экологическая тропа
творческая работа учащихся по природоведению по теме

Перегудова Наталья Анатольевна


исследовательская работа по созданию тропы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_ekologicheskaya_tropa.docx605.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

МОУ СОШ №23

Учебно-исследовательская работа

Подготовили:

 обучающиеся 5-7классов

Руководитель:

Перегудова Н.А., старшая вожатая

Содержание

Введение 

 1. Объекты, включенные в экологический маршрут

(«Экологическая тропа»)

2. Паспорт экологической тропы

3.  «Руку дружбы - природе!»

4.Остановка 1 «Плодовые деревья».

5. Остановка 2 «Березовая роща».

6.Остановка 3 «Муравейник».

7. Остановка 4 «Река Кузовка»

8. Остановка «Лекарственные растения»

9.Привал

Заключение

Приложения

Литература

Прекрасной быть должна Земля -

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли

И охранять ее должны.

Мы сохраним зверей и птиц,

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

Благословят народы.

Введение.

Вряд ли найдется на Земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, на лугу?

Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так. Каждый человек должен войти в природу другом:

Рощи сосновые,

Дубравы зеленые,

Бабочки пестрые, птицы свободные!

К вам обращаются, людям сегодняшним:

Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало:

Береги лес от пожара!

Не рви, не ломай зелёные насаждения!

Береги птиц – друзей леса!

Не оставляй после себя мусор!

Над учебно-исследовательским проектом «Экологическая тропа» обучающиеся МОУ СОШ №23 начали работать  в  2012-2013 учебном  году.

Актуальность данного исследования очевидна: без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы невозможно представить дальнейшее существование человечества. Период, когда люди воспринимали себя вершителями всего, царями природы, прошел. Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания. В школе создаются условия для изучения проблемы, для развития экологического  образования и воспитания.

Цель: проведение учебной и пропагандисткой работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Задачи: расширение у детей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора; уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду; способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

§ 1. Объекты, включенные в экологический маршрут

(«Экологическая тропа»):

1.Плодовые деревья

2. Березовая аллея

3. Муравейник.

4. Речка Кузовка

5.Лекарственные растения

Протяженность экологической тропы – 423 м.

Паспорт  экологической тропы.

Местонахождение

Село Кузовка, слобода Поповка, д.70б

Землепользователь

Администрация сельского поселения Товарковского сельского совета

Значение тропы

Просвещение, обучение, воспитание по вопросам    окружающей среды

Направление маршрута

Территория МОУ СОШ №23 – дорога на юго-восток к реке Кузовка

Режим использования

Учебные исследования, экскурсии

Необходимые мероприятия

Благоустройство территории, уборка листьев и мусора

Ответственный за охрану тропы

ДОО «Радуга»

Шефствующие учреждения

Администрация сельского поселения Товарковского сельского совета

Тропа создана

24 апреля  2013 г.

Приложения:

а) карта-схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов

 

 Директор МОУ СОШ №23:                 Ануфриева В.Н.

Маршрут учебной экологической тропы.

При проведении экскурсии   школьникам  предлагается не только слушать рассказ экскурсовода, но и активно включаться в познавательный процесс. Для этого в начале экскурсии каждому участнику выдается буклет-опросник и организовываются экологические игры на разных точках тропы.

Буклет – опросник включает в себя информационный материал по тематике экскурсии и вопросы. Одна группа вопросов направлена на повторение сообщенного на экскурсии материала, другая на т о, чтобы самостоятельно добыть знания, используя природный материал и тексты информационных щитов, установленных на тропе, третья – на развитие экологического мышления.

Странички из буклета:

Дорогой друг!

Мы приветствуем тебя в царстве Природы! Пусть река, лесная тропинка, белоствольные березки – все, кто здесь живут, принесут тебе радость, заставят задуматься о твоем месте на нашей Земле.

Эта маленькая книжечка поможет тебе понять и осознать некоторые закономерности, запомнить то, что ты увидишь на экологической тропе.

Не ленись, постарайся ответить на предложенные вопросы.

Предлагаем тебе определить свое настроение на каждой остановке тропы, закрасив квадратик «эмоциональный фон» соответствующим цветом:

- красный – я восхищаюсь,

- желтый – мне приятно,

          - зеленый – я равнодушен, спокоен,

- синий – мне неприятно,

- черный – я возмущаюсь.

Для того чтобы вспомнить все увиденное и услышанное во время экскурсии, мы кратко перечисляем то, о чем ты узнал на каждой остановке.

Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.

Итак, вперед!

 «Руку дружбы – природе». Это начало тропы, и здесь  проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

 Народная мудрость гласит:  “Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню”. Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам.

«Друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая природа в конце бурного XX века. Мы не можем вам рассказать обо всех проблемах, но очень хотим, чтобы каждый, кто пройдет здесь, укрепился в желании сохранять и защищать природу нашего края от безумного и нерационального обращения с ней. Счастливого пути!»

Экологическая тропа проходит по территории муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 села Кузовки.

Школа расположена  в южной части Богородицкого района Тульской области.  Лето  жаркое, максимальная температура июля-августа

+ 30С. Зима умеренно мягкая, неустойчивая. Минимальная температура воздуха в январе-феврале – 12С.

Территория села подвержена действию  западных  ветров.

 Основное назначение тропы – это изучение окружающего мира земли, воспитание любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и личной ответственности за ее судьбу.

Остановка 1. « Плодовые деревья» .

В ШКОЛЬНОМ САДУ НА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЯХ РАЗВЕШАНЫ КОРМУШКИ  («Птичья столовая»). Зимой, когда пищевой рацион птиц весьма ограничен, обучающиеся подкармливают  пернатых. Состав корма самый разнообразный: хлебные крошки, семена разных дикорастущих растений.

Плодоводство – одна из древнейших отраслей растениеводства. Плодовые растения были известны в культуре 5 тысяч лет назад. В Киевской Руси плодовые растения выращивали с Х века. В XV – XVI веках в Москве и вокруг были сады, разводили сливу, вишню, крыжовник, в оранжереях – лимон, персик и абрикосы.

После Октябрьской революции плодоводство быстро развивалось.

Средняя урожайность плодовых культур составляла 300 (триста) центнеров с гектара. Посадочный материал начали выращивать многие научные учреждения по садоводству. Выведены сотни ценных сортов. Проводится сортоиспытание и районирование плодовых культур. Развитие плодоводства связано с А.Т.Болотовым, М.В. Рытовой, Р.И. Шредером, В.В.Пашкевичем, И.В.Мичуриным.

Плодовые деревья растут и плодоносят от 15 до 30 лет. Урожайность зависит от условий, которые создали плодоводы для их роста и развития.

И.В.Мичурину удалось создать свыше 300 сортов плодовых и ягодных культур. Некоторые из них включены в стандартный ассортимент для нашей области, в частности сорта яблони – Пепин шафранный, Бельфлер – китайка, Пармен зимний золотой, груши Бере зимняя Мичурина.

  • А у нас в школьном саду растут 39 плодовых деревьев, которые требуют постоянного ухода.  Эти яблони были посажены в 1968 году. За ними учащиеся ухаживают:

делают своевременную обрезку ветвей, покраску ствола, окапывание земли и пытаются делать прививки.

  • Кроме этого проводят экскурсии на тему «Яблоневый сад», конкурсы «Птицы в саду», учатся делать скворечники и изготавливают их своими руками.

В течение 2012 – 2013 учебного года учащиеся наблюдали за птицами. В школьном саду неоднократно наблюдали дятлов, синиц, свиристелей, снегирей.   Работа дятла напоминала удары топора или большого молотка. Крупные куски коры и щепы летели от дерева, лишь только о него ударялся  долотообразный клюв.  Крупные личинки жуков-усачей и златок часто повреждают древесину засохших или больных, ослабевших деревьев. Это любимый корм дятла.

Не менее интересными оказались и творческие работы, созданные учащимися 4 класса  ходившими на экскурсию в школьный сад.

«Наступила весна. Солнце стало сильнее пригревать. Небо стало голубым и чистым, как вода, проснувшегося после зимней спячки ручейка. Проснулись мухи, бабочки, комары. Пробудились и муравьи. Какое удовольствие наблюдать за ними в этот момент.

В школе готовятся к прилету птиц. Мальчики делают новые скворечники и ремонтируют старые. Этот день должен стать настоящим праздником, потому что вместе с птицами прилетает и весна.

Прилетели вестники весны – грачи. Они стали приводить в порядок свои старые гнезда

Какое чудесное время – весна. Весна – начало новой жизни!»

( Сазоненко Анна – ученица 4 класса).

На основании собранной информации можно сделать вывод о том, что первый объект экологической тропы находится в экологически благополучном состоянии.

 Остановка 2. «Березовая роща».

Белая береза – символ России, самое родное и милое деревце! Сколько песен сложено о ней, сколько стихов!I:\DCIM\102PENTX\IMGP6497.JPG

Задание:

  1. Вспомни стихи и песни о березе.

Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки – это цветы березы. На одном дереве собраны и длинные повислые мужские соцветия и коротенькие женские. Не зря береза торопится ранней весной украсить себя серьгами: раскачиваясь на ветру, мужские соцветия рассеивают пыльцу, и она, не встречая никаких преград ,ведь листья еще не распустились), летит на рыльца женских цветков. А к осени новые сережки появятся у березы – уже с плодами. Более 100 млн. маленьких крылатых семян покинут мать – березу и разлетятся по свету. Ничтожная часть их прорастет, и только единицы станут взрослыми деревьями.

Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин.

Жизнь березы те так продолжительна, как у дуба или бука: всего 100-150 лет. Бывает и меньше, если молодым елочкам удастся вытеснить своих белоствольных покровительниц. Однако береза легко осваивает новые места, первой прорастая на вырубках и окраинах болот.

  1. Игра «Строим дерево»

Цель игры – методами игровой экологии показать строение дерева и функции основных его частей, а также их взаимосвязь и взаимодействие.

  1. О пользе березы.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты. Ее настой эффективно лечит начальные стадии такой страшной болезни, как рак. Настои и отвары березовых почек – отличное мочегонное и дезинфицирующее средство. Березовые почки возвращают красоту – ликвидируют пигментные пятна, угри, повышают эластичность кожи. Отвар листьев березы укрепляет волосы и способствует их росту. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.

  1. Нарисуй понравившуюся тебе березу.

Экологическое состояние данного объекта экологической тропы оценивается нами как благополучное. Об этом свидетельствует и удовлетворительное состояние листьев и веток деревьев.

http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/612/970029299.jpgОстановка 3.  «Муравейник».

Насекомых увидишь всюду. На вершине горы и в подземной пещере, в вечном мраке и немой тишине, в знойной пустыне и топком болоте, в лесной чаще и на маленькой подушке мха чуть ли ни у самого полюса – всюду есть эти шестиногие существа. Они копошатся в падали и навозе, в гниющей трухе, роются в почве. Их можно увидеть и в шерсти зверя и среди перьев птицы. Ими заселены пруды, озера и горные реки, а некоторых найдешь даже в тех лужицах, что бывают в дождливое время, в прогнивших пнях или дуплах. В горячем воздухе июльского полдня, в ночной прохладе под моросящим дождем, они то чуть слышно трепыхают крылышками, то летают с жужжанием, а иные и с громким гулом. В дни зимних оттепелей их встретишь на лугу… нет их только в морях и океанах: насекомые не смогли приспособиться к жизни в соленой морской воде. Зато личинка одной из мух развивается в нефти.

Во время прохождения тропы встречались муравейники, у одного из них мы и остановились.

Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде: в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Они прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. В жарких странах есть походные муравьи. Они не имеют муравейников, а постоянно передвигаются многотысячными колоннами.

Мирменология – наука, изучающая жизнь муравьев.

Среди муравьев есть карлики и гиганты. Самые крупные – бразильские муравьи, их длина 40 мм, а муравьи лилипуты достигают всего лишь 2 – 3 мм в длину.

В одной и той же муравьиной семье живут разные особи.

Бескрылатая матка, или «царица» - родоначальница всей семьи, живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи няньки ухаживают за царицей. Самое многочисленное население – рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи – «солдаты», или «воины». Их обязанность – защита от внешних врагов.

Муравьи не любят уединяться, они создают своеобразные муравьиные колонии. В каждой колонии живут самцы, самки и рабочие муравьи. У самцов и самок есть крылья, а у рабочих они отсутствуют. Хотя размеры муравьев далеко не одинаковые, все они похожи друг на друга: у них по шесть лапок, есть глаза, но нет органов слуха. Главную же роль для муравьев играет пара усиков. Они постоянно движутся и являются не только органами осязания, но и органами обоняния. Поэтому хотя у муравьев нет «носов», они могут различать запахи. Поскольку впечатления о форме и запахе муравей получает одновременно, ему трудно, наверное, разделить эти два представления, то есть запах и форму, и они сливаются в его ощущениях в одно чувство.

Среди муравьев есть разведчики. Нашел такой муравей добычу. К ней надо созвать собратьев. Возникает нелегкая проблема: как найти в дебрях трав дорогу к дому и обратно? Оказывается, весь свой путь муравей отмечает капельками пахучей жидкости. Запах меток муравьи распознают, ощупывая и обнюхивая их своими усиками.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах. Ножка и шляпка гриба при этом испещрены узкими ходами.

Бывают муравьи – цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Вот и растет цветник рядом с муравейником.

В меню рыжего лесного муравья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например амазонки, но есть и такие, которых питаются только растительной пищей.

Есть случаи нападения одного вида муравьев на колонию другого. Напав на них, они уводят с собой в «рабство» часть населения.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие обороны – челюсти. Есть и ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота, она обжигает кожу.

Найден муравейник гигант в Мурманской области за полярным кругом. Его высота 132 см, диаметр около 250 см, объем – около 4 м3 .

Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100000 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4 – 5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. Но у этих полезных насекомых много врагов: звери, птицы и человек. Из озорства и невежества нередко в муравейники втыкают палки, что приводит к гибели насекомых. Муравейники погибают при рубке деревьев на лесосеке, во время лесных пожаров. Муравьи живут на Земле уже 150 миллионов лет. Обычный срок  жизни самки – 20 лет. Рабочий муравей трудится, не покладая лапок, около 7 лет, а муравьиные постройки, где молодые самки сменяют старых, стоят на одном и том же месте более ста лет.

В целом муравьи полезны, так как уничтожают массу вредных насекомых, улучшают почву, перемешивая, рыхля и удобряя ее, своими ходами способствуют лучшей ее вентиляции».

«Муравейник – защитник леса. Помните: рыжий лесной муравей нуждается в вашей охране! Не допускайте разорения муравейников!»

C:\Users\1\Documents\Вот это улов Артем.jpgОСТАНОВКА 4. « РЕКА КУЗОВКА»

Река Кузовка – главная водная артерия нашего села.

Здесь начинается речка Кузовка,

Воды, сливая свои в Уперту,

И по оврагам в полях очень ловко

Через Непрядву впадает в Оку.

Сядем все мысленно в лодку в Кузовке.

Край наш узнаем, плывя по реке.

И от истоков мы без остановки

К Волге придем налегке.

Река Кузовка – смешанный тип питания, т.е. снеговой, дождевой и подземный. От питания зависит режим реки, так на нашей речке выражено весеннее половодье.

Берега нашей речки заболоченные, со старицами, дно глинистое.

