Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотиков среди учащихся средних и старших классов государственной общеобразовательной школы.
статья по биологии (8 класс)

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Употребление алкоголя и табака неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. В данной статье приводится вариант программы работы с учащимися старшей и средней школы государственных общеобразовательных учреждений с целью профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотиков среди учащихся средних и старших классов государственной общеобразовательной школы.

   Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Употребление алкоголя и табака – неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, алкоголь способствует выполнению функции социализации (гостеприимство, доброжелательность, проявление доверия), это непременный атрибут важных жизненных событий.

Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем является третьей по частоте (после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности. Оно увеличивает риск заболевания циррозом печени, некоторыми видами рака, сердечно – сосудистыми заболеваниями, психическими расстройствами, и в целом приводит к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда и здоровью других людей: травмы, насилия, убийства, возникновению семейных, трудовых, социальных проблем. Современная социальная ситуация привела подростков к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время, многие, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению, и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь – употребление алкоголя, наркотиков, других видов психоактивных веществ, а вследствие чего и нарастание негативных проявлений в среде подростков последствий употребления алкоголя, наркотических веществ.

 На федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют ряд нормативных документов, ограничивающих производство, продажу алкогольной продукции и наркотических веществ, предусматривающих ответственность за:

1.Незаконный оборот наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов. (ст.6.8)

2.Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. (ст.6.9)

3.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных или одурманивающих веществ. (ст. 6.10)

4.Пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. (ст.6.13)

5.Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным и гигиеническим нормативам. (ст.6.14)

6.Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. (ст.6.15)

7. «Закон об ограничении курения табака».

8.Президиум правительства утвердил увеличение с 2009 года акцизов на сигареты и папиросы на 20 и 28 % соответственно.

9.Указ президента РБ от 22.12.2006г «Об утверждении программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РБ на 2007-2009 годы.

       К сожалению, многие подростки не знакомы с данными нормативными документами и не знают о последствиях, которые могут возникнуть, если в их жизни появятся незаконные вещества.

Программа внеклассных занятий (кружковой деятельности) со старшеклассниками по профилактике табака курения, наркомании и алкоголизма «Жить или не жить…»

     Актуальность программы:

          Актуальность данной программы состоит в том, что проблеме наркомании и алкоголизма среди подростков уделяется много времени (рассматриваются медицинские и социальные аспекты данных явлений), но нет общей программы работы с подростками, которая включала бы в себя все эти аспекты и уделяла время на рассмотрение правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием наркотических средств.

Цель программы:

   -снижение риска употребления подростками алкоголя и наркотических средств. Предупреждение правонарушений среди молодежи, связанных с употреблением алкоголя и наркотических препаратов. Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи программы:

- дать учащимся объективную информацию о действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание;

- сформировать у подростков четкое представление о том, к каким последствия

(физическим, психическим и социальным) приводит химическая зависимость;

- содействовать формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции;

- повышать правовую грамотность учащихся: познакомить подростков с правовыми аспектами и последствиями употребления алкоголя и наркотических средств;  

- способствовать формированию навыков ответственного поведения.

 В данной программе работа со школьниками разделена на несколько блоков, каждый блок включает в себя темы и по медицинским аспектам, и по социальным и конечно, особое место выделено для рассмотрения правонарушений и что не менее важно, возможному наказанию за те или иные последствия принятия, хранения или распространения незаконных средств. Отдельно в программе выделено занятие в котором рассмотрены пути выхода и адреса по которым подростки могут получить помощь и поддержку в случае не простой жизненной ситуации.

Адресность программы:

Данная программа адресована учащимся старшей и средней школы в возрасте от 14 до 18 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год. Работа по программе осуществляется один раз в неделю по два часа.

Формы проведения занятий:

Занятия проходят в различных формах, это мини лекции, беседы, работа в малых группах, диспуты, круглые столы, тренинги, ролевые игры и т.д.

     Для работы с подростками будут привлекаться специалисты разных областей рассмотрения проблем наркомании, алкоголизма и правонарушений. По возможности на занятия будут приглашаться люди, поборовшие в себе данные пагубные привычки, что бы на личном опыте показать подросткам, как это сложно быть зависимым, какие последствия приема запрещенных средств их ждут и как можно побороть в себе это зло и жить дальше. Так же в рамках программы запланирована экскурсия в следственный изолятор «Кресты».

Ожидаемые результаты
Подготовка учащихся к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.

Диагностика:

Диагностика получения ожидаемых результатов осуществляется путем контрольных тестирований в начале, середине и конце учебного года.

Тематический план:

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Жизнь в своем формате.

2

2

Факторы риска ранней зависимости от наркотиков, алкоголя и табака.

2

        3

  1. Наркомания и алкоголизм в России.

2

4

Наркотики: зависимость и последствия.

2

5

STOP – наркотик!

2

6

STOP – алкоголь!

2

7

Яи общественное мнение. Умей сказать “нет!”.

2

8

Акция “Свободный город

2

9

ЖОЗ

2

10

Праздник «Быть здоровым- это круто

2

11

Круглый столпо теме: “Мы за здоровый образ жизни”.

2

12

«Открытая трибуна»: «Жить по законам или не жить

2

13

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

14

Деловая игра «Знаем ли мы свои права и обязанности

2

15

Дискуссия по профилактике правонарушений

«Как поступить?».

2

16

Экскурсия в следственный изолятор «Кресты»

2

17

«Телефон доверия»

2

18

Подведение итогов. Круглый стол.

2

ИТОГО:

36

Список источников информации:

Печатные источники

  1. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Федеральный закон «о наркотических средствах и психотропных веществах»
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. «ВАКО», М., 2006

Источники в сети Интернет

  1. Игры тренинговые. http://summercamp.ru
  2. Подростки: что такое хорошо и что такое плохо? http://www/spb-family/ru/news
  3. Казакова Е. Проблемы подростков или проблемы с подростками? http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ...

«Рождество»- внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов.

«Рождество»- внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. В разработке представлен материал о праздновании Рождества в Англии....

Комплекс ритмической гимнастики для учащихся средних и старших классов

Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительн...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ СКО ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 1 ВИДА Г.КЫЗЫЛА

Формировнае и воспитание к здоровому образу жизни в школе-интената 1 вида г.Кызыла...

«Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотических веществ среди подростков »

формирование у обучающихся  навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга....