АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АЯ-ГАНГА»
рабочая программа

Ринчинова Мираида Валерьевна

Уважаемые коллеги! На данной странице представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяется в нашей школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Ринчинова М.В.

Протокол № __

от «_____» августа 201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР:

_________Мупкина С.В.

«____» августа 201___г.

«Утверждено»

Директор.

_____________ Очиров Д.Б.

Приказ №____

от «____» августа 201__г.

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
« АЯ-ГАНГА»

Класс: 5-6

Уровень образования – основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год

Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 35 ч/год

Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Нижняя Иволга

2018-2019 учебный год

Программа экологического кружка «Ая-ганга» (авторская программа)

Цель и задачи программы:

Цель -  способность формированию ответственности учащихся за состояние окружающей среды.

Образовательные задачи:

- овладение понятийным аппаратом, знание основных экологических терминов.

-  изучение и сохранение биоразнообразия родного края.

- осознание учащимися необходимости охраны окружающей среды.

- овладение простейшей методикой изучения природы родного края.

Воспитательные задачи:

- возбуждать и развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию.

-увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у учащихся познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде.

- обучать учащихся правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

Развивающие задачи:

- формирование ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, привитие научных, гуманных взглядов на природу и общество, развитие потребностей общения с природой и научной картины мира в целом.

Учащиеся должны знать основные понятия экологии (окружающая среда, экосистема, система природопользования, экология человека, особенности организации природных систем)

  1. Усвоить моральные нормы, регулирующие взаимоотношения человека с природой.
  2. Уметь оценивать природу Бурятии, как объект познания и эстетического наслаждения, делать простейшие экологический прогнозы.
  3. Использовать экологические знания и умения, для улучшения состояния окружающей среды Бурятии.

Методы работы: Могут быть самыми разнообразными, но наибольшими возможностями располагают практические занятия, опыты, наблюдения, исследования. Мониторинг неживой и живой природы (длительные наблюдения)

Формы работы: целенаправленные экскурсии в природу, экскурсии в музеи, лекции, дискуссии по проблемам экологии, семинары, уроки самостоятельной работы, игры, встречи с людьми, профессия которых связана с проблемами экологии, решение экологических задач, ситуаций.

Все методы и формы работы должны быть направлены на логическое развертывание, показ экологических проблем на всех уровнях их проявления: глобальном, региональном и локальном, как лично значимые.

По итогам изучения курса проводится отчетная конференция о проделанной работе за год и каждому члену кружка вручается свидетельство “ Юного эколога”

Пояснительная записка

Актуальность: В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают основы цивилизации и во многом определили от возможности выживания человечества. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование одно из актуальных требования современности. С малых лет человек должен познавать Природу и непременно учиться любить, разумно пользоваться, быть действительно созидающим, а не губительной частью мира.

И связи с острейшими экологическими проблемами возникла необходимость грамотно осуществлять экологическое образование и воспитание в школе. Это одна из главных задач в школы. В современных условиях экологическое образование направленно на то, что бы чисто потребительские подходы к природе все больше вытеснялось установками, ориентирующими человека на сохранение и разумное использование природной среды, на творческое созидание, основанное на познании законов природы.

Возрождение экологических традиций – насущная проблема нашего времени. Возрождение экологических традиций, прежде всего, предполагает преемственность поколений. Без этого каждое последующее поколение все больше забывает достижения экологических традиций, поскольку они в основном передавались из уст в уста в процессе совместной деятельности и на личном примере. Если в очаге погас огонь, то можно попросить огня у соседа, если морозом убит сад, то можно приобрести саженцы и посадить новый. Но если в силу каких-то потрясений порвалась связь времен, если молодые поколения утратили добрые обычаи  и традиции старых поколений, то их не восстановить разовым действием, поэтому в целях сохранения линии жизни полезно, прежде всего, понимание значимости экологических традиций и затем приложение усилий, направленных на их возрождение.

