ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТРИЗ, "ПРИРОДОВЕДЕНИЕ",5 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Самарина Елена Вячеславовна

 Применение технологии решения изобрететельских задач (ТРИЗ) попзволяет максимально разнообразить методические приемы на уроках биологии и влечет за собой повышение мотивации к познавательному процессу у всех обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

         КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №3

140055, М. о.,  г. о.  Котельники,  мкр. Белая Дача, д. 8.                              Тел/факс 559-96-00, 559-86-09

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №1

Тема «Человек часть природы. Для чего изучают природу»

А8Б102В12Г5Д6Е1Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» (учитель – ученик)-8 мин

Чтение древней легенды о возникновении Земли 

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту ( ученик – ученик)- 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!» (учитель – ученик)- 12 мин

  1. «Астро» в переводе с греческого языка означает небо.
  2. Звезды -  это раскаленные газовые тела шарообразной формы.
  3. Созвездие – это группы звезд.
  4. Ориентироваться  среди звезд можно по физической карте мира.
  5. Звезды бывают шестой величины.
  6. Самые незаметные звезды называют звездами первой величины.
  7. Прибор для наблюдения за звездами называют фильмоскопом.
  8. Звезды находятся в постоянном движении.
  9. По созвездию Большой Медведицы можно найти направление на Север.

Г. Повторение

Свои примеры (ученик – ученик)- 5 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик – ученик)- 6 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание – 1 мин

Работа в рабочих тетрадях №1, №2

Параграф №1

Наблюдение за ночным небом

Ж. Конец урока

Обсуждаем д/з – 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №2

Экскурсия «Природа живая и неживая ».

А10 Б10В9Г8Д4Е1Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало

экскурсии

«Удивляй! (учитель – ученик) –10 мин

Стихи о природе

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель -ученик) -10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

УМШ (ученик – ученик)- 9 мин

Г. Повторение

Пересечение тем (учитель – ученик) -8 мин

Д. Контроль

Идеальный опрос ( ученик –ученик) -4 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее – 1 мин

Рисунок живой или неживой природы

Ж. Конец

экскурсии

Роль «Подводящий итоги» - 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №3

Тема" Звезды на небе"

А8 Б7В10Г3Д10Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка ( учитель – ученик) -8 мин

Б. Объяснение нового материала

Лабораторная работа №1 (инструктаж) -7 мин

«Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Устный программируемый опрос (учитель –ученик) – 10 мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик – ученик) -8 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание  - 1 мин

Ж. Конец урока

Роль «спонсор знаний»  - 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №4

Тема"  Земля – наш дом"

А5 Б12В5Г3Д10Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Фантастическая добавка (учитель –ученик) -5 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (ученик –ученик) - 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да – нетка!» (ученик – учитель) -  8 мин

Г. Повторение

Обсуждаем д/з (учитель –ученик) - 5 мин

Д. Контроль

Фактологический  диктант (учитель –ученик) -7 мин

Е. Домашнее задание

Задание массивом – 3 мин

Ж. Конец урока

Роль «психолог» - 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №5

Тема"  Оболочки Земли"

А7 Б8В10Г8Д7Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Да – нетка!» (ученик – учитель) -7 мин

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель –ученик) - 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Игра –тренинг ( учитель  - ученик) -10мин

Г. Повторение

Опрос – итог (учитель –ученик) -8 мин

Д. Контроль

Релейная контрольная работа (учитель –ученик) -7 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание – 2 мин

Параграф 3

Работа в тетрадях №6

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» -3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №6

Тема"  Луна - естественный спутник Земли"

А5 Б12В5Г3Д10Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Щадящий опрос(учитель –ученик)- 5 мин

  1. Какую оболочку Земли образует вода?
  2. Как называется воздушная оболочка?
  3. Какую роль выполняет озоновый слой?
  4. Какую оболочку нашей планеты образует вся суша?
  5. Что представляет собой биосфера?

Б. Объяснение нового материала

Лабораторная работа №2 (инструктаж) – 10 мин

«Работа с карой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Свои примеры (ученик –ученик)- 6 мин

Г. Повторение

Пересечение тем (учитель  - ученик) -8 мин

Д. Контроль

Тихий опрос (учитель –ученик)- 8 мин

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях  №7,№8

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее – 3 мин

Параграф №4

Составить по три вопроса по каждой оболочке Земли.

Ж. Конец урока

Роль «Спонсор знаний» - 5 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №7

Тема"  Солнце. Солнечная система"

А7 Б8В10Г7Д8Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Театрализация (учитель –ученик)- 7 мин

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель (учитель – ученик) -8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Пресс-конференция(ученик- ученик) - 10 мин

Г. Повторение

Пересечение  тем (учитель –ученик)- 7 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик -ученик)- 8 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание -2 мин

Работа в рабочих тетрадях №9 -11

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №8

Обобщающий урок по теме" Вселенная"

А8 В10Г7Д12Е3Ж5

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Фантастическая добавка (учитель –ученик) – 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

УМШ (ученик – ученик)- 10 мин

Г. Повторение

Повторяем с расширением (учитель –ученик) -7 мин

Д. Контроль

Проверочная работа №1 – 12 мин

 по теме «Вселенная»

Е. Домашнее задание

Необычная обычность  - 3 мин

Кроссворд по желанию

Ж. Конец урока

Роль «Спонсор знаний» - 5 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №9

Тема"  Тела и вещества"

А6 Б9В10Г10Д6Е1Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель –ученик)- 6 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (ученик –ученик)- 9 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Лови ошибку!» (учитель – ученик)- 10 мин

  1. Природным телом является дом.
  2. Природным телом является вода.
  3. Природным телом является воробей.
  4. Вещество – это то, из чего состоит тело.
  5. Назовите три состояния веществ, которые мы чаще всего встречаем в природе.
  6. Тела могут иметь одинаковую форму, но разную окраску.
  7.  Тела могут иметь одинаковый объем, но разный размер.
  8. Капля росы и вода – одно и то же.

