Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")
проект

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_iz_ruk_v_ruki.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад «Ручеёк» р.п. Башмаково

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Народная культура и промыслы Пензенского края»

                                                                          Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Тугушева Лидия Васильевна

Группа: подготовительная

коррекционная

р.п. Башмаково

Цель: - Совершенствие представлений детей о промыслах и культуре Пензенского края.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

- формировать знания детей о разных видах народно - прикладного искусства, положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Расширять и закреплять представления детей о народных промыслах  Пензенского края.

Речевое развитие:

- развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полным ответом;

Художественно-эстетическое развитие:

-развивать творческую фантазию, умение самостоятельно добавлять в роспись придуманный орнамент;

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать становление позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитывать интерес к народной культуре и промыслам местных мастеров, умение видеть красоту изделий.

Оборудование:  Мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, хрустальная посуда, абашевские игрушки, краски, кисточки, салфетки, доска для лепки, вода.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

- Из рук в руки

Тепло душевное.

От сердца к сердцу,

Мудрость народная.

Сквозь дали дымчатые

Поля шелковистые.

Сквозь те времена давние

Когда реки текли молочные,

А берега были кисельные,

Сплели, да сковали наши предки

Загадки хитрые, искусные.

Да ключ потайной спрятали.

Найти его приглашаем вас,

Милости просим вас в край наш Пензенский,

На умельцев богатый.

Где платки пуховые легче пёрышка,

Глина обережные тайны знает,

 А из огня рождаются чудеса хрустальные.

Воспитатель: Дети, я предлагаю сегодня отправиться  в необычное путешествие по Пензенскому краю. Народ наш богат промыслами и культурными обычаями. Мы посетим знаменитые места нашей области и познакомимся с некоторыми изделиями народных умельцев. А начнём путешествие с нашего родного Башмаковского района.

(Дети присаживаются на стульчики перед кинопроектором).

Воспитатель: Почти у самой границы с Тамбовской областью раскинулось село с милым названием Соломинка, когда- то оно известно было на всю страну. Сюда однажды приехала художница Мария Якунчикова, увлечённая народными промыслами. Соломинские рукодельницы так поразили её своей вышивкой, что организовала она в Соломинке сначала художественную мастерскую, а потом и ткацкую. Ткали здесь ковры, да такие, что заставили удивиться  Европу и даже Японию! Первая слава пришла из Парижа, а потом Соломинские ковры прославились на весь мир. Во многих Башмаковских домах их хранят как реликвию. Повторим слово хором-реликвия. (2-3 ребенка повторяют слово индивидуально).

Реликвия – это свято хранимая, почитаемая вещь.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человек придумал ковёр?

Дети: Чтобы дома было красиво, уютно и тепло.

Воспитатель: А из чего ткали ковры?

Дети: Их ткали из шерсти.

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Шерстяные.

Воспитатель: Но наш Пензенский край богат не только промыслами, но культурой и традициями. Народы Пензенского края умеют веселиться, играть, гулять, дружить. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Правила игры:

Выбираются два водящих, что сцепив руки, и подняв их над головой, служат своеобразными воротами, пропускающими «маму с детьми». Остальные игроки – это мама с детьми, причём мама- это первый ребёнок, кто ведёт остальных. «Мама» старается провести всех, при этом задача ведущих на словах «На третий раз не пропустим вас» опустить руки и поймать ребят. Пойманные в кольцо ребята выбирают, к кому из ведущих они встанут, таким образом формируя команду для каждого ведущего. Как только все ребята окажутся «пойманными» между ними проходят состязания, заключённое в перетягивании одной командой другой.

«Золотые ворота, проходите, господа,

Первой мать пройдёт, всех детей проведёт.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.»

Воспитатель: Путешествие продолжается (двигаемся дальше к выставке хрусталя).

Давным –давно в Пензенской области в г. Никольске существовал хрустальный завод имени Николо- Бахметьевского. С давних времён здесь  из огня рождаются хрупкие, звенящие чудеса. От деда к внуку, от отца к сыну секрет старых стеклодувов бережно хранят и сегодня. Мастер стеклодув берёт в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирает комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувает стеклянный пузырь  (так же как и вы дуете мыльные пузыри). Вот так появляются другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

  Прикоснитесь, какое оно на ощупь?

