Главные вкладки

    разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"
    презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме

    Дудка Ирина Александровна

    материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon urok_no51_v_5_kl_griby.ppt1.55 МБ
    Microsoft Office document icon griby_urok_no51_v_5_kl.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Гриб хороший, настоящий Притаился где-то в чаще. Он не любит лезть вперед: Кто поищет, - тот найдет!

    Слайд 2

    ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 1)Учёные делят все организмы на группы: А) Бактерии, Р астения, Животные. Б) Бактерии, Р астения, Грибы, Животные В) Р астения, Животные. Г) Грибы, Р астения, Животные, Рыбы.

    Слайд 3

    2)Нет ядра в клетках: А) растений Б) бактерий В) грибов Г) животных

    Слайд 4

    3) Биосферу образуют А) нижние слои атмосферы Б) только воды Земли В) почвы, в которых живут организмы Г) все живые организмов с той средой ,в которой они живут

    Слайд 5

    4) Растения имеют зелёный цвет благодаря А) хлорофиллу в хлоропластах Б) кислороду В) минеральным солям Г) углекислому газу

    Слайд 6

    Проверим : 1-Б, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Г.

    Слайд 7

    Грибы – это особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным. Что мы называем грибами?

    Слайд 8

    Многообразие грибов

    Слайд 9

    Грибы Многоклеточные Одноклеточные

    Слайд 10

    Болезни, вызванные одноклеточными грибками Серая гниль земляники Серая гниль крыжовника Бокальчатая ржавчина черной смородины Парша яблони и груши Сердцевинная гниль свеклы Фитофтороз картофеля Рак картофеля Пыльная головня пшеницы Пузырчатая головня кукурузы Млечный блеск яблони

    Слайд 11

    Многоклеточные грибы Подберезовик Валуи Подосиновик Сыроежка Опята осенние

    Слайд 12

    Значение грибов Значение грибов в природе и жизни человека огромно. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются населением. Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки. Вешенка обыкновенная Однолетние сеянцы дуба Пеницилл – используется для получения пенициллинов, в сыроварении

    Слайд 13

    Шляпочные грибы Плодовое тело Шляпка Пенек Грибница Растут очень быстро, живут около десяти дней .

    Слайд 14

    Грибы Съедобные Ядовитые

    Слайд 15

    Правила сбора грибов собирайте только те грибы, которые хорошо знаете; не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные; не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте грибы ножом, так как остающиеся пеньки загнивают и грибница разрушается; считается, что гриб лучше выкрутить из грибницы, а образовавшуюся ямку присыпать листьями; не собирайте старые и червивые грибы - в них может быть яд; не собирайте грибы около автомагистралей и промышленных предприятий – грибы имеют способность накапливать токсины и съедобные грибы становятся ядовитыми; не берите грибы, собранные не вами.

    Слайд 16

    Вопросы Какую группу организмов мы называем грибами? Каково значение грибов в природе? Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках? Каково строение шляпочного гриба? На какие группы делятся грибы? Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»?



    Предварительный просмотр:

    Учитель биологии МБОУ СОШ №10 Дудка И.А.

    Урока природоведения в 5 классе № 51

    Тема: Грибы. Значение грибов.

     Цель:        

             1. Знакомство с представителями особого царства грибами.

            2. Формирование понятия о строении, размножении.

            3. Определение  значения грибов в природе и жизни человека.

    Оборудование: 

                    - учебник «Природа.  Неживая и живая», 5 класс,

                     авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;

                    - мультимедийная презентация «Разнообразие грибов»;        

                    - компьютер, проектор, экран.

    Ход урока.

    I. Актуализация знаний.

    Какие царства живой природы мы знаем?

    …Одно из них – царство ГРИБОВ. Именно об этом удивительном царстве и пойдет сегодня речь!

    Но сначала мы вспомним:

    1. Каковы признаки живого организма?
    2. А какие признаки мы может отнести только к растениям?                                  (питание при помощи ФОТОСИНТЕЗА)
    3. По разнообразию организмы делятся на одно клеточные и ….?
    4. Какие среды обитания населяют живые организма?
    5. Какие органы входят в строение цветкового растения?
    6. С какими группами культурных растений мы познакомились?( стр 171 рис 99)
    7. Какие условия для прорастания семян необходимы? (вспомним Л.О., которые мы делали с вами)
    8. Открыли тетради, записали  дату на полях.

    И ещё раз проверим, как вы уяснили предыдущий материал.

    ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

    1)Учёные делят все организмы на группы:

    А) Бактерии, Р астения, Животные.

    Б) Бактерии, Р астения, Грибы,  Животные

    В) Р астения, Животные.

    Г) Грибы, Р астения, Животные, Рыбы.

    2)Нет ядра в клетках:

            А) растений

            Б) бактерий

            В) грибов

            Г) животных

    3)  Биосферу образуют

            А) нижние слои атмосферы

            Б) только воды Земли

            В) почвы, в которых живут организмы

            Г) все живые организмов с той средой ,в которой они живут

    4)  Растения имеют зелёный цвет благодаря

    А) хлорофиллу в хлоропластах

    Б) кислороду

    В) минеральным солям

    Г) углекислому газу

     5) Какой орган относится только к цветковому растению?

            А) корень

            Б) стебель

            В) лист

            Г) цветок

    Проверим : 1-Б, 2-Б, 3-Г, 4-А,  5-Г.