Г. Повторение

Райтинг (ученик – ученик)- 10 мин

Работа в тетрадях №16, №18, №19

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик- ученик)- 6 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание – 1 мин

Работа в рабочих тетрадях № 17, №20

Ж. Конец урока

Роль»психолог» - 3 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №10

Тема"Свойства твердых тел, жидкостей и газов"

А8Б10В10Г6Д7Е2Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Фантастическая добавка (учитель –ученик)- 8 мин

Б. Объяснение нового материала

«Удивляй!» (учитель –ученик)- 10 мин

Лабораторная работа №3 (инструктаж)

«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

УМШ (ученик-  ученик)- 10 мин

Г. Повторение

Своя опора (ученик –учитель)- 6 мин

Д. Контроль

Фактологический диктант (учитель –ученик) - 7 мин

Е. Домашнее задание

Задание массивом – 2 мин

Ж. Конец урока

Отсроченная отгадка – 2

Можно ли деформировать газообразное вещество?

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №11

Тема"  Вещества и смеси"

А7 Б10В8Г5Д7Е3Ж5

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Фантастическая добавка» (учитель –ученик)-7 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (ученик - ученик)- 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да – нетка!» (ученик- учитель) -8 мин

Г. Повторение

Обсуждаем д/з (учитель –ученик) -5 мин

Д. Контроль

Райтинг (ученик –ученик)- 7 мин

Е. Домашнее задание

Необычная обычность  - 3мин

Практическая работа

Работа в тетрадях №25

Ж. Конец урока

Роль  «связной» -5 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №12

Тема"  Молекулы. Атомы. Элементы."

А5 Б12В5Г3Д10Е2Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

"Светофор" (ученик - учитель) -5 мин

По домашнему заданию они самостоятельно рассказывают урок учителю, используя свои  дополнительный материал.

Б. Объяснение нового материала

"Вопрос к  тексту" (ученик - ученик)  - 12 мин

Самый интересный вопрос  оценивается баллом, опрос по каждому абзацу  идет по трем ученикам, не более.

Лабораторная работа №4(инструктаж)

 «Определение объема и массы твердых и жидких тел»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

"Да-нетка!" (учитель - ученик) -  5 мин

1. Атомы состоят из молекул?

2. Металлические предметы при нагревании сжимаются.

3. Тела состоят из веществ, вещества из частиц.

4. Тела не могут менять свой объем.

5. Молекула - мельчайшая частица вещества.

6. Между молекул нет промежутков.

7. Молекулы постоянно находятся в движении.

8. Атом означает неделимый.

9. Определенный вид атома называется химическим элементом,  знак означает несколько атомов химического элемента.

10. Сведения о химических элементах собраны с систему, под названием таблица Пифагора.

Г. Повторение

"Интеллектуальная разминка" (учитель - ученик) - 3 мин

 Вопросы из параграфа учебника.

Д. Контроль

"Опрос по цепочке" (ученик - ученик) -  10 мин

Учащиеся самостоятельно задают вопросы друг другу

Е. Домашнее задание

"Творчество работает на будущее"- 2 мин

Д/з сделать модель молекул из различного материала, №9, в рабочих тетрадях задание №26, №27

Ж. Конец урока

Роль "подводящий итоги"  (ученик- ученик)-3 мин

Ученик, наделенный ролью наблюдателя с самого начала урока, делает выводы об уроке перед классом 

КОНСТРУКТОР УРОКА №13

 Тема "Движение частиц вещества"

А3 Б 11В 5Г 8Д5Е3 Ж 5

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Обсуждение д/з  (учитель – ученик)- 3мин

Дать характеристику всем работам учащихся, выделить лучшие, объяснить причину выбора. Оценить работы.

Б. Объяснение нового материала

Отсроченная отгадка (учитель – ученик)- 11 мин

Фрагмент  итальянской сказки "Фея-цветок"

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Выполнение заданий в рабочей тетради  (ученик-ученик)- 5 мин

№28, №29, №30.

Г. Повторение

Повторяем с контролем (учитель-ученик)- 8 мин

Почему запахи очень быстро распространяются?

Можно ли сказать, что диффузия пахучих жидкостей в воздухе - доказательство существования промежутков между частицами газообразных веществ?

Почему диффузия происходит быстрее при более высокой температуре?

Вещества состоят из ....

Тела состоят из ...

Молекулы состоят из ...

Атомы состоят из..

Химический элемент - это ...

Молекула - это ...

Атом - это ...

Вещества отличаются от смесей тем, что ...

К свойствам твердых веществ относят ...

К свойствам жидкостей и газов относят ...

Деформация - это ...

Упругость -  это ...

 Пластичность - это  ...

Состояния веществ - это ...

Д. Контроль

"Светофор"  (учитель-ученик)- 5 мин

Метеор-  это тело.

Астероид- это вещество.

Комета - это молекула.

Планеты состоят из атомов.

Солнце- это газообразное тело.

Сатурн - это твердое тело.

Плутон - это жидкое тело.

"Владыка пищи, отец и мать детей людей"- это Земля.

Луна -источник жизни.

Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки.

На Луне возможна жизнь.

"Био" - это животные.

"Гидро"- это вода.

"Лито"- это земля.

Земля вращается вокруг своей оси по часовой стрелке.

По созвездию Большой Медведицы можно определить, где находится север.

С помощью бинокля можно увидеть звезды.

Телескоп необходим для того, чтобы рассматривать и изучать молекулы.

Е. Домашнее задание

"Райтинг" (ученик-учитель)- 3 мин

Ж. Конец урока

"Опрос - итог" (учитель-ученик)- 5 мин

Почему распространяются  пахучие вещества?