Основная цель экологического образования и воспитания учащихся состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Экологическое образование предполагает целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают умениями и навыками по организации природной среды.

Школьники должны понимать социальные и природные причины, определяющие нормы и правила по отношению к природе. На основе усвоенных экологических знаний у учащихся происходит становление убеждений в необходимости охраны природы. Впоследствии эти знания влияют на формирование научного мировоззрения, вырабатывают определенные нормы поведения на природе.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

            Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Название экология образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос» - наука, изучение. Название это ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.

            Жизнь – это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических наук, каждая из которых исследует определённые стороны жизни. В центре внимания экологии тоже живые объекты. ЕЁ задачи – изучить, как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана с теми науками, которые изучают законы неживой природы. Можно сказать,что экология изучает взаимодействия живой и неживой природы.

            Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса. Всё современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди всё глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам

развивать и использовать свою техническую вооружённость. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества.

            В школе нет предмета – экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.

            Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них. 

Образовательные задачи:

  • Знание основных экологических терминов
  • Изучение и сохранение биоразнообразия родного края
  • Изучение основных экологических проблем на всех уровнях
  • Осознание учащимися необходимости охраны окружающей среды
  • Овладение простейшей методикой изучения природы родного края

Воспитательные задачи:

  • возбуждать и развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию.
  • увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у учащихся познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде.
  •  обучать учащихся правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

Развивающие задачи:

  •  формирование ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, привитие научных, гуманных взглядов на природу и общество, развитие потребностей общения с природой и научной картины мира в целом.
  • возбуждать и развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию.
  • увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у учащихся познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде.
  • обучать учащихся правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.
  •  формирование ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, привитие научных, гуманных взглядов на природу и общество, развитие потребностей общения с природой и научной картины мира в целом.

Направления деятельности экологического кружка “Ая-ганга”

  1. Поисково-исследовательская работа:
  • Изучение флоры и фауны родного края;
  • Длительные мониторинговые опыты, выявление редких и исчезающих видов растений и животных на Эталонном Участке Родной Природы;
  • Классификация, инвентаризация компонентов и обычаев, связанных с традиционными природопользованием;
  • Анализ экологического состояния природной среды своего микрорайона, Родины.
  • Камеральная обработка и оформление результатов наблюдений и опытов в виде таблиц, графиков, гербариев, коллекций, планшетов.
  • Участие в районных, республиканских, региональных конференциях, олимпиадах, походах, конкурсах и т.д.
  1. Распространение экологических знаний и информации, как среди школьников так и среди населения.
  • Выпуск школьного экологического вестника
  1. Практическая работа
  •  Различные дела и акции, направленные на улучшение экологической ситуации в Иволгинском районе;
  •  Реализация конкретных проектов учащихся, учителей

Ожидаемые результаты

Системные экологическое образование и воспитание учащихся через разнообразную деятельность изучения, анализа и улучшения экологического состояния природной среды будет способствовать формированию экологической ответственности, укреплению духовного и физического здоровья. Формирование знаний о закономерностях

и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды

Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятии прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы.

Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

Развитие  знаний и умений по оценке состояния и охране природного окружения.

Уровни усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в природе;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • особенности растительного и животного мира Иволгинского района, Республики Бурятия;
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу Бурятии и России;
  • основы здорового образа жизни;
  • влияние вредных факторов на здоровье человека;
  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • ориентироваться на местности;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • наблюдать за погодой, явлениями природы;
  • составлять температурные графики;
  • составлять карту местности;
  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
  • правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • изготовлять поделки из природных материалов;
  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  • выполнять учебные проекты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Структура программы

Введение: Экология и экологические взаимосвязи (1час)

Приспособляемость животных и растений, взаимосвязь флоры и фауны. Взаимодействие сообществ растений и животных с неживой природой, образование экосистем. Экология, как наука об условиях существования живых организмов. Предмет и задачи экологии. Основные экологические закономерности. Связь экологии с практической деятельностью человека.

