Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"
рабочая программа по биологии (5, 6 класс) на тему

Уваровская Галина Федоровна

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В работе есть все разделы по ФГОС, пояснительная записка, содержательная часть, формы и методы работы со школьниками, цели, задачи, ожидаемые результаты. Составлено календарно-тематическое планирование на 2 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт Славянка Хасанский муниципальный район Приморского края

Проект

Авторская рабочая программа экологического кружка

"Друзья Земли леопарда"

Автор: учитель биологии  МБОУ СОШ №1 п Славянка Уваровская Галина Федоровна

        

                                                               2017  г

                                              Пояснительная записка

           Экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из актуальных в настоящее время. Быстро развивающая промышленность оказывает значительное влияние на состояние окружающей среды. Экологические проблемы приобрели глобальный характер. Решить их уже невозможно без изменения мышления отдельного человека. Наука экология изучает взаимоотношения живых организмов  друг с другом и окружающей средой. Человек играет в этих взаимоотношениях не последнюю роль. Данная программа развивает интерес к экологическим проблемам Приморского края и позволяет использовать знания для  решения  экологических проблем в данном регионе.

Программа рассчитана для школьников 4-9 классов.

Реализация программы – 2 года

Количество часов -68 ч

1 час в неделю

                                      Актуальность программы

         Программа охватывает значительный круг естественнонаучных вопросов и исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы в качестве введения регионального компонента. Большая часть часов в программе отводится на изучение природы Приморского края: редких и исчезающих видов растений и животных. Часть часов отведено на изучение особо охраняемых природных территорий Приморского края, Хасанского района. Актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на  практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Занимаясь в кружке, обучающиеся расширяют свои знания о живой и неживой природе, о природе своей малой родины, о редких и исчезающих видах растений и животных, о влиянии хозяйственной деятельности человека на биологическое разнообразие в природе. Программой также предполагается организация внеклассных мероприятий для просвещения экологических знаний среди учеников школы и местного населения. Это доклады и презентации учащихся о видах растений и животных, требующих охраны, рисунки различной тематики, выпуск листовок, буклетов участие в олимпиадах и конференциях, в театрализованных представлениях, агитбригадах, ярмарках, фестивалях. С целью изучения природы родного края  предусмотрены экскурсии в ООПТ Приморского края и  естественнонаучные музеи, океанариум г. Владивостока. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично происходящее на нашей планете, в родной стране, в родном поселке, в школе и семье.

Цели:

1. Углубление биологических и экологических знаний обучающихся

2.Формирование экологической культуры учащихся, соблюдение основного правила нахождения в природе "НЕ навреди!"

3. Создание условий для экологической грамотности человека в окружающей среде

Задачи:

Образовательные:

1.Показать роль экологии в жизни человека, познакомить обучающихся с основными понятиями экологии.

2.Познакомить обучающихся с экологическими проблемами на планете, в своей стране, регионе, районе, поселке.

3. Выявить возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки практической работы с биологическими объектами.

2. Формировать у учащихся  навыки коммуникативного общения.

3. Прививать любовь и бережное отношение  к окружающей природе.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения экологии и биологии редких видов растений и животных, включая региональный компонент.

2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов практической деятельности.

3. Развивать навыки коммуникативной деятельности, умение самостоятельно проводить исследования, вести дискуссию, умение в интересной форме подать материал.

Направления развития личности:

1.Духовно – нравственное

2. Общеинтеллектуальное

Формы и основные методы работы:

1. Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, лекция, диспут.

2. Частично-поисковые методы при систематизации материала.

3. Исследовательские методы, работа с определителями растений

4. Репродуктивные методы выступления учеников на заседаниях кружка, школьных и районных научно-практических конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений.

Занятия кружка состоят из теоретической части: лекции, сообщения, доклады, рефераты  и практической части. В практической части используем наблюдение, исследование, эксперимент, сравнение и описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают биологические объекты, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, театрализованных представлениях, ведут анкетирование и просвещение школьников и местного населения, выпускают информационные листки, плакаты, аншлаги, рисунки по охране природы. Большая роль отводится экскурсиям в природу, акциям по природоохранной тематике. Все работы, в которых участвуют дети, проходят с учетом способностей кружковцев. Творческие задания выполняются как индивидуально, так и группами, учитывая интересы и развитие детей. В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметную интеграцию естественнонаучных дисциплин.

