Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Хобракова Норсон Владимировна

Автор,разработчик -Хобракова Норсон Владимировна

Предмет -биология

Класс -7

Тип урока- урок усвоения новых знаний

Тема урока -Класс паукообразные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Класс Паукообразные"55.51 КБ
Файл prilozhenie_1.docx109.45 КБ
Файл prilozhenie_2.docx20.34 КБ
Файл prilozhenie_3.docx75.94 КБ
Файл prilozhenie_4.docx499.81 КБ
Файл prilozhenie_5.docx13.94 КБ
Файл prilozhenie_6.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс Паукообразные, их многообразие.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенностях представителей класса Паукообразных.

Задачи урока:

Обучающие:

раскрыть особенности строения и жизнедеятельности  паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека.

Развивающие:

продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем     тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительной литературой, развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие

формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.

Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ.

Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения,

ИКТ, технология критического мышления, игровая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблицы «Тип  Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные », учебник Биология. Многообразие живых организмов.7 класс, презентация «Класс Паукообразные», компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный и информационный материал.

Планируемые результаты обучения:  

                                                                                                                                                                    Предметные умения: должны уметь: описывать значение паукообразных в природе и в практической деятельности человека; объяснять характер приспособлений паукообразных к среде обитания; приводить примеры представителей класса Паукообразные.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): 

познавательные: 

общеучебные - использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации); формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; осваивать приемы исследовательской деятельности;

коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - участвовать в групповой работе (малая группа, класс); строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: планирование - планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

 Личностные умения: самоопределение - проявление интереса к изучению природы методами естественных наук, ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

  Этапы урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап.

Вызов.

Предметные умения: 

описывать значение ракообразных в природе и в практической деятельности человека; объяснять характер приспособлений ракообразных к среде обитания; приводить примеры представителей класса Ракообразные.

Метапредметные результаты: 

общеучебные - формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; осваивать приемы исследовательской деятельности;

коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре.

регулятивные:

- определять цели и задачи урока.

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Актуализация знаний.

Вначале урока для проверки усвоения темы прошлого урока предлагаю решить биологические  задачи:

1.Почему, встретив речного рака, мы должны радоваться?

2.Почему речных  раков называют санитарами водоемов?

3.Почему мы так говорим?

«Покраснел как рак»

Верно ли это с биологической точки зрения?

- А сейчас предлагаю небольшой тест по ракообразным. Тест. (Приложение1)

- Ребята, проверим, как вы написали тест. Обмениваетесь тетрадями с соседом по парте и проверяете друг у друга. После проверки не забудьте оценить работу.

- Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25519

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -На мух идет охота!

-Итак, ребята, назовите тему урока. Каковы цель и задачи  нашего урока?

 

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

2.Учащиеся вспоминают материал по пройденной теме, поочередно высказываются, решают биологические задачи.

Ответы учащихся:

1.Речные раки являются индикаторами чистоты водоемов. Обитают только в чистой, насыщенной кислородом  воде.

2.Основу рациона  раков составляют не только рыба и личинки, например стрекоз, но и пропащее испорченное мясо падали, чей запах раки улавливают с расстояния в десятки метров. Таким образом, раки очищают свой водоем от гниющих органических останков, чистят его.

3. В организме раков астаксантин (каротиноидный пигмент, придающий  оранжево-желтую окраску моркови и тыкве) находится в комплексе со специальным белком, β-крустацианином, и в этом состоянии обладает синей окраской. При варке структура белка нарушается и астаксантин выходит наружу, придавая раствору (или ракам) интенсивную красную окраску.

Дети выполняют тест.

Взаимоконтроль. Дети делают

сверку по ответу на доске, анализ ошибок.

3. Разгадывают изображенное животное и  формулируют тему урока.

Ответы учащихся.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Признаки типа- членистое строение конечностей, характерна двусторонняя симметрия. Тело подразделяется на головогрудь и брюшко и покрыто хитиновым панцирем.

