Открытый урок в 7 классе на тему "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Коблева Мариет Нурбиевна

Целью урокаявляется  знакомство  учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Задачи урока:
• познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
• развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления;
• формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Тип урока: повторение пройденного материала –тест , изучение новой темы , проведение лабораторной работы.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, мультимедия, живой рак , влажный препарат рака ,рабочие тетради.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass_17.10.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАССЫ РАКООБРАЗНЫЕ И ПАУКООБРАЗНЫЕ.


Тема урока: Тип членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные.
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Задачи урока:
• познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
• развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления;
• формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Тип урока: повторение пройденного материала –тест , изучение новой темы , проведение лабораторной работы.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, мультимедия, живой рак , влажный препарат рака ,рабочие тетради.

Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и интересным царством беспозвоночных животных. Но сначала я проверю ваши знания по пройденному материалу. Все подготовились к тестированию. На экране будут вопросы и четыре варианта ответа , вы выбираете один правильный ответ. Работаем все в своих тетрадях. Пишем сегодняшнее число 17.10. Тема урока
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАССЫ РАКООБРАЗНЫЕ И ПАУКООБРАЗНЫЕ.

 II. Изучение нового материала.

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных

- А как вы считаете, с чего мы начнём изучение этой группы животных? Давайте определим цель нашего урока. Итак, мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие. Членистоногие – это раки, крабы, пауки, скорпионы, многоножки, насекомые и другие малоизвестные животные. Членистоногие рекордсмены по многим параметрам:
- овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни;
- многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле);
Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры
- распространенность во всех географических поясах и областях;
Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.
Так давайте сегодня вместе с вами выясним, в чем же особенности данного типа?
Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? (заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
Мышцы, которые приводят в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него. Роль наружного скелета выполняет хитиновый панцирь, в который одето все тело членистоногих.
Хитиновый покров прочен и не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки впервые описал в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
Членистоногие – древняя группа. Подумайте, а кто из ранее изученных нами животных мог быть предком членистоногих? (заслушиваются варианты ответов). О чем говорит сходство кольчатых червей и современных членистоногих? Да, это говорит об их родстве. Ныне живущих членистоногих классифицируют на 3 класса. Запишем в тетрадях названия классов . Пишем дальше Общая характеристика

  1. Членистость ног.
  2. Двусторонне-симметричные животные
  3. Наружный покров пропитан особым органическим веществом- хитином.
  4. Рост животного осуществляется в период линьки.
  5. Хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слуха.
  6. Членистоногие раздельнополые (лишь особи нескольких видов - гермафродиты)
  7. Развитие может происходить с превращением или без него.

 Итак, минуточку внимания. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое входит солнце в период летнего солнцестояния – 22 июня. О каком животном идет речь? Правильно – это рак.
Сообщение учащейся Маас Виктории: Если встать у крутого берега реки и заглянуть поглубже, то можно увидеть маленькие норки. У входа в норку – плотный холмик земли лежит. Это поселения рака. Норки рак вырывает и на обрыве, и на дне. Каждая глубиной 25 см и чуть больше. В конце норки – расширенная камера с одним или несколькими входами. Подземелье для себя рак роет клешнями, а кучки выброшенной земли у входа утрамбовывает тоже клешнями. Обитает рак только в чистой, пресной воде со слабым течением. Днем раки прячутся под камнями и корягами. В жару отсиживается в норке, закрыв вход в неё клешнями. И лишь с наступлением сумерек выходят они на охоту, отправляясь в поисках пищи по дну реки. Раки существа всеядные. Они сразу отправляются в заросли водных растений и съедают всё: рдесты, роголистники, водоросли. Но если на пути попадется улитка, личинка насекомого или падаль – все съест с аппетитом.

- Скажите, а какова биологическая роль речного рака для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)
-Отгадайте загадку и объясните, о чем в ней идет речь.
Когда я чёрен – я куслив и задорен.
А лишь покраснею – так сразу присмирею.
И откуда пошло такое выражение «Покраснел как рак». (Заслушиваются варианты ответов)
-Окраска ракообразных различная в зависимости от водоёма, но при повышении температуры, например при варке, хитиновое вещество разрушается, приобретая красный цвет. Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Своеобразно строение речного рака. Тело вытянутое, разделено на головогрудь и брюшко. Головогрудь представлена двумя отделами – головой и грудью, которые тесно срослись между собой и неподвижны. Головогрудь покрыта твердым панцирем, который образуется из хитина и пропитан известковыми солями, что придает твердость и прочность. Хитиновый панцирь защищает своего хозяина от нападения других животных и служит его наружным скелетом. На передней части головогруди расположен острый шип. По обе стороны от него удивительные глаза. Расположены они на стебельках и очень подвижны. В момент опасности глаза впячиваются вовнутрь. Здесь же на головогруди расположены 2 пары усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания. Ими рак ощупывает дно, жертву, подводные предметы. На голове располагаются околоротовые конечности – это и есть ротовые органы. Их 3 пары – верхние и нижние челюсти. Главная функция челюстей – захват и размельчение пищи и отправка её в рот. Здесь же на головогруди расположены еще 3 пары, но уже ногочелюстей. Предназначены они для удерживания пищи и передвижения её ко рту. На груди располагаются ещё 5 пар ходильных ног. Первая из них вооружена большими клешнями. Главное их предназначение – это захват крупной добычи и рассечение её на куски. На остальных четырех парах ходильных ног тоже имеются клешенки, но малые по размерам. Брюшко рака состоит из 6 подвижно соединенных между собой сегментов. На них тоже располагаются конечности. Это маленькие ножки, которые служат органами плаванья и прикрепления яиц и молоди. Заканчивается брюшко хвостовым плавником. Таким образом, рак речной относится к высокоорганизованным десятиногим животным.
Во 2-ой половине IV века Аристотель описал более 20 видов десятиногих раков, сейчас мы с вами познакомимся лишь с небольшой их частью. Среди ракообразных много своих рекордсменов. И я снова предоставляю слово нашей творческой группе.

