Методическая разработка урока в 8 классе.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

солдатенкова татьяна николаевна

Данная методическая разработка выполнена по программе " Основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Смена образовательной парадигмы требует переосмысления и разработки целей, форм, методов и средств обучения. Требования к результатам освоения новых образовательных программ в новом образовательном стандарте представляют собой описание совокупности компетенций обучающихся, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями. Одной из ключевых компетенций обучающихся становится «умение учиться», то есть самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они связаны с активными действиями самих обучающихся. [5]

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания занятия осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Изучение направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой         природы, их многообразий, о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения. Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановки проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

                                        Целевой компонент урока.

I. Цели урока

1. Организовать  работу учащихся на всех этапах занятия.

2. Сформировать  системные знания учащихся по теме «Плазма крови, её состав, форменные элементы крови».

3. Включить  знания и способы  действий учащихся по данной теме в уже имеющуюся систему знаний.

4. Организовать  работу   в паре.

5. Организовать  работу с готовой памяткой и микроскопом при выполнении лабораторной работы «Строение клеток крови».

6. Создать   условия   для выполнения познавательных универсальных учебных действий ( общеучебные, логические), коммуникативных УУД ( договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе во время выполнения лабораторной работы). Личностных ( значимость знаний для каждого)

7. Выявить взаимосвязи  между строением и функциями клеток крови.

8. Закрепить  понимание  путём самостоятельного изучения материала учебника  Д.В.Колесова Биология человека § 17».

9. Систематизировать  учащимися полученную информацию, путём составления ими заключительной таблицы.

II. Ожидаемые результаты

1. Предметные результаты обучения:

  • Учащиеся знают компоненты внутренней среды организма, защитные барьеры организма, правила переливания крови.
  • Учащиеся умеют выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
  • Учащиеся проводят наблюдения и описания клеток крови на готовых препаратах.

2. Метапредметные результаты обучения:

  • Учащиеся умеют проводить сравнения клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения.
  • Учащиеся находят информацию и оформляют её в виде схем и таблиц.
  • Учащиеся выявляют взаимосвязи между строением и функциями.
  • Учащиеся умеют работать в парах.
  • Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог, могут точно и правильно высказывать свои мысли
  • Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.

3. Личностные результаты обучения:

  • Учащиеся знают, что здоровье человека зависит от питания, режима дня, здорового образа жизни.
  • Учащиеся осознают  значимость темы занятия для жизни.

III. Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

 

IV. Средства обучения

Проектор, раздаточный материал ( готовая памятка), микроскоп, набор готовых препаратов, учебник.

V. Организационные формы обучения

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная

VI. Педагогическая технология

Технология формирования универсальных учебных действий. Технология диалогового взаимодействия – диалог фронтальный, группы ( пары), индивидуальная работа.

План урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Распределение по парам.

Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.

2.Стадия вызова

Актуализация знаний по теме.

Создание учебной мотивации.

Показ видеофрагмента «кровь».

Организация в водной беседе.

Повторение известного по изучаемой теме.

Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов.

Просмотр фрагмента. Участие в беседе. Определение вопросов, рассмотренных на уроке.

3.Стадия осмысления

Организация работы по освоению нового знания.

Организация работы с текстом, сравнение строения клеток.

Сопоставление информации и выделение черт сходства и различия в строении клеток.

Организация работы в парах, раздача карт-памяток.

Организация работы с микроскопом.

Показ видеофрагмента и постановка проблемного вопроса: «какая взаимосвязь существует между строением и функциями клеток крови?».

Побуждение к свободному высказыванию.

Рассмотрение наглядного материала и выполнение записи по мере осмысления нового.

Чтение текста, систематизация информации, заполнение таблицы.

Выполнение заданий в парах, изучение карт-памяток.

Работают с готовыми микропрепаратами и микроскопами.

Просмотр видеофрагмента, обсуждение в парах.

Ответы на проблемный вопрос, высказывают своё мнение по вопросу.

4.Стадия рефлексии

Корректировка прогноза.

Систематизирует полученную информацию и заполняет заключительную схему.

Подведение итогов.

Сравнение прогноза с информацией, полученной на занятии.

Обсуждение самых интересных и трудных моментов занятия.

№ п/п

Учебное задание

Формируемые УУД

                                                Вводно-мотивационный этап

1

Посмотрите видеофрагмент и определите задачи занятий.

ПУУД ( общеучебные): преобразование информации, моделирование.

РУУД ( прогнозирование): предвосхищение результата.

РУУД ( целеполагание)

ЛУУД ( смыслообразование): какой смысл, значение имеет данная тема для каждого учащегося.

                                              Технологический этап

2

Актуализация знаний

Определите основные понятия темы и составьте глоссарий. Выявление связи с предыдущей темой.

ПУУД ( логические) подведение под понятие.

ПУУД (общеучебные) поиск и выделение информации.

3

Планирование работы

Определите форменные элементы крови.

Найдите в тексте хрестоматии описание строения клеток.

ПУУД (общеучебные) поиск, выделение информации.

Смысловое чтение.

4

Работа в парах.

Заполните таблицу « особенности строения клеток крови».

КУУД ( постановка вопросов) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ПУУД ( логические) выбор критериев для составления таблицы.

ПУУД ( общеучебные) моделирование.

5

Работа с микроскопом.

Подготовьте микроскоп к работе и выполните задание, используя карты-памятки.

КУУД ( работа в группах) поиск, исследования.

РУУД ( планирование) определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

6

Подумайте над проблемой: « всегда ли хороша для человека большая свёртываемость крови?».

КУУД ( умение с достаточной точностью выражать свои мысли).

7

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: « какие функции выполняет кровь и докажите взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями».

ПУУД ( общеучебные) поиск и выделение информации.

ПУУД ( логические) установление причинно-следственных связей, анализ с целью выделения признаков.

                                               Рефлексивный этап

8

Обобщите полученную информацию в виде схемы.

ПУУД ( общеучебные) знаково-символическое моделирование.

РУУД ( оценка) выделение и осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Общее

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 24
  2. Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/ 2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 08.10.2013).
  3. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Как разработать образовательную программу основной школы – СПб.: КАРО, 2013. – 112 с.
  4. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования. –  СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.

  1. Ильюхина Е.А., Аксёнова Н.А. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование» . – 2012. – № 1. – С. 52–56.
  2. Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.06.2012).
  3. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 3. – С. 6–15.
  4. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. Российская школа: альтернатива сверху // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – С. 5–53.
  5. Лебедев О.Е. Цели урока: компетентностный подход // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 203–211.
  6. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» [Электронный ресурс] // Комитет по образованию Санкт-Петербурга: [сайт]. URL: k-obr.spb.ru/downloads/810/1.doc (дата обращения: 02.11.2013).

Внеурочная деятельность

  1. Арьяева Л.В., Грибанова Л.Е., Фатеева Т.Н. Школьные траектории к диалогу культур. Опыт проектирования // Образование XXI века: взгляд современного педагога. Часть 1. Материалы городских педагогических чтений. – СПб.: Речь, 2013. – 159 с. – С. 32–35.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников [Электронный ресурс] / Центр теории воспитания ИТИП РАО // Челябинский Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования [сайт]. URL: http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/obnovlennyj-metodicheskij-konstruktor-vneurochnoj-deyatelnosti ата обращения: 03.11.2013).
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ ата обращения: 01.11.2013). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...