Учащиеся называют тему урока, формулируют цель и задачи урока.

Цель и задачи урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности  паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека.

Основной этап. Осмысление.

Предметные результаты:

- знания о внешнем и внутреннем строении паукообразных,

приспособлениях к наземному образу жизни, их значении в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты

познавательные УУД:

- работать с информационными текстами, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи.

коммуникативные УУД:

-работать в группе, умение слушать и осознавать сказанное, аргументированно доказывать свое мнение, правильно формулировать и  задавать вопросы.

регулятивные: планирование-

планировать свою деятельность под руководством учителя. оценивать свой труд, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные умения: самоопределение-проявление интереса к изучению природы методами естественных наук, ответственного отношения к природе.

1. Предлагает учащимся:

-  распределиться по группам;

Класс делится на 3 группы.

1 группа в роли докладчика,2 группа – оппоненты,3 группа-рецензенты.

2. Задание каждой группе:

1 группа - изучает внешнее строение пауков.

Задание. Какие особенности строения позволили приспособиться им на суше? (Приложение2)

2 группа - изучает  внутреннее строение пауков. 

Задание. Каким образом пауки предупреждают птиц о наличии паутины на их пути, и тем самым защищают  паутину от разрушения? (Приложение3)

3 группа- изучает значение пауков в природе и жизни человека.

Задача. Благодаря паукам и их паутинам на Земле меньше болезней, т.к. они ловят мух, которые являются разносчиками инфекций. В сеть одному пауку попало 10 мух за неделю, а другому пауку пришлось довольствоваться целую неделю по 1 мухе в день. Какому пауку повезло больше и на сколько? (Приложение 4)

1.Распределяются в группы.

2. Планируют работу и выполняют задания в группах.

При изучении новой темы каждая группа выступает в роли докладчика, оппонента и рецензента.

Работу докладчиков, оппонентов и рецензентов оценивает жюри (Приложение 6)

Заключительный этап. Рефлексия.

Предметные результаты: 

применять знания при решении биологических задач,понимать значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Умения решать биологические задачи, применение полученной информации.

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.Самооценка,

самоконтроль.

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы

- осознавать личностный смысл предметных знаний.

1.Организует выступления групп по пройденной теме.

2. Предлагает заполнить оценочный лист

(Приложение5)

3.Предлагает обсудить в группе  участие каждого ученика и оценить его деятельность.

4.Предлагает учащимся подумать над вопросом, каково значение паукообразных в природе и жизни человека.

1. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий.

2. Учащиеся слушают отчеты.

3. Делают выводы, что нового они узнали о паукообразных.

4. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание  деятельности в  группе.

5.Приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о значении пауков в природе и жизни человека.

6.Капитан команды сдает оценочный лист.



Предварительный просмотр:

Тест по теме Паукообразные

1.Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у

1) моллюсков

2) ракообразных

3) пауков

4) насекомых

2.На каком рисунке изображено животное, у которого нет наружного хитинового скелета?

 1https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=362

2https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=364

3C:\Users\user\Desktop\6377162-e1412190214345.jpg

4https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=363

3.Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют

1) членистое тело

2) хитиновый покров

3) брюшную нервную цепочку

4) кровеносную систему

4.Из беспозвоночных животных только членистоногие имеют

1) двустороннюю симметрию тела

2) пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями

3) различные типы ротовых органов

4) тело, развивающееся из трёх зародышевых листков

5.Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?

1) обладает большой прочностью

2) предохраняет тело от потери воды

3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц

4) защищает тело от механических и химических воздействий

6.Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?

1) диффузия

2) регенерация

3) деление

4) метаморфоз

7.Чем, как правило, питаются пауки?

1) насекомыми

2) семенами растений

3) кишечнополостными

4) зелёными побегами

8.Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей,

1) состоит из сегментов, объединённых в отделы

2) мягкое на ощупь

3) образовано двумя слоями клеток

4) круглое в поперечном сечении

9.К какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?

1) Многоножкиhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3754

2) Ракообразные

3) Паукообразные

4) Насекомые

10.К какому типу относят животное, изображённое на рисунке?

1) Хордовыеhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7781

2) Моллюски

3) Членистоногие

4) Кишечнополостные

9б-10б-  «5»

7б-8 б.- «4»

5б-6б.-   «3»

0б- 4б- «2»



Предварительный просмотр:

Задание для 1 группы

1.Изучите  внешнее строение пауков.

Задание. Какие особенности строения позволили приспособиться им на суше?

1.Класс Паукообразные объединяет до 60 тыс. видов членистоногих без усиков, с простыми глазами и четырьмя парами длинных ходильных ног. В процессе эволюционного развития они приспособились к наземному образу жизни. Лишь немногие из них, например водяной паук-серебрянка и некоторые клещи, вторично перешли к водному образу жизни.

Величина тела паукообразных различна: от 0,2 мм (у клещей) до 18 см (у скорпионов), но большинство из них – мелкие животные. Их тело чаще всего состоит из головогруди и брюшка. Однако у скорпионов оно более расчлененное, а у клещей – слитное. Усиков у паукообразных нет. Конечностей – шесть пар. Первая из них – хелицеры (используются для захвата и умерщвления добычи), вторая – педипальпы (используются для захвата добычи и как органы осязания), остальные четыре пары – ходильные ножки. Тело паукообразных покрыто хитиновой кутикулой.

Почти все представители класса – хищники. Поэтому у них хорошо развита мускулатура, приводящая в движение конечности. Некоторые паукообразные бегают довольно быстро. Часто встречаются паукообразные, относящиеся к отрядам пауков, скорпионов и клещей.

Класс Паукообразные

Скорпионы   Пауки            Клещи

2.Современные паукообразные отличаются от других членистоногих такими признаками приспособления к наземному образу жизни:

а) наличием легочных мешков и трахей, что обеспечивают использование атмосферного кислорода;

б) наличием органов выделения, позволяющие экономить воду:

в) восковой пленкой над хитиновой оболочкой, что уменьшает потери воды;

г) уменьшение  размеров тела, что ограничивает количество линек;

д) наличием внутреннего оплодотворения.



Предварительный просмотр:

2 группа

1.Изучите  внутреннее строение пауков. 

Задание. Каким образом пауки предупреждают птиц о наличии паутины на их пути, и тем самым защищают  паутину от разрушения?

Брюшко у пауков не членистое, хотя у скорпионов и сенокосцев оно действительно сегментировано. На брюшке располагаются паутинные бородавки, в которых находятся паутинные железы, выделяющие клейкое вещество, мгновенно твердеющее на воздухе – паутинную нить (Рис. 1).

Паутинная железа и паутинная нить

Рис. 1. Паутинная железа и паутинная нить (Источник)

Паутинная нить очень прочна – на разрыв она составляет 260 килограмм на один квадратный миллиметр. Круговые нити клейкие, на них и попадается жертва, пауки передвигаются по горизонтальным – неклейким нитям. Так пауки добывают себе пищу, выводя к себе на лапку сигнальную нить и выжидая в стороне. Когда жертва попадается, паук впрыскивает ей особый пищеварительный секрет, который расщепляет белки,

пищеварение у пауков внекишечное, внеполостное – внутреннее содержимое жертвы превращается в кашицу, которую через несколько часов паук и высасывает.

Выделительная система паукообразных представлена мальпигиевыми сосудами (Рис. 2). Это особые слепые ответвления кишечника, в которых выделяются продукты обмена веществ. Они выводятся не в жидком виде, а в виде кристаллов, что является приспособленностью организма к минимальным потерям влаги.

Выделительная система паукообразных

Рис.2. Выделительная система паукообразных (Источник)

Дыхательная система паукообразных разнообразна – у скорпионов это легочные мешки, у пауков – легочные мешки и трахеи, у клещей – трахеи или вся поверхность тела. Легочные мешки являются наиболее древней формой, а трахеи возникли как приспособленность к наземной среде обитания.

