов, которые напоминают стянутую у горловины пастушью сумку. Цветет с апреля до глубокой осени. Плоды созревают с мая до начала заморозков.

  Растет у дорог, на полянах. За вегетационный период дает четыре поколения. В медицинской практике настой травы применяют как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях.

                                           ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

Это растение можно встретить вдоль дорог, на поляне, на опушках леса почти повсеместно. Оно многолетнее с длинным подземным корневищем и прямым невитвистым стеблем высотой до 0.5 см.  На стебле очень редко расположены листья, многократно рассеченные на мелкие узкие дольки – отсюда и произошло видовое название растения – тысячелистник. Краевые цветки язычковые, мелкие,  белые; средние – желтые трубчатые, в корзиночных соцветиях, собранных на верхушке стебля в  щитковидные метелки.

  Цветет в июне – августе. По своим кровеостанавливающим свойствам превосходит   применяющийся о врачебной практике раствор хлористого кальция. Препараты тысячелистника применяют при внутренних кровотечениях, желудочно-кишечных расстройствах, для полосканий при стоматитах. Некоторые садоводы используют отвары травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовки.

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Стебель прямостоячий, шершавый, высотой до 125 см. прикорневые листья выемчатоперистораздельные, стеблевые – очередные, ланцетовидные. Цветки светло-голубые, язычковые, собраны в пазухах листьев в соцветиях – одиночные корзинки. Имеет мясистый большой длинный корень. Семена  созревают в июле – сентябре.  Растет на полянах, вдоль дорог.

В народной медицине растение в основном  известно как «печеночная трава». При лечении   заболеваний печени является одним из основных компонентов лечебного сбора. Препараты из отвара или настоя корня применяют при подагре, ревматизме и укусах пчел, ос, змей. Примочками пользуются при лечении экземы, кожных сыпей.  

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ

Многолетнее травянистое растение высотой от 30 до 80 см. Стебель прямостоячий, зеленого, затем красновато-бурого цвета. Листья супротивные, эллиптические, с   просвечивающими точками – «дырочками».  Ароматные, золотисто-желтые цветки собраны в  

широкометельчатые соцветия. Цветет в июле – августе. Плод – продолговатая коричневая коробочка, созревает в июле – сентябре. Растет по светлым опушкам, полянам, вдоль дорог.

Одно из самых популярных лекарственных растений. Обладает общеукрепляющим, противовоспалительным, кровеостанавливающим и вяжущим действием.

Применяется при заболеваниях желудка, печени, почек, при острых простудных заболеваниях, сенной лихорадке и детских диатезах.

ПЫРЕЙ

Многолетнее травянистое растение высотой 60 – 120 см. У пырея очень длинное ползучее корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Стебель прямой. Листья длинные, линейные, очередные. Зеленоватые цветки расположены на верхушке стебля и собраны в соцветие – сложный колос. Цветет в июне – июле, семена созревают в августе – сентябре. Злостный сорняк. Встречается повсеместно. Народная медицина рекомендует корневища и сок пырея при бронхитах, при болезни печени и почек, остеохондрозах.

Препараты пырея ползучего помогают при юношеских угрях и других кожных заболеваниях.

Траву пырея едят кошки, собаки. Она обладает противоглистным эффектом, хорошая кормовая трава.

ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

Травянистый многолетник, густоопушенный прижатыми сероватыми волосками стебли. Многочисленные, бороздчатые, до 1 м высотой. Листья шелковистые, длинночерешковые, трижды – или дважды перисторассеченные, верхние перистые, коротко-черешковые, самые верхние трехлопастные или цельные. Цветки в мелких корзинках, собранных в метелку, желтые, трубчатые. Корзинки на коротких ножках, шаровидные. Плод – очень мелкая семянка. Все растение горькое, с сильным своеобразным запахом.

Полынь усиливает выделение желудочных соков и повышает аппетит. В народной практике отвар травы применяют при желтухе, малярии, против поноса, ожирения, при скоплении газов в кишечнике, против круглых глистов.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем и очередными дваждыперисторассеченными на линейные дольки листьями. Цветки в корзиночных соцветиях, сидящих на длинных цветоножках. Плод семянка. Все растение обладает характерным ароматом. Цветет в июле – августе. Растет около жилья, по полевым дорогам, на полях.

