Главные вкладки

    внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида
    план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

    Шишова Лилия Михайловна

    занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya_bolshaya_okhota.docx36.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда»

    Разработка

    классного часа по экологии

     на тему «Большая охота»

    Составлено Шишовой Л.М.

    г.о. Коломна

    2014 г.

    Дата проведения: 23.10.14

    Время проведения: 13.00 – 13.45

    Место проведения: каб. № 18

    Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация, карточки с ответами. 

    Цели: 

    способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к охране природы; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора; побуждать детей к защите природы, к пропаганде экологических идей.

    Описание занятия:

    Интеллектуальная игра экологического содержания. Тематика брейн-ринга - животные и птицы. Участие в игре требует определенной подготовки детей. Ответы на вопросы дети могут найти в книгах Пришвина, Бианки,Крылова, ответы на вопросы пятого гейма - в Красной книге Подмосковья (из дополнительных материалов к сценарию).

    Форма:

     брейн-ринг.

    Подготовительная работа с детьми

    Разбить детей на 3 команды. Предложить каждой команде поработать с необходимым печатным материалом, с материалами Красной книги Подмосковья.

    Первый гейм

    Второй гейм

    Третий гейм

    Четвертый гейм

    Пятый гейм

    Ёж

    Ворона и лисица

    Бельчонок

    Журавли

    Волк

    Обезьяны

    1.Собака

    2.Корова

    3.Баран

    4.Поросёнок

    5.Крот

    6.Волк

    7.Медведь

    8.Хомяк

    9.Белка

    10.Лягушка

    11.Лось

    12.Лиса

    13.Ёж

    14.Зебры

    15.Кит

    1.Орёл

    2.Стриж

    3.Лягушки

    4.Дятел

    5.Сорока

    6.Сова

    7.Грач

    8.Клёст

    9.Потому что птицы потом бросают свои гнёзда

    1.Косуля

    2.Пятнистый олень

    3.Куница

    4.Большая синица

    5.Иволга

    6.Щегол

    Оформление класса

    На перемене перед классным часом нарисовать на доске таблицу для подсчета результатов.

    Название команды

    Добыча команды (количество карточек)

    «Антарктида»

     

    «Африка»

     

    «Европа»

     

    Ход занятия:

    1. Вступительное слово.

    2. Брейн-ринг «Большая охота»:

    а) первый гейм. «По страницам книг»;

    б) второй гейм. «Животные в сказках»;

    в) третий гейм. «Загадки про зверей»;

    г) четвертый гейм. «Пернатые друзья»;

    д) пятый гейм. «Красная книга Подмосковья»;

    е) охотничий привал - награждение победителей.

    3. Подведение итогов.

    I. Вступительное слово

    Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на охоту. Мы будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках земного шара. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.

    Вас ждет множество вопросов о животных и птицах. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите карточку с добычей. В конце охоты мы подсчитаем, у кого добыча будет самая богатая. Победителю мы вручим диплом «Лучший охотник».

    Итак, на охоту сегодня выходят пять команд:  «Америка», «Африка» и «Арктика». Команды мы назвали по именам трех континентов, где будет проходить наша охота.

    Теперь послушайте правила игры. Я задаю вопросы для всех. Отвечать будет тот, кто первым поднял руку. Он и получит добычу, если ответ будет верный.

    II. Брейн-ринг «Большая охота»

    СЛАЙД 1

    Первый гейм. «По страницам книг»

    СЛАЙД 2

    Учитель: Сначала мы отправимся на охоту по страницам книг Пришвина и Бианки. В них водится много животных и птиц. О них и будут вопросы первого гейма.

    Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного. (для подсказки используется компьютерная презентация с изображением птиц, животных).

    1. Внимание. Послушайте отрывок из рассказа Пришвина.

    Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

    О каком животном идет речь?

    ЁЖ. И рассказ называется «Ёж».

    СЛАЙД 3

    1. Какая птица и какое животное описывается в басне Крылова?

    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
    И говорит так сладко, чуть дыша:
    "Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие перушки! какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!
    Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
    При красоте такой и петь ты мастерица,-
    Ведь ты б у нас была царь-птица!" 

    Ворона и Лисица.

    Басня называется «Ворона и лисица»

    СЛАЙД 4

    1. А теперь угадайте, какой зверек подходит под данное описание из рассказа Бианки:

     Чуть заметный среди листвы на белой ветке берёзы рыжий комочек зашевелился, развернулся – и опять превратился в бельчонка. Вытянув шею и повёртывая голову во все стороны, бельчонок долго осматривался. Но, верно, оттуда, с вершины, ему не было видно лисицы: он осторожно, потихоньку стал спускаться с ветки на ветку. Прыгнет – и оглянется. Прыгнет – и тянет шейку, заглядывает вниз

    Бельчонок.