Тема 1. Биощит (1час)

Изучение и распространение различных животных и растений, их изменения, лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Лес в представлений различных народов. Лес в геральдической символике.

Тема 2. Воздух, вода, почва, их сохранность. (2часа)

Экологически состояние воздуха, почвы, воды. Выявление и изучение источников загрязнения. Воздух, почва, вода и в жизни человека. Экосистемы водоемов. Изучение, охрана и воспроизводство зеленых насаждений, как легких Земли.

Тема 3. По страницам Красных книг. (1час)

Знакомство с Красными книгами мира, России, Бурятии.

Тема 4. Экологические проблемы региона (4 часа)

Атмосферный воздух, реки, водоемы края, промышленные бытовые отходы. Памятники природы Бурятии. Проблемы сохранности Байкала. Природные особенности Иволгинского района

Тема 5. Сохраним богатство растительного мира (3часа)

Экологическое состояние растительного мира. Видовое разнообразие флоры. Проблемы охраны растений. Коллекции ботанических садов. Заповедники.

Тема 6. В защиту братьев меньших (3часа)

Богатство видов и многообразие животного мира. Экологическое состояние и проблемы охраны животных. Заповедники Бурятии, заказники.

Тема 7. Здоровье и окружающая среда (2часа)

Медицина против болезней. Целебные силы природы. Минеральные источники Бурятии, Иволгинского района.

Тема 8. Мой край родной -  Бурятия

Колыбель -  моя Иволга, изучение флоры и фауны Нижней Иволги.

Тема 9. В мире камня. (1час)

Изучение и охрана минералов, горных пород и полезных ископаемых. Камень в искусстве. Архитектура. Графика. Народно-декоративное искусство.

Тема 10. Природа и искусство (1час)

Художники, композиторы о природе. Поэты о природе.

Тема 11. Этноэкологические традиции народов, населяющих Бурятию (3 часа)

Этноэкологические традиции бурят, русских, семейских, мусульман, эвенков, сойот. Народные приметы.

Экскурсии в Музей природы, Этнографический музей народов Забайкалья. Геологический музей (3часа)

Итоговое занятие: конкурс “Юные натуралисты – защитники природы”, игра - -конкурс “Путешествие с комнатными растениями”  - исследовательская работа.

Отчетная конференция по итогам работы за год (2часа)

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов (всего)