В каком состоянии постоянно находятся молекулы?

Как можно охарактеризовать движение молекул?

Что такое диффузия?

Способны ли  к диффузии твердые, жидкие и газообразные вещества?

Докажите это на примерах.

Что является катализатором или ускорителем диффузии?

Почему диффузия в жидкостях происходит  медленнее, чем в газах, а в твердых телах еще медленнее.

.КОНСТРУКТОР УРОКА №14

 Тема "Взаимодействие частиц"

А 3 Б13 В5 Г6 Д6 Е4 Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик)- 3 мин

Учитель на глазах у всех учеников ломает спичку и кусок пластилина. Затем пытается соединить и то, и то другое.

Вопрос к ученикам: почему в первом случае опыт не удался?

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик)- 13 мин

Как расположены частицы в телах?

Что удерживает частицы вместе?

Почему свинцовый цилиндр при разрезании  можно восстановить?

В каких случаях можно соединить молекулы  в телах?

Чем отличается строение твердых тел от строения жидкостей7

Как называется главное свойство жидкостей?

Чем отличается строение газов от строения жидкостей и твердых тел?

Чем отличается сила притяжения от взаимного притяжения?

Что препятствует полному сближению частиц?

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да-нетка» (ученик-ученик)- 5 мин

 Учащиеся задают вопросы  по пройденной теме учителю

Г. Повторение

Показательный ответ (учитель-ученик)- 6 мин

Учитель вызывает к доске троих учеников для повторения пройденного материала

Д. Контроль

 «Светофор» (учитель-ученик)- 6 мин

Когда мы ломаем палку, мы преодолеваем силу притяжения.

Когда мы разрываем бумагу, мы разрываем связи между молекулами вещества.

Нитку легче разорвать потому, что она мягкая.

Медную проволоку разорвать невозможно потому, что она состоит из металла.

Две капли воды нельзя соединить в одну потому, что на них действует сила отталкивания.

Текучесть присуща только жидкостям.

Самая прочная связь между молекулами жидких веществ, затем твердых веществ, и , наконец, газообразных.

 

Е. Домашнее задание

"Необычная обычность" (ученик-учитель)- 4мин

Придумать ребус на слова: сила, притяжение, текучесть, отталкивание и оформить на половине листа формат А4

Ж. Конец урока

"Обсуждаем домашнее задание" (учитель-ученик)- 3 мин

Учитель на примере показывает как составляют ребусы

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №15

 Тема "Разнообразие веществ"

А 5 Б12 В4 Г3 Д10 Е4 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Взаимоопрос  (ученик – ученик)- 5 мин

Учащиеся (по парам)  задают вопросы друг другу по пройденной теме, пользуясь материалом учебника.

Б. Объяснение нового материала

Вопрос  к тексту  (ученик – ученик)- 12 мин

Учащиеся составляют вопросы к тексту и сами отвечают на них, контролируя друг друга

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Лови ошибку!»  (учитель - ученик)- 4мин

 Если вещество состоит из одного  атома, его называют простым.

Если вещество состоит из атомов разных элементов, его называют сложным.

Гелий – простое вещество.

Кислород – сложное вещество.

Углекислый газ- сложное вещество.

Вода – простое вещество.

Неорганические вещества  - простые.

 Органические  вещества – сложные.

Атомы одних и тех же элементов могут входить в состав органических и неорганических веществ.

Информация о всех химических элементах находится в периодической системе химических элементов  Д.И.Менделеева.

Г. Повторение

Свои примеры  (ученик - учитель)- 3 мин

На своих примерах учащиеся доказывают правильность определений,  полученных при изучении нового материала

Д. Контроль

                    Опрос по цепочке  (ученик -ученик)- 10 мин

Учащиеся задают вопросы друг другу по цепочке по новой теме, пользуясь материалом учебника

Е. Домашнее задание

Задание массивом  (учитель)- 4 мин

Чем отличаются органические вещества от неорганических? Аргументировать свой ответ.

Нарисовать молекулу  сложного вещества.

Перечислите неорганические вещества, входящие в состав живых тел?

Ж. Конец урока

Роль «подводящий итоги»  (ученик) - 2 мин

Ученик получает в начале урока задание наблюдать и анализировать как проходит урок

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №16

 Тема "Физические и химические явления»"

А 5 Б12 В 4 Г3 Д10 Е4 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Обсуждение  д/з (ученик – ученик)- 5 мин

Выполнение ( по выбору) творческого задания, ответы на вопросы.

Б. Объяснение нового материала

 Привлекательная цель (ученик – ученик)- 13 мин

Учитель дает задание ученикам продемонстрировать физические и химические явления на лабораторном материале. Выводы аргументировать.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да-нетка»  (учитель - ученик)- 6 мин

(дождь)

Г. Повторение

Пересечение тем  (ученик - учитель)- 5 мин

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры , задачи, вопросы, связывающие новый материал урока с предыдущими темами.

Д. Контроль

«Светофор»  (ученик -ученик)- 8 мин

Горение свечи – явление химическое

Гниение листьев – явление физическое

Окисление железа - … физическое

Кипение воды - химическое

Образование радуги – физическое

Плавление олова – химическое

Свечение нити электрической лампочки – химическое

Образование молнии – физическое

Разрушение горных пород - химическое

Таяние мороженого – химическое

Е. Домашнее задание

  Необычная обычность (учитель)- 2 мин

Составить ребусы на слово «явление», выполнить д/з в рабочей тетради № 34, №35 к параграфу № 13.

Ж. Конец урока

Отсроченная отгадка (ученик) - 1 мин

Какие явления происходят в вашем организме, когда пища попадает в желудок?

