Рабочая программа по биологии для 7 класса
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 7 класса (Сонин Н.И)содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к учащимся, тематическое и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель

 школьного методического

объединения учителей

________/__Юрлова Т.М./

Протокол №_______

от «___» __________2014 г

 

Утверждаю

Директор школы

_______/Бундаева Н.В.

Приказ№___                         от «___» __________2014 г  

     

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

7 класс

на 2013-2014 учебный год

Составила: Косякова Татьяна Дмитриевна,                                                                                             учитель биологии и химии, высшей                                                                                     квалификационной категории

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.- сост.И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2012. , полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и Сборника нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником « Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс.   М.: Дрофа, 2012.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания,  и т.д. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Содержание курса

( 68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3ч.)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Царство Прокариоты ( 3ч.)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов ( 3 ч.)  Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение ( на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Царство Грибы ( 4 ч.)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 ч.)

  Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомиткота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

  • Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2

Лишайники ( 1 ч.)

 

  Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Царство Растения ( 17ч.)

Тема 3.1

Общая характеристика растений ( 1ч.)

  Растительный организм как целостная система. Клетки. ткани, органы и системы органов растений. регуляция жизнедеятельности растений4 фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

  • Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения ( 2ч.)

 

  Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3

Высшие растения ( 4ч.)

     Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

  Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

  Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

  Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

   Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

    Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов.

Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения ( 2ч.)

    Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных. их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

  • Лабораторная работа

Изучение строения и многообразие голосеменных растений.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения ( 6 ч.)

    Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схемы строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений ( двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.

                                     Царство Животные ( 38ч.)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 ч.)

    Животный организм как целостная система. Клетки, ткани. органы и системы органов животных. регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные ( беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные ( 2ч.)

   Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

    Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

   Тип Споровики; споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

   Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1ч.)

    Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные- губки; их распространение и экологическое значение.

  • Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные ( 3ч.)

    Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные. сцифоидные и кораллы. роль в природных сообществах.

  • Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви ( 2ч.)

   Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособление к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей- паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

  • Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

 Тип Круглые черви ( 1ч.)

   

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

  • Демонстрация. Схемы строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 ч.)

Особенности организации кольчатых червей ( на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

  • Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Тема 4.8

Тип Моллюски ( 2ч.)

   Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие ( 7ч.)

     Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

     Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

      Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

      Класс насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тема 4.10

Тип Иглокожие

     Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные ( 1 ч.)

      Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Под тип Бесчерепные: особенности его организации и распространения.

  • Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы  ( 2ч.)

      Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые ( акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лечеперых рыб.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2ч.)

    Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых  наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно- функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся ( 2ч.)

      Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно- функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

  • Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4ч.)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц ( птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4ч.)

      Происхождение млекопитающих. Первозвери ( утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные. хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

  • Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
  • Лабораторная работа

Изучение строения млекопитающих.

Царство Вирусы (1ч.)

   Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболеваний гриппом. Происхождение вирусов.

Заключение (1ч.)

   Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Тематическое планирование по биологии в 7 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрользнаний.

1.

Введение

3

3

-

-

2.

Прокариоты

3

3

-

-

3.

Грибы

4

4

2

-

 4

Растения

16

15

6

1

5

Животные

37

37

4

6

Вирусы

1

1

7

Итоговая контрольная работа

1

1

Итого

68

66

12

2

Календарно -тематический план

№п/п

урока

Тема урока

Вид занятия

Дата

Причины

по плану

фактически

Введение ( 3 ч.)

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Вводный урок

2.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Комбинированный урок

3.

Многообразие живых организмов и их классификация.

Комбинированный урок

Раздел 1. Царство Прокариоты ( 3ч.)

4.

Общая характеристика и происхождение прокариот.

Вводный урок

5.

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

6.

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

Раздел 2. Царство Грибы ( 4ч.)

7.

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Вводный урок

8.

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.Р.№1.Строение плесневого гриба мукора

9.

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

Л.Р.№2.Шляпочные грибы

10.

Отдел Лишайники.

Комбинированный урок

Раздел 3. Царство Растения ( 16 ч.)

11.

Общая характеристика Царства Растения.

Вводный урок

12.

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Л.Р.№3 Изучение внешнего строения водорослей

13.

Размножение и развитие водорослей.

Комбинированный урок

14.

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

15.

Подцарство Высшие растения.Общая характеристика подцарства Высшие растения.

Комбинированный урок

16.

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.Р.№4 Изучение внешнего строения мхов.

17.

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

18.

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Комбинированный урок

19.

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение.

Л.Р.№5 Изучение внешнего строения папоротника

20.

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Комбинированный урок

21.

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Л.Р.№6.Изучение строения и многообразие голосеменных растений.

22.

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

Л.Р.№7.Изучение строения покрытосеменных растений.

23.

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

Комбинированный урок

24.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

Комбинированный урок

25.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых.

Комбинированный урок

26.

Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства злаковых.

Комбинированный урок

27.

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства лилейных.

Комбинированный урок

28.

Повторительно-обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения.

Л.Р.№8.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, Обобщающий урок

Раздел 4. Царство Животные (38 ч.)

29.

Общая характеристика царства Животные.

Вводный урок

30.

Подцарство Одноклеточные. Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация.

Комбинированный урок

31.

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

Обобщающий урок

32.

Подцарство Многоклеточные. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

Комбинированный урок

33.

Особенности организации кишечнополостных.

Комбинированный урок

34.

Особенности организации кишечнополостных (продолжение).

Комбинированный урок

35.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.

Урок - путешествие

36.

Особенности организации плоских червей.

Комбинированный урок

37.

Плоские черви-паразиты.

Комбинированный урок

38.

Тип Круглые черви, особенности их организации.

Комбинированный урок

39.

Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей.

Комбинированный урок

40.-41.

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые.

Комбинированный урок

42.

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Комбинированный урок

43.

Многообразие моллюсков, значение их в природе

Комбинированный урок

44.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

Л.Р.№9. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

45.

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Комбинированный урок

46.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

47.

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Комбинированный урок

48.

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

49.

Размножение и развитие насекомых.

Комбинированный урок

50.

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

51.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

Комбинированный урок

52.

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Вводный урок

53.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

Л.Р. №10. Особен-ности внешнего строения рыб

54.

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

55.

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных.

Комбинированный урок

56.

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

Комбинированный урок

57.

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

Комбинированный урок

58.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Обобщающий урок

59.

Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Л.Р.№11.Особенности внешнего строения птиц

60.

Особенности организации птиц, связанные с полетом

Комбинированный урок

61.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

Комбинированный урок

62.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека (продолжение).

Комбинированный урок

63.

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Комбинированный урок

64.

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение).

Л.Р.№12Особенности внешнего строения млекопитающих

65.

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе, практическое значение.

Комбинированный урок

66.

Сумчатые и Первозвери.

Комбинированный урок

Раздел 5. Царство Вирусы (1ч.)

67.

Вирусы.

Комбинированный урок

68

Итоговый контроль знаний

Урок контроля знаний

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения курса учащиеся должны :

      знать/ понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект. реферат;
  • владеть языком предмета.

Список литературы

1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.:  Просвещение, 1992.

3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4.Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

5. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2012.

6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

Научно-популярная литература

1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

Учебно-образовательные ресурсы

  1. Таблицы
  2. Микроскопы
  3. Микропрепараты
  4. Гербарии
  5. Коллекции
  6. Муляжи
  7. ЭОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....