Ожидаемый результат

1. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к наукам, умение самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширение кругозора.

2. Умение самостоятельно  осуществлять исследовательскую, инновационную деятельность.

3. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы. Овладение навыками научного мышления.

4.Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

5. Умение создавать памятки, аншлаги в области экологической культуры, исследовательские проекты и проводить их презентацию.

6.Возрастание творческой активности школьников, развитие коммуникативных способностей.

7.Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей природы.

8. Ведение здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью

9. Понимание своей значимости и ответственности в решении экологических проблем.

Условия реализации программы

Возраст школьников, участвующих в реализации программы: 5-7 классы

Продолжительность образовательного процесса 2 года

Количество часов 34ч х 2 г = 68ч, 1ч в неделю

Программа 68 часов, 34 часа в год, 1 час в неделю

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  (34 ЧАСА)

Введение 1 час

Содержание и общий план занятий. Знакомство с основной работой кружка. Правила поведения учащихся в кабинете. Техника безопасности при проведении лабораторных  работ и во время экскурсий.

 Раздел 1.    Основные вопросы экологии  (4 час.)

Экология как наука. Структура современной науки экологии. Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Международные организации (WWF – Всемирный фонд дикой природы, IFAW- Международный фонд защиты животных, GREENPIS)  и другие. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, их причины. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Приморского края. ООПТ Хасанского района. Экологические проблемы ООПТ Приморского края.

Экскурсия на морское побережье залива Петра Великого.

Раздел 2. Природа Приморского края . Флора. Грибы. (14 час).

Тема 1. Общие представления о природных ресурсах Приморского края (1 час).

Особенности географического положения Приморья, его природные условия и природные ресурсы.

Тема 2. Морские и пресноводные ресурсы Приморского края  (2 часа)

Морские ресурсы Приморского края. Пресноводные ресурсы: реки, озера, болота. Охрана водных ресурсов.

 Тема 3. Водоросли. Хвощи и плауны. Папоротники. Голосеменные. Цветковые растения. Грибы. Лишайники. (8 часа)                                                                                                                                Редкие и исчезающие виды растений и грибов. Красная книга растений Приморского края.

Лекарственные растения. Их использование человеком.

Лабораторные работы (2 часа)

Раздел 3. Природа Приморского края. Фауна. (15 час)

Тема 1.Фауна морских экосистем. Кишечнополостные, иглокожие, ракообразные, моллюски, рыбы, морские пресмыкающиеся, млекопитающие. (4 час)

Тема 2. Фауна наземных экосистем. (8 час) Насекомые, паукообразные, ракообразные, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Красная книга животных Приморского края.

Лабораторные работы (2 часа)

Второй год обучения (34 часа)

Раздел 4. Особо охраняемые природные территории Приморского края (4 часа)

Развитие направлений природоохранной деятельности в крае. Организация и развитие заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы в Приморском крае. Их краткая характеристика. Особо охраняемые природные территории Хасанского района. История их организации.

Экскурсия в район памятника природы.

Раздел 5. Особенности флоры и фауны Хасанского района (8 час)

Основные сведения о видах (статус редкости, распространение в Приморском крае, краткое описание мест обитания, образа жизни, численности, принятые меры охраны).

Животные, занесенные в Красные книги РФ, Приморского края.

Растения, занесенные в Красные книги РФ, Приморского края.

Занятия по выполнению творческих работ учащихся.

Раздел 6. Тигр амурский  (4 часа)

Зеленый дом амурского тигра. Как сохранить тигра амурского? Как спасают тигрят – сирот. История пяти найденышей. Один день из жизни подрастающих тигрят. Реабилитация зверей. Назад в тайгу. Роль Международного фонда защиты животных(IFAW) в спасении  численности амурского тигра. Аспекты международного сотрудничества.

Творческие работы учащихся: рисунки, фотографии, поделки, презентации.

Раздел 7. Леопард дальневосточный (4 часа)

Уроки леопардоведения.  Как изучают леопарда. Кошачья семья.  Маньчжурская тайга – уникальная система. Леопард – индикатор благополучия экосистемы. Роль ООПТ в охране леопарда.  Спасение леопарда. Право на жизнь. Фотодосье леопардов.                                            Мастер-класс для учащихся. Как узнать леопарда по пятнам.                                                     Творческие работы учащихся.

Экскурсия

Раздел 8. Национальный парк "Земля леопарда"(6 час)                                                           История создания национального парка. Характеристика географического положения национального парка. Цели и задачи национального парка. Функциональные зоны территории. Богатство и разнообразие экосистем. Флора и фауна. Растения, грибы  и животные, занесенные в Красную книгу ПК.

Творческие работы учащихся.

Экскурсия в национальный парк "Земля леопарда"

Раздел 9. Организация проектов  ( исследовательской работы, творческой работы: рисунки, фотоработы, презентации, ролики о природе, о природоохранной        работе кружковцев, организация театрализованных выступлений). (10 часов).

К концу пятого класса  обучаемый:

  1. получит  представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения в природе;
  2. приобретёт нравственный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшими, и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. научится эмоционально реагировать на негативные и позитивные проявления в  обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  4. будет уважать отношение к традициям своей семьи, своего народа;
  5. приобретёт опыт эстетического, эмоционально-нравственного  отношения к природе, нормам экологической этики.
  6. научится видеть красоту в окружающем мире;

К концу шестого класса  воспитанник:

  1. научится видеть красоту природы и в поведении и поступках других людей;
  2. будет стремиться демонстрировать активную жизненную позицию,  участвуя в общественных акциях, нравственно ориентированной социально - значимой деятельности.
  3. будет проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Компьютер, проектор, колонки.

                                                   Ресурсы

1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю, г. Владивосток, 1986 г.

2. Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края, г. Владивосток, 1997г.

3. Животченко В.И., Шалдыбин С.Л., Олигер Т.И., Лазовский заповедник, Москва, ВО Агропромиздат, 1989 г.

4. Г.А Какорина, Е.В. Меделян. Экология. Региональный компонент, Владивосток, Издательство ПИППКРО, 2007 г.  

4.Пришвин М. Женьшень, г. Владивосток, 1991 г.

5.Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона. Дальний Восток – Приморье, г. Владивосток-Биробиджан, 2005 г.

6.  Под ред. Врища Э.А. Уроки леопардоведения,  г. Владивосток, 2009 г

7.Под ред. Меделян Е.В., Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги, г. Владивосток, 2010 г.

8. Е.В. Меделян, Г.А. Какорина, Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края, г.Владивосток, 2015 г.

8. Международный фонд защиты животных, г. Москва, 2014 г.

9.Красная книга Приморского края. Животные, г. Владивосток, 2005г.

10.Красная книга Приморского края. Растения, г. Владивосток, 2005 г.

11. Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

1-й год обучения   34 часа, 2 час в неделю  (5 класс)

№ п/п

Тема

Содержание

Практические задания

     Введение 1 час

1

Содержание и общий план работы кружка.

Организационная структура коллектива кружка. Ознакомление с содержанием и планом работы кружка

Раздел 1. Основные вопросы экологии 4 часа

2

Экология как наука. Структура современной экологии. Экосистемы.

Основные экологические понятия и определения

Составление кластера современной науки экологии

3

Как живет планета? Международные природоохранные организации

Международное сотрудничество в деле охраны природы

Составление кластера международных природоохранных организаций

4

Экологические проблемы в современном мире

Пути решения экологических проблем

Рисунки на тему охраны природы

5

Особо охраняемые природные территории(ООТП)

ООПТ России, Приморского края, Хасанского района

Работа с

Контурными

картами национального парка «Земля леопарда»