Если лето выдается жарким, то уровень воды существенно понижается.

Энциклопедист Н.Малеванов опубликовал в «Политическом журнале»в 1807-1808 году «… Речка Кузовка, описанная в том же месте, по течению своему то необыкновенным образом течет на поверхности, то скрываясь в недра земли. По нескольких таковых переменах исчезает она в земле и на довольном расстоянии показывается истекающей внизу от вала крутой горы при самом впадении в реку Уперт».

В реке водятся  карпы, белые амуры, караси, толстолобики, окуни, пескари, щуки, раки.

Наша природа, теплый климат привлекают и перелетных птиц. В наших местах они останавливаются чтобы отдохнуть, подкрепиться, набраться сил для дальнейшего пути в теплые края. Это такие птицы, как гуси, утки.

На данном этапе экологической тропы мы можем сделать немного. Однако и простое наблюдение за состоянием объекта, фиксирование и интерпретация всех происходящих в нем изменений – тоже весьма важно для формирования и развития экологической культуры человека.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОСТАНОВКА № 5

Во время прохождения учебной экологической тропы встречаются лекарственные растения. Описание лекарственных растений.

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

Травянистый многолетник с толстым стержневым маловетвистым корнем. Листья лопастные, собраны в прикорневую розетку. Цветочная стрелка дудочная, длинная на верху несет одну крупную корзинку с золотисто-желтыми язычковыми цветками. Семянки с хохолком. Цветет в апреле – сентябре. Растет на лесных полянах, вдоль дорог, огородах.

Само растение обладает необычайной жизненной силой – сколько бы люди не вытаптывали одуванчик, сколько бы не поедали животные, все равно он будет расти.

   У человека с одуванчиком довольно сложные отношения. С одной стороны растение захватывает земли, на которых могли бы поселиться другие растения, даже зачастую вытесняет их, с другой стороны, немалая польза от него человеку. Во –  первых, одуванчик медонос, во – вторых,  одуванчик съедобен. Из его листьев готовят салаты, компоты, желе. Листья богаты   витаминами. В – третьих, одуванчик издавна  известен как целебное растение.

Высушенные корни и травы заваривают как чай, применяют отвары для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, в качестве желчегонного и слабительного средства, при кашле и кожных заболеваниях.

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ

Может такое случиться – в лесу поцарапал руку или натер ногу? А бинта как назло не оказалось с собой. И тогда на помощь приходит друг путешественников – подорожник. У нас подорожник – растение обычное. А в Америку подорожник действительно завезли европейцы, и вырос он буквально на следах – недаром же научное название подорожника в переводе значит «ступня».

  Это травянистое растение с укороченным стеблем, прикорневой розеткой крупных широколиственных  длинночерешковых листьев. Бурые мелкие цветы собраны в длинный простой колос на конце цветочной стрелки. Лекарственное значение имеют листья и семена. Их препараты применяются для лечения болезни желудка, двенадцатиперстной  кишки, гастритов.

Листья прикладывают к ранам, язвам, ожогам и ушибам. Отвары применяют при бронхитах, астме, коклюше, дизентерии, малярии.

ПАСТУШЬЯ СУМКА

Однолетнее травянистое растение, до 30 см высоты, с несколькими ветвистыми стеблями и прикорневой розеткой перисто-расчлененных листьев. Цветки белые, мелкие, собранные в длинную кисть.

 Плод стручок треугольной формы с мелкими  многочисленными семенами. Пастушья сумка названа так из-за формы своих плодов, которые напоминают стянутую у горловины пастушью сумку. Цветет с апреля до глубокой осени. Плоды созревают с мая до начала заморозков.

  Растет у дорог, на полянах. За вегетационный период дает четыре поколения. В медицинской практике настой травы применяют как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях.

