рабочие программы по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

программы по биологии с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_i_ktp_po_biologii.rar232.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии  6 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники./Сборник: Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы .М.: Вентане -Граф, 2010 г./;
  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год;
  • учебного плана МБОУ Увельской ООШ.

Рабочая программа  рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю(1 час выделен из федерального компонента и 1  час из регионального компонента).

Программа соответствует учебнику: Биология: Растения. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/под. Ред. Проф. И.Н. Пономаревой .М.: Вентана -Граф, 2010 г.

В рабочей программе запланировано 21 лабораторная  работа, 7 экскурсий, 2 контрольных работ.

Нумерация лабораторных  работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Включен краеведческий материал Брянской области и своей местности.

Авторская программа предусматривает 68 часов (распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировано, планирование учитель может менять по своему усмотрению), поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:

Содержание

часов в авторской программе

часов в рабочей программе

Введение

Общее знакомство с растениями

5

1

6

Клеточное строение растений

4

5

Органы цветковых растений

Семя

16

3

18

3

Корень

3

3

Побег

10

7

Цветок и плод

4

5

Основные процессы жизнедеятельности растений

10

10

Основные отделы царства растений

9

11

Историческое развитие растительного мира на земле

4

4

Царство Бактерии

3

3

Царство Грибы. Лишайники.

3

4

Природные сообщества

6

7

Заключение

1

ИТОГО:

60(8 ч-резерв)

70

Цели и задачи курса биологии

1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Наука о растениях –ботаника. (1 час)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях –ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления  применения ботанических знаний.

Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение –живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях.

Лабораторные работы.

. Знакомство с цветковым растением.

. Споры у папоротника.

Экскурсии.

. Многообразие растений своей местности.

. Осенние явления в жизни растений

Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)

      Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

      Клетка –основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

     Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные

(ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение –многоклеточный организм.

    Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты –и неорганические: вода,минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах

растения.

Лабораторные работы.

. Приготовление микропрепарата.

. Изучение клеток кожицы лука.

Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)

     Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

     Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли.

    Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня –апекс и корневой чехлик. Рост корня.

     Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные,дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторная работа: Строение корня у проростка тыквы.

     Побег. Строение и значение побегов для растений. Почка –зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

     Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.

    Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Лабораторные работы.

. Строение вегетативных и генеративных почек.

. Внешнее строение листа.

. Внешнее и внутреннее строение стебля.

. Внешнее строение корневища и клубня.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

       Цветок и плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

       Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные,раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к

распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы.

. Типы соцветий.

 . Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Экскурсии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.

Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (10 часов)

      Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

     Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

     Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

      Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

     Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

     Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения.Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком),размножение тканями.

     Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе).Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы.

. Растения разных экологических групп по отношению к воде.

. Черенкование комнатных растений.

Тема 6. Основные отделы царства растений. (11 часов)

     Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы,классы, семейства, роды и виды.

    Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

    Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

    Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

    Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.Охрана леса.

     Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Лабораторные работы.

. Изучение внешнего строения моховидных растений.

. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.

. Изучение внешнего вида хвойных растений.

. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

.Определение одноклеточных водорослей в аквариуме.

Экскурсии. Весеннее пробуждение представителей царства растений.

        Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (4 часа)

      Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

     Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других

культурных растений).

Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)

      Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.

Лабораторная работа:

. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.

Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (4 часа)

     Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы –дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

     Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

     Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.

Тема 10. Природные сообщества. (7 часов)

      Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

      Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

     Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк –смешанный лес –ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

    Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

    Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсии:

. Лес как природное сообщество.

. Весна в жизни природного сообщества.

Тема 11. Заключение. (1 час)

Общее обобщение по курсу ботаники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,

грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,

дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность

и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот

веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины

мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей

среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты

окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,

описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,

сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и

описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых

объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения

своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для

человека растения;

4.выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы

взаимодействия разных видов в экосистеме;

5.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе (классификация);

7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий

деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы;

8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,

грибами;

2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

3.рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Биология: Растения. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/под. Ред. Проф. И.Н. Пономаревой .М.: Вентана -Граф, 2010 г.
  2. И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники./Сборник: Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы .М.: Вентане -Граф, 2010 г.
  3. Биология.  6 класс. Рабочая тетрадь.  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2012.
  4. Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
  5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
  6. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
  7. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007

Календарно-тематическое планирование                                          Приложение 1

п/п

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

фактич.

Введение.

1

1.

Наука о растениях – ботаника.

1

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Называть    основные    царства живых организмов.

