Элективный курс "Основы биологии"
опыты и эксперименты по биологии на тему

Василькова Надежда Павловна

Элективный курс "Основы биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_biologii.docx25.53 КБ
Файл otchet_po_ekologii.docx610.05 КБ
Файл ustnyy_zhurnal_4_kl.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Основы биологии»

Элективный курс по биологии в 11 классе.       17  часов.

Пояснительная записка.

Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены по курсу биологии проводятся в два этапа: за курс основной и полной средней школы, а также вступительные экзамены в ВУЗ.

В 6 классе на биологию выделен1 час в неделю, в связи с чем часть материала не изучается в курсе 6 класса.. Отдалённость сдачи экзамена за курс основной школы также является источником  потери некоторого количества знаний по изученным ранее дисциплинам.

Предложенный элективный курс  направлен  на подготовку учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, а также наиболее сложным темам общей биологии. Данный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы по этим направлениям биологии, систематизировать материал и извлекать необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ. Основные формы занятий 6 лекция с использованием ИКТ, тестирование обучающихся.

Цель:

  • Углубить и расширить знания о живых организмах, опираясь на науки ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология.
  • Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи:

  • закрепление основных биологических понятий, усвоение законов, теорий, научных идей, фактов.
  • формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать сведения о фактах, явлениях, уметь высказывать собственное мнение.

Ожидаемые результаты:

  1. Владение  базовыми  знаниями по биологии.\
  2. Успешная сдача ЕГЭ по биологии.
  3. Применение знаний в практической жизни.

Основное содержание курса.

Царство Прокариоты. Архебактерии.  Настоящие бактерии.

Царство Грибы. Строение, питание, размножение.

Царство Растения. Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение растений.  Низшие растения. Отделы высших растений. Двойное оплодотворение.

Царство животные. Общая характеристика. Типы животных. Размножение. Эволюция животных

Человек и его здоровье. Строение  и функции человеческого организма.

Свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Эволюция живых организмов.

Тематическое планирование.

№\п

Тема.

Кол-во часов

1.

Царство Прокариоты. Архебактерии.  Настоящие бактерии.

1

2.

Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология

1

Царство Растения.

4

3.

Общая характеристика. Строение растений и их органов.  Размножение.

1

4.

Низшие растения Мохообразные и папоротникообразные

1

5.

Голосеменные. Покрытосеменные растения

1

6.

Двойное оплодотворение.

1

Царство животные

4

7.

Общая характеристика. Простейшие  и беспозвоночные животные

1

8.

Классы земноводные и пресмыкающиеся

1

9.

Класс Птицы

1

10.

Класс Млекопитающие.

1

Строение и функции организма человека

4

11.

Системы, регулирующие деятельность организма

1

12.

Опорно-двигательная система

1

13.

Кровеносная и дыхательная системы

1

14

Пищеварительная система Нервная система и органы чувств

1

Свойства живых организмов

3

15.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

16.

Основные понятия генетики. Законы Менделя

1

17.

Микроэволюция. Макроэволюция

1

Литература:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А.Козлова. Основы биологии. Москва «Просвещение» 1992г.

А.А.Гребеник, М.А.Солодилова, Н.В.Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.

Средства обучения:

Персональный компьютер

Документ- камера.

Учебные диски и видеокасеты.

Таблицы.

Тексты ЕГЭ разных лет.

Календарно- тематическое планирование

Дата

Тема  текущего урока

Элементы

содержания

Вид работы

1

Царство Прокариоты

Среда обитания, особенности строения. Строение клеток

Лекция,  ИКТ

2

Царство Грибы

Среда обитания, особенности строения, гетеротрофы, редуценты

Лекция. ИКТ

3

Общая характеристика растений

Общие и отличительные  признаки

Тест, обобщение знаний

4

Низшие растения

Особенности строения и размножения низших

Лекция, ИКТ

5

Голосеменные. Покрытосеменные

Фотосинтез, автотрофы, Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза

ИКТ

6

Двойное оплодотворение.

Половое и бесполое размножение, двойное оплодотворение

Тест, ИКТ

7

Характеристика Царства Животные

Полное превращение, неполное превращение ,внутреннее строение, происхождение

Тест

8

Классы земноводные и пресмыкающиеся

Скелет, мускулатура, системы и их развитие, эволюция и происхождение

лекция

9

Класс Птицы

Особенности строения и функционирования систем, эволюция

Тест, лекция

10

Класс Млекопитающие. Эволюция

Происхождение млекопитающих, внутреннее строение. Биологические особенности  строения и приспособления  к среде обитания. Специализация клеток, образование тканей, древние  хордовые

Лекция

11

Системы, регулирующие деятельность организма

Нервная система, рефлекторная дуга, гуморальная регуляция. Гуморальный и клеточный иммунитет, вакцинация..

лекция

12

Опорно-двигательная система

Скелет, соединение костей, мышцы, антагонисты

лекция

13

Кровеносная и дыхательная системы

Группы крови. Круги кровообращения, обмен веществ. Фазы сердечной деятельности, регуляция

Тест

14

Пищеварительная система Нервная система

Пластическое и энергетическое питание, рефлекс, ферменты. Гомеостаз, внутренняя среда, выведение. Нерон. Синапс. Рефлекторная дуга

тест

15

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Оплодотворение, формирование бластулы, гаструлы, жизненный цикл, забота о потомстве.

Лекция

16

Основные понятия генетики. Законы Менделя

Этапы онтогенеза .Моногибридное, единообразия, признаки. Дигибридное скрещивание

Решение задач

17

Микроэволюция. Макроэволюция

Вид, приспособленность, мимикрия, угрожающая окраска, видообразование, стабилизирующий отбор.