Дети: Гладкое, шершавое, холодное, твёрдое.

Воспитатель: Зачем нужно прозрачное стекло?

Дети: Оно пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.

Воспитатель: У стекла есть голос и оно может звучать. А знаете, от чего зависит голос стекла?

Дети: (предполагаемые ответы)

Воспитатель: Он зависит от толщины. Толстое стекло издаёт глухой звук, а тонкое стекло – звонкий звук. (Предлагаю попробовать постучать молоточком по предмету).

 Какой звук получился? Значит, стекло какое?

Дети: Тонкое, толстое.

Воспитатель: Я приглашаю вас в гости  к знакомой и любимой Абашевской игрушке. Может кто-то хочет рассказать о ней?

Дети: Как яркий озорной ветерок играют звонкие переливы. Эти звуки на Пензенской земле слышны уже не одну сотню лет. Причудливые свистульки когда то созывали людей на ярмарку, а сегодня это один из символов и главных сувениров Пензенского края.

 Дети: Абашевская игрушка названием своим обязана старинному русскому селу Абашево, Спасского района. Местные гончары, знали, как глину оживить. Гончары крутили горшки, а между делом делали свистульки деткам на потеху.

Дети: Абашевскую игрушку не спутаешь с другой. Не прыгает, крепко стоит на ногах, в ладонях умещается. Она всегда ярко красная, синяя, оранжевая, зелёная, выделенная золотом или серебром. Игрушки делают только из поющей глины, добывающей рядом с селом.

Дети: А я знаю, стихотворение про Абашево.

Дети: «Село Абашево большое

И хоть не мало здесь садов,

Здесь много делают игрушек

Для разных наших городов.

Здесь много разных мастеров

Гончарного изделия

Трудолюбивый был народ,

Он не любил безделья.

Лепил кто дудки, кто горшки,

Лепили всё на все лады,

И были птички и зверьки

Себе на счастье- без беды!»

Воспитатель: А вы хотели бы быть мастерами гончарного изделия?

Дети: (ответы детей

(Беру поднос с игрушками, закрытый салфеткой)

Воспитатель: Вам интересно узнать, что находится под салфеткой?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель: А вы узнали свои работы? Что вы можете сказать про их цвет?

Дети: Они все яркие: красные, зелёные, синие.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы они были ещё краше?

Дети: Нужно им добавить золотой и серебряной краски.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в мастерскую. Возьмите свои игрушки и пройдите на рабочее место.  Но прежде чем начать работать, надо размять пальчики.

( Выполняют около столов).

«Мягкой кисточкой покрашу:      (дети поочерёдно разминают пальчики

Стульчик, стол и кошку Машу     сначала на одной руке, потом на другой)

Красят домик маляры, для любимой детворы

Если только я смогу, то им тоже помогу».

Воспитатель: (присаживаемся за столы и начинаем рисовать).

(Дети присаживаются за столы и под лёгкую музыку рисуют. После раскрашивания игрушек, дети несут на поднос свои красивые фигурки).

Воспитатель:  Какие красивые, сказочные животные у вас получились. Вы настоящие мастера!

Анализ детских работ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие по местам Пензенской области.

Где же мы с вами побывали?

Что нового вы сегодня узнали?  

Что расскажите дома?

Дети, благодарю вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...

Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края

Электронный вариант книг размещен  "в контакте" - https://vk.com/id156174729   Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...

Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"

Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)...

Образовательная деятельность в старшей группе по теме Наша страна. Мой родной край

Образовательная деятельность в старшей группе по теме Наша страна. Мой родной край...

Непрерывная образовательная деятельность. Художественно-эстетическое развитие Тема: "Русский национальный кокошник" (по региональному проекту: "Дошкольникам о родном крае")

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие. Тема: "Русский национальный кокошник" (по региональному проекту: "Дошкольникам о родном крае"...