                                         

 ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

Это растение можно встретить вдоль дорог, на поляне, на опушках леса почти повсеместно. Оно многолетнее с длинным подземным корневищем и прямым невитвистым стеблем высотой до 0.5 см.  На стебле очень редко расположены листья, многократно рассеченные на мелкие узкие дольки – отсюда и произошло видовое название растения – тысячелистник. Краевые цветки язычковые, мелкие,  белые; средние – желтые трубчатые, в корзиночных соцветиях, собранных на верхушке стебля в  щитковидные метелки.

  Цветет в июне – августе. По своим кровеостанавливающим свойствам превосходит   применяющийся о врачебной практике раствор хлористого кальция. Препараты тысячелистника применяют при внутренних кровотечениях, желудочно-кишечных расстройствах, для полосканий при стоматитах. Некоторые садоводы используют отвары травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовки.

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Стебель прямостоячий, шершавый, высотой до 125 см. прикорневые листья выемчатоперистораздельные, стеблевые – очередные, ланцетовидные. Цветки светло-голубые, язычковые, собраны в пазухах листьев в соцветиях – одиночные корзинки. Имеет мясистый большой длинный корень. Семена  созревают в июле – сентябре.  Растет на полянах, вдоль дорог.

В народной медицине растение в основном  известно как «печеночная трава». При лечении   заболеваний печени является одним из основных компонентов лечебного сбора. Препараты из отвара или настоя корня применяют при подагре, ревматизме и укусах пчел, ос, змей. Примочками пользуются при лечении экземы, кожных сыпей.  

ПЫРЕЙ

Многолетнее травянистое растение высотой 60 – 120 см. У пырея очень длинное ползучее корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Стебель прямой. Листья длинные, линейные, очередные. Зеленоватые цветки расположены на верхушке стебля и собраны в соцветие – сложный колос. Цветет в июне – июле, семена созревают в августе – сентябре. Злостный сорняк. Встречается повсеместно. Народная медицина рекомендует корневища и сок пырея при бронхитах, при болезни печени и почек, остеохондрозах.

Препараты пырея ползучего помогают при юношеских угрях и других кожных заболеваниях.

Траву пырея едят кошки, собаки. Она обладает противоглистным эффектом, хорошая кормовая трава.

ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

Травянистый многолетник, густоопушенный прижатыми сероватыми волосками стебли. Многочисленные, бороздчатые, до 1 м высотой. Листья шелковистые, длинночерешковые, трижды – или дважды перисторассеченные, верхние перистые, коротко-черешковые, самые верхние трехлопастные или цельные. Цветки в мелких корзинках, собранных в метелку, желтые, трубчатые. Корзинки на коротких ножках, шаровидные. Плод – очень мелкая семянка. Все растение горькое, с сильным своеобразным запахом.

Полынь усиливает выделение желудочных соков и повышает аппетит. В народной практике отвар травы применяют при желтухе, малярии, против поноса, ожирения, при скоплении газов в кишечнике, против круглых глистов.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем и очередными дваждыперисторассеченными на линейные дольки листьями. Цветки в корзиночных соцветиях, сидящих на длинных цветоножках. Плод семянка. Все растение обладает характерным ароматом. Цветет в июле – августе. Растет около жилья, по полевым дорогам, на полях.

Ромашка применяется в виде настоев и отваров внутрь как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство, внутрь и в клизмах при спазмах кишечника и поносах, наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангинах, язвах и некоторых кожных болезнях.

ШИПОВНИК

Кустарник с ветвями, усаженными изогнутыми редкими шипами и непарноперистыми, с обеих сторон голыми, по краю остропильчатыми листьями. Цветки крупные, чаще одиночные, с бледно-розовыми лепестками: спелые плоды светло-красные, гладкие с отогнутыми вниз чашелиситиками, опадающими при созревании плодов.

Отвар плодов принимают при туберкулезе, различных инфекционных болезнях, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, почек, мочевого пузыря, при желчнокаменной и почечнокаменной болезнях, пониженном содержании гемоглобина в крови.

КОНКУРС:

1. Ты растер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Корень какого растения помогает возбудит аппетит? (Корень одуванчика).

