Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии на тему

Петроченко Светлана Михайловна

Рабочие программы по биологии в 8-11 классе по программе В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_biologiya_pasechnik.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составленана основе программы И.Н. Пономаревой по биологии 8-9 классы. М.: Планета, 2011, с.71

Учебник    Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2009 год)

                   Изучение биологии направлено на достижение

                                    следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                           Задачи раздела  «Человек» (8 класс )

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68  уроков (102 урока при расширенном изучении курса) и индивидуальные образовательные маршруты учеников

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
  • развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
  • воспитания:способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО.

                     

Содержание учебной программы:

     Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 7 часов

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

 В соответствии со cтандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

систематическое положение вида человек разумный

место человека в живой природе , биосоциальную природу человека

строение клетки , краткие сведения о строении и функциях основных тканей

основные процессы жизнедеятельности клетки,

расположение основных органов в организме человека

учащиеся должны уметь

пользоваться микроскопом

распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

термины и понятия,  которые необходимо знать

анатомия ,физиология ,гигиена ткань, орган, система органов, рефлекс ,рефлекторная дуга

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов     

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

значение опорно-двигательной системы, скелет человека, его отделы, типы соединения костей , виды костей , рост костей , мышцы, их функции ,влияние ритма и нагрузки на работу мышц , утомление , роль физических упражнений для опорно-двигательной системы , повреждения скелета

учащиеся должны уметь

показывать отделы скелета и отдельные кости , узнавать типы мышечной ткани

оказывать первую помощь при травмах , уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие        

термины и понятия, которые необходимо знать

сустав ,шов , надкостница , гладкая мышечная ткань , поперечнополосатая

сердечная , утомление , сколиоз , плоскостопие

Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 6 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

состав внутренней среды организма ,значение крови и кровообращения

состав крови , иммунитет , СПИД , группы крови , переливание крови

инфекционные заболевания и меры борьбы с ними , органы кровообращения

строение сердца , круги кровообращения , виды кровотечений , предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний ,влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

учащиеся должны уметь

распознавать клетки крови на рисунках

определять пульс ,оказывать первую помощь при кровотечениях

соблюдать правила общения с инфекционными больными

выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

термины и понятия, которые необходимо знать

внутренняя среда , плазма,  эритроциты  , лейкоциты  , свертывание крови , фагоцитоз

иммунитет , вакцина , прививка ,группы крови, артерии ,  вены,  капилляры,  большой круг кровообращения , малый круг кровообращения , предсердия ,  желудочки клапаны , автоматия сердца , капиллярное кровотечение , артериальное кровотечение ,венозное кровотечение

Тема 4. "Дыхание" - 4 часа

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

значение дыхания , строение и функции органов дыхания , жизненная емкость легких

инфекционные болезни: грипп, туберкулез , гигиена органов дыхания , вредное влияние курения на органы дыхания , приемы искусственного дыхания

показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

владеть приемами искусственного дыхания

термины и понятия, которые необходимо знать

воздухоносные пути , плевра грипп , туберкулез , жизненная емкость легких

 Тема 5. "Пищеварение" - 6 часов

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

   учащиеся должны знать

пищевые продукты , питательные вещества ,строение и функции органов пищеварения

зубы, виды зубов , пищеварительные железы , всасывание , гигиена питания

предупреждение желудочно-кишечных заболеваний , влияние никотина и алкоголя на пищеварение

учащиеся должны уметь

показывать на рисунках органы пищеварения

владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

термины и понятия,  которые необходимо знать

пищевые продукты  , питательные вещества , пищеварение , пищеварительные железы

зуб: коронка, шейка корень ,резцы, клыки, большие и малые коренные ,дизентерия , холера

 Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа

         Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

общая характеристика обмена веществ и энергии

пластический обмен, энергетический обмен и их значение

значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

витамины ,способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

рациональное питание , режим питания школьников ,уметь применять правила гигиены на практике

учащиеся должны уметь

применять правила гигиены на практике

термины и понятия, которые необходимо знать

обмен веществ ,пластический обмен,  энергетический обмен,  витамины,  авитаминоз

цинга, рахит

 Тема 7. "Выделение. Кожа" – 5 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