Ромашка применяется в виде настоев и отваров внутрь как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство, внутрь и в клизмах при спазмах кишечника и поносах, наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангинах, язвах и некоторых кожных болезнях.

ШИПОВНИК

Кустарник с ветвями, усаженными изогнутыми редкими шипами и непарноперистыми, с обеих сторон голыми, по краю остропильчатыми листьями. Цветки крупные, чаще одиночные, с бледно-розовыми лепестками: спелые плоды светло-красные, гладкие с отогнутыми вниз чашелиситиками, опадающими при созревании плодов.

Отвар плодов принимают при туберкулезе, различных инфекционных болезнях, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, почек, мочевого пузыря, при желчнокаменной и почечнокаменной болезнях, пониженном содержании гемоглобина в крови.

ЩАВЕЛЬ КОНСКИЙ

Многолетник высотой до 1.5 м с коротким, многоглавным корневищем и мощным слабоветвистым корнем. Стебель прямой, бороздчатый, в верхней части ветвистый. Листья очередные, крупные, продолговато-треугольные, по краям слегка волнистые. Цветки мелкие, невзрачные, зеленовато-желтоватые, собраны в мутовки, образующие в верхней части стебля узкометельчатое соцветие. Цветет в мае – июне.

Препараты из корней конского щавля в малых дозах обладают вяжущим действием, в больших – слабительным. В народной медицине они применяются при лечении поносов инфекционного характера.

ЗАДАНИЕ: Составить гербарий лекарственных растений, встречающихся на всем протяжении маршрута экологической тропы с последующим их описанием и применением в медицине.

КОНКУРС:

1. Ты растер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Корень какого растения помогает возбудит аппетит? (Корень одуванчика).

4. Какое растение поможет вылечить от болей в желудке? (Тысячелистник).

5. Отваром какого растения лечат волосы от выпадения? (Лопух).

6. Какими лечебными свойствами обладает цикорий?

7. Когда следует собирать лекарственные растения?

8. Назовите правила сушки лекарственного сырья.

Этот материал можно предложить детям в начале или конце работы на остановке.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал замечать, запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди множества растений нужные для себя отыскивают.

Внимательный глаз, да и хорошая память, многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о лечебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались странные болезни волшебными травами.

Казаки же издавна знали и ценили свойства лекарственных растений: ведь большая часть их жизни проходила в походах, ведь они стояли на страже южных границ государства.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых применяются для лечения заболеваний людей и животных, или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

В настоящее время 40% всех лечебных средств, обращающихся на мировом рынке, изготавливаются из «зеленой аптеки». «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не дающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Причем, препараты из лекарственных растений в большинстве случаев дешевле синтетических, а главное нередко являются единственными лечебными препаратами при многих заболеваниях.

Лечение травами – могучее, надежное средство борьбы за здоровье людей.

Общая масса ежегодно заготавливаемых лекарственных растений весьма внушительна и составляет около 70 – 80 тыс. тонн.

У многих народов лечением травами занимались жрецы, считалось, что целебные свойства растений открывались только посвященным. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, собирая травы местной флоры.

Среди лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, луком, чесноком, хреном.

Народная медицина служит неисчерпаемым источником для получения новых ле6карственых растений. Почти все сведения о растениях, известных современной науке и медицине, в свое время были взяты из народной медицины разных стран. С развитием науки на смену эмпирическим наблюдениям, пришли строго научные методы исследования растений. Изучение химического состава лекарственных растений расширило возможности употребления их для укрепления и сохранения здоровья человека. Ученые создали и создают из растительного сырья эффективные новые лечебные средства.

По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на следующие группы: успокаивающие, обезболивающие, снотворные, а также действующие на сердечно-сосудистую систему; возбуждающие, слабительные; отхаркивающие, вяжущие и мочегонные; кровеостанавливающие; противоглистные; желудочные; понижающие кровяное давление.