    8)        Кроме того, что много узнали и выяснили,  мы собрали материал о растениях, занесённых в Красную Книгу., и лекарственных растениях. И сегодня вы готовили сообщения о грибах, но эти сообщения будут нам нужны на следующий урок для выполнения практической работы.

    Поэтому записали Д/з в дневники: параграф 42, сообщения о съедобных и ядовитых грибах.

    - Что вы знаете о грибах?

    - Как вы думаете, можно ли их отнести к растениям? Почему?

    - Можно ли их отнести к животным? Почему?

    II. Изучение нового материала.

    а) на доске план изучения темы:

    • Что такое грибы?
    • Многообразие, условия произрастания, способ размножения.
    • Значение грибов.
    • Виды грибов

    а) одноклеточные и многоклеточные;

    б) съедобные и несъедобные.

    • Правила сбора грибов.

     б) Рассказ учителя о грибах (с элементами беседы).

    Слайд 2

    Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа. Грибы сходны с растениями разветвленным, способным к неограниченному росту телом, способом питания – брать питательные вещества из почвы. С животными их роднит отсутствие хлорофилла и крахмала в тканях тела, наличие хитина в покровах тела. Ученые считают, что грибы были в древности, когда еще не было деления на растения и животных.

    Слайд 3

            Царство грибов велико. Их более 100 000 видов. Они имеют разную форму, различный цвет, строение.

    Слайд 4

    Они очень важны для природы и человека. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются  населением.  Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки.

    Подумайте, где используется пеницилл?        

    Посмотрите, почему один из сеянцев дуба более развит?

    Слайд 5

            На какие группы делятся грибы?

            Какие грибы мы будем называть одноклеточными? Многоклеточными?

    Слайд 6

    С одноклеточными грибами чаще всего встречаемся, когда видим больные растения. Болезни как раз и вызваны грибками.

    Слайд 7

    Более подробно мы остановимся на многоклеточных грибах.

    Какие грибы вы знаете?

    Слайд 8

    Все эти грибы относят к шляпочным.

    Почему их так называют?

    Каково строение гриба?

    Грибы размножаются спорами - мелкими семенами. Попав в почву, споры прорастают, образуя грибницу. Грибница напоминает паутину. Позже появляются грибы. Растут очень быстро, живут около 10 дней.

    Подумайте, какие условия нужны грибам для нормального роста и развития?

    Таким образом,  грибы требовательны к почве, влажности и теплу. Есть весенние, летние, осенние грибы. Некоторые грибы требовательны к своим соседям-деревьям: в березняке – подберезовики, в сосняке – маслята, в осиннике – подосиновики.

    Слайд 9

    Все ли шляпочные грибы можно употреблять в пищу?

    На какие группы еще делят грибы?

    Слайд 10-11

    Беседа о съедобных грибах, их правильной обработке.

    Слайд 12-13

    Беседа о несъедобных грибах. Опасность отравления.

    Слайд 14-15

    Грибы-двойники. Черты сходства и отличия.

    Слайд 16

    Ребята, кто собирал с родителями грибы?

    Как  правильно собирать грибы?

    Таким образом, грибник должен заботиться о грибном месте, то есть правильно собирать грибы: срезать ножом или срывать, выкручивая ножку  гриба; не ворошить листья, чтобы не повредить грибницу. Собирать лучше в корзинку и класть грибы вниз шляпкой, предварительно очистив листья и землю. Нельзя собирать грибы в металлические ведра, где грибы портятся, «сгорают». Нельзя брать грибы червивые, старые. Нельзя долго хранить грибы без первичной обработки, грибы используют в день сбора. Не следует брать незнакомые грибы, собирать грибы близ дорог и промышленных предприятий.

    III. Закрепление.

    Слайд 17

    Ответьте на вопросы:

    1. Какую группу организмов мы называем грибами?
    2. Каково значение грибов в природе?
    3. Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках?
    4. Каково строение  шляпочного гриба?
    5. На какие  группы делятся грибы?
    6. Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»?
    7. Назовите съедобные грибы, которые вы собирали?
    8. Какие ядовитые грибы вы знаете?
    9. Почему надо знать грибы-двойники?
    10. Как правильно собирать грибы?
    11. Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать?
    12. Почему нельзя разрушать почву при сборе грибов?
    13. Какие грибы выращивает человек?

    IV. Итог урока. Выставление оценок.

    - С какими новыми понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?

    - Если позволит время, то можно использовать игру «Узнай гриб».  Учитель показывает гриб-муляж,  а школьники его называют и говорят, съедобен он или нет.        

    V. Домашнее задание: §42


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 6 классе по теме Грибы

    Урок проводится в форме игры "Звёздный час". Материал урока поможет закрепить и углубить знания п теме "Грибы"...

    Урок биологии 6 класс по теме: грибы

    Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения  к уроку....

    Сценарий урока по биологии в 5 классе на тему "Грибы"

    Цель урока   Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностяхстроения и жизнедеятельности грибов. Задачи урокаОбучающие:  Систематизировать знания учащихся по тем...

    разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"

    материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии...

    Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

    Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

    разработка урока в 5 классе на тему Грибы

    Презентация включает в себя проверку пройденного материала по теме "Строение бактерий" Актуализацию знаний посредством постановки проблемы. затем показано внешнее и внутреннее строение гриба...