Тест



Предварительный просмотр:

 В МБОУСОШ  п. Таежный все мероприятия экологического марафона « Моя Югра- моя планета» прошли под девизом: « За лес,  воду, за родную природу!»

          Задачей юных художников было отразить жизнь редких и исчезающих растений и животных территории ХМАО – Югры, а значит познакомиться с ними, прочитав научно-популярную литературы.

   C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02334.JPG    Выставка рисунков                  C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02310.JPG 

Конкурс чтецов среди 1-4 классов был посвящен  экологической теме. В конкурсе приняли участие 11 чтецов: Бобылев Александр, Кукарин Алексей, Фроленков Георгий, Буланова Ксения, Чернышева Вероника, Герасимова Дана  Захарова Дарья, Костанди Мария, Мазенкова Валерия, Архипов. Зафизова Эвелина. Всем участникам конкурса особенно понравилось стихотворение « Русский лес» С. Никулина, в котором есть такие строки:

Здесь где-то бродит леший

 С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02233.JPG

Фроленков Г.

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02262.JPG Участники конкурса чтецов.

Ученики 4 класса под руководством Кошелевой Ирины Валерьевны провели литературно- музыкальную композицию

« Природа, мы твои друзья!». Мероприятие имело большой воспитательный потенциал. Все зрители радовались когда 2 леших выгнали из леса невоспитанных туристов и были даже слезы, когда в исполнении вокальной группы прозвучала песня « О лосях».

                  C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02217.JPGC:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02221.JPG

Выступление учеников 4 класса

      Ученик 5- 7 классов приняли участие в конкурсно- игровой программе « Пернатые наши друзья». В конкурсе приняли участи три семейства « лебединых» . « куриных» и « утиных». Команды показали знания в области орнитологии, самым интересным конкурсом был « танцевальный» . когда всем командам пришлось демонстрировать « брачные танцы». А еще каждый класс представил экологические газеты, лучшая газета 5-классников направлена для участия в районном конкурсе в рамках акции « Марш парков- 2013».

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02284.JPG            C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02297.JPG

« Брачные танцы»                                                Защита экологических газет. 5 класс

C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02330.JPG                            C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02337.JPG

Газета 7 класса                                                                 Газета 6 класса

Кружок « Юные пожарные» выступили перед учениками 2-5 классов о лесных пожарах и рассказали о правилах поведения в лесу.

                          C:\Documents and Settings\Надежда\Рабочий стол\экологический марафон\DSC02353.JPG  Выступление кружка «Юные пожарные».

    Старшеклассники приняли участие в написании экологического эссе на тему « Экологическая культура». Вот строки из эссе Волынцева Артема  « Для решения большинства экологических проблем необходим следующий путь решения-«ответственность».  Ответственность должна быть сформирована у человека еще с детства. Ведь в то время когда ребенок разбрасывает свои игрушки и не осознает, что вскоре их нужно собирать на место, ему дают это осознавать родители. Такими методами и воспитывается у маленького человека ответственность…»

В школе экологическим воспитанием были охвачены все обучающиеся 1-11 классов.



Предварительный просмотр:

         Устный журнал «Давайте, люди, любить планету»

Цель : формирование экологической культуры детей.

Задачи:

1 Знакомство с удивительными представителями фауны.

2 Воспитание ответственной заботы  о собственных животных.

3 Создание правил поведения в лесу.

 Сегодняшний классный час посвящен охране животных и природе. Каждый год весной проводится акция « Марш парков и заповедников» . Как думаете почему именно весной?

Учитель показывает изображение животного и просит рассказать, кто это: зверь, птица, рыба, насекомое?

—Какие условия необходимы для жизни растений? Нужны ли эти условия животным? (Тепло, вода, воздух).

—Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевые черви всю жизнь проводят в почве, там темно, свет им не нужен. Зато всем животным необходима пища.

—Чем же питаются животные?

     Одни — различными частями растений; другие — насекомыми; третьи нападают на довольно больших животных (хищники). Например, лиса ловит мышей и зайцев. Волк может напасть даже на кабана, лося.

         Для домашних животных, обитателей живого уголка в любое время года человек создает необходимые условия. Если в школе имеется живой уголок, учитель знакомит детей с двумя, тремя животными, показывает простейшие приемы ухаживания за ними.

Если живого уголка нет, можно провести беседу об уходе за собакой, кошкой, другими домашними животными.

           Учитель: Животные радуют людей красотой, интересами, повадками, а нередко и настоящей дружбой с человеком.

Знаете ли вы, что...

Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов.

Каждая мышка съедает за год 1 кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100 кг хлеба.

 Кукушка за час съедает 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется очень много вредителей, кукушка расправляется с ними за несколько дней.

Летучие мыши очищают местность от комаров. За час съедают 160 - 170 комаров.

Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.

Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и реках будет много рыбы. Все это наше с вами богатство!

Давайте посмотрим презентацию «Самые самые животные»

 Рассказ О черном журавле, сапсане.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

 Как птицы с небом, как ветер с лугом,

 Как парус с морем, трава с дождями,

 Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, любить планету,

 Во всей Вселенной похожей нету.

 Во всей Вселенной на всех одна,

 Что будет делать без нас она.

 Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

      Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.

   Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Элективный курс "Биология среди наук" с использованием ИКТ

 В брошюре представлена моя авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки в 9 классе,  которая была опубликована (без приложений)  в сборнике программ элект...

Элективный курс. Биология. Подготовка к ГИА

Данный курс поможет подготовить учащихся 9 классов к ГИА по биологии...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Элективный курс «Биология животных» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля. При проведении занятий по элективному курсу возможно использование вузовских форм учебной дея...

Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...