Мало узнавать лекарственные растения, знать, где они растут и умет найти их. Это еще не все. Надо знать как их собирать, так как содержание целебных веществ, в разных частях растений не одинаково, кроме того, наличие и состав этих веществ зависят от времени сбора. Правильное определение сроков сбора и точное их соблюдение имеют большое значение для качества сырья. Необходимо заготавливать только те части растения (почки, кору, корни, листья, цветы, соцветия…), которые содержат наибольшее количество нужных веществ.

Собирают лекарственные травы, в основном, вручную, применяя нож, секаторы, серпы, совки, лопаты. А если лекарственное сырье собирают с высоких деревьев или кустарников, то пользуются лестницами.

Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами. Берегите корни растений, особенно многолетних. Даже если растение однолетнее, старайтесь так отрезать нужную часть, чтобы не погубить его, чтобы могли появиться еще семена. Все растения с одного участка не собирайте, оставляйте несколько сильных продуктивных экземпляров, иначе можно уничтожить природные заросли и на следующий год здесь ничего не вырастет.

С каждым годом все большее значение приобретает охрана особо ценных лекарственных растений, запасы которых сокращаются или находятся под угрозой.  В настоящее время около 20 видов лекарственной флоры включены в Красную книгу. Для каждого вида дикорастущей лекарственной флоры предусмотрена своя инструкция, в которой учтены: биологические особенности данного растения; специфика возобновления после заготовки; сроки сбора; способы и нормы заготовки, не нарушающие восстановление зарослей; перечень мероприятий, которые должны выполнят сборщики по окончании заготовки на данном участке.

ПОЧВА

ОСТАНОВКА № 4

Почва – сложное природное образование, возникшее в результате изменения горных пород под воздействием живых и отмерших организмов (растительных, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Формирование почвы начинается с разрыхления горных пород на их поверхности (выветривание). Образовавшаяся при этом щебенка или песок – это еще не почва, а материнская почвообразующая порода. На нее воздействуют живые организмы и климатические факторы. Распространяясь вглубь, они изменяют материнскую породу, обогащают верхнюю часть почвы органическим веществом за счет поселяющейся растительности. Основную его массу создают высшие растения. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки, отмирающие травянистые растения и их корни – это материал для образования органической части почвы. Микроскопические грибы, бактерии, а также кислотные бактерии превращают их в новое вещество – перегной или гумус. В образовании почв участвуют также дождевые черви, землерои, личинки различных насекомых, живущие в почве. Они разрыхляют и перемешивают органические вещества с минеральными частями. Процесс образования почв протекает непрерывно.

Сильное воздействие на образование почв оказывает климат: в жарком и сухом климате нашего региона при недостатке влаги, т.е. при коэффициенте увлажнения меньше 1, из разреженной травянистой растительности образуется мало перегноя, но накапливается много нерастворенных солей. В частности в почвенном покрове земель на территории хутора Галицын преобладают аллювиально-луговые почвы. образованные наносами.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОЧВ

ПЛАН:

Строение почвы изучают в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра и глубже, если слой почвы очень мощный. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать.

На карте каждый разрез наносится в виде квадратика, около которого ставьте порядковый номер. После описания разреза, яму зарывайте так, чтобы поверхностный горизонт почвы был сверху.

На стенке разреза видны почвенные горизонты: они отличаются друг от друга светом и строением, границы между ними иногда резки, но чаще постепенны. Почвенные горизонты отражают особенности жизни почвы и образования, но внешнему виду, которых уже можно составить представление о типе почве и о той или иной ее разновидности.

Прежде всего, необходимо познакомиться со строением почвы, т.е. характером расчленения ее на слои (горизонты) обособившиеся  в процессе почвообразования. Они отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Вначале ножом отметьте резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Цветными карандашами зарисуйте трехчленное строение с сохранением масштаба: вверху – перегнойно-аккумулятивный горизонт А, глубже – аллювиальный В (вмывания), который может подразделяться на подгоризонты В1, В2, В3 и еще глубже материнская порода С. В горизонте А нетрудно выделить самый верхний тонкий слой А0 – неразложившуюся подстилку или пахотный горизонт Ап. Кроме буквенных обозначений горизонты следует называть словами: подзолистый, глеевый…