Теория

Практика

Сроки

Введение: экология и экологические взаимосвязи

1.Введение в экологию

1 час

1 час

1 неделя сентября

Биощит

2. Лес и человек

1 час

1 час

2 неделя сентября

Красная книга Бурятии, России

3.По страницам Красных книг

2 часа

1 час

1 час

3-4 неделя сентября

Экологические проблемы региона

4.Памятники природы Бурятии

2 часа

1 час

1 час

1-2 неделя октября

.Экосистема оз.Байкал

2 часа

1 час

1 час

3-4 неделя октября

Сохраним богатство растительного мира

6.Растительный мир Бурятии

3 часа

2 часа

1 час

4 неделя октября

В защиту братьев меньших

7.Животный мир Бурятии

3 часа

2 часа

1 час

2-3 неделя ноября

Воздух, вода, почва – их сохранность

8.Водные ресурсы

1 час

1 час

4 неделя ноября

9.Экологические состояние воздуха и почвы в Бурятии

1 час

1 час

1 неделя декабря

Здоровье и окружающая среда

10.Лечебные средства растительного происхождения

1 час

1 час

2 неделя декабря

11.Лечебные средства животного происхождения

1 час

1 час

3 неделя декабря

Мой край родной - Бурятия

12.Флора и фауна Нижней Иволги

2 часа

1 час

1 час

4 неделя декабря

13.Колыбель моя Иволга

1 час

1 час

3 неделя января

В мире камня

14.Изученте полезных ископаемых в Бурятии

1 час

1 час

1 час

4 неделя января

Природа и искусство

15.Поэты, музыканты и живописцы о природе

1 час

1 час

1 неделя февраля

Этноэкологические традиции народов Бурятии

16.Этноэкологические традиции бурят

2 часа

1 час

1 час

2-3 неделя февраля

17.Этноэкологические  традиции русских и семейских

1 час

1 час

4 нед. февраля

18.Этноэкологические традиции мусульман, эвенков, сойот

1 час

1 час

1 нед. марта

19.Потребительские традиции, фенологические

1 час

1 час

2 нед. марта

Экскурсии

20.Музей природы

2 часа

2 часа

3 нед.марта

21.Этнографический музей народов Забайкалья

2 часа

2 часа

1-2 нед.апреля

Итоговые занятия

22.Конкурс “Юные натуралисты” – защитники природы

1 час

1 час

3 нед.апреля

23.Путешествие с комнатными растениями ( исследовательские работы)

2 часа

1 час

1 час

1 нед.мая

Отчетная конференция по итогам работы за год

Методическое обеспечение:

  1. Материалы для бесед.
  2. Библиотека экологической литературы.
  3. Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений,
  4. Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).

Ресурсное обеспечение.

  1. Компьютер
  2. Интернет
  3. Проектор
  4. Электронные диски.
  5. Принтер

Темы рефератов:

  1. Новые болезни как следствие экологического неблагополучия.
  2. Рациональное природопользование – фундамент экологической безопасности.
  3. Охрана природы в Республике Бурятия
  4. Как государство охраняет природу?

5. Охрана озера Байкала

6. Народы и этнокультурные традиции народов Бурятии

7. Экология и здоровье человека.

8. Рост народонаселения и продовольственная проблема.

9. Учение Вернадского о биосфере.

10. Основные этапы взаимоотношений человека и природы.

11. Экологические катастрофы и их причины.

12. Экологические проблемы в сельском хозяйстве.

13. Птицы Байкала

14. Животные Байкала

15. Экологические организации России.

16. Экологическое настоящее и будущее России.

17. Загрязнение атмосферы и его последствия.

18. Загрязнение гидросферы и его последствия.

19. Глобальные экологические проблемы современности.

20. Электромобили.

21. Экологическое воспитание населения.

22. Компьютерные технологии и экологическая безопасность.

23. Автотранспорт и его влияние на экологическую ситуацию в регионе

24. Промышленные предприятия и их воздействие на природу.

25. Создание атомных электростанций и их угроза для человека и окружающей среды.

26. Последствие вырубки леса.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Сроки

Элементы содержания

Домашнее задание

Раздел 1

Введение в экологию. Место человека в современном мире.

