Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_8_klass_skelet_cheloveka.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вайс Марина Григорьевна, учитель биологии МКОУ «Покровская СОШ»

Урок биологии в 8 классе

по теме: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека

Задачи урока:

- Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

- Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

- Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

- Формировать логическое мышление.

- Формировать навыки самонаблюдений.

- Развивать навыки здорового образа жизни.

Оборудование урока: Модели «Скелет человека», «Скелет кролика», «Позвонки скелета человека»,  микроскоп, микропрепарат костной ткани

Тип урока: Комбинированный урок

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Оргмомент

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Регулятивные учебные действия

2.Проверка домашнего задания

На доске «магический квадрат» из 9 клеток.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Каждая клетка имеет свое число, под которым спрятана буква. Учитель задает вопросы, на которые предлагает два варианта ответов, каждый из которых подразумевает свою букву.

А

С

Е

Л

К

В

Е

Ф

Т

Вопросы учителя:

  1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас (опорная или двигательная)
  2. Какая функция опорно-двигательной системы возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета? (защитная или двигательная)
  3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны (5-10 лет или 20-30 лет)
  4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости? (подкостница или надкостница)
  5. Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это трубчатые или губчатые кости?
  6. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей? (20-25 лет или 50-55 лет)

Слушают условия игры

Отвечают на вопросы

Верный вариант:

Опорная С-2

Двигательная К-5

20-30 лет Е-7

Надкостница Л-4

Трубчатые Е-3

20-25 лет Т-9

Неверный вариант:

Двигательная Е-3

Защитная В-6

5-10 лет Л-4

Подкостница К-5

Губчатые Ф-8

50-55 лет Е-7

Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях

Логическое мышление

3.Целеполагание

Итак, ключевое слово «Скелет».

- Как вы думаете, почему именно это слово является ключевым?

Записывает тему урока на доске «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

- Что мы уже знаем о скелете?

Записывает на доске то, что уже знаем:

- образует каркас;

- выполняет опорную, двигательную, защитную функции;

- функционирует вместе с мышцами.

Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам дать определение скелета. Варианты записывает на доске.

Верно ли вы сформулировали определение, давайте посмотрим в учебнике на стр. 50

Итак, тема сегодняшнего урока «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» и мы уже знаем, что такое скелет, тогда давайте сформулируем цель нашего урока

Отвечают на вопрос – это тема урока

Ответы учащихся.

Дают определение.

Находят определение в учебнике и сравнивают его с записанным на доске. Верный вариант записывают в тетрадь

Изучить приспособления скелета к прямохождению, трудовой деятельности

Умение применять имеющиеся знания, обобщать их

Умение работать с учебником

Умение четко формулировать свои мысли

Логическое мышление

4.Изучение нового материала

Начнем с того, что человек является млекопитающим. Я предлагаю сравнить скелет человека со скелетом другого млекопитающего животного – кролика.

- Что общего в рассмотренных скелетах?

- Чем они отличаются?

- В скелете человека различают осевой скелет и добавочный (рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске).

Скелет

Осевой

Добавочный

Череп

Скелет туловища

Пояса конечностей

Свободные конечности

Позвоночник

Грудная клетка

Плечевой пояс

Тазовый пояс

Скелет руки

Скелет ноги

  - Для чего служит череп?

Череп имеет мозговой и лицевой отделы.

- Чем они отличаются?

Кости черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

- Как вы думаете, почему?

Основу скелета туловища составляет позвоночник (рассказ сопровождается показом на модели).

Он имеет S-образную форму, образован отдельными позвонками (показ моделей), которые имеют тело, дугу и отростки. Межпозвоночные хрящевые диски придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при ходьбе и беге. Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый) и 5 отделов (шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков).

Итак, мы рассмотрели строение скелета человека, но цель наша: изучить его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности.

- Какие приспособления из рассказа вы уже можете назвать?

- Кроме этого, приспособлением к прямохождению является массивность костей нижних конечностей, широкая стопа. А преобладание мозгового отдела над лицевым говорит о приспособлении человека еще и к трудовой деятельности.

Таким образом, скелет человека состоит примерно из 208-210 костей (это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека) весом около 10-15 кг. Самая маленькая кость 3 мм (стремечко), самая большая 70 см (бедренная). Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большеберцовая кость – 1,6 -1,8 т, бедренная кость -1,5 т, плечевая кость - 850 кг. 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич.

- Так почему же наши кости не ломаются от таких нагрузок, что же способствует прочности костной ткани?

Рассматривают модели скелетов человека и кролика

Отвечают на вопрос (Отделы скелетов, строение костей, внешняя форма некоторых костей)

Ответы учащихся (человек стоит на двух конечностях, кролик – на четырех, кости человека крупнее)

Выполняют схему в тетради

Ответы учащихся (Защита головного мозга, органов слуха, обоняния, зрения)

Ответы учащихся (в мозговом – находится головной мозг, в лицевом – находятся органы зрения, обоняния)

Ответы учащихся (нижняя челюсть выполняет жевательные движения, благодаря ее движению люди разговаривают)

Слушают учителя и рассматривают модель «Скелет человека» и «Позвонки скелета человека»

Отвечают на вопрос учителя (S-образная форма позвоночника, 4 изгиба позвоночника (у других млекопитающих – 2).

Умение работать с моделями

Умение четко формулировать свои мысли

Умение работать с источником информации - схемой

 

Умение работать с моделями

Умение работать с учебными моделями

Умение формулировать выводы

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

6.Закрепление изученного материала

Обратимся к микропрепаратам костной ткани. Рассмотрите микроскопическое строение костей и постарайтесь ответить на этот вопрос.

Рассматривают микропрепарат с помощью микроскопа

Отвечают на вопрос (органические и минеральные вещества придают кости прочность и упругость)

Умение работать с микроскопом

Умение обобщать и формулировать выводы

Коммуникативные учебные действия

Личностные учебные действия

7.Рефлексия

Итак, мы сегодня на уроке познакомились со скелетом человека. Я думаю, после проделанной работы, вы без труда сможете ответить на вопрос:

- Какие знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни?

- А сейчас я раздам вам смайлики (веселый, равнодушный, грустный). Если все было понятно на уроке и справились со всеми заданиями – поставьте веселый смайлик. Если справились, но не со всей работой – равнодушный, если было очень трудно – грустный.

Отвечают на вопрос

Оставляют свои смайлики на магнитной доске, по желанию, объясняя свой выбор

Умение анализировать

Коммуникативные учебные действия

8.Домашнее задание

Домашнее задание §11, стр. 50-55

Записывают в дневник.

9.Итог урока

- Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 8 классе, при изучении темы: « Опорно-двигательная система» (Колесов Д.В., Маш Р.Д.; Биология. Человек). К конспекту прилагается красочная презен...

Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."

На этом уроке рассмотривается  строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...

Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.

Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...

Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....