Цвет почвы в горизонте определяйте по сухим образцам. В описании стремитесь не только передать возможно точнее цвет, но и отразить цветовые переходы от слоя к слою. Механический состав почвы, т.е. соотношение глинистых, пылеватых и песчаных частиц почвы, определяйте по верхнему горизонту на ощупь путем растирания ее на ладони или между пальцами, смачиванием и скатыванием. Так, глинистые почвы при скатывании дают длинный шнур, суглинистые – длинного шнура не дают, суглинистые песчанистые шнур дают непрочный, крошащийся. Из супесчаных шнур скатывать не удается, песчаные – образуют рыхлую массу.  

Структура почвы – это ее способность распадаться на комочки различных размеров и формы. От структуры зависят воздушные и водные свойства почвы, что влияет на ее плодородие. Структуру определяют на глаз: зернистая, комковатая, призматическая, пластинчатая, листовая и др.. Тут же отметьте степень ее выраженности – отчетливая, неясно выраженная и т.д. Соберите образцы комочков

почвы в стеклянные баночки и затем измерьте их. Отметьте и включения в виде валунов, гальки, остатков растений, насекомых, их происхождение, количество и характер. Большое внимание уделите новообразованиям, создающимся в результате почвообразовательного процесса. В разрезе они выделяются специфической окраской. Это белесоватый налет на поверхности структурных отдельностей из кремнезема, охристо-ржавые пятна, красно-бурые. Корочки окислов и гидратов железа и марганца.

О качестве почвы, ее богатстве – плодородии можно судить по внешним признакам. Из них главные – это мощность и интенсивность окраски, а также зернистость гумусового горизонта. Хорошая структурная почва распадается на мелкие комочки.

Итак, описание почвы производите по горизонтам, начиная сверху, измерения от поверхности почвы. Для каждого слоя указывайте его название, глубину нижней границы, механический состав, цвет, структуру (если она отсутствует, пишите – бесструктурная), включения (камни, корни, их размеры, количество и характер), влажность (то чего зависит интенсивность окраски).

ВОПРОСЫ:

1. Как влияют на почвообразовательный процесс температура воздуха и увлажнение территории?

2. Какие почвенные зоны сформировались на территории хутора Галицына, каковы причины такого состава почв?

3. Какие виды мелиорации характерны для хозяйства, расположенного на территории хутора Галицына?

ЗАДАНИЕ:

1. Определите, какие виды эрозии почв встречаются в окрестностях населенного пункта?

2. Как влияет хозяйственная деятельность человека на эрозию почв в пределах окрестностей нашего населенного пункта?

СОВХОЗНОЕ ПОЛЕ

ОСТАНОВКА № 5

Землепользование АО «Новопетровское» состоит из одного массива, вытянутого с запада на восток до 45 км и с севера на юг на 24 км. общая площадь земель составляет 56 069 га, из них сельскохозяйственных угодий 42 858 га, в том числе пашни – 13 211га, многолетних насаждений – 10 га, пастбищ 3738 га.

ОПИСАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ПЛАН:

1.Как называется ваш совхоз: когда он основан, как изменился с момента организации.

2. Дайте оценку географического положения сельскохозяйственного предприятия (географическая зона, положение относительно крупных городов, рек, районного и краевого центров, путей сообщения, основных центров потребления сельскохозяйственного продукции), как влияет географическое положение на производственную специализацию.

3. Узнайте, какова общая численность и состав населения.

4. Узнайте, какова степень механизации и автоматизации совхоза

5. Опишите состав сельскохозяйственных угодий и их размещение, укажите количество введенных севооборотов, охарактеризуйте их земли.

6. Установите площадь земель, занятых зерновыми, техническими, овощными или бахчевыми культурами, садами.

7. Какова урожайность сельскохозяйственных культур с 1 га. совхоза

8. Узнайте, какое количество поголовья скота имеет совхоз.  Как размещено животноводство на территории хозяйства, где расположены животноводческие фермы, птичники. Как содержится скот в хозяйстве. Опишите для примера животноводческую ферму.