Кровеносная система незамкнутого типа, кровь – гемолимфа. В состав крови входит особое вещество – гемоцианин, кровь по головной аорте выливается в полость тела, омывает органы дыхания и вновь, обогащенная кислородом, возвращается в сердце (Рис.3).

Кровеносная система

Рис. 3. Кровеносная система (Источник)

Нервная система сходна с нервной системой ракообразных – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка (Рис.4). У некоторых паукообразных большая нервная цепочка образовала один большой ганглий.

Нервная система

Рис. 4. Нервная система (Источник)

Органы чувств – это глаза, педипальпы, на которых расположены органы осязания, химического чувства, органы, воспринимающие колебания воздуха.

Паукообразные раздельнополы, оплодотворение у них внутреннее. Для них характерен половой диморфизм, например, у самца паука-каракурта сверху на брюшке располагаются три светлые полосы, снизу рисунок в виде песочных часов, а на самке этого нет (Рис. 5).

Самец и самка каракурта

Рис. 5. Самец и самка каракурта (Источник)

Самки крупнее самцов, пауки откладывают яйца и оплетают их в кокон, большинство после откладки яиц умирают, ведь живут они один год. Представители скорпионов и сенокосцев могут жить до десяти лет.

Некоторые пауки сооружают в своих сетях особые плотные ленты из паутины — стабилименты. Ученые полагают, что стабилименты заставляют птиц избегать этих сетей и таким образом защищают паука от нападения, а сеть от порчи. Есть пауки, плетущие на листе паутинный покров, помещаясь в центре которого они приобретают сходство с птичьим пометом. Это сходство может служить как для защиты, так и для привлечения добычи (такие пауки издают запах помета, привлекающий мух).



Предварительный просмотр:

3 группа

Изучите значение пауков в природе и жизни человека.

Задача. Благодаря паукам и их паутинам на Земле меньше болезней, т.к. они ловят мух, которые являются разносчиками инфекций. В сеть одному пауку попало 10 мух за неделю, а другому пауку пришлось довольствоваться целую неделю по 1 мухе в день. Какому пауку повезло больше и на сколько?

Одним из самых ярких и интересных представителей паукообразных является каракурт, другое его название – черная вдова. Его яд обладает очень сильным действием, от него умирают люди, лошади и верблюды. В период размножения и оплодотворения самка убивает и съедает самца. Обитают они в степях и пустынях Средней Азии, встречаются и на Кавказе.

Тарантулы – общее название многих паукообразных, его тело покрыто густыми волосками, которыми он выстреливает в глаза своей жертве (Рис. 11).

Тарантул

Рис. 11. Тарантул (Источник)

Единственный паук, который может жить в воде, – паук-серебрянка (Рис. 12). Там он строит колокол, который сплетен из паутины и где он помещает воздух. Брюшко его имеет волоски, между которыми сохраняется воздух.

Паук-серебрянка

Рис. 12. Паук-серебрянка (Источник)

Паук-сенокосец (Рис. 13), к нему проявляют свой интерес медики из-за способности образовывать особое вещество – антибиотик. Заинтересована в нем и бионика, наука рассматривающая строение и процессы жизнедеятельности организмов для дальнейшего использования их в технике. Сенокосцы способны прыгать на расстояния, намного превышающие размеры их тела и преодолевать различные препятствия. У них интересные конечности, мышц там очень мало, но их разгибание происходит при нагнетании в конечности гемолимфы, в результате чего они очень высоко подскакивают.

Паук-сенокосец

Рис. 13. Паук-сенокосец (Источник)

Древнейшие представители паукообразных – скорпионы (Рис. 14), их тело и брюшко сегментировано, нет хелицеров, но конечный членик на брюшке имеет ядовитые железы.

Скорпионы

Рис. 14. Скорпионы (Источник)

Среда обитания их – тропики и субтропики, встречаются они и высоко в горах, опасны в период размножения.

