Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии по теме

Полушкина Мария Ивановна

биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochii_programmy_po_biologii.rar246.32 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический  план по  дисциплине «Природоведение» – 5 класс

№ урока в году

№ урока в теме

Наименование разделов

и тем уроков

Практические работы

Стандарт темы

Планируемый результат обучения

Тип урока

Формы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата урока

Фактическая дата урока

  1. Введение. Что тебя окружает. – 8 ч.

1

1.1

Живая и неживая природа


Живая и неживая природа. Опыт. Наблюдение.

Знать основные определения опыт, наблюдение, исследование.

Эвристическая беседа 

ФО

П 1

2

1.2

Урок – экскурсия.

Уметь различать тела природы.

Экскурсия.

ФО

Отчет

3

1.3

Загадки природы

Тела живой и неживой природы.

Знать основные среды обитания.

Эвристическая беседа 

ФО

П 2

4

1.4

Единство живой и неживой природы 

ЛР демонстрация опыта

Сходные явления живой и неживой природы.

Знать признаки тел живой и неживой природы. Состав тел.

Закрепление 
Расширение и углубление

ФО

ИО

П 3

5

1.5

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

Органические и неорганические вещества.

Иметь представление о молекулах и атомах.

Закрепление 
Расширение и углубление

ФО

ИО

П 3

6

1.6

Изменяется ли окружающий нас мир?


Изменение в окружающ. мире

Иметь представление об изменении мира.

Расширение и углубление

ФО
ИО

П 4

7

1.7

Могут ли в живых орг-мах происходить физическ. изменения?

ЛР

Физические изменения в живых организмах.

Знать о физических изменениях, происходящих  в живых организмах.

Закрепление 
Эвристическая беседа 

ФО
ИО

П 5

8

1.8

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения

Химические изменения в живых организмах.

Знать какие химические изменения происходят в живых организмах.

Закрепление 
Расширение и углубление

Эвристическая беседа 

ФО

ИО

П 6

2. Многообразие природных явлений. – 2 ч.

9

2.1

Всё течёт, всё изменяется 


Суточные изменения. Сезонные изменения.

Знать основные изменения, происходящие в природе. Иметь представление о видах явлений. 

Закрепление 
Расширение и углубление
Эвристическая беседа 

ФО

П 7

10

2.2

Чем различаются химические и физические явления?

ЛР

Различия химических и физических явлений.

Знать различия физической и химической реакции.

Закрепление 
Расширение и углубление

ФО
ИО

П 8

3. Химические явления в живой и неживой природе.- 5 ч.

11

3.1

Наблюдение признаков химической реакции

ЛР

Признаки химической реакции.

Иметь представление о признаках и условиях химической реакции.

Закрепление 
Эвристическая беседа 

ФО

ИО

П 9

12

3.2

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Условия протекания химической реакции.

Иметь представление о признаках и условиях химической реакции.

Закрепление 
Эвристическая беседа 

ФО

ИО

П 10

13

3.3

Какие условия необходимы для реакции горения?

ЛР

Реакция горения. Признаки реакции горения.

Знать признаки реакции горения. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Закрепление 
и углубление

ФО
ИО

П 11

14

3.4

Вещества, образуемые растениями 


Фитонциды. Дубильные вещества. Витамины.

Знать какие вещества образуют растения.

Расширение и углубление знаний

ФО

ИО

П 12

15

3.5

Поведём итоги по теме  «Химические явления в живой и неживой природе»


Физические и химические явления.

Знать признаки физ. и химическ. явлений, признаки х. реакций.

Урок контроля

КР

Дополн. матер.

  1. Физические явления в живой и неживой природе.- 7 ч

16

4.1

Что необходимо знать, изучая физические явления?

Механические звуковые световые, электрические явления.

Иметь представление о различных физических явлениях.

Введение 
Закрепление 

ФО

П 14

17

4.2

Магнитные и электрические явления

ЛР

Магнитные и электрические явления

Уметь проводить простейшие опыты

Практикум 

ЛР

П 15

18

4.3

Механические движения в живой и неживой природе.


Механическое движение.

Знать особенности механического движения в природе.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ИО

П 16

19

4.4

Световые явления в живой и неживой природе?


Свет. Источники света.

Иметь представление об источниках света

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ИО

П 17

20

4.5

Свет в жизни живых организмов.

Органы зрения.

Роль света в живых организмов.

Эвристическая беседа 

ФО

П 18

21

4.6

Звуковые явления в живой и неживой природе.


Звук. Источники звука. Приёмники звука.

Иметь представление об источниках звука, передающей среде.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ИО

П 19

22

4.7

Поведём итоги по теме: « Физические явления в живой и неживой природе».


Физические явления 

Иметь представление о различных физических явлениях.

Урок контроля

КР

Дополн. матер.

5.Биологические явления - 3 ч.

23

5.1

Как идёт жизнь на Земле.


Представления  о возникновении живых организмов

Иметь представление откуда появились живые существа.

Расширение и углубление

эвристическая беседа

ФО

П 21

24

5.2

Прибор, открывший «невидимое».

ЛР

Строение микроскопа 

Знать устройство микроскопа, уметь им пользоваться 

Практикум 

ПР

П 22

25

5.3

Живое и неживое под микроскопом

ЛР

Научные объяснения возникновения организмов на Земле.

Иметь представление о появлении на Земле новых живых организмов.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ПР

П 23

6.Особенности живого организма – 17 ч.

26

6.1

Как размножаются живые организмы?


Бесполое и половое размножение

Иметь представление о размножении живых организмов.

Эвристическая беседа

ФО

П 24

27

6.2

Как размножаются животные?


Обоеполые организмы 

Иметь представление о размножении живых организмов.

Эвристическая беседа

ФО
ИО

П 25

28

6.3

Как размножаются растения?


Размножение растений.

Иметь представление  об органах размножения у растений.

Расширение и углубление

знаний

ФО

П 26


29

6.4

Строение семени.

ПР

Плод, семя.

Знать строение семени

Практикум

ПР

П 27

30

6.5

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Вегетативное размножение растений

Знать способы вегет. Размножения растений. 

Эвристическая беседа

ФО
ИО

П 28

31

6.6

Как переселяются растения?

Расселение потомства у растений.

Знать способы распространения семян.

эвристическая беседа

ФО
ИО

П 29

32

6.7

Подведём итоги 

Особенности живого организма.

Знать об особенностях живого организма.

Закрепление
Эвристическая беседа

ФО

П 29 - 30-

33

6.8

Почему всем хватает места на Земле?

Взаимодействие организмов с окружающей среды.

Иметь представление о взаимодействии организмов со средой. 

Эвристическая беседа

ФО
ИО

П 31

34

6.9

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?


Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

Знать приспособления живых организмов к условиям среды.

Расширение и углубление

эвристическая беседа

ФО
ИО

П 32

35

6.10

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?


Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

Знать приспособления живых организмов к условиям среды.

Расширение и углубление

эвристическая беседа

ФО
ИО

П 32

36

6.11

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?


Способы питания организмов

Иметь представление о способах питания живых организмов.

Закрепление
эвристическая беседа

ФО
ИО

П 33

37

6.12

Подведём тоги 


Взаимодействие организмов со средой.

Знать особенности взаимодействия организмов с средой.

Закрепление
эвристическая беседа

ФО

П 34

38

6.13

Как питаются разные животные?

Источники энергии для животных.

Знать источники энергии необходимы для живых организ. 

Закрепление
эвристическая беседа

ФО
ИО

П 35

39

6.14

Как питаются растения?

ЛР

Источники энергии для жизни растений

Знать об особенностях питания растений.

Закрепление
Расширение и углубление

ЛР

П 36

40

6.15

Только ли лист кормит растение? 

ЛР

Солнце - источник энергии.

Знать об особенностях питания растений.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ЛР

П 37

41

6.16

Как питаются паразиты?


Питание паразитов

Иметь представление о паразитах, особенностях их питания.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО
ИО

П 38

42

6.17

Подведём итоги 

Питание живых организмов.

Знать особенности  питания организмов.

Закрепление

ФО
ИО

П 39

7. Жизнь растений – 12 ч.

43

7.1

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?


Органические и минеральные вещества 

Знать о роли соединений железа, кальция, магния,  йода и фтора

Расширение и углубление

ФО
ИО

П 40

44

7.2

Можно ли жить без воды?


Роль воды в питании организмов 

Знать какую роль играет вода в живых организмах 

Закрепление
Эвристическая беседа 

ФО
ИО

П 41

45

7.3

Можно ли жить не питаясь?


Движение и расход энергии.

Уметь объяснять цепочку: «пища- энергия - организм»

Расширение и углубление

ФО

П 42

.

46

7.4

Живые организмы зимой. Урок-экскурсия.

Сезонные приспособления организмов

Уметь наблюдать и сравнивать 

Практикум

ФО

Записи

47

7.5

Как можно добыть энергию для жизни?