9. Какова автоматизация и механизация сельскохозяйственных процессов на предприятии.

ЗВЕРИ – НАШИ БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ

ОСТАНОВКА № 6

Поскольку земли на территории хутора Галицын повсеместно распаханы, количество видов животных стало меньше. Снизилась численность оставшихся.

 Но много грызунов: суслики, хомяки, обыкновенные полевки, землеройки, мыши. На солонцах расселились кобылки.

Среди постоянных обитателей хорошо известные нам лисицы, заяц-русак, ласка, енотовидная собака. Несколько лет назад в наших краях появился новый житель – шакал. Все это говорит о том, что наша местность не утратила своих прелестей для диких зверей, и дает им не только крышу над головой, но и нужную пищу.

 Плавни и степи стали стали домом для таких птиц как хохлатый удод, жаворонки, большой зеленый дятел.  Из хищных – степные орлы, коршуны, канюки. Раньше  было много стрепетов, дроф.

Наши места очень богаты лиманами, протоками, каналами и различными водоемами все же в них обитает немало болотной птицы. Сегодня мы можем гордиться тем, что на нашей земле живет небезизвестный не только своей верностью, но и красотой – лебедь. В местах обитания птиц водится серый гусь, чирок трескунок, кряква обыкновенная, пеганка, белая и серая цапля, болотная курочка.

Наша природа, теплый климат привлекают и перелетных птиц. В наших местах они останавливаются чтобы отдохнуть, подкрепиться, набраться сил для дальнейшего пути в теплые края. Это такие птицы, как кряква черная, широконоска, гоголь, шилохвост, гусь-гуменник белолобый, малая серая казарка.

Нельзя не затронуть вопросы охраны животного мира, которые по мере нарастания интенсивности применения химических  средств защиты, нарушения технологии уборки зерновых культур, систематического содержания в лесополосах овец, борьбы с мышевидными грызунами сокращается.

Есть люди, которые нарушают правила охоты, применяют капканы, автотранспорт.

ЗАДАНИЕ:

Изучая животный мир района, составьте зоогеографическую карту. Для этого на схематической карте района покажите соответствующими знаками животных, обитающих в том или ином месте. Сведения о распространении животных в районе можно получить на основании личных наблюдений, а также у местных охотников.

Кроме того, проведите наблюдение за птицами, выкармливающими птенцов в следующем порядке:

 Найдите гнездо какой-нибудь птицы. Место для наблюдения выберете так, чтобы не беспокоить птиц, но хорошо видеть их гнездо, в которое они несут корм для птенцов. Наблюдайте за птицами три раза в сутки (утром, днем и вечером) по 1 часу. Желательно при этом иметь бинокль, часы, блокнот, карандаш.

В результате наблюдений составьте отчет по следующему плану:

1. Из какого материала и где устроено гнездо птицы (зарисовывают его).

2. Чем отличается оперение самца от оперения самки?

3. Поведение птенцов до того, как родители принесут корм, и после того.

4. За сколько минут птицы находят корм?

МУРАВЬИ

ОСТАНОВКА № 7

Насекомых увидишь всюду. На вершине горы и в подземной пещере, в вечном мраке и немой тишине, в знойной пустыне и топком болоте, в лесной чаще и на маленькой подушке мха чуть ли ни у самого полюса – всюду есть эти шестиногие существа. Они копошатся в падали и навозе, в гниющей трухе, роются в почве. Их можно увидеть и в шерсти зверя и среди перьев птицы. Ими заселены пруды, озера и горные реки, а некоторых найдешь даже в тех лужицах, что бывают в дождливое время, в прогнивших пнях или дуплах. В горячем воздухе июльского полдня, в ночной прохладе под моросящим дождем, они то чуть слышно трепыхают крылышками, то летают с жужжанием, а иные и с громким гулом. В дни зимних оттепелей их встретишь на лугу… нет их только в морях и океанах: насекомые не смогли приспособиться к жизни в соленой морской воде. Зато личинка одной из мух развивается в нефти.

Во время прохождения тропы встречались муравейники, у одного из них мы и остановились.

Мирменология – наука, изучающая жизнь муравьев.