В соответствии со стандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

значение выделения ,органы мочевыделительной системы ,

профилактика заболеваний почек , строение и функции кожи ,

 роль кожи в терморегуляции

закаливание организма ,первая помощь при поражении кожи

учащиеся должны уметь

распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи,

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах,

устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной,

выделительной и других систем органов

обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка эпидермис дерма

гиподерма пигменты закаливание терморегуляция гормоны адреналин инсулин гормон роста тироксин

Тема 8. "Эндокринная система" - 3 часа

В соответствии со стандартом биологического образования

  учащиеся должны знать

значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме ,отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

находить на таблице железы внутренней секреции ,сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества

термины и понятия,  которые необходимо знать

гормоны ,адреналин ,инсулин, гормон роста, тироксин ,сахарный диабет, кретинизм,

микседема, базедова болезнь

   Тема 9. "Нервная система. Органы чувств" - 9 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

значение нервной системы ,отделы нервной системы ,строение и функции спинного мозга, строение и функции головного мозга ,факторы, нарушающие функции нервной системы , органы чувств и их значение , строение и функции органов зрения и слуха

гигиена зрения , предупреждение нарушений слуха

учащиеся должны уметь

показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

узнавать на моделях части органов зрения и слуха

термины и понятия,  которые необходимо  знать

центральная нервная система , периферическая нервная система ,серое вещество,

белое вещество , спинномозговая жидкость , продолговатый мозг

мозжечок , средний мозг, промежуточный мозг , кора ,большие полушария головного мозга , белочная оболочка , роговица ,сосудистая оболочка , радужка  , зрачок

хрусталик , стекловидное тело ,сетчатка ,палочки , колбочки , дальнозоркость

близорукость ,барабанная перепонка ,слуховые косточки , слуховая труба

слуховые рецепторы

 Тема 10. "Поведение и психика" - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

  учащиеся должны знать

общая характеристика ВНД ,характеристика условных и безусловных рефлексов

понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

значение сна ,гигиена умственного и физического труда ,режим дня школьника

вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему применять упражнения по тренировке внимания и памяти ,составлять режим дня школьника

учащиеся должны уметь

применять упражнения по тренировке внимания и памяти

составлять режим дня школьника

термины и понятия, которые необходимо знать

Поведение, мышление, сон, сновидения, память, воображение, мышление, воля ,эмоции, внимание, работоспособность

     Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

 учащиеся должны знать

система органов размножения ,оплодотворение и внутриутробное развитие

рождение ребенка ,рост и развитие ребенка ,характеристику подросткового периода

вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство яичники

яйцеклетка  семенники сперматозоиды половое размножение оплодотворение

матка плацента пуповина рост развитие

учащиеся должны уметь

выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей


Календарно-тематическое планирование   раздела «ЧЕЛОВЕК» 8 класс    (68 часов – 2 часа в неделю)

        

№урока

дата

Тема раздела,темы урока

Контроль

Планируемые результаты обучения

Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, нагляд-ность, дидакти-ческий материал)

Домашнеезада

ние

В

 т

е

м

е

по

п

л

а

н

у

по ф

а

к

т

у

1

1

Повторение изученного в 7 классе

Повторение основных понятий курса, систематики и особенностей строения и жизнедеятельности животных организмов

Презентация, мультимедиапро-ектор,таблицы,

муляжи

Подг.к тестированию

2

2

Входящий контроль

К.р.№1

3

1

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 5часов

Тема урока:Введение: биологическая и социальная природа человека. Структура тела. Место человека в живой природе».

Сформировать понятия:

систематическое положение вида человек разумный,

биосоциальная природа человека

анатомия,физиология,гигиена,

психология,экология

умение работать в группе, с текстом учебника, формировать текст по таблице,развитие речи

ИКТ

  таблицы,

муляжи

Введение,

§ 1,2

Биологи-

ческий словарь

4

2

Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.

