Исследовательские работы во внеурочном изучении ботаники
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Юрлова Елена Алексеевна

В данной рабочей программе рассматриваются возможности использования метода исследовательских работ для изучения ботаники растений во внеурочное время. Данные рекомендации могут быть использованы для проведения исследовательских работ в курсе ботаники 6 класса, а также для осуществления проектно-исследовательской деятельности  обучающихся.  В основу создания программы кружка положен опыт многолетней работы автора в качестве учителя предметов естественно-научного цикла в  общеобразовательной школе, а также опыт многолетнего руководства научно-исследовательским обществом обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

«Исследовательские  работы во внеурочном изучении ботаники»

В данной рабочей программе рассматриваются возможности использования метода исследовательских работ для изучения ботаники растений во внеурочное время. Данные рекомендации могут быть использованы для проведения исследовательских работ в курсе ботаники 6 класса, а также для осуществления проектно-исследовательской деятельности  обучающихся.  В основу создания программы кружка положен опыт многолетней работы автора в качестве учителя предметов естественно-научного цикла в  общеобразовательной школе, а также опыт многолетнего руководства научно-исследовательским обществом обучающихся.

Автор: Юрлова Елена Алексеевна, учитель биологии, химии и экологии МБОУ СОШ с. Столыпино Балтайского района Саратовской области.

Первая квалификационная категория.

8 987 385 69 71

Пояснительная записка.

Проводимая правительством Российской Федерации реформа образования изменила направление течения школьной жизни. Вся работа школы направлена на получение выпускника самостоятельного, компетентного, умеющего добывать и пользоваться полученной информацией. Изменение стандартов, предпрофильная и профильная подготовка,  ЕГЭ, личностный подход и широкое внедрение ИКТ – всё это должно способствовать концептуальным изменениям современной школы.

Взаимоотношения: ученик – учитель – родитель –государство вступили на ту стадию, когда воспитание  нового человека стало государственной необходимостью. Государство, оплачивая работу учителя, должно получить поколение, необходимое сегодняшней России : умное, активное, развитое, самостоятельное, а  главное, любящее свою Родину.

Все это ставит перед современным учителем задачу сложнейшую. Нам, проработавшим в школе десятки лет, необходимо изменить в первую очередь  самих себя. Необходимо  уходить от рутины  школьной жизни, творить, «гореть» и «зажигать» детей, будить в них ученых, искателей, наблюдателей и т.п.  Именно для реализации этой, сложнейшей задачи и разрабатываются новые методы образования и воспитания, учебники, УМК , программы кружковой работы.

Актуальность этой  работы заключается в том, что она способствует решению одной из  проблем методики обучения биологии - разработке нового направления в совершенствовании школьного биологического эксперимента и такой методики его применения, которая позволит эффективно решать задачи развивающего обучения.

В работе рассматривается программа работы биологического кружка в 6 классе.

 Использования этой программы    приводит к повышению уровня самостоятельности учеников, к более правильному пониманию ими сущности биологических  процессов, усилению интереса учащихся к экспериментальным и теоретическим вопросам курса биологии.

Отличительная особенность сельской школы, в которой я работаю -  ее стихийная целостность (возрастная, территориальная, предметная). В ней совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята, и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и дети-инвалиды. Такого объединения на протяжении десятилетий не удавалось достичь отечественной городской школе. Содержание образовательного процесса в школе  максимально приближено к повседневной жизни детей, к сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Каждый предмет в рамках образовательной программы  наполнен поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда.

Актуальность этой программы  заключается в том, что есть определенное несоответствие между возможностями развития учащихся с применением традиционной объяснительно-иллюстративной системы обучения, опирающейся на стандартный биологический эксперимент и теми возможностями, которые предоставляются при использовании методической системы проблемно-развивающего обучения, включающей проблемные опыты. Поэтому для решения данной проблемы существует необходимость разработки целостной методической системы проблемно-развивающего обучения биологии, основанной на систематическом выполнении новых проблемных опытов, введения усовершенствованной методики их проведения, а также в поиске наиболее эффективных способов применения этой системы обучения в средней школе.