1.Введение в экологию

1 час

1 неделя сентября

Введение в экологию

конспект

2.Экология организмов и место в ней человека

1 час

2 неделя сентября

Экология организмов и место в ней человека

конспект

3.Экология и популяций и человек

1 час

3 неделя сентября

Экология и популяций и человек

конспект

4.Экология сообществ и человек

1 час

4 неделя сентября

Экология сообществ и человек

конспект

Раздел 2

Мой родной край - Бурятия

5.Географическое положение Бурятии

1час

1 неделя октября

Географическое положение Бурятии

конспект

6.Водные ресурсы

1 час

2 неделя октября

Водные ресурсы

конспект

7.Реки, озера, типы озер

1 час

3 неделя октября

Реки, озера, типы озер

конспект

8.Минеральные источники, курорты Бурятии

1 час

4 неделя октября

Минеральные источники, курорты Бурятии

конспект

9.Байкал – уникальное озеро, хранилище пресной воды

1 час

1 неделя ноября

Байкал – уникальное озеро, хранилище пресной воды

реферат

10.Минеральные источники Иволгинской долины

1 час

2 неделя ноября

Минеральные источники Иволгинской долины

Доклад

11.Растительный мир Бурятии

1 час

3 неделя ноября

Растительный мир Бурятии

сообщение

12.Степи. Леса, высокогорные тундры

1час

4 неделя ноября

Степи. Леса, высокогорные тундры

Прочитать дополнительную литературу

13.Высотная поясность. Основные семейства флоры Бурятии

1 час

1 неделя декабря

Высотная поясность. Основные семейства флоры Бурятии

Прочитать дополнительную литературу

14.Животный мир Бурятии

1 час

2 неделя декабря

Животный мир Бурятии

реферат

15.Рыбы Байкала, экологические факторы

1 час

3 неделя декабря

Рыбы Байкала, экологические факторы

реферат

16.Насекомые Бурятии, экологические факторы

1 час

4 неделя декабря

Насекомые Бурятии, экологические факторы

сообщение

17.Земноводные и пресмыкающиеся Бурятии

1 час

2 неделя января

Земноводные и пресмыкающиеся Бурятии

сообщение

18.Птицы Бурятии и их экологические факторы

1 час

3 неделя января

Птицы Бурятии и их экологические факторы

реферат

19.Адаптация млекопитающих к различным экологическим факторам

1 час

4 неделя января

Адаптация млекопитающих к различным экологическим факторам

Прочитать дополнительную литературу

20.Экосистема озера Байкал

1 час

1 неделя февраля

Экосистема озера Байкал

реферат

21.Почвы Бурятии

1 час

2 неделя февраля

Почвы Бурятии

Прочитать дополнительную литературу

22.Флора и фауна Нижней Иволги

1 час

3 неделя февраля

Флора и фауна Нижней Иволги

Экскурсия

23.Колыбель моя Иволга

1 час

4 неделя февраля

Колыбель моя Иволга

Выучить гимн Иволгинского района и Нижней Иволги

24.Экскурсия в музей природы

1 час

1 неделя марта

Экскурсия в музей природы

экскурсия

Раздел 3

Основные формы природоохранной деятельности

25. Красная книга Бурятии, России

1 час

2 неделя марта

Красная книга Бурятии, России

сообщение

26.Животные, записанные в красные книги Бурятии и России

1 час

3 неделя марта

Животные, записанные в красные книги Бурятии и России

сообщение

27.Растения, записанные в красные книги Бурятии и России

1 час

1 неделя апреля

Растения, записанные в красные книги Бурятии и России

сообщение

28.Памятники природы Бурятии

1 час

2 неделя апреля

Памятники природы Бурятии

Прочитать дополнительную литературу

29.Заповедники заказники, национальные парки

1 час

3 неделя апреля

Заповедники заказники, национальные парки

сообщение

Раздел 4

Основные традиции народов, населяющих Бурятию

30.Этноэкологические традиции бурят

1 час

4 неделя апреля

Этноэкологические традиции бурят

реферат

31.Этноэкологические традиции русских, семейских, мусульман

1 час

1 неделя мая

Этноэкологические традиции русских, семейских, мусульман

реферат

32.Этноэкологические традиции эвенков,сойот

1 час

1 неделя мая

Этноэкологические традиции эвенков, сойот

реферат

Раздел 5

Мировая экология

33.Стратегия устойчивого существования человечества

2 часа

2 неделя мая

Международное сотрудничество по охране природы

сообщение

34.Стратегия устойчивого существования человечества

2 часа

3 неделя мая

Действия государств, необходимые для обеспечения устойчивого существования человечества

сообщение


Список литературы:

Академия наук СССР- Красная книга Бурятии Животные .Растения, Улан-Удэ, 1988

Академия наук СССР- Красная книга РСФСР .Растения, Москва, 1988

Аненхонов О.А.. Определитель растений Бурятии , Улан-Удэ, 2001

Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.  

 Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э.В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) -  М.: Просвещение, 1989.

Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.

Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред.шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.

Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888.

Крикунов, Е.А.  Экология(Текст): учеб. Для дляобщеобразоват. учеб.завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.

Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России  (Текст).-  М.: Финансы и статистика, 1995г.

Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах- Москва. Мысль 1988г

.

Список литературы для детей.