КОНСТРУКТОР УРОКА №17

 Тема "Горение"

А 5Б8 В 12 Г12 Д8 Е3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» (учитель – ученик) – 5 мин

Учитель демонстрирует горение свечи в темной комнате

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) –8 мин

Лабораторная работа №5(инструктаж)

«Работа с термометром по  определению тел»»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

УМШ (ученик- учитель)-  12 мин

Г. Повторение

«Да –нетка!» (ученик- учитель)- 12 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик – ученик) – 8 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание – 2 мин

 работа в рабочих тетрадях №36, №37

Ж. Конец урока

Роль «Фома неверующий» - 3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №18

 Тема "Окисление"

А 5 Б13 В 10Г5 Д7 Е2 Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Обсуждение выполнения д/з (ученик – учитель) – 5 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту ( ученик – ученик) – 13 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Лови ошибку!» (учитель – ученик) – 10 мин

  1. Взаимодействие веществ с кислородом называется  реакцией окисления.
  2. Жидкий кислород применяют в качестве окислителя топлива в ракетных двигателях.
  3. Навоз – это неорганическое удобрение.
  4. Соединение кислорода с веществами происходит только в неживой природе.
  5. Дыхание и окисление  - один и тот же процесс.
  6. В вдыхаемом воздухе содержание кислорода значительно повышается.
  7. Живые организмы – это потребители кислорода.
  8. Растения на свету  поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
  9. Растения дышат кислородом.

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – учитель) – 5 мин

Д. Контроль

Фактологический диктант (учитель  - ученик) – 7 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание – 2 мин

Решить кроссворд, работа в рабочих тетрадях №38

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги»  - 3 мин

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №19

 Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Взаимоопрос (ученик – ученик)- 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да – нетка!» (ученик – учитель ) – 12 мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик – ученик) – 8 мин

Д. Контроль

Проверочная работа №2 (ученик) – 12 мин

по теме «Строение и свойства вещества»

  1. Вещества, образованные атомами одного вида называют …
  2. Вещества  в смесях свои свойства  …
  3. К органическим веществам относят..
  4. Сложное вещество образовано..
  5. При  физических явлениях происходит: образование новых веществ, изменение состояния или изменение формы вещества.
  6. Чтобы потушить пожар, необходимо…
  7. Чтобы вода в пробирке быстрее закипела, ее необходимо держать..
  8. Чтобы предотвратить появление ржавчины на металлах, необходимо..

 

Е. Домашнее задание

Работа с тестами  - 1 мин

Составить схему стр. 24 рабочей тетради

Ж. Конец урока

Опрос – итог (учитель  – ученик) - 4 мин

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №20

 Тема "Электризация тел. Электрические заряды»

А 3 Б12 В 8 Г6 Д10Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Фантастическая добавка ( учитель) – 3 мин

Учитель демонстрирует как небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе

Б. Объяснение нового материала

Театрализация (учитель – ученик) – 12 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Игра- тренинг (ученик- ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик- учитель) -  6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик – ученик)- 10 мин

Е. Домашнее задание

Трехуровневое д/з  - 2 мин

  • № 16,
  • работа в тетрадях,
  • рисунок электрического тока

Ж. Конец урока

Роль «Спонсор знаний» - 4 мин

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №21

 Тема "Электрический разряд. Молния."

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Светофор» (учитель – ученик)- 10 мин

  1. Если стекло потереть о кусочек шелка, оно электризуется.
  2. В природе существуют электрический вид зарядов.
  3. Знаком «-» означают положительный заряд.
  4. Одноименно заряженные тела притягиваются друг к другу.
  5. Разноименно заряженные тела отталкиваются друг о друга.
  6. Проводник электрического тока – это стекло, ткань, пластмасса.
  7. Изолятор электрического тока – это металл.

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель – ученик) – 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да – нетка!» (ученик – учитель) – 6 мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик – учитель) -8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (ученик  -ученик) -7 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее – 2 мин

Рисунок молнии, стихи о молнии, сообщение о молнии

Ж. Конец урока

Роль «психолог» - 3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №22

 Тема "Электрический ток"

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам (учитель – ученик) – 8 мин

  1. Что принято понимать под электрическим разрядом?.
  2. Что такое молния?
  3. Различно заряженные части одного облака  всегда стремятся ….
  4. Что такое громоотвод(молниеотвод)?.
  5. Если молния попала в дерево, в каком радиусе считается опасная зона?
  6. Почему к корпусу автоцистерны для перевозки бензина прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле.

Б. Объяснение нового материала

Пресс- конференция (учитель – ученик)- 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Щадящий опрос (учитель  -ученик)- 6 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – учитель ) 5 мин

Д. Контроль

«Да- нетка!» (ученик – учитель)- 6 мин

Е. Домашнее задание

Фактологический диктант (учитель – ученик) – 4 мин

Ж. Конец урока

Роль «Связной» - 6 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №23

 Тема «Электрификация. Электростанции»

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» (учитель – ученик) – 3 мин

Просмотр фрагмента документального фильма о работе электростанций

Б. Объяснение нового материала

Доклад (ученик) – 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Деловая игра «Компетентность» (ученик – ученик )- 14 мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Выборочный контроль (учитель –ученик)- 7 мин

Е. Домашнее задание

Необычная обычность – 2 мин

Ж. Конец урока

Обсуждаем д/з -5 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №24

 Тема "Воздух – смесь различных газов"

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Да-нетка!» (учитель – ученик)- 6 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос  к тексту (ученик – ученик)- 15 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Работа в рабочих тетрадях (ученик)- 3 мин

№№ 48-50

Г. Повторение

Релейная проверочная работа (учитель - ученик)- 13 мин

  1. В переводе с греческого языка «газ» означает …..
  2. Больше всего в воздухе содержится …
  3. Воздух – это смесь кислорода и азота.
  4. Углекислый газ пропускает тепловое излучение Земли.
  5. От избытка углекислого газа на поверхности Земли понижается температура.
  6. Углекислый газ легче воздуха.
  7. Смог чаще всего образуется над равнинными территориями.
  8. Кислород находится повсюду.
  9. В составе воздуха содержится 21 % озона.
  10. В состав воздуха  входит водяной пар.

