Разработка урока по биологии в 5 классе
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Суховеенко Раиса Егоровна

Цели урока: Познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов.

 Задачи урока:   1. Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и размножения мха кукушкина льна как представителя моховидных, познакомить с их многообразием и значением;

        2. Развивающие: развивать навыки и умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, высказывать собственное мнение, развивать познавательный интерес к предмету;

         3. Воспитательные: способствовать формированию экологического сознания у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: таблицы «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», раздаточный материал «Гербарии мхов», образцы торфа, мультимедийный проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии в 5 классе

Тема урока: «Мхи»

Цели урока: Познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов.

 Задачи урока:   1. Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и размножения мха кукушкина льна как представителя моховидных, познакомить с их многообразием и значением;

        2. Развивающие: развивать навыки и умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, высказывать собственное мнение, развивать познавательный интерес к предмету;

         3. Воспитательные: способствовать формированию экологического сознания у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: таблицы «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», раздаточный материал «Гербарии мхов», образцы торфа, мультимедийный проектор

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: деятельностная технология обучения, здоровьесбережение,тестирование, самостоятельная работа, игровая форма работы, проблемный метод обучения, работа в группах, лабораторная работа.

Используемый УМК: учебник В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс, изд. «Дрофа», М., 2012, мультимедийное приложение к учебнику и рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», «Занимательная ботаника. Книга для чтения».

Технологическая карта

Название урока

и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

 Регулятивные (Р),  Познавательные (П), Коммуникативные (П)

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока «МХИ»

Организационный момент

Актуализация знаний.

Проверка знаний.

Мотивация

Лабораторная работа «Строение мха».

Физкультминутка

Работа с текстом учебника. Заполнение схемы «Размножение льна мха кукушкина  льна» в рабочей тетради.

«Мозговой штурм»

Закрепление изученного материала

Домашнее задание

Рефлексия

Высшее споровое растение, мох, спора, ризоиды, торф, сперматозоид, яйцеклетка

1. Работа по карточкам с разноуровневы

ми заданиями по теме «Водоросли»

2. У доски игровое задание «Третий лишний»

3. Фронтальный опрос «Ответы на тонкие вопросы»

Демонстрация «подушечки» мха. Вопрос: Какое растение я вам демонстрирую?» «Как вы думаете, почему мох растет «подушечками» ?

Работа по инструктивной карточке в парах.

Утром мы, когда проснулись,

улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражнения: руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись.

Значение мхов.

Практическое применение мхов.

Тест с использованием презентации

§27, творческие индивидуальные задания по теме или групповые.

Ответы на вопросы: «Я узнал»,  «Я научился», «Я умею».

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, эмоциональный настрой.

Учитель задаёт вопросы учащимся, контролирует время выполнения индивидуальных заданий.

Учитель демонстрирует мох, задает вопросы. Предлагает определить тему и цель урока. Дает классификацию мхов: печеночные и листостебельные.

Наблюдает за работой детей, при необходимости корректирует их работу.

Организует физминутку.

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы.  Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Ставит проблемный вопрос: «В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства растения учитывались при этом?»

Демонстрация образцов торфа. Проблемный вопрос; «Знакома ли вам эта горная порода? Что вам известно о применении торфа?»

Использует мультимедийный проектор, корректирует ответы учеников.

Подробно разъясняет домашнее задание.

 Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  

оценку учащихся.

Приветствие учителя. Осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.

Воспроизводят имеющиеся знания

Выполняют задания. Самостоятельно оценивают ответы.

Формулируют предполагаемую тему урока. Какая цель на уроке будет решаться.

Используя инструктивную карточку, изучают внешнее строение мха кукушкина льна и мха сфагнума, сравнивают, делают выводы.

Зарисовывают в тетради внешнее строение мха кукушкина льна, обозначают листья, стебель, ризоиды, коробочки со спорами. На основании наблюдений делают вывод и записывают его в тетради.

Выполняют упражнения.

Изучают текст параграфа, анализируют, заполняют схему.

Осуществляют взаимопроверку схемы.

Выдвигают гипотезы, отстаивают свое мнение.

Отвечают на вопросы теста, дают самооценку и взаимооценку ответов.

Записывают домашнее задание: §27, творческие индивидуальные задания по теме или групповые.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Уровень усвоения материала

Знакомство с понятием «мхи»

Выявление особенностей внешнего строения мхов.

Умение отличать изученные объекты в природе и на таблицах.

Знакомство с особенностями размножения мхов.

Знакомство с особенностями строения и свойствами мха сфагнума.

Проверка и закрепление полученных знаний.

Умение понимать поставленную задачу.

Самоконтроль подготовки к уроку

П. Структурирова

ние знаний,

осознанное и правильное построение речевого высказывания.

Р.  Умение слушать, слышать, осуществлять самооценку.

К. Владение монологической и диалоговой речью

П.Умение высказывать свои мысли в устной форме

Р. Умение ставить цель, планировать деятельность

К. Формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.

П. Структурирование знаний, анализ объектов, сравнение, построение логической цепи рассуждений, знаково-символические познавательные УУД.

Р.  Целеполагание, планирование, самоконтроль. Самооценка, саморегуляция.

К. Планирование учебного сотрудничества, работа в группе (парами), владение монологической речью и диалоговой.

К. Работа в коллективе.

П. Поиск информации, смысловое чтение, построение кластера.

Р. Целеполагание, установление последовательности, самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

К. Владение монологической и диалоговой речью.

 

П. Анализ объектов, сравнение, построение логической цепи рассуждений.

Р. Умение преодолевать затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.

К. Формирование умения добывать информацию с помощью вопросов,

владение монологической речью.

П. Систематизация информации осознанное и правильное построение речевого высказывания.

Р. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

К. Активно слушать одноклассников, аргументировать свою точку зрения, сроить монолог. 

Р. Умение внимательно слушать и фиксировать информацию.

Р. Самоконтроль, самооценка.

Умение сосредоточить внимание,

Самоорганизация.

Высказывают свое мнение, устанавливают связи, выражают свою позицию, логически мыслят.

Формирование и развитие умения логически рассуждать.

Установление связи между целью и ее мотивом, личностное самоопределение.

Самоконтроль, улучшение состояния здоровья, эмоциональный настрой.

Установление связи между целью и ее мотивом, личностное самоопределение, формирование научного мировоззрения.

Имеют позитивную самооценку.

Самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку.

Самоконтроль, эмоциональный настрой.

 

Личностное и жизненное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Разработка урока по биологии в 5 классе

Тема урока: «Грибы-паразиты»

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов-паразитов и вреде, наносимом ими .

 Задачи урока:   1. Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности грибов-паразитов на примере трутовика, головни, спорыньи и фитофторы, вреде, наносимом грибами-паразитами и мерах борьбы с ними;

        2. Развивающие: развивать навыки и умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, высказывать собственное мнение, составлять таблицы, развивать познавательный интерес к предмету;

         3. Воспитательные: способствовать формированию экологического сознания у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе, санитарно-гигиеническое воспитание.

Тип урока: комбинированный

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: таблица «Грибы-паразиты», фильм «Грибы-паразиты», плодовые тела трутовиков, пораженные фитофторой клубни картофеля, колосья зерновых, пораженные головней и спорыньей, мультимедийный проектор, карточки с тестовыми заданиями.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: деятельностная технология обучения, тестирование, самостоятельная работа, игровая форма работы, проблемный метод обучения, работа в группах.

Используемый УМК: учебник В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс, изд. «Дрофа», М., 2012, мультимедийное приложение к учебнику и рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», «Занимательная ботаника. Книга для чтения».

Технологическая карта

Название урока

и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

 Регулятивные (Р),  Познавательные (П), Коммуникативные (П)

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока «Грибы-паразиты»

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка знаний

Мотивация

Изучение нового материала

Физкультминутка

Закрепление знаний

Домашнее задание

Рефлексия

1. Работа по карточкам с разноуровневы

ми заданиями по теме «Плесневые грибы и дрожжи»

2. У доски игровое задание «Третий лишний»

3. «Грибная викторина»

«Мозговой штурм»

Грибы – паразиты растений: хлебная ржавчина, парша, мучнистая роса, головня, спорынья, фитофтора.

Раз – два,

Выше голова. Три – четыре,

Руки шире.

Пять – шесть,

Всем присесть,

Семь – восемь, Лень отбросим.

Изучение плодовых тел  гриба трутовика

Работа в группах. Составление памятки «Не губите березки!»

Тестирование с использова

нием мультимедий

ных средств.

§21, творческие индивидуальные или групповые задания по теме.