4. Какое растение поможет вылечить от болей в желудке? (Тысячелистник).

5. Отваром какого растения лечат волосы от выпадения? (Лопух).

6. Какими лечебными свойствами обладает цикорий?

7. Когда следует собирать лекарственные растения?

8. Назовите правила сушки лекарственного сырья.

Этот материал можно предложить детям в начале или конце работы на остановке.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал замечать, запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди множества растений нужные для себя отыскивают.

Внимательный глаз, да и хорошая память, многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о лечебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались странные болезни волшебными травами.

Казаки же издавна знали и ценили свойства лекарственных растений: ведь большая часть их жизни проходила в походах, ведь они стояли на страже южных границ государства.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых применяются для лечения заболеваний людей и животных, или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

В настоящее время 40% всех лечебных средств, обращающихся на мировом рынке, изготавливаются из «зеленой аптеки». «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не дающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Причем, препараты из лекарственных растений в большинстве случаев дешевле синтетических, а главное нередко являются единственными лечебными препаратами при многих заболеваниях.

Лечение травами – могучее, надежное средство борьбы за здоровье людей.

Общая масса ежегодно заготавливаемых лекарственных растений весьма внушительна и составляет около 70 – 80 тыс. тонн.

У многих народов лечением травами занимались жрецы, считалось, что целебные свойства растений открывались только посвященным. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, собирая травы местной флоры.

Среди лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, луком, чесноком, хреном.

Народная медицина служит неисчерпаемым источником для получения новых ле6карственых растений. Почти все сведения о растениях, известных современной науке и медицине, в свое время были взяты из народной медицины разных стран. С развитием науки на смену эмпирическим наблюдениям, пришли строго научные методы исследования растений. Изучение химического состава лекарственных растений расширило возможности употребления их для укрепления и сохранения здоровья человека. Ученые создали и создают из растительного сырья эффективные новые лечебные средства.

По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на следующие группы: успокаивающие, обезболивающие, снотворные, а также действующие на сердечно-сосудистую систему; возбуждающие, слабительные; отхаркивающие, вяжущие и мочегонные; кровеостанавливающие; противоглистные; желудочные; понижающие кровяное давление.

Мало узнавать лекарственные растения, знать, где они растут и умет найти их. Это еще не все. Надо знать как их собирать, так как содержание целебных веществ, в разных частях растений не одинаково, кроме того, наличие и состав этих веществ зависят от времени сбора. Правильное определение сроков сбора и точное их соблюдение имеют большое значение для качества сырья. Необходимо заготавливать только те части растения (почки, кору, корни, листья, цветы, соцветия…), которые содержат наибольшее количество нужных веществ.

Собирают лекарственные травы, в основном, вручную, применяя нож, секаторы, серпы, совки, лопаты. А если лекарственное сырье собирают с высоких деревьев или кустарников, то пользуются лестницами.

Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами. Берегите корни растений, особенно многолетних. Даже если растение однолетнее, старайтесь так отрезать нужную часть, чтобы не погубить его, чтобы могли появиться еще семена. Все растения с одного участка не собирайте, оставляйте несколько сильных продуктивных экземпляров, иначе можно уничтожить природные заросли и на следующий год здесь ничего не вырастет.

С каждым годом все большее значение приобретает охрана особо ценных лекарственных растений, запасы которых сокращаются или находятся под угрозой.  В настоящее время около 20 видов лекарственной флоры включены в Красную книгу. Для каждого вида дикорастущей лекарственной флоры предусмотрена своя инструкция, в которой учтены: биологические особенности данного растения; специфика возобновления после заготовки; сроки сбора; способы и нормы заготовки, не нарушающие восстановление зарослей; перечень мероприятий, которые должны выполнят сборщики по окончании заготовки на данном участке.

Остановка  №6 «Привал».