Устный выборочный

строение клетки

основные процессы жизнедеятельности клетки

умение работать с текстом, составлять таблицу

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 3

5

3

Ткани

Устный выборочный

краткие сведения о строении и функциях основных тканей

умение работать с текстом, составлять таблицу

Презентация,

таблицы,

микроскоп

§4

6

4

Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

таблица в тетради по теме «Ткани»

Знать: расположение основных органов в организме человека

уметь распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов Уметь пользоваться микроскопом

распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

Знать понятия: анатомия ,физиология

гигиена ,ткань ,орган ,система органов

рефлекс рефлекторная дуга

презентация

  таблицы,

муляжи

§1-5

Словарь понятий

7

5

Обобщение по теме 1

Тест по темам «Клетка.Ткани»

10 мин

 Знать понятия: анатомия ,физиология

гигиена ,ткань ,орган ,система органов

рефлекс рефлекторная дуга

Уметь работать с  тестами

Дидактический материал

8

1

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Тема урока: Скелет: строение, состав и соединение костей.

Знать значение опорно-двигательной системы,скелет человека, его отделы

типы соединения костей

виды костей,рост костей

Уметь        показывать отделы скелета и отдельные кости

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 6

9

2

Скелет головы, туловища, конечностей.

Устный выборочный

значение опорно-двигательной системы

скелет человека, его отделы

типы соединения костей

виды костей

рост костей

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 7, 8

10

3

Первая помощь при повреждениях скелета.

Устный выборочный

Уметь оказывать первую помощь при травмах

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 9

11

4

Мышцы.

Устный выборочный

мышцы, их функции

на базовом уровне:

уметь         узнавать типы мышечной ткани

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 10

12

5

Работа мышц

Устный выборочный

влияние ритма и нагрузки на работу мышц

утомление

роль физических упражнений для опорно-двигательной системы

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 11

13

6

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Устный выборочный

уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 12

14

7

Обобщение по теме « Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система».

Устный выборочный

показывать отделы скелета и отдельные кости

узнавать типы мышечной ткани

оказывать первую помощь при травмах

уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

Дидактический материал

Повторить

 § 11- 13, вопросы стр. 66-67

15

8

Зачет № 1 по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система».

Зачет№1

Знать отделы скелета и отдельные кости

узнавать типы мышечной ткани

оказывать первую помощь при травмах

уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

Дидактический материал

16

1

 Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 6 часов Тема урока:Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Знать :состав внутренней среды организма,значение крови и кровообращения,состав крови

Уметь распознавать клетки крови на рисунках

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 14

17

2

Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

Устный выборочный

Знать понятия: иммунитет,СПИД

группы крови,переливание крови

инфекционные заболевания и меры борьбы с ними

презентация

  таблицы,

§ 15,1 6

18

3

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Устный выборочный

Знать

органы кровообращения

строение сердца

круги кровообращения

Уметь        определять пульс

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 17

19

4

Движение лимфы и крови по сосудам.

Устный выборочный

Знать круги кровообращения

виды кровотечений

презентация

  таблицы,

§ 18, 19, 20

20

5

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Групповой проект

Знать

предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Уметь

оказывать первую помощь при кровотечениях

соблюдать правила общения с инфекционными больными

выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему

Кинофильм,

компьютерная

презентация

§ 21, 22

21

6

Контрольная работа за

 1 триместр

К.Р.№2

Знать основные понятия изученных тем, учиться работать с тестами в формате ОГЭ

Дидактический материал

22

1

Тема 4. "Дыхание" – 5 часов

Тема урока:Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях.

Устный выборочный

Знать значение дыхания

строение и функции органов дыхания

жизненная емкость легких

показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 23, 24

23

2

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Устный выборочный

Знать понятия

жизненная емкость легких

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 25, 26

24

3

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания

Групповой проект

Знать инфекционные болезни: грипп, туберкулез

гигиена органов дыхания

вредное влияние курения на органы дыхания

приемы искусственного дыхания

владеть приемами искусственного дыхания

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 27, 28

25

4

Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение. Дыхание»

Устный выборочный

внутренняя среда, плазма эритроциты лейкоциты свертывание крови

фагоцитоз иммунитет вакцина

прививка группы крови артерии вены

капилляры большой круг кровообращения

малый круг кровообращения

предсердия желудочки

клапаны,автоматия сердца

капиллярное кровотечение

артериальное кровотечение

венозное кровотечение

воздухоносные пути ,плевра грипп туберкулез жизненная емкость легких

презентация

  таблицы,

муляжи

Вопросы

стр 120-121, словарь терминов

26

5

Зачет № 2 по теме «Кровь. Кровообращение. Дыхание».