Давать   определение   термину ботаника.

Общее знакомство с растениями.

6

2.

Мир растений. Экскурсия № 1 «Многообразие растений своей местности».

1

Распознавать    и    описывать

основные органы растения.

Сравнивать высшие и  низшие растения на примере папоротников и водорослей.

Доказывать, что растение - живой организм (биосистема).

Давать определения: абиотические, биотические и атропогенные факторы, экология.

Называть абиотические и биотические факторы среды. выделять особое действие человека на растительный мир.

Перечислять среды жизни растений

Распознавать    и    описывать

Растения произрастающие в разных средах жизни

3.

Разнообразие растений. Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением».

1

4.

Разнообразие растений. Лабораторная работа №2 « Споры папоротника».

1

5.

Растение – живой организм.

1

6.

Условия жизни растений. Экскурсия № 2 «Осенние явления в жизни

растений».

1

7.

Четыре среды жизни на Земле.

1

Клеточное строение растений.

5

8.

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений. Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата».

1

Описывать: строение микроскопа

Знать: правила работы с микроскопом.

Распознавать и описывать:

•   клеточное    строение    кожицы лука, мякоти листа;

Называть клеточные структуры и их значение Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Давать характеристику процессам жизнедеятельности клетки

Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. Распознавать и описывать: •  деление клетки, рост.

Распознавать и описывать

строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

9.

Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 4 « Изучение клеток кожицы лука»

1

10.

Жизнедеятельность клетки.

1

11.

Ткани растений и их виды.

1

12.

Обобщение по теме: « Клеточное строение растений».

1

Органы цветковых растений.

18

13.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

Лабораторная работа № 5 « Изучение строения семени фасоли».

1

Называть значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.

Распознавать и описывать по

рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

14.

Условия прорастания семян.

1

15.

Значение семян.

1

Перечислять условия прорастания семян

Выделять: значение семян в жизни растений, животных, человека

Распознавать и описывать:

• виды корней;

 • зоны корня Сравнивать по заданным критериям: типы корневых систем.

Различать:   корневые   системы однодольных и двудольных растений.

Знать особенности внутреннего строения корня.

Знать почему корни растут в течение всей жизни растения.

Уметь характеризовать процесс роста корня, функции.

Устанавливать     соответствие между видоизменениями корня и его функциями.

Распознавать и описывать на

живых объектах строение: •побега; почки.

Доказывать, что почка – видоизменённый побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

Распознавать и описывать на

живых объектах строение: •побега; почки.

Доказывать, что почка – видоизменённый побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

Пояснять термины: прищипка и пасынкование и объяснять их значение в хозяйственной деятельности

Распознавать и описывать по

рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать     на     готовых микропрепаратах  и  описывать клеточное строение листа.

Выделять функции листа, условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов.

Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать по

рисункам: •    строение   цветка покрытосеменных  растений; •    типы соцветий

Сравнивать по заданным критериям строение цветков  и соцветий различных растений.

Распознавать и описывать по

рисункам: •    строение   цветка   ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; •    типы соцветий

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Давать определение термину

покрытосеменные.

Распознавать и описывать по

рисункам, коллекциям строение плодов.

Учащиеся должны:

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать, что растение-биосистема.

Объяснять влияние окружающей среды на растения.

16.

Корень. Внешнее строение корня. Лабораторная работа № 6 « Строение корня у проростка тыквы».

1

17.

Внутреннее строение корня.

1

18.

Значение корней и их разнообразие.

1

19.

Побег. Строение и значение побега.

1

20.

Почка – зачаточный побег растения. Лабораторная работа № 7 « Строение вегетативных и генеративных почек».

1

21.

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа № 8 « Внешнее строение листа».

1

22.

Значение листа в жизни растения.

1

23.

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 9 « Внешнее и внутреннее строение стебля».

1

24.

Многообразие стеблей у надземных побегов.

1

25.

Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа № 10 « Внешнее строение корневища и клубня».

1

26.

Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Лабораторная работа № 11 «Типы соцветий».

1

27.

Цветение и опыление растений. Лабораторная работа № 12 « Изучение цветков насекомоопыляемых ветроопыляемых растений.

1

28.

Плод. Разнообразие и значение плодов. Экскурсия № 3 «Мир растений на

подоконнике».

1

29.

Растительный организм как живая система. Экскурсия № 4

«Мир растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии».

1

30.

Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений».

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

10

31.

Почвенное (корневое) питание растений.

1

Описывать механизм почвенного питания.

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений.

Отличать оплодотворение от опыления.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать

способы вегетативного размножения.

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

Выделять различия между процессами роста и развития.

Доказывать зависимость роста растений от условий среды.

Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды.

32.

Воздушное питание растений – фотосинтез.

1

33.

Космическая роль зеленых растений.

1

34.

Дыхание растений и обмен веществ.

1

35.

Значение воды в жизнедеятельности растений. Лабораторная работа № 13 « Растения разных экологических групп по отношению к воде».

1

36.

Размножение и оплодотворение у растений.

1

37.

Вегетативное размножение растений.

1

38.

Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 14 « Черенкование комнатных растений».

1

39.

Рост и развитие растительного организма.

1

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей

среды.

1

Основные отделы царства растений.

11

41.

Понятие о систематике растений.

1

Давать определение следующим таксономическим единицам: вид, род, семейства, класс, отдел.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Давать определение термину

высшие растения.

Распознавать и описывать:

• строение мхов;

•  растения   отдела   Мохообразные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Объяснять  происхождение  наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

42.

Водоросли. Общая характеристика. Лабораторная работа № 15 « Определение одноклеточных водорослей в аквариуме».

1

43.

Многообразие водорослей.

1

44.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

1

45.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 17 « Изучение внешнего строения папоротниковидных растений».

1

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Давать определение термину

покрытосеменные растения.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки.

Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности редких. и охраняемых растений.

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

46.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 18 « Изучение внешнего вида хвойных растений».

1

47.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 19 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».

1

48.

Семейства класса Двудольные.

1

49.

Семейства класса Однодольные.

1

50.

Экскурсия  № 5 «Весеннее пробуждение представителей царства

растений».

1

51.

Обобщение по теме: « Основные отделы царства растений».

1

Историческое развитие многообразия растительного мира на

Земле.

4

52.

Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

1

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Выявлять  основные   признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений.

распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

Называть центры происхождения культурных растений.

Описывать происхождение и значение растения на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений.

53.

Эволюция высших растений.

1

54.

Многообразие и происхождение культурных растений.

1

55.

Дары Старого и Нового Света.

1

Царство Бактерии.

3

Распознавать и описывать

строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

56.

Бактерии. Общая характеристика.

1

57.

Многообразие бактерий. Лабораторная работа № 20 « Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка».

1

58.

Роль бактерий в природе и в жизни человека.

1

Царство грибы. Лишайники.

4

59.

Царство грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 21 «Изучение строения плесневых грибов».

1

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными.

60.

Многообразие и значение грибов.

1

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Брянской области.

Распознавать и описывать

съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Объяснять роль многоклеточных грибов в природе.

Распознавать и описывать

строение лишайника.

61.

Лишайники. Общая характеристика и значение.

1

62.

Контрольная работа № 2 по теме :«Многообразие растительного

мира».

1

Природные сообщества.

7

63.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и  экосистеме.

1

Давать определения терминам: природное сообщество (биогеоценоз), экосистема.

Описывать трофическую  структуру природного сообщества.

Определять роль растений в природном сообществе.

Описывать

Пространственную структуру природного сообщества

Объяснять приспособленность растений к совместному существованию.

Давать определения термину:

сукцессия.

Выделять внешние и внутренние причины сукцессии.

Давать определения термину:

агроценоз

Сравнивать по критериям естественные и искусственные природные сообщества.

64.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном

сообществе. Экскурсия  № 6«Лес как природное сообщество».

1

65.

Смена природных сообществ.

1

66.

Многообразие природных сообществ.

1

67.

Жизнь организмов в природе.

1

68.

Экскурсия № 7 «Весна в жизни природного сообщества».

1

69.

Обобщение по теме : « Природные сообщества».

1

Контроль, оценки знаний учащихся.

70.

Обобщение по всему курсу биологии в 6 классе.

1

Учебно-тематическое планирование                          Приложение 2

Номер параграфа,

пункта

Тема урока, раздела

Количество часов

Введение

1

Тема 1.

Общее знакомство с растениями

6

Тема 2.

Клеточное строение растений

5

Тема 3.

Органы цветковых растений

18

Семя

3

Корень

3

Побег

7

Цветок и плод

5

Тема 4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

10

Тема 5.

Основные отделы царства растений

11

Тема 6.

Историческое развитие растительного мира на Земле

4

Тема 7.

Царство Бактерии

3

Тема 8.

Царство Грибы. Лишайники.

4

Тема 9.

Природные сообщества.

7

Заключение.

1

                                                   ИТОГО:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...