В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.

А.Д.Тингусов. Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994г

Т.И.Тарабарина. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, "Академия развития", 1997г.

М.Х.Левитман. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.

Л.Н.Ердаков Экология для зеленых. Иркутск, 1998г.

Ушакова ОД. Красная книга России .Растения. Справочник- словарик, С-Петербург, 2009

Ушакова ОД. Красная книга России. Животные. Справочник- словарик, С-Петербург, 2009



Предварительный просмотр:

Летний  биолого-экологический полевой палаточный лагерь

«Ая-ганга - страна здоровья»

МОУ Нижне - Иволгинской средней общеобразовательной школы Иволгинского района.

Процесс возрождения национального самосознания, получивший развитие в последние годы, обусловил проявление интереса школьников к окружающей нас природе, истории своего края. Однако в условиях базисного плана и образовательного стандарта и соответствующего им стандартизированного обучения, учащиеся оказываются в ситуации, когда цели и задачи ему ставятся со стороны, а  сам способ достижения целей и задач уже задан, результат образовательной деятельности оценивается традиционно и стандартно - по 5 балльной системе. Соответственно интерес к исследовательской деятельности уменьшается, этот факт неудивителен, так как, гораздо проще потреблять готовые формы знаний, предлагаемые в сети Интернет, в средствах массовой информации. Нужно чтобы ученик школы встал на путь самообразования и самовоспитания, на путь сознательного и ответственного поведения, которое способствует сохранению природы, жизни и развитию активной жизненной позиции.

В становлении школьника всесторонне развитой личности играет большую роль процесс изучения родной природы, природное окружение служит воспитанию любви к Родине, укреплению физического и психического здоровья школьников, способствуют развитию эстетических и нравственных сторон личности. Жизнь среди природы создает благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками применяемыми, прежде всего в деле охраны и улучшения природной среды. Именно в туристическом походе, пребыванием на природе ребята становятся ближе друг к другу, исчезает недоверие, возрастает чувство товарищества. Считаю что потенциал летнего биолого-экологического палаточного лагеря как активного способа познания природы своего края, воспитания любви к нему необходимо активно использовать в работе.

Таким образом, деятельность летнего палаточного эколого-биологического лагеря позволяет одновременно приобрести учащимся необходимые знания, умение работать с информацией, самостоятельно мыслить и принимать решения, умение рассматривать и последовательно решать возникающие проблемы, физически и духовно оздоравливаться, а также социально адаптироваться.

Цели:

  • Обобщить и углубить приобретенные знания на уроках естественно- научного цикла ( география, биология, экология) привитие позитивного отношения к природе в основе которого лежит сохранение благоприятной окружающей среды.
  • Приобрести опыт исследовательской деятельности, провести конкретные мероприятия , направленные на повышение уровня здоровья
  • Изучение видового разнообразия растений степей  Ганзуринского кряжа, долины реки Селенги
  • Произвести экологический анализ высших растений Иволгинского района
  • Изготовить гербарный материал для уроков ботаники

Задачи:

  • Выработать навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.
  • Провести комплекс мероприятий для повышения культуры здоровья и соблюдения здорового образа жизни.
  • Провести полевую экологическую практику с элементами научно-исследовательской деятельности
  • Продолжить экологическое воспитание подрастающего поколения, исследовать эколого - географический анализ флоры, обследовать уровень антропогенной нагрузки на растительность, собрать гербарный материал.

Актуальность: Изучение и сохранение биологического разнообразия планеты является глобальной задачей современности. Это особенно актуально для природного комплекса озера Байкал, представляющего общечеловеческое достояние. Согласно федеральному закону «Об охране озера Байкал», исследованная территория входит в экологическую зону, одной из основных задач выделения, которой является оптимизация использования природных ресурсов. В условиях усиливающегося антропогенного давления и нарастающего процесса урбанизации флористическая сводка и ее анализ послужит материалом для долговременного экологического мониторинга состояния степных экосистем региона в целом.

Проблема охраны окружающей среды остаются наиболее важными. С тех пор как наладилось взаимодействие между обществом и природой, уровень загрязнения нашей Земли многократно возрос и приобрел глобальные масштабы. Истощение окружающей среды в результате нерационального использования, загрязнение твердыми , жидкими и газообразными остатками привели к значительной деградации глобальной экологической системы.

 Проблема адаптации, устойчивости здоровья детей остаются актуальными на современном этапе, для которого характерны большие объемы нагрузок, эмоциональный стресс во время обучения, сдачи экзаменов и зачетов. Снижение доли здоровых детей с 45, 5% до 33,9% по данным Минздрава России.

Природное окружение служит воспитанию любви к Родине, укреплению физического и психического здоровья школьников, способствуют развитию эстетических и нравственных сторон личности. Жизнь среди природы создает благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками применяемыми, прежде всего в деле охраны и улучшения природной среды.

Предметом исследования является вопросы сохранения и развития природной среды в гармонии с человеком. Особое отношение человека к обществу и природе, осознанием своего нравственного долга перед нынешним и будущим поколения людей.

Объект исследования: Экологический мониторинг местности, которую окружает летний полевой лагерь, здоровье детей.

Ожидаемые результаты: 

  • Улучшение состояния биологического разнообразия растений, что приведет к экологической грамотности населения.
  • Осуществление предпрофильной подготовки « Береги природу смолоду»
  • Приобретение опыта исследования

Научиться находить решения как можно меньше наносить ущерб природе

Исследовательская работа:

  • Экскурсии на природу, проведение мониторинга:
  • Определение биоразнообразия растений на лугу, в степи, в лесу
  • Проведение экологической акции по очистке леса, берега реки Селенги от загрязнений.

Основные методы:

  1. Словесный метод (объяснение, рассказ, беседа)
  2. Наглядные  методы (демонстрация, иллюстрация, экскурсия)
  3. Практические методы (походы, самостоятельные задания)
  4. Частично- поисковый (организация обучения сбора гербарного материала, обработка полученных данных)
  5. Проектно-исследовательский метод (на основе сбора собственных материалов определение растений с помощью атласов- определителей растений)

Финансирование:  От реализации цветочной и овощной рассады, помощь родительского комитета.

Наш летний  биолого - экологический лагерь расположился на берегу реки Селенги, в 5 километрах от села Колобки.

Лагерь был организован по инициативе профессора, доктора биологических наук, зав. кафедрой ботаники Намзалова Бимба-Цырен Батомункуевичем, учителем биологии         Нижне-Иволгинской средней общеобразовательной школы Ринчиновой Мираиды Валерьевны, аспиранта Томского государственного университета, кафедры ботаники Намзаловым Максаром Бимба-Цыреновичем.

Целью нашей совместной работы явилось изучение видовое разнообразие степей, остепненного сосняка, долины реки Селенги в сторону Ганзуринского кряжа, собрать гербарный материал для дальнейшего изучения на уроках биологии, очистить берег вдоль реки Селенги от бытового мусора, оздоровления детей.

Распорядок дня нашего лагеря:

  1. Подъем –7.30 мин.
  2. Умывание  - 8.00 мин
  3. Завтрак – 8.30 мин.
  4. Экскурсия – с 9ч 00 до 13 ч
  5. Обед- с13.00 до 14 .00 мин.
  6. Отдых с 14.00до 16.00мин
  7. Экологическая акция- 16.00до 17 00 мин
  8. Полдник - 17 00 мин
  9. Обработка собранного материала, лекции – 18.00-19.00 мин
  10. Ужин – 19.00 мин.
  11.  Активные игры-  19.30-21.00 ч
  12. Второй ужин – 21.00 ч
  13. Отбой -22.00 мин.

Участники дети от14 до 16 лет: это учащиеся 7-8 классов.  


DSCN3444 Летняя

практика IMG_1652

IMG_1657           

DSCN3390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...