«Самые, самые…ракообразные» (
сообщение учащейся  Чирг Аиды)

Итак, среди них самые-самые …
…крупные – это гигантские японские крабы макрохейра или краб на ходулях. У взрослого краба размах клешней 3,5 м, а вес около 18 кг.  
…тяжелый – это американский североатлантический омар. В 1977 г. в Канаде поймали экземпляр весом 20,15 кг, с длинной клешней более 1 м. Омары – долгоживущие, продолжительность их жизни 50 лет.  
…маленькие – это водяные блохи или дафнии, её длина всего лишь 0,25 мм.
…маленькие крабы – гороховые, диаметр их панциря 6,3 мм.
…путешественники – это камчатские крабы. Они ежегодно перемещаются по одному маршруту.
…карманный краб или краб-соня – это любитель жить в скалах, причем долго оставаясь неподвижным.
…мокрицы  – это представители наземной части ракообразных. Хотя они и предпочитают влажные места, но среди них встречаются и те, кто освоил пески Средней Азии и Африки.
-Есть среди ракообразных музыканты. Например: краб-скрипач с одной огромной клешней, присущей только самцам и второй маленькой. Или альфеус - щелкун, который издает звук напоминающий шум закипающей в котле воды или похожий на выстрел пистолета, причем эти звуки усиливаются за счет пустот в клешне.
-Таким образом, класс ракообразные представлен огромным разнообразием как водных, так и сухопутных представителей.
--А сейчас , ребята время провести
физминутку.

- Продолжим нашу работу. Все пишем в тетрадях Лабораторная работа №5 Знакомство с ракообразными.
Ребята! Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после вы должны определить о каком животном идет речь.

Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут -
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук – волк.)

-А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные. Ваша задача выяснить, в чём главные отличия паукообразных от ракообразных.
Этот класс включает в себя в основном наземных членистоногих – это пауки, скорпионы и клещи. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч видов пауков.
Как и у ракообразных тело разделено на два отдела. Но типы расчленения различные.
Паук имеет слитную головогрудь и большое мягкое брюшко. На головогруди отсутствуют антенны – органы осязания. Их функцию выполняют ногощупальца. Хорошо развито зрение, у паука имеется от 1 до 6 пар глаз.
Ног всегда 4 пары. На брюшке ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть. Обратите внимание паучьи сети разнообразны по конструкции.
Но принцип их действия одинаков: насекомое задерживается и сигнализирует хозяину, что жертва в сетях есть. Все пауки – хищники. Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см². Паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм² в сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За 1 минуту паук-ткач извлекает из паутинных бородавок около 140 м нити. Во Франции были предприняты попытки использования волокон из коконов паука-крестовика в текстильной промышленности, когда из паутинной ткани впервые были изготовлены перчатки и чулки. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.
Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает. Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов они улетают на расстояние более чем 200 км.
В связи с тем, что пауки хищники для умерщвления жертвы у них развиты ядовитые железы. Питаются пауки полужидкой пищей, поэтому яд для них является и пищеварительным соком. Например: желудок паука-птицееда в сутки растворяет 3 г тканей мыши, которая весит 20 г. Яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского паука погибло 20 человек.
И среди паукообразных довольно много рекордов, вот лишь некоторые из них.


« Самые-самые… » (
сообщение учащегося Мамия Алия)
…крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г.
…крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см.
…крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см.
…мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
…распространенные пауки в мире – крабовые.
…редкие – членистобрюхие пауки из Азии.
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч.  
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка.
Таким образом, класс паукообразные имеет черты сходства с ракообразными, что говорит об их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен.
III. Закрепление материала:
1. И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? Если вопросов нет, то
вам предлагается сначала ответить ,что обозначают цифры.

Следующее задание заполнить таблицу.

А сейчас мы поговорим о значении Ракообразных и паукообразных в природе и жизни человека.

Поставить оценки за урок.

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: Изучить§14, ответить на вопросы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.

презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Биология. 7 класс. Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Биология. 7 класс. Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые...