Путешествие по национальному парку "Земля леопарда"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Уваровская Галина Федоровна

В конспекте урока отражено биоразнообразие национального парка "Земля леопарда", который был образован в апреле 2012 года, показана  красота природы. В стихотворной форме отражено отношение человека к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 пгт Славянка

Хасанский муниципальный район Приморского края

Конкурс "Методическая копилка"

Путешествие по национальному

парку "Земля леопарда"

(учебное занятие к проведению мероприятия "Марш парков и заповедников")

Номинация "Конспект учебного занятия"

                                 Уваровская Галина Федоровна

                                                                       учитель биологии МКОУ СОШ №1

                                        пгт Славянка

                                                                       руководитель кружка                    

                                                                       "Друзья Земли леопарда"

пгт Славянка 2014 год

     

 Тема занятия:  Путешествие по национальному парку "Земля леопарда"

Цель:  

- экологическое образование учащихся с целью сохранения биологического разнообразия особо охраняемых природных территорий, редких и исчезающих видов растений и животных.

Задачи:                                                                                                                             1.Познакомить учащихся с историей создания национального парка "Земля леопрада", редкими и исчезающими видами растений и животных, обитателей национально парка" Земля леопарда", подчеркнуть важную роль растений и животных в природе.                                                  

2.Научить узнавать некоторые виды растений по внешним признакам.

3.Способствовать развитию экологического мышления у учащихся, привитию любви к малой Родине.

Оборудование:                                                                                                                             Мультимедийный проектор, карта Приморского края, карта национального парка "Земля леопарда". Фото животных и растений, обитающих в Приморском крае, рисунки детей "Природа глазами детей".                                   Природный материал: шишки и орехи кедра, ели, пихты цельнолистной, плоды бархата, маньчжурского ореха, лиана и плоды лимонника и др.                                                                                

Этапы урока

1. Введение.

 Вводное слово учителя:                                                                                                                             История создания национального парка "Земля леопарда". 

К началу третьего тысячелетия система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в ареале дальневосточного леопарда была представлена заповедником ДВО РАН "Кедровая падь"(18 тыс. га), существующим с 1916 года, федеральным заказником "Барсовый" (106,9 тыс. га), который был организован в 1979 году после проведения первого учета дальневосточного леопарда, и созданным в 1996 году краевым заказником "Борисовское плато" (63,4 тыс. га).

В 2001 году Всемирный фонд дикой природы (WWF) выступил с идеей создания на их базе единой мощной хорошо охраняемой территории с режимом национального парка, позволяющим сочетать интересы местного населения и леопарда и обладающим реальными возможностями организации охраны, изучения и просвещения.

В сентябре 2007 года заповедник "Кедровая падь" посетил заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Он взял на себя личную ответственность за создание национального парка на этой территории.

   И наконец,  5 апреля 2012 года вышло постановление Правительства РФ о создании национального парка "Земля леопарда". Национальный парк был создан на базе федерального заказника с расширением территории до 262 тыс. га. Управляет всем объединенная дирекция заповедника и национального парка.                                                                                                                                                   Задачей единой особо охраняемой территории является сохранение и восстановление единственной в мире дикой популяции дальневосточного леопарда. Территория национального парка в совокупности с заповедником охватывает более половины ареала этого редкого подвида и составляет 280 тыс. га.

2. Начало путешествия

Свое путешествие мы начинаем с изучения карты Приморского края, карты национального парка "Земли леопарда".

   В национальном парке выделено несколько функциональных зон:

    Заповедная зона предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии. Поэтому в ее границах запрещается осуществление любой хозяйственной деятельности.

   Особо охраняемая зона предназначена как для охраны гос. Границы РФ, так и для сохранения природной среды в естественном состоянии.

   Рекреационная зона предназначена для развития туризма, физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров. Здесь допускается свободное посещение, а земли остаются в собственности или в аренде у граждан.

   Зона хозяйственного назначения допускает как деятельность, направленную на обеспечение функционирования национального парка, так и хозяйственную деятельность граждан, проживающих на его территории.

    Охранная зона создана без изъятия земельных участков у владельцев и пользователей. Но ее режим накладывает ограничения на способы ведения охоты для создания наиболее благоприятных условий для леопарда.

- Давайте внимательно посмотрим на карту и вспомним - какие реки протекают на территории национального парка "Земля леопарда" (Показываем на карте реки).

 Малые реки, которые текут с хребтов гор - это река Барабашевка (Мангугай), река Нарва (Сидеми), река Пойма (Адими), река Рязановка, река Гладкая, Виноградная, Цукановка(Янчихе), Тесная (Черухе) и др.

    В этих реках водятся разные виды рыб- красноперка, ленок, мальма, на нерест заходят  дальневосточные лососи – сима, горбуша, кета, которые находятся под охраной и вылов их запрещен. (Фото рыб)

Горные хребты сбегают к берегу Японского моря небольшими горами-сопками. А на сопках растут…

-Какие вы знаете деревья?  ( Дети называют знакомые им деревья)

Все они растут на территории национального парка "Земля леопарда".

Деревья в лесу растут густо. Под большими высокими деревьями - растут деревья поменьше, внизу располагается кустарник, разные виды папоротника- орляк, осмунд, страусник, зеленеют травы.

