Открытый урок "Виды плодов"
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslennikova_e.g._konspekt.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии 6 класс
Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.
План урока.
Цель:
Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения.
Задачи: Образовательная - сформировать знания по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян;
Воспитательная – продолжить экологическое воспитание учащихся;
Развивающая - развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями.
Тип урока:
изучение нового материала.
Методы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы:
объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных вопросов и ситуаций, работа со схемами.
Оборудование:
1.Таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»;
2.Коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты);
3.Папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - для составление схемы, по одной на парту;
4.Листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.
Ключевые слова и понятия:
плод, семязачаток, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Слайд | ||
1.Организационный момент. | Приветствие. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день и ночь! | Слушают учителя | |||
2.Проверка пройден-ного материала | Прежде чем нам с Вами преступить к новой теме, давайте вспомним и повторим биологические понятия | Работа со слайдами | |||
3.Изучение нового материала. | 1.Загадка: Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал. Как вы думаете, о чём идёт речь? | Предполагаемый ответ: «плод» | |||
2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны» Запись вопроса на доске. | Слушают учителя | ||||
3. Открываем тетради и записываем тему урока. Плоды. Разнообразие и значение плодов. | Делают запись в тетрадях | ||||
4 .Решение проблемной ситуации: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. | Высказывают свои предположения. | ||||
5. Беседа Где образуется плод? Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод | Предполагаемый ответ: «в завязи цветка» | ||||
6. Запишите определение в тетради | Запись в тетрадях: Плод – это орган цветкового растения. | ||||
7. Беседа: Перечислите, у каких растений есть плоды. | Ответы учащихся | ||||
8. Решение проблемного вопроса (на закрепление) Есть ли плоды у ели? | Обсуждение ответов учащихся– ель, не имеет цветков, поэтому не может образовывать плодов. Шишка это побег. | ||||
Вывод: плод образуется у тех организмов, которые имеют цветок. | Запись вывода в тетрадь | ||||
9. Как же происходит образование плода? Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами. | Самостоятельная работа с карточками с последующей самопроверкой по слайду: если справились с заданием, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку, пишут - повтори строение цветка. | ||||
10.Беседа
| Обсуждение предполагаемых ответов. Запись в тетради. Вывод: Процессы, необходимые для образования плода.
| ||||
12. Работа с рисунком пестика и плода в разрезе. Беседа:
| Запись в тетради: После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи - околоплодник. | ||||
13. Беседа:
| Подбирают определение понятию «Плод» Запись определения в тетради: Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения | ||||
14. Рассказ учителя о разнообразие плодов – демонстрация плодов (муляжей) – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске. Практическая работа: На партах у детей плоды (сухие и сочные).
| Учащиеся рассматривают и пробуют на вкус разнообразные плоды. Ответы учащихся формируют на примере раздаточного материала, а так же опираясь на данные учебника Н.И.Сонина на стр.46-47 Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка). Сочные (ягода, костянка, яблоко). Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка). Многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко). | ||||
15.Составляем в тетради схему «Классификация плодов». КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные Ягода Костянка Коробочка Зерновка Яблоко Многокостянка Боб Семянка Тыквина Многолистовка Орех Померанец Стрючочек Крылатка Стрючок | |||||
16. Давайте закрепим полученные знания. Поиграем в игры:
| Работа по слайдам. | ||||
17. Мы с Вами хорошо поработали, теперь пришло время немного отдохнуть. Время «Минутки здоровья» | Выполняют упражнения. | ||||
18. Решение проблемного вопроса:
| Предполагаемый ответ: «чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду». | ||||
19. Изучение способов распространения семян. Учитель читает загадки:
Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в заячью грудь И в далёкий отправится путь.
За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес.
Держит чемоданчик. Крышка открылась – Всё развалилось
Ныряет, крутится, От родного берега Далеко очутится. | Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь. 1.Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие. 2.Ветром – лёгкие, имеются крылышки. 3.Самораспростране-ние – плоды, вскрываются самостоятельно. 4.Водой – лёгкие, маленькая плотность. | ||||
20. Повторное закрепление знаний. | Работа со слайдом. Называют способы распространения семян: Животными, ветром, самораспростране-ние, водой | ||||
21. Беседа на основе имеющихся знаний. Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека. | Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради: ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ:
| ||||
4. Закрепле-ние получен-ных знаний. | 22. Беседа. Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него. Вопрос: Из какой части цветка образуется плод? Вопрос: Каково значение плодов в природе? | Ответ (с записью в тетрадь):
| |||
23. Подведение итогов урока. | Ответы на поставленные вопросы. | ||||
24.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. | Примерные ответы учащихся: 1.«Принцесса на горошине» - боб 2.«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб 3.«Конёк - горбунок» - зерновка 4.«Золушка» - тыквина 5.«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. | ||||
| Учебник стр. 46-49; написать сказку «Распространение плодов» | ||||
Комментарии к выставленным отметкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПЛОДОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ САХАРОМ
К урокам СБО...
открытый урок по биологии в 6 классе "Плоды, их классификация и распространение"
разработка урока биологии в 6 классе по теме "Плоды, их классификация и распространение"...
Материалы открытого урока в 7 классе «Разнообразие плодов и семян»
Урок биологии в 7 классе «Разнообразие плодов и семян» был построен как комбинированный с лабораторной работой. Основная задача урока связана с формированием умения у учеников различать су...
открытый урок на тему "ПЛОДЫ" 6 КЛАСС
документы учителя биологии...
Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"
Цель урока:- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.- Формирование умения работать с наглядным...