Роль энергии для  организма

Уметь объяснять цепочку: «пища - энергия - жизнь»

Эвристическая беседа 

ФО

П 43

48

7.6

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?


Питание взрослых, растущих организмов и зародышей.

Знать: для чего нужны живым организмам питательные вещества.

Обобщение и
закрепление знаний


ФО

П 44



49

7.7

Подведем итоги по теме «Минеральное питание живых организмов».

Органические и неорганические вещества

Знать источники энергии,  значение питател. веществ. 

Контроль знаний

ИО

П 45

50

7.8

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.


Строение и функции 

Иметь представление о строении и функциях организмов.

Расширение и углубление

ФО

П 46



51

7.9

Разнообразие клеток многоклеточных организмов. 

ЛР

Клетки  многоклеточных организмов

Иметь представление о разнообразии клеток.

Урок-практикум

Урок-практикум

П 47


52

7.10

Можно ли жить и не дышать?


Дыхание растений.

Иметь представление о газообмене у растений.

Расширение и углубление

ФО

П 48


53

7.11

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?


Круговорот веществ 

Иметь представление о круговороте веществ

Обобщение и
систематизация  знаний 

ФО

П 49


54

7.12

Подведем итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле».


Взаимосвязь процессов дыхания, питания, выделения 

Иметь представление о разнообразии клеток. Знать о роли дыхания, питания, выделения

Закрепление знаний

Урок-семинар

П 50


8.Движение в сферах планеты Земля и в космосе – 9 ч.

55

8.1

Изменение облика Земли и живых организмов.


Крупные геологические события в истории Земли.

Иметь представление об изменении облика Земли, о главных событиях на Земле

Эвристическая беседа

ФО

П 51


56

8.2

Движение литосферы


Строение Земли Землетрясения. Вулканы 

Иметь представления о строении Земли. Знать о явлениях,  связанных с движением лит.плит

Закрепление
Расширение и углубление

Мини-лекция

П 52


57

8.3

Движение атмосферы


Непрерывное движение воздуха. Погода

Иметь представления о движениях в атмосфере. Знать показатели погоды.

Эвристическая беседа 

ФО

ИО

П 53


58

8.4

Движение гидросферы


Движение вод в Мировом океане.

Иметь представление о движении вод в Мировом океане.

Закрепление
Расширение и углубление

ФО

ИО

П 54


59

8.5

Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе

Знать о круговороте воды в природе 

Эвристическая беседа 

ФО

П 55

60

8.6

Взаимосвязь сфер Земли


Круговорот веществ и  энергии в биосфере

Иметь представление о круговороте веществ в природе 

Расширение и углубление Эвристическая беседа 

ФО

ИО

П 56

61

8.7

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.


Горные породы. Рельеф.

Знать основные определения. Иметь представление о разнообразии горных пород.

Закрепление
Расширение и углубление Урок-практикум 

ПР

П 57


62

8.8

Подведем итоги по теме «Движение в сферах планеты».


Сферы Земли

Иметь представление о движениях  в сферах Земли

Обобщение  Урок-семинар

ФО

П 58


63

8.9

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.


Движение Галактик, Солнечной системы, планет.

Иметь представление о Солнечной системе, о движениях происходящих в Солнечной системе

Расширение и углубление Эвристическая беседа 

ФО

П 59


9.Освоение человеком природы – 7 ч.

64

9.1

Роль современной науки в жизни человека 


Наука в жизни человечества 

Иметь представление о развитии науки и её роли для человека 

Закрепление
Расширение и углубление

ФО

П 60


65

9.2

Человек – часть природы 


Природа и человек 

Знать, как зависит человека от природы

Эвристическая беседа 

ФО

П 61


66

9.3

Влияние человека на биосферу 


Деятельность человека и природа 

Знать какое влияние оказывает деятельность человека на природу 

Закрепление
Расширение и углубление

ФО

ИО

П 62


67

9.4

Правила поведения в природе 


Правила поведения в природе 

Знать основные правила поведения в природе 

Эвристическая беседа

ФО

Приложение   3


68

9.5

Экскурсия на пришкольный участок.


Пришкольный участок.

Иметь представление о функциях пришкольного участка.

Закрепление 

Практикум

Офор.

отчет


69

9.6

Подведём итоги по теме «Освоение человеком природы».


Человек и природа.

Иметь представление о естественных науках

Обобщение 

ФО

ИО

Зад. в тетраде

70

9.7

Задание на лето 



Иметь представление о ходе выполнения заданий, составление отчётов.

Закрепление 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...