Среди муравьев есть карлики и гиганты. Самые крупные – бразильские муравьи, их длина 40 мм, а муравьи лилипуты достигают всего лишь 2 – 3 мм в длину.

В одной и той же муравьиной семье живут разные особи.

Бескрылатая матка, или «царица» - родоначальница всей семьи, живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи няньки ухаживают за царицей. Самое многочисленное население – рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи – «солдаты», или «воины». Их обязанность – защита от внешних врагов.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах. Ножка и шляпка гриба при этом испещерены узкими ходами.

Бывают муравьи – цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Вот и растет цветник рядом с муравейником.

В меню рыжего лесного муравья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например амазонки, но есть и такие, которых питаются только растительной пищей.

Есть случаи нападения одного вида муравьев на колонию другого. Напав на них, они уводят с собой в «рабство» часть населения.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие обороны – челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота,она обжигает кожу.

Найден муравейник гигант в Мурманской области за полярным кругом. Его высота 132 см, диаметр около 250 см, объем – около 4 м3 .

Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100000 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4 – 5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. Но у этих полезных насекомых много врагов: звери, птицы и человек. Из озорства и невежества нередко в муравейники втыкают палки, что приводит к гибели насекомых. Муравейники погибают при рубке деревьев на лесосеке, во время лесных пожаров.

Часто встречаются и такие насекомые как шмель земляной – жалящее перпончатокрылое, средних размеров 6 – 8 мм. тело черное, мохнатое, с рыжеватым воротничком на груди и светлыми кольцами на брюшке. На задних лапках имеется специальное приспособление «корзиночка» для сбора пыльцы. Усики у самцов нитевидные, у самок – коленчатые. Самки имеют жало.

Живут небольшими семьями. Гнезда сооружают в норах грызунов или других пустотах в почве. Там, среди сухих листьев находятся ячейки, состоящие из смеси воска и пыльцы. Основывает семью, перезимовавшая самка, которая и строит гнездо, откладывает несколько яиц. Она выкармливает появившихся из яиц личинок, а когда личинки окукливаются, то в гнезде появляются рабочие шмели. Они-то теперь и занимаются сбором пыльцы и нектара. Когда число рабочих возрастает до 200 – 300, самка откладывает яйца, из которых развиваются самки и самцы.

Ближе к осени новое поколение самцов и самок вылетает из гнезда, спариваются. Оплодотворенные самки зимуют, а весной основывают новые гнезда.

Шмели, прекрасные опылители растений.

ОСА ОБЫКНОВЕННАЯ

Крупное насекомое, отличающееся тем, что передние крылья в спокойном состоянии складываются вдоль, образуя глубокую складку. Тело черное с желтыми пятнами на груди и обширными желтыми участками на брюшке. Длина тела до 20 мм. Осы сооружают гнезда из пережеванной и смоченной слюной древесины, напоминающей грубую бумагу. Гнезда обычно строят под землей. Гнездо состоит из ячеек, содержащих по одной белой беспомощной личинке, которых выкармливают самки.

Семья обыкновенной осы состоит из самки, откладывающей яйца и рабочих ос, добывающих пищу – других насекомых, которых размельчают и скармливают личинкам.

Обыкновенные осы часто залетают в дома на запах варенья, меда, сладких фруктов и т. д. Потревоженные осы опасны, уколы их жала вызывают боль и отек.

КОРОВКА СЕМИТОЧЕЧНАЯ

Жук черный, на передней спинке два белых пятна. Надкрылья красные с 7 черными пятнами. Длина тела до 8 мм.

Коровка встречается все лето, уничтожает тлей на различных растениях. За день жук съедает от 10 до 40 тлей. Самка откладывает до 700 яиц. Особенно прожорливы голубоватые с красными пятнами личинки, поедающие за день в среднем по 50 тлей.

Осенью коровки слетаются вместе и зимуют небольшими скоплениями под растительным мусором, обычно на прогреваемых местах.

КРАСОТЕЛ ПАХУЧИЙ

Красотел имеет удлиненное (до 31 мм) и плоское тело, длинные бегательные ноги, простые нитевидные усики и хорошо развитые острые жвалы. Грудь и голова сверху синевато-черные, надкрылья золотисто-зеленые с металлическим блеском. Личинки черны, живут в почве ин поверхности среди растительности и их остатков.

Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Впившись жвалами в жертву, жуки обычно падают с ней на землю, где и поедают добычу.

ЗАДАНИЕ:

1. По атласу определителю насекомых установите, каких еще насекомых вы встретили по пути прохождения тропы.

2. Отгородите муравейник. Объясните с какой целью это делается? Понаблюдайте 5 минут, что несут муравьи в муравейник и из него? Сделайте вывод.

3. составьте схему пищевых связей, началом которой являются муравьи.

ПРИВАЛ

ОСТАНОВКА № 8

Любой уставший путник останавливается на привал.

Привал бывает дневной и ночной. Как же его организовать?

Дневной привал обычно бывает коротким – только отдохнуть или перекусить. Если идет дождь – сделайте навес из полиэтилена, или брезента, или из тех же палаток, но не устанавливайте их полностью, только соорудите навес. А в сухой солнечный день выберите место в тени или поставьте тент от солнца.

Ночной привал делается  за два часа до темноты, потому что вам предстоит большая работа: нужно разбить лагерь, собрат топливо, разжечь костер, приготовить пищу.

Если вы путешествуете по лесной местности, то лучшее место для привала – небольшая поляна. Обязательно осмотрите все ближайшие к поляне деревья, нет ли сухих и подгнивших – ветер может повалить их ночью, и придавит вас в палатке.

Если ваш путь проходит по открытой местности (в степных районах) расположитесь за пригорком, а не на его вершине – вы будете защищены от ветра. Но в ложбину между двумя буграми не спускаться. Особенно если погода неустойчивая, в случае дождя ночью можно «поплыть».

Особенно тщательно выбирайте место для привала в горах. Изучите склон горы под которым вы хотите разбить лагерь: нет ли здесь непрочно лежащих камней, не угрожает ли склон камнепадами, оползнями, лавинами, грязевыми потоками. В горах нельзя останавливаться в высохшем русле реки или на отмели у самой воды – горные реки очень коварные. Обстановка в горах изменяется внезапно: где-то в верховьях реки прошел ливень или просто сдвинулся один из камней в естественной запруде и хлынет поток, вода может подняться за несколько минут. Нельзя располагаться и в ложбине на крутом склоне: по ним часто скатываются камни.

Особое внимание хочется уделить правилам разжигания костра, так как 90% пожаров возникают по вине человека.

Прежде всего подумайте, где костер разжечь. Рядом с палатками нельзя, опасно. Наметьте место не ближе 3-5 метров. Теперь определите, откуда дует ветер. Ни в коем случае не разводите костер в степи с высохшей травой, рядом с созревшими хлебами, под соснами, еловыми, пихтовыми деревьями, вблизи стогов сена и скирд соломы – может возникнут пожар.

Если вы найдете место старого костра, разводите костер прямо на нем. Хорошо разжечь костер прямо на песке или галечной площадке, на мелких камнях. Несколько кострищ на поляне – позор для туриста!

Уложите растопку: кусок бумаги, бересту, снятую с сухой березы или пня, щепки от сухого корня сосны, можно нащипать лучинок или настрогать стружек. Всю растопку уложите шалашиком или колодцем и поплотнее. Иначе растопка не загорится. Вокруг растопки укладывайте более толстые ветки. В сырую погоду облейте топку парафином или в ее середину вставьте кусочек свечки. Некоторые считают, что самок лучшее средство – это плеснуть керосином или бензином. Ни в коем случае не делайте этого, ожоги неминуемы.

Растопку приготовьте заранее и захватите с собой, потому что может случиться так, что на месте где вы собираетесь разбить палатки, не окажется сухих веточек.

Дрова для костра заготовьте заранее или, в крайнем случае, одновременно с разжиганием костра: один занят костром, другие собирают сушняк. Не трогайте живые деревья – берегите лес!

Чтобы быстро погасить костер надо залить его водой, собрат угли и головни, закопать их отдельно, оставшиеся засыпать. Перед тем как потушить костер надо сжечь мусор, образовавшийся после приготовления пищи, закопать банки, крышки, бутылки.