Зачет№2

Знать основные понятия темы, уметь работать с тестами, грамотно формулировать развернутые ответы

Дидактический материал

Вопросы

стр. 120-121

27

1

Тема 5. "Пищеварение - 6 ч.

Тема урока:Значение пищи и ее состав.

Знать понятия пищевые продукты

питательные вещества

§ 29

 28

2

Органы пищеварения

Устный выборочный

Знать        строение и функции органов пищеварения

зубы, виды зубов

пищеварительные железы

показывать на рисунках органы пищеварения

компьютерная презентация,

таблицы

§ 30

29

3

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Устный выборочный

Знать понятия

всасывание

компьютерная презентация,

таблицы

§ 31, 32

30

4

Изменение питательных веществ в кишечнике

Устный выборочный

Знать понятия

процесс пищеварения в кишечнике

всасывание

компьютерная презентация,

таблицы

§ 33

31

5

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Групповой проект

гигиена питания

предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

влияние никотина и алкоголя на пищеварение

владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

компьютерная презентация,

таблицы

§ 34, 35

32

6

Лабораторный практикум.

Проверка тетради

показывать на рисунках органы пищеварения

владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

компьютерная презентация,

таблицы,

дидактический материал

Вопросы

стр. 145-146

33

1

  Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа 

Тема урока:Обменные процессы в организме.

общая характеристика обмена веществ и энергии ,пластический обмен, энергетический обмен и их значение

презентация

  таблицы

§ 36

34

2

Нормы питания

Групповой проект

значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

влияние никотина и алкоголя на обмен веществ витамины  рациональное питание  режим питания школьников

уметь применять правила гигиены на практике

презентация

  таблицы,

§ 37

35

3

Витамины

Групповой проект

Виды и значение витаминов

Содержание витаминов в продуктах

авитаминоз ,цинга

рахит

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 38 повт. Глава 5, 6

36

4

Зачет № 3 по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

Зачет№3

Знать основные понятия темы , уметь работать с тестами

Дидактический материал

37

1

Тема 7. Выделение. Кожа – 5ч Тема урока:Строение и функции почек

Знать значение выделения

органы мочевыделительной системы

распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 39

38

2

Предупреждение заболеваний почек

Групповой проект

профилактика заболеваний почек

презентация

 

§ 40

39

3

Строение и функции кожи

Устный выборочный

строение и функции кожи

роль кожи в терморегуляции

уметь показывать на рисунках слои и структурные элементы кожи

презентация

  таблицы,

муляжи

§ 41

40

4

Повреждения кожи

Устный выборочный

первая помощь при поражении кожи

гигиенические требования к одежде

уметь оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

презентация

  таблицы,

кинофильм

§ 42

41

5

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание

Устный выборочный

роль кожи в терморегуляции

закаливание организма

презентация

 

§ 43

42

1

Тема 8. "Эндокринная система" - 3 часа 

Тема урока:Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».

Знать          значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

находить на таблице железы внутренней секреции

        

презентация

  таблицы,

§ 44

43

2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Групповой проект

Знать понятия гормоны

адреналин

инсулин

гормон роста

тироксин

презентация

  таблицы,

§ 45,подг.к к.р.

44

3

Итоговая контрольная работа за 2 триместр

 К.Р.№3

Знать основные понятия темы, уметь работать с тестами, грамотно формулировать развернутые ответы

Дидактический материал .Тест в формате ГИА

45

1

Тема 9. "Нервная система. Органы чувств" - 9 часов

Тема урока:Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система

Знать значение нервной системы

отделы нервной системы

уметь показывать на таблицах отделы нервной системы

компьютерная презентация

§ 46, 47

46

2

Нейрогуморальная регуляция

Устный выборочный

Знать сущность нейрогуморальной регуляции.