В класс Паукообразные входит отряд клещи (Рис. 15), мелкие организмы, ведущие паразитический образ жизни, их насчитывают до десяти тысяч видов. Образ жизни клещей обуславливает мелкие размеры тела, особые ротовые органы, которыми они прокалывают и высасывают жидкое содержимое.

Клещи

Рис. 15. Клещи (Источник)

Самые известные – амбарный клещ, вредитель зерновых культур, паутинный клещ – вредитель сельскохозяйственных культур. Особо опасным является таежный клещ, он переносчик возбудителя энцефалита, тяжелого заболевания нервной системы (Рис. 16).

Таежный клещ

Рис. 16. Таежный клещ (Источник)

Пауки – важное звено в цепи питания, яд пауков и паутинная нить широко используются в медицине, а паутина применяется в оптических приборах.

Пауки играют большую роль в природе – они поедают вредных насекомых, которые чаще всего попадают к ним в паутину. Люди  из паутины пауков ткут ткани, которые пользуются большим успехом на рынке тканей.  Клещи имеют медицинское значение в жизни человека. Они способны выделять специфические вещества, которые применяются в медицине для излечения болезней. Ядом, которые выделяют некоторые паукообразные, лечат животных и делают из яда лекарства – например, снотворные или успокоительные. Скорпионы из кончика хвоста также выделят вещества, которые при соответствующей обработке используются в медицине. Кроме того эти животные играют важную роль в цепочке питания. Паукообразные являются настоящим деликатесом для людей. Их употребляют в пищу в странах Азии. В наше время существуют даже специальные фермы, на которых выращивают пауков и скорпионов, используя их в дальнейшем в медицине.

Решение задачи.

Повезло первому пауку, который поймал за неделю 10 пауков (на 3 больше),а второй -7 мух.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Докладчики

Оппоненты

Рецензенты

Вклад участников группы

0 баллов - не принимал участие                    

1 балл - внес небольшой вклад

2 балла - принимал активное участие

Капитан______

1.____________

2.____________  

3.___________

4.____________

5.____________

6.____________

7.____________

8.____________

9.____________

10.___________

Капитан______

1.____________

2.____________  

3.___________

4.____________

5.____________

6.____________

7.____________

8.____________

9.____________

10.___________

Капитан______

1.____________

2.____________  

3.___________

4.____________

5.____________

6.____________

7.____________

8.____________

9.____________

10.___________



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания  докладчиков, оппонентов, рецензентов (для жюри)

Группа__________________

1группа

(баллы)

2 группа

(баллы)

3 группа

(баллы)

Примечание

Докладчики

1

Оценивается: полнота и оригинальность решения задачи, научность и логичность всех обоснований,

2

Умение докладывать

(Оценивается: умение четко и убедительно излагать суть решения задачи, логичность изложения)

3

Участие в полемике

(Оценивается:

умение корректно и убедительно отвечать на вопросы)

Оппоненты

1

Умение анализировать

(Оценивается:

умение понять представленный материал, культура выступления)

2

Участие в полемике

(Оценивается: умение вести полемику с другими участниками, умение задавать вопросы)

Рецензенты

1

Умение рецензировать и участие в полемике

(Оценивается: способность оценить полноту, научность и оригинальность решения; способность оценить качество представленного Оппонентом анализа решения)

Итого:

Оценивание по 5-балльной системе. В примечании – отметить самого активного участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом семинаре по теме "Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования"...

Технологическая карта в формате требований ФГОС. Первая мировая война. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме "Первая мировая война". Тип урока:комбинированный. Урок-проект. Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления....

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС...

" Моделирование технологической карты с учётом требований ФГОС основного общего образования"

В этой статье подробно изложено моделирование технологической карты....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС в 7 классе по УМК "Spotlight" 7, Virginia Evans, Jenny Dooley, Издательство "Просвещение", 2015г.

Технологическая карта урока по английскому языку в 7х классах  согласно требованиям ФГОС по УМК "Spotlight" 7, Virginia Evans, Jenny Dooley, Издательство "Просвещение", 2015г...