Ответы на вопросы: «Я узнал»,  «Я научился», «Я умею».

Приветствие , проверка подготовленности к уроку, эмоциональный настрой.

Учитель задаёт вопросы учащимся, контролирует время выполнения индивидуаль

ных заданий, корректирует ответы.

Учитель демонстрирует яблоко с пятнами парши, гербарные листья с головней, спорыньей. Задает вопрос: «Встречались ли вам такие растения, где и в какое время года?» Предлагает определить тему и цель урока.

Просмотр презентации «Грибы-паразиты».

Ставит проблемный вопрос: «Предложите способы профилактики и борьбы с грибковыми заболеваниями растений».

Организует физминутку.

На экране демонстрирует фото стволов берез, пораженных трутовиком. Наблюдает за работой детей, при необходимости корректирует их работу.

Предлагает составить памятку по предупреждению заражения берез спорами гриба трутовика.

Предлагает выполнить задание и провести самопроверку.

Подробно разъясняет домашнее задание.

Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  

оценку учащихся.

 

Приветствие учителя. Осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.

Воспроизводят, применяют имеющиеся знания при выполнении заданий.

Выполняют задания. Самостоятельно оценивают ответы.

Отвечают на вопросы. Формулируют предполагаемую тему урока. Какая цель на уроке будет решаться.

Анализируют полученную информацию, выдвигают гипотезы, отстаивают свое мнение.

Выполняют упражнения.

Изучают внешнее строение плодового тела гриба трутовика.

Выдвигают гипотезы способов заражения спорами трутовика.

Работают в группах. Представляют свои проекты одноклассникам.

Выполняют задание, осуществляют самопроверку, самоанализ.

Записывают домашнее задание: §21, творческие индивидуальные или групповые задания по теме.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Уровень усвоения материала, расширение кругозора

Знакомство с понятием «грибы-паразиты»,  методами борьбы с ними

Знакомство с особенностями строения и размножения трутовика. Получают экологические знания.

Умение отличать изученные объекты в природе и на таблицах.

Самостоятельно решают проблему, предлагают пути решения.

Закрепляют полученные знания.

Умение понимать поставленную задачу.

Самоконтроль подготовки к уроку

П. Структурирова

ние знаний,

осознанное и правильное построение речевого высказывания, умение строить логическое рассуждение.

Р.  Умение слушать, слышать, осуществлять самооценку.

К. Владение монологической и диалоговой речью

П.Умение высказывать свои мысли в устной форме

Р. Умение ставить цель, планировать деятельность

К. Формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.

П. Структурирование знаний, анализ объектов, сравнение, построение логической цепи рассуждений.

Р.  Целеполагание, планирование, самоконтроль. Самооценка, саморегуляция.

К.Умение аргументировать свою точку зрения, владение монологической речью и диалоговой.

Р. Преодолевают лень, работают в заданном ритме.

К. Эмоциональ

ный контакт с

учителем и одноклассника

ми.

П. Структурирование знаний, анализ объектов, сравнение, построение логической цепи рассуждений,

Р.  Целеполагание, планирование, самоконтроль. Самооценка, саморегуляция.

К. Владение монологической речью и диалоговой.

Планирование учебного сотрудничества, работа в группе.

П.

Систематизация информации.

 Р. Целеполагание, установление причинно-следственных связей, самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

К. Умение находить ответы на вопросы, формулировать их, слушать и слышать одноклассников.

Р. Умение внимательно слушать и фиксировать информацию, понимать учебную задачу.

К. Самостоятельно формируют рабочие группы для выполнения творческих заданий.

Р. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

К. Владение монологической и диалоговой речью.

.

Умение сосредоточить внимание,

Самоорганизация.

Высказывают свое мнение, устанавливают связи, выражают свою позицию, логически мыслят.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Установление связи между целью и ее мотивом, личностное самоопределение.

Самоконтроль, улучшение состояния здоровья, эмоциональный настрой.

Установление связи между целью и ее мотивом, личностное самоопределение, формирование экологического мировоззрения.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Имеют позитивную самооценку.

Самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку, проявляют интеллектуальные способности.

Самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку. Творческий настрой на выполнение домашнего задания.

Личностное и жизненное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, экологическое сознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Разработка урока по биологии 7 класс

Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...

Разработка урока по биологии 9 класс

Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...

Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."

1.        Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2.        Предмет биология3....

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....