ПОМНИТЕ:

Единственный костер загрязняет воздух в лесу так, как 5200 человек.

Часовое пребывание у костра по воздействию на организм токсических веществ соответствует пятичасовому пребыванию на автомагистрали.

Место под костром не зарастает 5 – 7 лет.

ЗАПРЕЩЕНО:

1. Разводить костры:

* очень больших размеров;

* среди хвойных молодняков и зарослей вереска;

* между поверхностными корнями и кронами деревьев;

* у валежен, захламленных ветровалом или буреломом;

* в лесосеках с  оставленным побочным материалом;

* на торфяных почвах;

* среди сухой травы, тростников, камышей;

* на расстоянии ближе 3-х метров от деревьев;

* на площадях, не очищенных от минерального слоя почвы;

* в сухую погоду при сильном ветре  на любых местах.

2. Оставлять костры без присмотра.

3. Уходить из леса, не засыпав землей или не залив водой костер, а, также, не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара.

4. Поджигать сухую траву.

Можно провести конкурс на лучшего кострового.

КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО КОСТРОВОГО

Порядок проведения конкурса:

1. Очистка поляны от сушняка. Заготовка хвороста для костра.

2. Ознакомление с рекомендациями по правильной подготовке кострового места.

3. Знакомство с видами костров.

4. Соревнование «Чей костер быстрее разгорится».

5. Маскировка кострового места.

Подведение итогов.

Дополнительное задание при проведении этапа «ПРИВАЛ»

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСУ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Ивановна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселей музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но жара в лесу не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов ножом, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушают». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые, голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом.

Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывать муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и стал протыкивать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И, вдруг, поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке у нее два желтых пятнышка. «Это не гадюка», - тихо сказала Маша, - это уж. «Все равно – гадина», - ответил ей Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города.

 НАЙДИТЕ ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует; разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – дерево».

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами.

5. Костер, после прогорания, следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц не следует, птица может не сесть на яйца.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Нельзя бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие, охраняемые растения.

Лучше будет, если каждый ребенок напишет о совершенных ошибках.

Литература

Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. 112 с.

Лесная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 2. 631 с.

Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие / М.А. Никонова, О.А. Бахчева, И.В. Душина и др. М.: ООО "Издательство Астрель" (Высшая школа), 2003. 188 с.

Москалюк Т.А. Экобиоморфы дуба монгольского (Quercus mongolica Fisch. ex Ledeb.) на склонах южных экспозиций в Приморье //  Биологические исследования на Горнотаежной станции: Сб. науч. тр. Владивосток: ГТС ДВО РАН, 1996. Вып. 3. С. 41-65.

Москалюк Т.А. Стационарные исследования на экологическом профиле "Горнотаежный" // Лесные стационарные исследования: методы, результаты, перспективы. Мат-лы совещания. Тула: Гриф и Кº, 2001. 300 с.

Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Просвещение, 1984. 134 с.

Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока: Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1969. 415 с.

Федосеенко В.М. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 736 с.

Экосистемная организация рекреационных территорий. Ч. 1. Стратегия территориального развития рекреации и туризма в Приморском крае / П.И. Преловский, П.Я. Бакланов, А.П. Добрынин и др. Владивосток: ДВО РАН, 1996. 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов на базе образовательного учреждения

Представленная  работа  по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, воен...

Статья из материалов II МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА БАЗЕ ГБОУ СПО СК «ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Тема"Инновационные технологии в преподавании акушерства"

Статья из материалов II МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА БАЗЕ ГБОУ СПО СК «ПЯТИГОРСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»  Тема"Инновационные  техно...

Концепция Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения

Данный материал представляет собой концепцию Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения, раскрывает предпосылки его создания, миссию, план мероприятий в рамках реализации программы Ресурсно...

Внедрение свободного программного обеспечения в деятельность образовательного учреждения на базе операционнной системы LINUX

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 19.05.2010 №864-р " О регулировании иновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга" наше образовательное учреждение ГБОУ СОШ...

«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...