Урок биологии в 10 классе тема: "Митоз- деление соматических клеток". Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Архипкина Антонина Петровна

Урок на тему " Митоз- деление соматических клеток". Эпиграф: "Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью" Л.Н. Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_mitoz-delenie_somaticheskikh_kletok.docx181.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Куркинская СОШ №1

Урок биологии в 10 классе на тему;

«Клетка-единица роста и развития организмов.

Митоз- деление соматических клеток».

Учитель биологии, первой категории,

МОУ Куркинская СОШ №1

Архипкина А.П.

27.01.2010г.

Семинар руководителей образовательных учреждений по проблеме:

«Информатизация как условие эффективности контрольно-аналитической деятельности».

П. Куркино.

Тема урока

«Клетка- единица роста и развития организмов. Митоз- деление соматических клеток».

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н. Толстой.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о делении соматических клеток – митозе, научить распознавать фазы митоза.

Обучающие задачи:

-расширить кругозор знаний учащихся о типах деления клеток;

-сформировать и закрепить знания о митозе- способе деления соматических клеток, интерфазе, её периодах и происходящих в них процессах при подготовке клетки к делению, механизме митоза, обеспечивающем равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.

Развивающие задачи:

-продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи;

-формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающие задачи:

-сформировать познавательный интерес к предмету;

-развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Педагогические технологии:

-ИКТ;

-диалоговые технологии

Методы: словесно- наглядные, проблемные, поисковые, исследовательские.

Оборудование:

-таблицы «Митоз», «Хромосомный набор организмов»;

-динамическое пособие «Митоз»;

-компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

-микроскоп, микропрепараты «Кариокинез в клетках корешка лука».

Ход урока

I.Организационная часть.

    Актуализация знаний. (Фронтальная беседа).

  1. Какое значение имеет размножение?
  2. Какие формы размножения вам известны?
  3. Что такое деление?
  4. Назовите способы деления клеток. (Разгадывают таинственное письмо).

Амитоз. Митоз. Мейоз.

II. Изучение нового материала.

     1.Клеточный цикл или жизненный цикл.

      2.Митотичекий цикл. Слайд презентации.

      3.Периолы митотического цикла; (слайд презентации)

     -интерфаза;

     -митоз – кариокинез;

     -цитокинез.

     4.Продолжительность митотического цикла, его зависимость от условий среды (температуры, питательных веществ, кислорода и др.).

     5.Знаете ли вы…(Сообщение 1 учащегося).

     Бактериальные клетки делятся каждые 20 минут, клетки кишечного эпителия –каждые 10 часов, клетки кончика корня лука – 20 часов. В красном костном мозге каждую секунду

Образуется 10 млн. эритроцитов, значит каждую секунду происходит 10 млн. митозов.

А только подумайте, сколько их произойдёт на этом уроке?

6.Знаете ли вы…(Сообщение 2 учащегося).

-Что в нервной ткани митозы крайне редки, т.к. в центральной нервной системе клетки перестают делиться уже в первые месяцы после рождения, а в красном костном мозге, эпителии кишечника, почечных канальцев они делятся до конца жизни. В среднем интерфаза длится 10-20 часов, а митоз 1-2 часа.

7.Что заставляет клетку делиться? Какие факторы побуждают клетку к митозу?

(Сообщение 3 учащегося).

-Точно не известно, но полагают, что большую роль играет соотношение объёмов ядра и цитоплазмы. По некоторым данным – отмирающие клетки продуцируют вещества, способные стимулировать деление клетки. Установлено, что под влиянием адреналина число делящихся клеток увеличивается.

8.Какие процессы происходят в интерфазе- периоде интенсивного синтеза веществ и роста?

9.Периоды интерфазы. Хромосомы. Формулы клетки. (Презентация.)

   а) G1- пресинтетический      2n 2c

   б) S – синтетический             2n 4c

   в) G2- постсинтетический      2n 4c

10. Митоз. Фазы митоза. Кариокинез- деление ядра. Формулы клетки. (Презентация)

    а) профаза 2n 4c

    б) метафаза 2n4c             2n 2c

     в) анафаза    4n 4c

                                             2n 2c

    г) телофаза   2n 2c

11.Цитокинез- деление цитоплазмы

     а) животные клетки

     б) растительные клетки

12.Биологическое значение митоза. (Таблица)

 -увеличение числа клеток, рост организмов;

 -размножение одноклеточных организмов;

-регенерация- восстановление повреждённых органов, тканей, восстановление утраченных тканей, органов у растений, низших животных;

 - обеспечивается равноценное распределение генетического материала,    хромосом между дочерними клетками т.е. дочерние клетки получают такое же количество хромосом, какое было в материнской. Если в соматических клетках человека 46. Сколько будет в дочерних?

У шимпанзе – 48? У мухи дрозофилы -8? У сазана – 104?

Как вы думаете, всегда ли происходит равномерное распределение хромосом при митозе?

13. Нет, не всегда. (Сообщение 4 учащегося, члена школьного научного общества).  Работая над проблемами: по пересадке органов, сердечно-сосудистой системе, строением и значением нуклеиновых кислот, продуктов питания мы выяснили, что при нарушении нормального хода митоза в дочерней клетке может оказаться больше или меньше хромосом, чем в материнской и это может  привести либо к гибели, либо существенным изменениям в жизнедеятельности клеток – возникновению мутаций.

А каковы причины этого?

Разные: условия среды, алкоголь, курение, наркотические вещества, генмодифицированные продукты питания, пищевые красители, пищевые добавки.