Теоретическими основами разработки новой методической системы обучения биологии являются: теория развивающего обучения, психологическая теория деятельности, концепция проблемно-развивающего обучения, концепция личностно ориентированного образования.

 В современной школе наблюдается постоянное уменьшение времени, отводимого на изучение предметов естественнонаучного цикла и поэтому, использование времени кружковой работы для детей  с особыми образовательными потребностями даёт большую отдачу в усвоении школьной программы, в  формировании востребованных качеств  современного ученика и выпускника:

 умение адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях;

умение самостоятельно приобретать знания и  применять их на практике для решения разнообразных задач;

умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их преодоления;

умение грамотно работать с информацией;

коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;

умение сотрудничать в разных областях, легко предотвращать и выходить из конфликтов;

потребность в саморазвитии, умение работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культуры.

Предлагаемая программа работы биологического кружка предусматривают построение учебного процесса как научного исследования. Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “пере открывают” их для себя.

Исследовательская деятельность моделирует процесс научного исследования и включает  следующие элементы:  постановка проблемы; способы ее исследования; аргументация ее решения; составление выводов; анализ выводов и обобщения; применение полученных знаний, умений и творческих способностей для получения новых знаний.

Дети, освоившие исследовательские компетенции на занятиях биологического кружка , органично начинают участвовать в проектной деятельности

Знания не могут быть «чистыми» - любое знание  или компетентность надо к чему-либо приложить. Любое обучение должно выливаться в практическое действие.  В условиях современного, во многом ущербного, общества применение своих знаний обязательно должно носить социальный характер. Итог работы должен быть реален и осязаем.

    Большую роль в проектной деятельности играет реальные практические результаты. И тут для сельской школы раздолье. Только оглянись : пруд, река, поля, овраги, свалки и другие объекты потенциальных исследований.

Именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотрят на жизнь и знают, чего хотят, добиваясь успеха в жизни. Мои воспитанники  всегда отличались независимостью суждений и самостоятельностью.  Классы всегда активно участвовали в работе школьного коллектива и часто  были инициаторами этой работы. Выпускники – активные, самостоятельные, успешные люди.

Навыки самостоятельной практической деятельности социальной направленности помогают нашим выпускникам – они активны, учатся в различных учебных заведениях, приобретают специальности, образуют семьи.  За последние несколько лет число проектных работ увеличилось, улучшается их качество, ширится многоплановость. Мои ученики стали призёрами различных конкурсов  областного, а так же федерального и международного уровня.

Методические рекомендации

Учитывая многолетний опыт работы в данном направлении, желательно чтобы в кружке занимались дети думающие. Но, как показывает практика, обычно контингент кружка очень разнообразен. Но такое положение дел имеет и свои плюсы – работа тогда происходит в команде. Младшие школьники – народ очень благодарный и заниматься с ними – одно удовольствие. Единственное условие – надо сделать так, чтобы тема будущей работы стала для детей интересным, захватывающим процессом. Для этого можно использовать детские книги, фантастические фильмы, мультики, интернет, запросы родных и близких, желание получить необыкновенный результат и т.п.

Почти все работы можно проводить на основе оборудования, которое имеется в каждой школе. Обязательным условием работы по данной программе является наличие достаточной коллекции комнатных растений и паркового или лесного массива в непосредственной близости  от школы.

Основной трудностью в проведении занятий кружка – является хронометраж закладки  опытов и подготовки необходимых материалов для исследовательских работ. Как показывает мой опыт – недельный интервал – это достаточный промежуток времени, для закладки следующего опыта, т.е. после очередного  занятия закладываются необходимые опыта для последующего занятия.

Желательно, чтобы теоретическое классное занятие предшествовало исследовательской работе на кружке.

Типичной ошибкой является использование времени кружковой работы для  выполнения и оформления проектно-исследовательской работы. Это значительно снижает интерес  к занятиям  кружка  всех остальных детей.

Важным условием удовлетворения сделанной работой является практический результат работы. Это может быть выступление на школьной конференции,  объект для выставки, школьное мероприятие и, конечно, оценка.

Список рекомендуемой и использованной литературы

  1. Алексеев А.Ю. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России- М: 1997
  2. Аксёнов Е.С. Декоративные растения в 2т, т 1 Энциклопедия природы России- М: 1997
  3. Аксёнов Е.С. Декоративные растения в 2т, т 2 (Травянистые растения)  Энциклопедия природы России- М: 1997
  4. Боннет Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения Science Fair Projects Chemistry / Б. Боннет, Д. Кин. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 128
  5. Вакуленко В.В. Декоративное садоводство. М: Просвещение 1982
  6. Верзилин Н.М.Общая методика преподавания биологии. М: Просвещение 1976
  7. Гарибова Л.В. /Грибы. -        Энциклопедия природы России- М: 1997
  8. Добровольский Г.В. Почвы. Энциклопедия природы России- М: 1997
  9. Захлебный А.И. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М: Просвящение -1984
  10. Край наш балтайский . Саратов Прив.кн.из. 1998
  11. Кузнецова В.Н. Уроки ботаники.Пособие для учителя. М: Просвещение 1985
  12. Макаркин А экология приусадебного участка. Терра-Книжный клуб 2003
  13. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. Привол.кн.из 1992
  14. Настольная книга овощевода. Справочник.Л. агропромиздат. 1989
  15. Петров В.В. растительный мир нашей Родины.М: Просвещение 1991
  16. Пономарёва И.Н. Биология 6 класс. Учебник для учащихся.М: Из.ц. Вентана-Граф 2013
  17. По страницам Красной книги. Популярный энциклопедический справочник. Минск;1987

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план занятий ботанического кружка

1 час в неделю

№ и дата занятия

Содержание работы

Оборудование

Примечание

1

Экскурсия в школьный биологический кабинет. Знакомство с растениями. Исследовательская работа «Зелёные гости»

Растения биологического кабинета. Этикетки с описанием растений. Определители комнатных растений. Книги биологического кабинета

2

Исследовательская работа «Родина комнатных растений» Создание географических экспозиций комнатных растений

Живые комнатные растения, гербарии, карандаш, блокнот, ноутбук, мультимедиа-система

3

Исследовательская работа «Выявление общих признаков в строении разнообразных растений»

Растения биологического кабинета и пришкольного участка

Закладка опыта «распускание почек растений»

4

Исследовательская работа «Многообразие клеток растительного организма»

Лупы, таблица «Строение растительной клетки», микроскоп,

5

Исследовательская работа «Многообразие тканей растений»

Таблица «Ткани растений», ноутбук, мультимедиа-система

Закладка опыта  «Глубина заделки семян»

6

Исследовательская работа

«Многообразие семян растений»

коллекция семян однодольных и двудольных растений, сухие, размоченные семена  и проросшие семена фасоли, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Закладка опыта «Условия прорастания семян»

7

Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян»

Семена различных овощных культур. Всходы сорняков.

Пикировка сеянцев

8

Исследовательская работа «Влияние пикировки растений на рост корневой системы»

Проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями

Закладка опыта «Проводящая система растений»

9

Исследовательская работа «Использование человеком разнообразия побегов растений»

Растения парка и биологического кабинета

10

Исследовательская работа «Получение распустившихся веток растений»

Побеги с почками сирени, тополя или смородины чёрной.

Составление букета

11

Исследовательская работа «Связь особенностей строения листьев растений с особенностями климата места происхождения растения»

Комнатные растения

12

Исследовательская работа «Восходящий и нисходящий путь веществ в растении»

Ветки деревьев, побеги растений

13

Исследовательская работа «Использование человеком многообразия видоизменённых побегов»

Видоизменённые побеги различных растений

14

Исследовательская работа «Многообразие цветов биологического кабинета»

Цветущие комнатные растения

15

Исследовательская работа «Способы распространения плодов растений»

Коллекция сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, плоды яблока, томата, киви, апельсина

16

Исследовательская работа «Удобрения и их влияние на рост и развитие растений»

Набор удобрений. Растения биологического кабинета.

Закладка опыта по минеральному питанию растений

17

Исследовательская работа «Процесс фотосинтеза»

Комнатные растения

Закладка опытов по дыханию растений

18

Исследовательская работа «Дыхание различных частей растения»

Комнатные растения. Термостат, термометр.

Закладка опыта по испарению воды растениями

19

Исследовательская работа «Испарение воды растениями»

Комнатные растения

20

Исследовательская работа «Искусственное опыление лимонов»

Лимон

21

Исследовательская работа

«Вегетативное размножение растений»

Комнатные растения

22

Исследовательская работа «Рост и развитие растение на примере растений биологического кабинета»

Комнатные растения

Закладка опыта «Споровое размножение комнатных папоротников»

23

Исследовательская работа «Систематика комнатных растений»

Комнатные растения биологического кабинета

24

Исследовательская работа

«Строение одноклеточных и нитчатых водорослей»

Водоросли биологического кабинета.

25

Исследовательская работа

«Особенности строения растения мха как высшего растения»

Мхи биологического кабинета

26

Исследовательская работа

«Споровое размножение комнатных папоротников»

Споры папоротников, теплички.

27

Исследовательская работа

«Многообразие голосеменных растений»

Живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений.

Работа в парке

28

Исследовательская работа «Работа с определительными карточками»

гербарные экземпляры покрытосеменных растений

29

Исследовательская работа

«Центры происхождения культурных растений»

Набор семян растений

Карта мира

30

Исследовательская работа «Выращивание колоний бактерий на различных средах»

Термостат. Чашки Петри.

31

Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии»

Презентация «Где их только нет!»

Закладка опыта по выращиванию плесени

32

Исследовательская работа «Роль грибов в жизни человека»

Плесень, гербарии паразитических грибов.

33

Исследовательская работа «Лишайники нашей местности»

Определительные таблицы

Работа на местности

34

Исследовательская работа

«Биоценозы нашего села»

Школьный определитель растений

Работа на местности



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план занятий ботанического кружка

1 час в неделю

 По программе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)

Авторы: Пономарева Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Урока

Темы уроков

№ занятия

Тема занятия

Оборудование

1

Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний.

1

Экскурсия в школьный биологический кабинет. Знакомство с растениями. Исследовательская работа «Зелёные гости»

Растения биологического кабинета. Этикетки с описанием растений. Определители комнатных растений. Книги биологического кабинета

2

Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас»

2

Исследовательская работа «Родина комнатных растений» Создание географических экспозиций комнатных растений

Живые комнатные растения, гербарии, карандаш, блокнот, ноутбук, мультимедиа-система

3

Общие признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

3

Исследовательская работа «Выявление общих признаков в строении разнообразных растений»

Растения биологического кабинета и пришкольного участка

4

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения.

Лабораторная работа №2

« Знакомство с клетками растений».

4

Исследовательская работа «Многообразие клеток растительного организма»

Лупы, таблица «Строение растительной клетки», микроскоп,

5.

Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток.

5

Исследовательская работа «Многообразие тканей растений»

        Таблица «Ткани растений», ноутбук, мультимедиа-система

6

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Лабораторная работа №3

 « Изучение строения семени двудольных растений».

6

Исследовательская работа

«Многообразие семян растений»

коллекция семян однодольных и двудольных растений растений, сухие, размоченные семена  и проросшие семена фасоли, лупы , пинцеты, препаровальные иглы.

7

Разнообразие семян. Значение семян для растения. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Лабораторная работа № 4 

« Разнообразие семян овощных культур»

7

Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян»

Семена различных овощных культур. Всходы сорняков.

8

Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль.

8

Исследовательская работа «Влияние пикировки растений на рост корневой системы»

 Проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями

9

Строение и значение побегов для растений.

9

Исследовательская работа «Использование человеком разнообразия побегов растений»

Растения парка и биологического кабинета

10

Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа № 5

 « Строение вегетативных и генеративных почек».

10

Исследовательская работа «Получение распустившихся веток растений»

 Побеги с почками сирени, тополя или смородины чёрной.

11

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Экскурсия №2 « Жизнь растений зимой»

11

Исследовательская работа «Связь особенностей строения листьев растений с особенностями климата места происхождения растения»

Комнатные растения,

12

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

12

Исследовательская работа «Восходящий и нисходящий путь веществ в растении»

Ветки деревьев, побеги растений

13

Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа №7 « Строение корневища, клубня и луковицы»

13

Исследовательская работа «Использование человеком многообразия видоизменённых побегов»

Видоизменённые побеги различных растений

14

Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение.

Лабораторная работа № 8

 « Строение цветка.  Типы соцветий»

14

Исследовательская работа «Многообразие цветов биологического кабинета»

 Цветущие комнатные растения

15

Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Экскурсия №3 «Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями».

15

Исследовательская работа «Способы распространения плодов растений»

Коллекция сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, плоды яблока, томата, киви, апельсина

16

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения.

16

Исследовательская работа «Удобрения и их влияние на рост и развитие растений»

Набор удобрений. Растения биологического кабинета.

17

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов.

17

Исследовательская работа «Процесс фотосинтеза»

Комнатные растения

18

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

18

Исследовательская работа «Дыхание различных частей растения»

Комнатные растения. Термостат, термометр.

19

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

19

Исследовательская работа «Испарение воды растениями»

Комнатные растения

20

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения.

20

Исследовательская работа «искусственное опыление лимонов»

Лимон

21

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями.

Лабораторная работа № 9 Исследовательская работа

 « Черенкование комнатных растений»

21

Исследовательская работа

«Вегетативное размножение растений»

Комнатные растения

22

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

22

Исследовательская работа «Рост и развитие растение на примере растений биологического кабинета»

Комнатные растения

23

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

23

Исследовательская работа «Систематика комнатных растений»

Комнатные растения,

24

Водоросли. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве

24

Исследовательская работа

«Строение одноклеточных и нитчатых водорослей»

Водоросли биологического кабинета.

25

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов.

25

Исследовательская работа

«Особенности строения растения мха как высшего растения»

Мхи биологического кабинета

26

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов.

26

Исследовательская работа

«Споровое размножение комнатных папоротников»

Споры папоротников, теплички.

27

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов.

27

Исследовательская работа

«Многообразие голосеменных растений»

Живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений.

28

Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

28

Исследовательская работа «Работа с определительными карточками»

гербарные экземпляры покрытосеменных растений

29

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова.

29

Исследовательская работа

«Особенности выращивания покрытосеменных культурных растений в нашем селе»

Набор семян растений

30

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

30

Исследовательская работа «Выращивание колоний бактерий на различных средах»

Термостат. Чашки Петри.

31

        Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

31

Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии»

Презентация «Где их только нет!»

32

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, размножение.

Лабораторная работа № 10 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа №11 «Изучение строения плесневелых грибов»

32

Исследовательская работа «Роль грибов в жизни человека»

Плесень, гербарии паразитических грибов.

33

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение  лишайников. Индикаторная роль.

33

Исследовательская работа «Лишайники нашей местности»

 Определительные таблицы

34

Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме.

Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года»

34

Исследовательская работа

«Биоценозы нашего села»

Школьный определитель растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование комнатных растений при изучении школьного курса ботаники и общей биологии

В данной методической разработке показан пример использования комнатных растений как средств наглядности на уроках биологии....

Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия А.С.Пушкина

На уроках литературы и внеклассной деятельности при изучении творчества А.С. Пушкина необходимо использовать  краеведческий материал....

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

Клуб интернациональной дружбы как форма внеурочной работы по изучению английского языка.

Курсовая работа по организации клубов интернациональной дружбы в современной школе. Представлена историческая справка по организации КИДов в СССР. Даны методические рекомендации по составлению програм...

Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.

Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии - качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"

Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...