Д. Контроль

                       Простой опрос по базовым вопросам (ученик - ученик)- 5 мин

Е. Домашнее задание

Трехуровневое задание (учитель)- 1 мин

  1. Параграф №19.
  2. Рисунок воздуха.
  3. Ребус  «Воздух»

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» (ученик) - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №25

 Тема "Свойства воздуха"

А 8 Б10 В 8 Г6Д8Е3 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Светофор» (учитель- ученик) –  8 мин

1.Воздух занимает пространство.

2.Воздух сжимаем.

3. Воздух обладает текучестью.

 4. Воздух упруг.

5.  Слово «кессон» в переводе с французского языка означает « водолазный колокол».

6. Духовым ружьем можно пользоваться при охоте на зайцев.

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель ( учитель – ученик) -   10 мин

 Демонстрация опыта ( движение жидкости в шприце )

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да-нетка!» (ученик- учитель)-  8 мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик- учитель)  - 6 мин

Д. Контроль

Выборочный контроль ( учитель – ученик) -   8 мин

Е. Домашнее задание

Отсроченная отгадка ( учитель -  ученик) -   3 мин

Что  будет происходить (поэтапно) с живыми организмами в закрытом помещении?

Ж. Конец урока

Обсуждаем домашнее задание – 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №26

 Тема "Вес воздуха и атмосферное давление"

А 12 Б11 В 10 Г6 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Взаимоопрос (ученик – ученик)- 8 мин

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель – ученик)- 12 мин

При помощи весов взвешиваем воздушные шары: надутый и сдутый.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Работа в рабочих тетрадях (учитель - ученик)-  10 мин

№ 57,№ 60 (часть первая),№ 61,№ 62

Г. Повторение

Райтинг  (ученик - ученик)- 6 мин

Д. Контроль

                       Простой опрос по базовым вопросам (ученик - ученик)- 4 мин

Е. Домашнее задание

Отсроченная отгадка (учитель)- 3 мин

Ответить на вопрос  №4  в конце параграфа.

Задание в рабочей тетради № 63.

Ж. Конец урока

Подводящий итоги (ученик) - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №27

 Тема "Изменение давления воздуха с высотой"

А 8 Б10 В 6 Г5 Д7 Е2 Ж5

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Взаимоопрос ( ученик –ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

«Лови ошибку (учитель – ученик) -10 мин

  1. Плотность воздуха  - это его разряженность.
  2.  Чем ближе к поверхности Земли  воздушный слой, тем он плотнее.
  3. Чем выше над Землей воздух, тем он разряженнее.
  4. Существование атмосферного воздуха смог доказать итальянский ученый Торричелли.
  5. Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба.
  6. Прибор, измеряющий давление воздуха называется тонометром.
  7. Барометры бывают жидкостные и безжидкостные.
  8. Метеорологические станции занимаются изучением состава воздуха .

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Щадящий опрос (учитель – ученик) – 6 мин 

Г. Повторение

Пересечение тем ( учитель –ученик) – 5 мин

Д. Контроль

Выборочный контроль (учитель – ученик) – 7 мин

Работа в рабочих тетрадях

Е. Домашнее задание

Подготовка сообщения – 2 мин

Ж. Конец урока

Опрос – итог – 5 мин

  1. Воздух – это
  2. Свойства воздуха –
  3. Прибор для измерения атмосферного давления  называется ….  .

КОНСТРУКТОР УРОКА №28

 Тема "Изменение температуры воздуха с высотой"

А 8 Б10 В 3 Г13 Д4 Е1 Ж1

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Фантастическая добавка» (учитель – ученик) – 10 мин

Просмотр фрагмента научно- популярного фильма (поднятие воздушного шара с исследователями на борту)

Б. Объяснение нового материала

«Привлекательная цель» (учитель – ученик) -9 мин

Лабораторная работа №6 (инструктаж)

«Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Пресс-конференция (учитель – ученик) – 14 мин

Г. Повторение

«Да – нетка (ученик- учитель) – 6 мин

Д. Контроль

Фактологический диктант (учитель – ученик) – 5 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание  - 1 мин

Работа в рабочих тетрадях, практическое задание- измерить температуру воздуха на первом этаже и на последнем в высотном доме при помощи термометра

Ж. Конец урока

Роль «связной» -  3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №29

 Тема " Нагревание воздуха от поверхности Земли "

А 7 Б8В 10Г8 Д6 Е2 Ж4

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Своя опора (ученик –учитель) – 7 мин

Б. Объяснение нового материала

«Удивляй!» (учитель – ученик) – 8 мин

Лабораторная работа №7 (инструктаж)

«Описание погоды за месяц и сезон»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Взаимоопрос (ученик – ученик) – 10 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – учитель) –8 мин 

Д. Контроль

Релейная проверочная работа (учитель – ученик) – 6 мин

  1. Каким образом можно нагреть воздух?
  2. Правильно ли утверждение, что Солнце нагревает воздух?
  3. Как можно доказать, что воздух нагревается?
  4. Если Земля внутри себя имеет очень высокую температуру, то почему за ночь она остывает?
  5. Почему зимой под толщей снега температура выше, чем на поверхности Земли?