Вывод.

III.Закрепление

1.Определение фаз митоза на микропрепаратах «Кариокинез в клетках корешка лука» под

микроскопом. (Пр. р.)

2.Определение правильной последовательности фаз митоза. (Динамическое пособие «Митоз». Восстановите правильную последовательность фаз митоза. Докажите правильность своего решения.

Подведение итогов урока.

IV.Задание на дом: §17 (§20)

Творческое задание. Напишите сценарий многосерийного фильма на тему «Митоз».

С действующими лицами: интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза,

цитокинез, формулы клеток.

Приложение 1.

Инструкция.

Лабораторная работа по теме: «Деление клетки».

Цель:

-определить тип деления клеток,

-найти определённые фазы деления клеток,

-закрепить навыки выполнения лабораторной работы, работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Кариокинез в клетках корешка- кончика лука»

Ход работы.

1.Приготовьте микроскоп к работе.

2.Рассмотрите микропрепарат.

3.Определите тип деления клеток.

4.Наудите фазы деления, зарисуйте по одной клетке, подпишите название фазы.

5.Объясните, по каким признакам определили тип деления и фазу деления клетки.

6.Вывод.

Приложение 2.

Тест по теме: «Митоз- деление соматических клеток»

1.Когда происходит подготовка клеток к делению?

А. начинается в интерфазе;

Б. начинается в профазе;

В.начинается в интерфазе, заканчивается в профазе.

2.Какие фазы различают в митозе?

А. интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза;

Б. профаза, метафаза, анафаза, телофаза;

В. метафаза, анафаза, телофаза.

3. Что происходит с хромосомами в профазе?

А. деспирализация хромосом;

Б. хромосомы расходятся к полюсам;

В. хромосомы свободно располагаются в цитоплазме;

Г. Хромосомы спирализуются.

4. Какие изменения происходят в метафазе?

А. нити веретена деления прикрепляются к центромерам каждой хромосомы;

Б. нити веретена деления прикрепляются к концам хромосом;

В. хромосомы располагаются в плоскости экватора;

Г.  хромосомы располагаются в цитоплазме без всякого порядка.

5. Что происходит в анафазе?

А. хроматиды расходятся к разным полюсам: одна – к одному полюсу, другая – к другому;

Б.  хромосомы расходятся к разным полюсам: одна – к одному полюсу, другая – к другому;

В. хроматиды беспорядочно расходятся к полюсам;

Г. хромосомы беспорядочно расходятся к полюсам.

6. Что происходит в телофазе?

А. спирализация хромосом;

Б.. деспирализация хромосом;

В. образуется ядерная оболочка и ядрышко.

7. Каково биологическое значение митоза?

А. образуются клетки с гаплоидным набором хромосом в ядре;

Б. образуются клетки с диплоидным набором хромосом в ядре;

В. дочерние клетки имеют неодинаковую наследственную информацию;

Г. дочерние клетки имеют одинаковую наследственную информацию.

8. Чему равно число ДНК и число хромосом в дочерних клетках?

А. 1c2n;

Б. 2c2n;

В. 2c4n;

Г. 4c4n9.

9. Митоз – деление клетки:

А. прямое;

Б. непрямое;

В. полное;

Г. неполное.

10. Митозом делятся:

А. старые клетки;

Б. молодые клетки;

В. клетки, закончившие свое развитие;

Г. Раковые клетки.

В1 Из перечисленных органоидов и частей клетки выберите те, которые входят в аппарат деления клетки у многоклеточных животных.

1.Клеточная стенка

2.Ядерная мембрана

3.Центриоли

4.Жгутики

5.Веретено деления

6.Микротрубочки

В2 Запишите фазы митоза в правильном порядке

1-профаза

2-телофаза

3-анафаза

В3 Выберите процессы, происходящие в интерфазе митоза

1-синтез белков

2-уменьшение количества ДНК

3-рост клетки

4-удвоение хромосом

5-расхождение хромосом

6-деление ядра

Приложение 3.

Фазы митоза.

Фаза митоза,набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза

2n4c

http://festival.1september.ru/articles/516126/Image3779.gif

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.

Метафаза

2n4c

http://festival.1september.ru/articles/516126/Image3780.gif

Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза

4n4c

http://festival.1september.ru/articles/516126/Image3781.gif

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).

Телофаза

2n2c

http://festival.1september.ru/articles/516126/Image3782.gif

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки.

Приложение4

C:\Users\Петровна\Desktop\18015444.jpg

 

   

Приложение 5.

Интерфаза, ее периоды. Сущность периодов

 

Интерфаза

(interphasis; Интер- + греч. phasis проявление; син. интеркинез)

период жизненного цикла клетки между двумя митотическими делениями, в течение которого синтезируются вещества, необходимые для существования и последующего деления клетки, а также возникают специальные структуры в зависимости от ее функциональных особенностей.

 

Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетического, или постмитотического, — G1, синтетического — S, постсинтетического, или премитотического, — G2.

Пресинтетический период (2n 2c, где n — число хромосом, с — число молекул ДНК) — рост клетки, активизация процессов биологического синтеза, подготовка к следующему периоду.

Синтетический период (2n 4c) — репликация ДНК.

Постсинтетический период (2n 4c) — подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии для предстоящего деления, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.

 http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/246/245585/245585_html_5c303986.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В

Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток".Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток", содержит слайды, раскрывающие процесс ы интерфазы, фазы митоза....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...

Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск

Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой,  по учебнику биология 9 класс, под редакцией  И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человечески...