Технологическая карта в формате требований ФГОС. Первая мировая война. 9 класс.
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Козлова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока по теме "Первая мировая война". Тип урока:комбинированный. Урок-проект. Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Александровна
  2. Место работы: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 21»  г. Полевской
  3. Предмет: история
  4. Класс: 9
  5. Тема  урока: «Первая мировая война – Великая война за цивилизацию».
  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.
  7. Тип урока: комбинированный. Урок-проект. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  8. Педагогическая технология: проектная деятельность

Тип урока: создание учебного проекта

Цели урока:

  • Образовательная: проанализировать причины и итоги первой мировой и гражданской войн; охарактеризовать основные события; дать оценку действиям участников войн.
  • Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
  • Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
  • Метапредметные:
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  •  формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

  •   Предметные: 
  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Методы и формы учебной деятельности.

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные, наглядные;

по степени активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Виды учебной ситуации деятельности учителя:

-  учитель-коллега, учитель-соавтор

Деятельность ученика: 

- индивидуальный вклад в создание коллективного продукта (проекта)

Оборудование:  индивидуальные задания учащимся для создания учебного проекта

Этап   урока

Формиреумые УУД

          Деятельность учителя/ используемые ЭОР

  Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);

 

1. Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:

Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ruСпецпроектыВеликая война).

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

(snimifilm.comstatyi/sozdanie-filma…period)

От того, как вы отнеслись к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности.

2. Сообщает, что сегодня они будут создавать документальный фильм,  и каждый должен внести свой вклад в его создание, используя все доступные средства.

   1. Проверяют свою

       готовность

       к  уроку

2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1. На экране слайд «Указом Президента России впервые в 2013 году день 1 августа объявлен Днем памяти солдат, погибших в годы Первой мировой войны».  (Слайд № 1)

    Затем звучит видеоролик «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).

2. Обращение к учащимся:

Всем ли понятна тема урока?   - Первая мировая война.

Почему 1 августа? –  день начала войны России с Германией.

3. Задание учащимся:

Составьте алгоритм рассказа об этом историческом событии. Выстройте алгоритм, проранжировав последовательность изложения материала.

(Приложение № 1). Выводится на экран

4. Обращение к учащимся:

Можно очень ярко и трагично рассказать по алгоритму об этом событии. Итак,  мы сегодня займемся серьезным и не простым делом – мы создадим сценарий документального фильма о Первой мировой войне. Союзники России в этой войне характеризовали ее как «Первая мировая: Великая война за

цивилизацию» - я взяла это мнение для первоначального названия нашего фильма. Будет приветствоваться, если  у вас возникнет свой вариант названия фильма.

5. Обращение к учащимся:

О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.

 

6. Вопрос к учащимся:

Как написать сценарий фильма? Напомню: (Слайд № 2)

Задачи документалистики:

  • Средство обучения (учебные фильмы)
  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
  • Публицистика

Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).

Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование).

Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный  сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать  это применительно к нашему уроку.

Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).

   

 

 

1. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

2. Составляют алгоритм самостоятельно

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1. Обращение  к  учащимся:

Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах.

Вопрос к учащимся:

Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания).

Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.

Группы:

Историки (использование карт, портретов и т.д.)

Художники (изготовление агитационных плакатов воюющих сторон и т.д.)

Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.)

Документалисты (использование документов и т.д.)

Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.)

Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы  средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.).

Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.

2. Обращение к учащимся:

А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:

«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть.

В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи!

   

1.Ученики

   подтверждают

   готовность к работе

2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение  способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

   

1. Я думаю, что слова Томаса Вудро Вильсона могут послужить канвой ко всему фильму и стать первым кадром фильма:

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.

              Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.

Война началась не по какой-то одной причине,

война началась по всем причинам сразу»

(Томас Вудро Вильсон).

2. В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. 

1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу.

2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы, стихи.

В раздаточном пакете материалы не только по Первой мировой войне, но и по Крымской, Второй мировой, русско-японской, революции.

3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии)

III.    Рефлексивно - оценочный

 5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ  объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

  1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты.

Причем, начинают Историки и заканчивают Историки  (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы.

2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии)  наиболее удачный.

3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом.

 

 

1. Ребята  представляют работу в группах.

 

 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

 

6. Итоговая самооценка

 УУД

Регулятивные  (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

 

1. Заполняют рефлексивную карту.

7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: « Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?

 В качестве материала, который может задать тон предлагается  следующее высказывание « Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.

2. Составить презентацию по теме «Первая мировая война»

1. Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом семинаре по теме "Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования"...

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС

Проектирование технологической карты с учетом требований ФГОС...

" Моделирование технологической карты с учётом требований ФГОС основного общего образования"

В этой статье подробно изложено моделирование технологической карты....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС в 7 классе по УМК "Spotlight" 7, Virginia Evans, Jenny Dooley, Издательство "Просвещение", 2015г.

Технологическая карта урока по английскому языку в 7х классах  согласно требованиям ФГОС по УМК "Spotlight" 7, Virginia Evans, Jenny Dooley, Издательство "Просвещение", 2015г...