Природа национального парка уникальна. Здесь можно встретить как северные виды растений, так и южные…

- Какие редкие и исчезающие виды растений вы знаете?

-Правильно…

 В лесу произрастают редкие и исчезающие виды – рододендрон Шлиппенбаха, жень-шень настоящий, аралия материковая, береза Шмидта, диморфант, кирказон маньчжурский, пион горный и молочноцветковый, башмачок настоящий и другие.

  Весной особенно красивы и пахучи березы, листья липы, клена, ясеня, маньчжурского ореха, хвойные породы деревьев: лиственница, сосна корейская (кедр), пихта цельнолистная, сосна густоцветковая.

(Детям показываем шишки кедра корейского, ели, сосны густоцветковой, их ветки, орехи; рассказываем о смоле, ее заживляющих свойствах. Рассказываем о значении кедровых орехов для зверей и птиц; о значении плодов маньчжурского ореха в жизни животных.)

   - Ребята, кто из лесных обитателей  лакомится орехами? (дикий кабан, гималайский медведь, бурундуки, белки, разные птицы…)

Стихотворение "Белогрудый медведь" Е. Новожиловой

Белогрудый мишка

Очень любит шишки.

Где тайга кедровая,

Там его столовая

(Показываем фрагмент из фильма)

 В национальном парке можно встретить сразу четырех диких кошек: дальневосточного леопарда, амурского тигра, рысь и дальневосточного лесного кота. Обитают здесь как типичные южане- пятнистый олень, гималайский медведь, непальская куница - харза, енотовидная собака, так и северяне: кабан, косуля, барсук, кабарга, колонок и другие животные. Есть сведения о наличии горала, в прошлом обитал красный волк.

По видовому составу национальный парк самый богатый из районов Дальнего Востока России. Берегите природу, и она вас отблагодарит своими дарами, красотой и величием.

3. Демонстрация видеофильма "Земля леопарда"

4.Учитель проводит викторину "Все о национальном парке "Земля леопарда"

1.В каком году в Приморском крае был образован заповедник "Кедровая падь"?

2. Почему встала необходимость создания национального парка в Приморском крае?

3. В каком году был образован национальный парк "Земля леопарда"?

4. Какие главные задачи решает национальный парк "Земля леопарда"?

5. Какие редкие и исчезающие виды растений произрастают на его территории?

6. Какие редкие и исчезающие виды животных обитают на территории национального парка?

7. Как правильно себя вести в лесу? Почему?

8. Какую птицу называют "лесным санитаром"?

9. Какие четыре вида кошек обитает на территории национального парка "Земля леопарда"?

10. Какие правила надо соблюдать, чтобы не случился пожар в лесу?

5.Выступление детей                                                                                                                       А сейчас  послушаем стихи, которые приготовили нам ребята!

Алина: Лес, лес,

             Много он таит чудес

             В нем растут деревья и кусты,

             Травы, мхи и разные цветы.

Таня:  Дятел дерево долбит

           Клювом бойко он стучит.

           Ствол наш дятел не калечит,

            Он в лесу деревья лечит.

Настя: Вперевалочку медведь идет,

              Любит он поесть и громко ревет.

           Меду, орехов он хочет,

          Весь день о еде он хлопочет.

Алина: Вот лисичка по лесу бежит,

             Носиком чутким она шевелит.

              Мышку лисица ищет,

             Под кустами в траве рыщет.

Таня: Птицы в кустах гнезда вьют,

           На ветках песни свои поют.

 Так  птицы музыку леса для нас создают.

 6.Учитель:

"Что же мы узнали, путешествуя по национальному парку "Земля леопарда"?

- В национальном парке выделено несколько функциональных зон.

- О растениях, произрастающих на территории

- О животных, обитающих в кедрово-широколиственных лесах

- О редких и исчезающих видах растений и животных и т. д.

7.Подведение итогов

Ребята! Когда мы с вами готовились к занятию, искали необходимый материал, рисовали рисунки растений, животных, читали стихи, нам помогали книги, журналы, энциклопедии. Большую помощь нам оказал Интернет, электронные энциклопедии.

Ваши стихи, активное участие в викторине на экологическую тему показали вашу заинтересованность в сохранении природы родного края, района, а значит и нашей страны России!

Спасибо всем за участие и внимание!                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Раскрытие скобок. Путешествие по национальному парку Таганай.

Урок закрепления, путешествие по родному краю, презентация...

Рабочая программа кружка по экологии "Тропой леопарда"

Краткая аннотация программы. Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного ...

Авторская программа кружка «Тропа леопарда»

Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы географии, биологии, экологии и краеведения.   Комплексность характеризует всю ...

Дальневосточный леопард

Эта работа познакомит с жизнью  леопарда в естественных условиях, причину его вымирания....

Охрана амурского тигра, дальневосточного леопарда, других редких животных

Тема моей  работы весьма актуальна, так как сохранность животного мира является одной из важнейших экологических проблем, которая последние годы всё больше беспокоит общественность.  Проводи...

Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...

Мероприятие "Путешествие по национальной кухне Германии."

Очень интересное мероприятие, в котором соприкоснулись межпредметные области такие, как технология и немецкий язык....