    Рассказ называется «Бешенный бельчонок»

    СЛАЙД 5

    Второй гейм «Животные в сказках»

    СЛАЙД 6

    Учитель: Богатая добыча ожидает нас не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героями действуют животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм нашего брейн-ринга. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках».

    Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

    1. Наша охота продолжается в сказке С. Яагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». И нас ждет праздник на горе Кулаберг.

     «Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища зверей и птиц».

    Все смотрят на необыкновенный танец.

    «И вот на площадке появились большие серые птицы на длинных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко расставив крылья, они то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге». Что это за птицы, танец которых так красиво описан в сказке?

    Журавли.

    СЛАЙД 7

    1. А теперь охотимся на просторах матушки-России. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь.

    Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь?

    Волк

     Сказка «Иван-царевич и серый волк».

    СЛАЙД 8

    1. И заканчиваем второй гейм в джунглях.

    В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу?

    Обезьяны.

    СЛАЙД 9

    Третий гейм. «Звери»

    СЛАЙД 10

    Классный руководитель. Ну что ж, в рассказах и сказках нам досталась богатая добыча. А в третьем гейме мы будем встречать зверей в загадках. Внимание! Начинаем охоту!

    Учитель задает загадки для каждой команды по 5 загадок. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

    1. С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живёт под крылечком,

    Хвост колечком. (Собака)

    СЛАЙД 11

    1. Сама пёстрая,

    Ест зелёное,

    Даёт белое. (Корова)

    СЛАЙД 12

    1. Заплелись густые травы,

    Закудрявились луга,

    Да и сам я весь кудрявый,

    Даже завитком рога. (Баран)

    СЛАЙД 13

    1. Кто имеет пятачок,

    Не зажатый в кулачок?

    На ногах его копытца.

    Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

    СЛАЙД 14

    1. Сделал дыру, вырыл нору,

    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

    СЛАЙД 15

    1. Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк)

    СЛАЙД 16

    1. Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной.

    А когда придёт весна,

    Просыпается от сна. (Медведь)

    СЛАЙД 17

    1. Я устраиваюсь ловко:

    У меня с собой кладовка.

    Где кладовка? За щекой!

    Вот я хитренький какой! (Хомяк)

    СЛАЙД 18

    1. И по соснам, и по елям

    Быстро бегает она,

    Видит, шишки где поспели,

    Где грибная целина. (Белка)

    СЛАЙД 18

    1. Скачет зверушка,

    Не рот, а ловушка.

    Попадут в ловушку

    И комар, и мушка. (Лягушка)

    СЛАЙД 20

    1. Травы копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко. (Лось)

    СЛАЙД 21

    1. В лесу живёт,

    Кур в деревне крадёт. (Лиса)

    СЛАЙД 22

    1. Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки — ни одной. (Ёж)

    СЛАЙД 23

    1. Что за коняшки —

    На всех тельняшки? (Зебры)

    СЛАЙД 24

    1. Через море-океан

    Плывёт чудо-великан,

    Прячет длинный ус во рту,

    Растянулся на версту. (Кит)

    СЛАЙД 25

    Четвертый гейм. «Пернатые друзья»

    СЛАЙД 26

    Классный руководитель. Четвертый гейм мы назвали «Пернатые друзья». В этом гейме вас ждут вопросы о птицах. Напоминаю, что вам не понадобится оружие. Только ваши точные ответы принесут вам добычу. Итак, слушаем вопросы.

    Для команды 5 класса

    • Какая птица выше всех летает? (Орел.)
    • Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
    • Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)

    СЛАЙД 27

    Для команды 6 а класса

    • Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
    • Какую птицу называют сплетницей? (Сороку.)
    • Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова.)

    СЛАЙД 28

    Для команды 6 б класса

    • Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Потому что птицы тогда бросают гнезда.)
    • С прилетом каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей.)
    • Какая птица выводит птенцов зимой? (клест.)

    СЛАЙД 29

    Пятый гейм. «Красная книга Подмосковья»

    СЛАЙД 30

    Учитель: И наконец, последний - пятый гейм нашего брейн-ринга. Животные, на которых мы будем охотиться в этом гейме, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу Подмосковья. Итак, начинаем охоту. Пятый гейм - животные из Красной книги.

    Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

    • Косу́ля, козуля, дикая коза некрупный изящный олень со сравнительно коротким туловищем, рога  сравнительно небольшие

    СЛАЙД 31

    СЛАЙД 32

    • Лесная куница,  или желтоду́шка 

    Шерсть лесной куницы окрашена в каштановый или тёмно-коричневый цвет с желтоватым округлым горловым пятном, которое в отличие от пятна у каменной куницы не раздвоено. Зимний мех длинный и шелковистый, летом шерсть у лесной куницы короче и жёстче. Как у многих куниц тело лесной куницы продолговатое с относительно короткими лапками и волосяным покровом на ступнях.Хвост сравнительно длинный и пушистый и его функция заключается в сохранении равновесия при лазании и прыгании. На голове расположены треугольные, с жёлтой полоской уши.

    СЛАЙД 33

    • Большая синица  выделяется черной головой и шеей, бросающимися в глаза белыми щеками, оливковым верхом и желтым низом. Летом питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Зимой употребляет в пищу  впавших в зимнюю спячку летучих мышей. Как и все синицы, гнездится в дуплах и пустотах деревьев. 

    СЛАЙД 34

    • Обыкнове́нная и́волга — небольшая яркая птица. Шумная и подвижная, обычно держится в кроне деревьев, преимущественно лиственных. Необщительна, встречается в одиночку либо парами. Питается гусеницами и другими насекомыми, а также ягодами. Размером немного крупнее обыкновенного скворца, длина 24-25 см, размах крыльев около 45 см, масса 50-90. Тело несколько удлинённое. В окрасе хорошо  золотисто-жёлтое с чёрными крыльями и чёрным хвостом. По краю хвоста, а также на крыльях видны небольшие жёлтые пятна. От клюва к глазу идёт чёрная полоса, называемая «уздечкой» — в зависимости от подвида она может заходить за глаза либо нет. Крылья зеленовато-серые.  Очень подвижная птица, быстро и бесшумно перепрыгивает с ветки на ветку в густой листве деревьев.

    СЛАЙД 35

    • Щегол. Телосложение их плотное, голова круглая, шея короткая. Оперение густое и плотное, разнообразной окраски. У некоторых видов на голове хохолок. Крылья средней длины. Вокруг длинного, конической формы клюва имеется широкая красная «маска» иного цвета, чем верх головы; спина и грудь у него однотонно-серые с буроватым оттенком. Жизнь большинства птиц из рода щеглов связана с древесной и кустарниковой растительностью. Гнёзда строят в серединах небольших деревьев.

    СЛАЙД 36

    Охотничий привал. Награждение победителей

    СЛАЙД 37

    Учитель. Ну, а теперь, ребята, посмотрим, какие звери и птицы убежали от нас. Думаю, что мы запомним названия этих животных и птиц, и в следующий раз их непременно узнаем. Учитель читает названия животных и птиц на карточках, которые остались невыданными.

    А наш охотничий день закончился. Можно устроить привал на сухой солнечной полянке и пересчитать добычу. Я предлагаю каждой команде подсчитать, сколько карточек с названиями животных оказалось у каждого из ваших участников, и выяснить, кто из членов команды был самым удачливым охотником. Результаты своих подсчетов вы запишете на листочках бумаги, которые лежат на ваших столах. Потом вам нужно выйти к доске и записать количество карточек, которые собрала ваша команда, фамилию самого удачливого охотника из вашей команды и размер его добычи.

    Включается музыка. Дети подсчитывают карточки с добычей.

    Подсчет окончен. Самую богатую добычу собрала команда (название). И, конечно же, дарим аплодисменты.

    Учитель вручает победителю диплом, дети аплодируют.

    III. Подведение итогов

    Учитель: Ребята, как вы считаете, сегодняшняя наша охота - это всего лишь игра, развлечение или нужное и полезное дело?

    Примерные ответы детей:

    - Это полезное дело. В игре мы узнали о многих животных, проверили свои знания, померялись силами.

    - Эта игра поможет защищать природу, ведь природа очень хрупкая, ранимая.

    - Когда мы готовились к игре, мы прочитали разные книги о животных и птицах, узнали, как богата природа.

    - Если мы будем знать о жизни и повадках животных, мы будем лучше их понимать.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    СЛАЙД 38


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное занятие по математике 6 класс коррекционной школы

    Соревнование двух команд в знании математики....

    Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

    В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

    Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...

    Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида

    Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на ур...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Осенний бал" для обучающихся коррекционных школ VIII вида.5-9 классы

    Целью внеклассного мероприятия является  развитие творческой активности учащихся, сплоченности классного   коллектива,  развитие коммуникативных компетенций.Оборудование...

    Внеклассное занятие для 3-5 классов коррекционных школ "Берегите природу"

    Материал учит осознанно относиться к проблемам охраны природы, воспитывает у детей любовь к родному краю, формирует стремление принимать активное участие в охране окружающей среды....

    Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

    Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...