Раздел 2  Природа Приморского края. Флора. Грибы 14 ч

6

Общие представления о природных ресурсах Приморского края

Природные ресурсы Приморского края живой и неживой природы

Познава-

тельные

игры

7

Растительный мир. Царство грибов

Видовое разнообразие растительного мира ПК. Грибы Приморского края

Работа с атласом Приморского края

8,9

Морские и пресноводные ресурсы Приморского края

Видовое разнообразие водорослей  залива Петра Великого

Работа с иллюстративным материалом и определителями

10

Хвощи. Плауны. Папоротники ПК

Видовое разнообразие. Охрана редких видов. Значение в природе и жизни человека

Работа с иллюстративным материалом

11

Голосеменные растения ПК

Видовое разнообразие хвойных видов растений. Редкие и исчезающие виды. Меры сохранения.

Лабораторная работа по определению видов голосеменных

Составление презентации «Хвойные растения Приморского края»

12

Цветковые растения ПК, их экология

Видовое разнообразие цветковых растений ПК. Особенности экологии некоторых видов.

Познавательные экологические  игры

13

Грибы и лишайники

Шляпочные грибы ПК. Лишайники, их разнообразие

Работа с иллюстративным материалом

14

Редкие и исчезающие виды растений и грибов. Красная книга Приморского края

Видовое разнообразие редких и исчезающих видов растений и грибов ПК

Работа с Красной книгой ПК

15

Лекарственные растения ПК, их использование человеком

Видовое разнообразие лекарственных видов растений, их значение в природе и жизни человека

Презентация «Лекарственные растения»

16

Лабораторная работа «Определение видов растений»

Характерные признаки цветковых растений

Работа с определителями

17

Познавательные экологические игры

Причуды природы.

Викторина

Составление кроссворда на тему «Растения, грибы»

18

Подготовка к экологическим конкурсам

Подготовка творческих работ учащимися

19

Эколого-психологические тренинги

тестирование

Раздел 3. Природа  Приморского края. Фауна 15 час

20

Фауна морских экосистем

Общий обзор морских экосистем

21

Кишечнополостные. Иглокожие.

Разнообразие кишечнополостных и иглокожих Японского моря

Презентация «Кишечнополостные», «Иглокожие»

22

Ракообразные и моллюски

Среда обитания, разнообразие ракообразных, моллюсков. Значение в природе и жизни человека.

Работа с определителем. Составление презентации «Ракообразные», «Моллюски»

23

Морские и пресноводные рыбы

Общая характеристика морских и пресноводных рыб. Значение в природе и жизни человека.

Презентация «Морские рыбы». «Пресноводные рыбы»

24

Пресмыкающиеся и млекопитающие

Среда обитания, разнообразие пресмыкающихся и морских млекопитающих.

Презентация «Морские пресмыкающиеся», «Морские млекопитающие».

25

Экологические игры, конкурсы

26

Фауна наземных экосистем

Общая характеристика наземных экосистем

27

Насекомые, паукообразные наземных экосистем

Общая характеристика насекомых, паукообразных. Среда их обитания, значение в природе и жизни человека

Презентация «Насекомые», «Паукообразные»

28

Ракообразные, моллюски наземных экосистем

Общая характеристика ракообразных, моллюсков наземных экосистем, их роль в природе.

Презентация «Ракообразные», «Моллюски»

29

Земноводные, пресмыкающиеся

Среда обитания, общая характеристика земноводных и пресмыкающихся, их роль в природе.

30

Птицы, млекопитающие

Среда обитания, общая характеристика, роль в природе.

Презентация «Птицы», «Млекопитающие»

31

Экскурсия в природу «Наблюдение за насекомыми и птицами в биогеоценозе»

Правила поведения в природе, техника безопасности.  Наблюдение за птицами. Наблюдение за насекомыми.

Презентация «Поведение птиц в природе», «Удивительные насекомые»

32

Веселые викторины, кроссворды

Составление кроссвордов, вопросов к викторине по пройденному материалу

Работа в группах

33

Подготовка и участие в конкурсах

Рисунки, изготовление поделок

34

Экологические игры

                              Календарно-тематическое планирование

2-й год обучения   34 часа, 1 час в неделю  (6 класс)

1-  2- полугодие  2016-2017 уч. год

       № п/п

Тема

Содержание

Практические задания

Раздел 4.  Особо охраняемые природные территории Приморского края (4 часа)

1

Природоохранная деятельность в ПК.