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее (ученик- ученик)- 2 мин

Изобразить схематически процесс нагревания Земли

Ж. Конец урока

Роль «спонсор знаний» (ученик – ученик) – 4 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №30

 Тема "Работа ветра в природе"

А 7Б10 В 12 Г6 Д7 Е1 Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Фантастическая добавка ( учитель – ученик) – 7 мин

Сказание о четырех ветрах

Б. Объяснение нового материала

Лабораторная работа №8 (учитель – ученик) -  10 мин (инструктаж)

«Демонстрация работы флюгера»

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Взаимоопрос ( ученик-ученик) – 12 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – учитель )-  6 мин

Д. Контроль

Выборочный контроль(учитель – ученик )- 7 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  - 1 мин

Сделать модель  флюгера

Ж. Конец урока

Роль «спонсор знаний» - 3мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №31

 Тема "Предсказание погоды"

А 3 Б10 В 7Г7 Д13 Е2 Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» ( учитель – ученик) – 3 мин

Чтение народных примет

Б. Объяснение нового материала

Фантастическая добавка (учитель –ученик) – 10 мин

Гадание на картах

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Да-нетка!» ( ученик – учитель) -   7 мин

Г. Повторение

Своя опора ( ученик-ученик) – 7 мин

Д. Контроль

Фактологический диктант ( учитель – ученик) – 13 мин

  1. Как изменения погоды влияют на состояние людей и животных?
  2. Какие приметы погоды сегодня не считаются действительными?
  3. Как  изменяется давление с высотой?
  4. Воздух  - это смесь различных газов?
  5. Прибор для измерения атмосферного давления называется…
  6. Воздух обладает упругостью и текучестью.
  7. Чем выше над Землей находится воздух, тем меньше его  .. и тем больше он..
  8. Воздух имеет вес?
  9. Воздух сжать невозможно.
  10. Воздух  - это смесь кислорода и азота.

Е. Домашнее задание

Составить прогноз погоды на неделю – 2 мин

 (репортаж)

Ж. Конец урока

Роль «психолог» - 3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №32

Обобщающий урок по теме "Воздух"

А 4 Б10 В 12 Г12 Д12 Е1Ж6

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» ( учитель – ученик) -  4 мин 

Обязательное проветривание помещения с демонстрацией движения холодного воздуха

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Обсуждение д/з (учитель- ученик) – 10 мин 

 «Прогноз погоды» (репортаж)

Г. Повторение

Простой опрос по базовым вопросам ( учитель – ученик) – 12 мин

  1. Откуда в воздухе берется пыль?
  2. Что такое смог?
  3. На Земле огромное количество потребителей кислорода. Почему же он практически не убывает в атмосфере?
  4. Почему ученых тревожит увеличение содержания углекислого газа в атмосфере? Чем оно вызывается?
  5. Докажите, что воздух занимает пространство.
  6. Что тяжелее, накачанный или ненакачанный мяч?
  7. Как вы думаете, почему давление воздуху уменьшается по мере подъема над уровнем  поверхности Земли?
  8. 1 м3 воздуха у поверхности земли весит 1290 г, на высоте 12 км – 319 г. На высоте 40 км – 4г. Как объяснить эти факты?
  9. Как вы думаете, какая сила сдавливала «магдебургские полушария?
  10. Приведите примеры примет и поговорок о погоде. Объясните их происхождение.

Д. Контроль

                                               Проверочная работа №3  по теме «Воздух»

( по базовым вопросам)-  12 мин

 Работа ведется на раздаточном материале

Е. Домашнее задание

«Творчество работает на будущее» - 1 мин

д/з -  рисунок «воздуха».

Ж. Конец урока

Роль «адвокат» (ученик – учитель)- 6 мин

. КОНСТРУКТОР УРОКА №33

Тема "Три состояния воды"

А 5 Б15 В 7 Г8 Д8 Е1 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Да-нетка!» ( ученик - учитель) – 5 мин

Б. Объяснение нового материала

Пресс-конференция (учитель - ученик) – 15 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Взаимоопрос( ученик – ученик) - 7мин

Г. Повторение

Свои примеры (ученик- учитель) – 8 мин

Д. Контроль

Фактологический диктант ( учитель – ученик) – 8 мин

  1. Водная оболочка земли называется  …
  2. Вода содержится в только в телах живой природы.
  3. Вода является средой обитания многих организмов.
  4. На долю воды приходится …. массы человеческого тела.
  5. Чем глубже вода, тем она холоднее.
  6. Почему не тает лед.
  7. Вода – хороший проводник тепла.
  8. Вода замерзает при температуре …
  9. Ледники – это …
  10. Туман и пар – одно и то же  состояние воды.

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее – 1 мин

Д/з : нарисовать молекулу воды.

Ж. Конец урока

Роль «штурман» (ученик – учитель) - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №34

Тема "Тепловое расширение воды"

А 8 Б12 В 5 Г9 Д7 Е1 Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» (учитель –ученик)- 8 мин

Демонстрация опыта, доказывающего сжатие и расширение воды при изменении температуры.

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель –ученик)- 12мин

Вопрос: почему бутылка  с замерзающей водой лопается?

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Лови ошибку!» (учитель –ученик)- 5 мин

  1. Большинство веществ при нагревании расширяется.
  2.  Вода при охлаждении расширяется.
  3. Вода при охлаждении сжимается.
  4. Вода – единственное вещество не Земле, которое при после охлаждения сначала сжимается , а затем при температуре +4С расширяется.
  5. Вода уменьшает свой объем при переходе из жидкого состояния в твердое.

Г. Повторение

Повторяем с контролем (ученик- ученик)- 9 мин

Учащиеся задают вопросы по пройденной теме самостоятельно и выполняют задания в тетрадях №№ 62, 63

Д. Контроль

«Светофор» (учитель –ученик) - 7 мин

  1. Вода состоит из молекул.
  2. В состав воды входят атомы водорода и кислорода.
  3. Вода может одновременно находится в трех состояниях.
  4. Главное свойство воды – текучесть.
  5. Молекула воды – сложная молекула.
  6. При замерзании молекула воды разрушается.
  7. Вода обладает пластичностью.
  8. На дне глубоких водоемов вода имеет всегда температуру +4С.
  9. При замерзании вода испаряется.
  10. При нагревании объем воды увеличивается.