компьютерная презентация

§ 48

47

3

Спинной мозг

Устный выборочный

Знать строение и функции спинного мозга

уметь показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного мозга

спинномозговая жидкость

компьютерная презентация, муляжи

дидактический материал

§ 49

48

4

Головной мозг

Устный выборочный

Знать строение и функции головного мозга

уметь показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга ,серое вещество

белое вещество ,спинномозговая жидкость ,продолговатый мозг

мозжечок средний мозг

промежуточный мозг, кора

большие полушария головного мозга

компьютерная презентация, муляжи

дидактический материал

§ 50

49

5

Как действуют органы чувств и анализаторы

Устный выборочный

Знать органы чувств и их значение

анализаторы

компьютерная презентация

§ 51

50

6

Орган зрения. Зрительный анализатор

Знать строение и функции органов зрения

узнавать на моделях части органов зрения ,белочная оболочка

роговица сосудистая оболочка

радужка зрачок

хрусталик ,стекловидное тело

сетчатка палочки ,колбочки дальнозоркость ,близорукость

компьютерная презентация, муляжи

дидактический материал

§ 52

51

7

Заболевания и повреждения глаз.

Групповой проект

Знать правила

гигиены зрения

компьютерная презентация

§ 53

52

8

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Устный выборочный

Знать

строение и функции органов слуха

предупреждение нарушений слуха

барабанная перепонка,

слуховые косточки ,слуховая труба

слуховые рецепторы

компьютерная презентация,таблицы

§ 54

53

9

Органы осязания, обоняния и вкуса

Устный выборочный

Знать строение ,функции и значение органов осязания, обоняния и вкуса

компьютерная презентация

§ 55

54

1

Тема 10. "Поведение и психика" - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения

Знать основные понятия темы.

Развивать умение работать с текстом, устную и письменную речь учащихся, умение работать в группе

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 56, 57

55

2

Закономерности работы головного мозга

Групповые проекты

Знать основные понятия темы.

Развивать умение работать с текстом, устную и письменную речь учащихся, умение работать в группе

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 58

56

3

Биологические ритмы. Сон и его значение

Групповые проекты

Знать основные понятия темы.

Развивать умение работать с текстом, устную и письменную речь учащихся, умение работать в группе

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 59

57

4

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции

Групповые проекты

Знать понятия : воображение

мышление , воля ,эмоции,

внимание работоспособность

Развивать умение работать с текстом, устную и письменную речь учащихся

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 60

58

5

Внимание и память

Групповые проекты

Знать понятия память и внимание .

Умение работать с текстом учебника, в группе , развитие устной и письменной речи учащихся

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 61

59

6

Работоспособность. Режим дня.

Групповые проекты

Умение работать с текстом учебника, в группе , развитие устной и письменной речи учащихся

Уметь планировать режим дня.

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 62

Вопросы стр.76-77

60

7

Зачет № 5 по теме «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Зачет № 5

        Знать основные понятия темы, уметь работать с тестами, грамотно формулировать развернутые ответы

Дидактический материал

61

1

     Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов

Половая система человека

Знать понятия :система органов размножения , оплодотворение и внутриутробное развитие,

Яичники, яйцеклетка, семенники сперматозоиды, половое размножение оплодотворение, матка, плацента ,пуповина

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 63

62

2

Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

Устный выборочный

Знать понятия наследственные заболевания ,болезни, передающиеся половым путем

Дидактический материал, компьютерная презентация

§ 64

63

3

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Устный выборочный

оплодотворение и внутриутробное развитие , рождение ребенка

рост и развитие ребенка

характеристика подросткового периода выделять факторы, влияющие на

 здоровье потомства

Дидактический материал, презентация

§ 65

64

4

Факторы, влияющие на потомство

Групповые проекты

Знать о вредном влиянии никотина, алкоголя и других факторов на потомство

Дидактический материал, презентация

§ 66

65

5

Психологические особенности личности

Групповые проекты

Умение работать с текстом учебника, в группе , развитие устной и письменной речи учащихся

Дидактический материал, презентация

§ 67

66

Анатомия, физиология и гигиена в терминах

Устный выборочный

Повторить основные понятия курса, обобщить и систематизировать знания

Дидактический материал, компьютерная презентация

Подготовка к к.р.

67

Итоговая годовая контрольная работа

 К.р.№4

Знать основные понятия темы, уметь работать с тестами, грамотно формулировать развернутые ответы

Дидактический материал .Тест в формате ГИА

68

Анализ контрольной работы. Подведение итогов учебного года.

Подведение итогов учебного года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...