Организация и развитие ООПТ, их краткая характеристика

2

История организации ООПТ в ПК

экскурсия

3,4

(2 часа)

Экскурсия в район памятника природы

Экологическое состояние экосистемы. Влияние человека на природу.

Раздел 5. Особенности флоры и фауны Хасанского района (8 час)

5,6

Основные сведения о видах растений и животных

Распространение в ПК, краткое описание мест обитания, образа жизни

7

Статус редкости видов в ПК

Животные, занесенные в Красные книги РФ и ПК

презентация

8

Статус редкости видов в ПК

Растения, занесенные в Красные книги РФ и ПК

презентация

9

Принятие мер по охране редких видов в ПК

Обзор научно-популярных журналов

10

Мастер-класс по составлению презентаций по темам

Как правильно составить презентацию

Выполнение работ

11-12

Занятия по выполнению творческих работ учащихся.

Индивидуальные  мини-проекты

Раздел 6. Тигр амурский  (4 часа)

13

Зеленый дом амурского тигра.

 Как сохранить тигра амурского?

Творческие работы учащихся: рисунки, фотографии, поделки, презентации.

14

История пяти найденышей тигрят

15

Реабилитация зверей. Назад в тайгу.

История тигрицы Золушки, Илоны.

16

Роль Международного фонда защиты животных(IFAW) в спасении  численности амурского тигра.

Международное сотрудничество природоохранных организаций

Раздел 7. Леопард дальневосточный (6 час)

17

Уроки леопардоведения.  Как изучают леопарда

Кошачья семья

18

 Маньчжурская тайга – уникальная система

Леопард – индикатор благополучия экосистемы

19

Спасение леопарда. Право на жизнь

Работа природоохранных организаций

20

Фотодосье леопардов

Изучение рисунков на леопарде и определение отдельных особей

Изучение методик

21

Мастер-класс для учащихся. Как узнать леопарда по пятнам.                                                    

«Как узнать леопарда по пятнам»

Практическое занятие

22

Выполнение Творческих работ учащимися.

Индивидуальные мини - проекты

Раздел 8. Национальный парк "Земля леопарда"(6 час)                                                          

23

История создания национального парка и его характеристика.

Работа природоохранных организаций по созданию н/п Характеристика географического положения национального парка.

24

Цели и задачи национального парка. Функциональные зоны территории.

Ознакомление с целями и задачами национального парка и его  функциональными зонами

25

Богатство и разнообразие экосистем. Флора и фауна.

Ознакомление учащихся с разнообразием экосистем, флорой и фауной

26

Растения и животные, занесенные в Красную книгу Приморского края.

Ознакомление учеников с растениями и животными, занесенных в Красную книгу ПК

Работа по изучению

27

Экскурсия в национальный парк "Земля леопарда"

Ознакомление с видовым разнообразием растений

Наблюдения в природе

28

Творческие работы учащихся.

Мини –проекты рефератов

рефераты

Раздел 9. Организация проектов (исследовательской работы, творческой работы), 7 ч

29

Экскурсия на водоем – ручей Тулума

Ознакомление с методиками изучения гидробионтов, их видовым разнообразием

Исследования  водоема

30

Написание исследовательской работы и защита на конференции

Изучение научной литературы

Работа с научной литературой

31

Подготовка учащихся к выступлению на конференции «От Дня Земли – к веку Земли»

Составление презентации к исследовательской работе

32

Участие учеников в конкурсах рисунка, экологических сказок

Творческие мини-проекты

Написание творческих работ

33

Организация театрализованного выступления на слете экоклубов

Ознакомление с текстом и отработка материала

Творчество на сцене

34

Экскурсия в Океанариум                         г. Владивостока

Ознакомление учеников с экспозициями, видами растений и животных - обитателей океанариума

35

Заключительное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов

введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"

Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АЯ-ГАНГА»

Уважаемые коллеги! На данной странице представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяется в нашей школе....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...