Е. Домашнее задание

Работа в рабочих тетрадях  - 1 мин

 к параграфу №24, задания №№ 60, 61;

Проделать самостоятельно опыт дома: в пластмассовую бутылку налить воды и положить ее в морозильную камеру. Объяснить увиденное.

Ж. Конец урока

Роль «Фома неверующий» (ученик – ученик)-3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №35

Тема " Вода – растворитель. Работа воды в природе."

А 5 Б10 В 12 Г8 Д7 Е1 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Удивляй!» (учитель – ученик) – 5 мин

Лабораторная работа №8 (инструктаж)

«Вода как растворитель»

Демонстрация опыта:  в стакан с водой опускают кристаллы сахара или соли. Затем добавляем молока и наблюдаем за происходящим. После, в стакан с чистой водой опускаем серу.

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (ученик – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Райтинг (ученик – ученик) – 12 мин

Работа в рабочих тетрадях, №64, №65, №66

Г. Повторение

Повторяем с раширением (ученик – ученик)- 8 мин

Примеры пословиц и поговорок с присутствием слова «вода» (миниконкурс)

Д. Контроль

Простой опрос по базовым вопросам (учитель – ученик)- 7 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее (ученик – ученик) – 1 мин

Работа в рабочих тетрадях № 67

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №36

Тема " Внутренне строение Земли. Горные породы"

А 5 Б10 В 12 Г8 Д7 Е1 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

«Отсроченная отгадка» (учитель – ученик) –3 мин

Учитель  отвечает на вопрос  из предыдущей темы вместе с учащимися.

Б. Объяснение нового материала

Свои примеры (ученик – ученик) – 10 мин

Лабораторная работа

«Описание минералов и горных пород, определение их свойств», инструктаж

Учащиеся определяют образцы горных пород и минералов и дают  их краткую характеристику. Данные заносят в рабочую тетрадь.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Работа в тетрадях (ученик – ученик) – 8 мин

Задания №80-82

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют все  представленные образцы  за время

Д. Контроль

«Да-нетка!» (учитель – ученик)- 12 мин

Учащиеся определяют горные породы и минералы по их качествам и особенностям. Вопросы задают ученику, стоящему у доски спиной к классу 

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

№ 24, сделать выводы в рабочей тетради, сделать макет рисунка 59 «Внутреннее строение Земли»  из цветной бумаги, формат А4

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №59

Тема " Шляпочные грибы"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Пресс-конференция (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Работа в тетрадях (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют все  представленные образцы  за время

Д. Контроль

«Да-нетка!» (учитель – ученик)- 12 мин

Учащиеся определяют виды шляпочных грибов по их качествам и особенностям. Вопросы задают ученику, стоящему у доски спиной к классу 

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Сделать муляж шляпочного гриба из любого материала

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №58

Тема " Разнообразие грибов"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация  видов грибов

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильно гриб

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Сделать рисунок плесени

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №57

Обобщающий урок по теме  " Растения"

А 4 В 15Г10 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Простой опрос (учитель – ученик) –4 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Обычная проверочная работа (ученик – ученик) – 15 мин

1.Какие признаки живых организмов характерны для растений?

2. Весной землю под плодовыми деревьями вкапывают. Зачем это делают?

3. Что произойдет с растением, у которого оборваны листья?

4. Весной и летом люди с прогулки возвращаются с охапкой цветов. Почему нельзя рвать цветы в таком количестве?

5. Что нужно делать для того, чтобы сохранить растительные богатства нашей Родины?

6. На какие группы можно разделить культурные растения?

7. Разделите названные культурные растения по группам: подсолнечник, картофель, лен, арахис, огурец, тыква, горох, ячмень, помидор, свекла, яблоня, земляника, смородина, облепиха, грецкий орех, клевер, люцерна, тимофеевка.

8. .Какие правила сбора лекарственных растений необходимо соблюдать?

9. Известно, что в тенистом лесу не найти растений, которые растут на открытых солнечных участках, а травянистые растения леса не встречаются там, где целый день ярко светит солнце. Почему?

10.Назовите растения Красной книги. Объясните, почему они были туда внесены?

11. Почему ядовитые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот?

Г. Повторение

Повторяем с контролем  (ученик – ученик)- 10 мин

Д. Контроль

Работа над ошибками (устно) (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Идеальное задание  – 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №56

Тема "Многообразие культурных растений"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация  разновидностей  растений

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильно растение

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Сделать рисунок растения

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА №55

Тема "Красная книга растений"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация   растения «Страсть господня»

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильное использование растения в  жизни человека и природе

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка сообщения по теме «Редкие и исчезающие виды растений»

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА №54

Тема "Места обитания дикорастущих растений.  «Зеленая аптека».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация   растения «Страсть господня»

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильное использование растения в  жизни человека

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка памятки для мам и пап

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА №53

Тема "Строение  цветковых растений».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация   растения «Страсть господня»

Б. Объяснение нового материала

Лабораторная работа №11

 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильное название органов растений

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Стихи об органах растений

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА №52

Тема "Разнообразие растительного мира».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Опрос по цепочке (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильное название органов растений

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Сообщения о разнообразии растительного мира

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №51

Тема "Признаки растений».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация    многообразия растений

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильные признаки растений

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Рисунок живого организма

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №50

Обобщающий урок по теме «Организмы».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка  (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Проверочная работа  (ученик – ученик) – 8 мин

1.Чем многоклеточный организм отличается от одноклеточного?

2. Есть ли ткани у одноклеточных организмов?

3. Что такое вирусы?

4. Пользуясь рисунком, расскажите о строении организмов?

5. Как вы думаете, почему клетки живого организма не разъединяются?

6.К какому царству живого ученые относят человека?

Г. Повторение

Работа над ошибками (устно) (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Идеальное задание – 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

К О Н С Т Р У К Т О Р   У Р О К А       №49

Экскурсия «Разнообразие организмов.Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».

А10 Б10В9Г8Д4Е1Ж3

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало

экскурсии

«Удивляй! (учитель – ученик) –10 мин

Стихи об организмах

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории (учитель -ученик) -10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

УМШ (ученик – ученик)- 9 мин

Г. Повторение

Пересечение тем (учитель – ученик) -8 мин

Д. Контроль

Идеальный опрос ( ученик –ученик) -4 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее – 1 мин

Рисунок живого организма

Ж. Конец

экскурсии

Роль «Подводящий итоги» - 3 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №48

Тема «Строение организмов».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация   микропрепарата  кожицы лука

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильные названия частей растений

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание  – 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №47

Тема «Увеличительные приборы».

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Да-нетка! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Пересечение тем  (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Задание массивом – 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №46

Тема «Где живут организмы?»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Да-нетка! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание– 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №45

Тема «Организм и его свойства»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Да-нетка! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее– 2 мин

Рисунок  живого организма

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №44

Тема «Разрушение почв»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Щадящий опрос  (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Да-нетка! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Взаимоопрос  (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание– 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

КОНСТРУКТОР УРОКА №43

Тема «Влияние растений на почву»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Щадящий опрос  (учитель – ученик) –3 мин

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту  (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Да-нетка! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Д. Контроль

Взаимоопрос (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Обычное задание– 2 мин

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

. КОНСТРУКТОР УРОКА №36

Тема "Использование воды человеком. Охрана воды."

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация    фрагмента фильма о воде

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к  фрагменту фильма (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильное использование воды

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка памятки по охране воды.

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА №61

Тема "Условия жизни и многообразие диких животных"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

Можно ли удава встретить в тайге?

Может ли дождевой червь жить в озере?

Обитают ли ядовитые животные в вашей местности?

Дельфин- обитатель водоемов?

довит ли шершень обыкновенный?

Есть ли позвоночник у саранчи?

Амеба обыкновенная – это животное?

Песец обитает в тайге?

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Сообщение об уникальном животном

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

КОНСТРУКТОР УРОКА № 60

Тема "Признаки животных"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация    фрагмента фильма о животных

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к  фрагменту фильма (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Учитель умышленно называет неправильные признаки животных

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка рисунка животного

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА № 62

Тема "Значение диких животных и их охрана"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация    фрагмента фильма о животных

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к  фрагменту фильма (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка рисунка животного, занесенного в Красную книгу

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

.

КОНСТРУКТОР УРОКА № 63

Тема "Домашние животные"

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Удивляй! (учитель – ученик) –3 мин

Демонстрация   наглядных пособий диких животных

Б. Объяснение нового материала

Вопрос к тексту (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку! (ученик – ученик) – 8 мин

Г. Повторение

Крестики-нолики (ученик – ученик)- 8 мин

Учащиеся определяют правильный ход, при этом аргументируют свой выбор

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 2 мин

Подготовка рисунка животного

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА № 66

Тема «Связи живого и неживого»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

В природе существуют пищевые цепи?

Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом?

Растения - представители неживой природы?

Животные относятся к живой природе?

Растения и животные взаимосвязаны?

Взаимосвязь растений и животных выражается в пищевых цепях?

В природе есть пищевые сети?

Цепь питания начинается с растения?

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Рисунок пищевой цепи

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА № 64

Тема «Растения уголка живой природы. Создание благоприятных условий для  жизни растений. Уход за ними»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

В природе существуют пищевые цепи?

Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом?

Растения - представители неживой природы?

Животные относятся к живой природе?

Растения и животные взаимосвязаны?

Взаимосвязь растений и животных выражается в пищевых цепях?

В природе есть пищевые сети?

Цепь питания начинается с растения?

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Рисунок пищевой цепи

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА № 65

Тема «Животные уголка живой природы. Создание  благоприятных условий для жизни животных. Уход за ними»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

В природе существуют пищевые цепи?

Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом?

Растения - представители неживой природы?

Животные относятся к живой природе?

Растения и животные взаимосвязаны?

Взаимосвязь растений и животных выражается в пищевых цепях?

В природе есть пищевые сети?

Цепь питания начинается с растения?

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Рисунок пищевой цепи

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА № 67

Тема «Природа – наш друг. Охрана природы»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

Б. Объяснение нового материала

 Практичность теории (учитель – ученик) – 10 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

В природе существуют пищевые цепи?

Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом?

Растения - представители неживой природы?

Животные относятся к живой природе?

Растения и животные взаимосвязаны?

Взаимосвязь растений и животных выражается в пищевых цепях?

В природе есть пищевые сети?

Цепь питания начинается с растения?

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Рисунок пищевой цепи

Ж. Конец урока

Роль «Психолог» - 2 мин

.

. КОНСТРУКТОР УРОКА № 68

Тема «Заключительный урок по курсу «Природа. Живая и неживая»

А 3 Б10 В 8 Г8 Д12 Е2 Ж2

Разделы урока

Основные функциональные блоки

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка (учитель – ученик) – 8 мин

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

«Светофор» (ученик – ученик) – 5 мин

Г. Повторение

Показательный ответ (ученик – ученик)- 6 мин

Д. Контроль

Опрос по цепочке (учитель – ученик)- 12 мин

Е. Домашнее задание

Творчество работает на будущее  – 1 мин

Задание на лето

Ж. Конец урока

Роль «Подводящий итоги» - 2 мин

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по математике 5, 6 класс и алгебре 8 класс

алгебра 8 класс, математика 5 , 6 классы, информатика и ИКТ 5, 6, 7 классы...

Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.

планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....

Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы

Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...