Вот и закончилась наша экскурсия. Для  того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется эта маленькая книжечка. Может быть, ты выполнил не все задания, ответил не на все вопросы. Дома у тебя будет для этого время.

Задание: Еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления и запиши или зарисуй их на оставшемся месте. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

 - Что интересного ты узнал на экскурсии?

-Что тебе понравилось?

-Что поразило или удивило тебя?

-Что не понравилось?

-Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

-Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?

Заключение.

Комплексная оценка (экологический мониторинг) экологического состояния объектов, включенных в экологический маршрут, позволяет сделать вывод об их благополучном состоянии. Проблемным продолжает оставаться только состояние реки. Проведенные исследования позволили нам разработать комплекс мероприятий, способствующих сохранению изучаемых объектов. Среди таких мер наиболее эффективными нам представляются следующие:

- дальнейшее изучение состояния экосистемы, популяризация полученных нами данных,

- развитие экологической культуры, ноосферного мышления учащихся,

- паспортизация изучаемых экологических объектов,

- привлечение максимального количества учащихся.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.                    

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей  и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Приложения

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней…

Приложение 1

.Ответственные  за  участки  учебной  экологической  тропы

Первая остановка – Плодовые деревья.

Ученица 7 класса Чугреева Ангелина.

Вторая остановка – Берёзовая роща.

Ученица 7 класса Камаева Марина.

Третья остановка – Муравейник .

Ученица 7 класса Корнеева Дарья.

Четвёртая остановка – Река Кузовка.

Ученик 6 класса – Абросимов Александр

Пятая остановка – Лекарственные растения.

Ученица 5 класса – Багмет Александра.

Приложение 2.

Загадки.

Вторая остановка – Берёзовая роща.

Летом одевается,

Зимой раздевается.

(Лиственный лес.)

Много рук,

А нога одна.

(Дерево.) Русская

Все паны

Скинули кафтаны,

Один пан

Не скинул кафтан.

(Лиственные деревья и

хвойное дерево.)

Без станка и без рук,

А холст ткёт.

(Паук.) Белорусская

Пришли мужички без топоров,

Срубили избу без углов.

(Муравьи, муравейник.) Русская

Стоит Антошка

На одной ножке;

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб.) Русская

Не жар, не огонь,

А возьмёшь в руки —

Опалит.

(Крапива.) Чувашская

На бору, на яру,

стоит мужичок –

красный колпачок.

(Мухомор)

Четвертая  остановка –  Река Кузовка.

Бабушка идёт,

Поёт,

Никогда не отдыхает.

(Река.) Эвенкийская

Вторая подсказка

Без ног ходит,

Без рта глотает.

(Река.) Армянская

Третья подсказка

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(Река.) Русская

Через речку переходит,

А с места не сходит.

(Мост.) Молдавская

Вторая подсказка

Через речку лёг —

Пробежать помог.

(Мост.) Русская

В лесу родилась,

В воде живёт.

(Лодка.) Удмуртская

Дверей не счесть,

А не вылезть,

Не пролезть.

(Сеть, невод.) Русская

У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток на спинке.

(Рыба.) Русская

У чёрного гуся

Полотняные крылья.

(Лодка, паруса.) Чувашская

Летом цветет. Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)


Приложение 3.

Экологический  календарь.

Сентябрь.

1 сентября - День  знаний

Всемирный  день  мира

16  сентября -  Международный день  охраны  озонового  слоя

27  сентября - День   туризма

Последняя  неделя - Всемирный  день  моря

Октябрь.

 4  октября - Международный  день  защиты  животных

Ноябрь.

Последнее  воскресенье  ноября - День  матери

 Декабрь.

1 декабря - Всемирный  день  борьбы  со  СПИДом

29  декабря - День  флоры  и  фауны

Январь.

11  января - День  заповедников

Февраль.

 2  февраля - Всемирный  день  водно - болотных  угодий

4  февраля - День  рождения  прозаика  русской  природы  М. М. Пришвина

19 февраля -  Всемирный  день  китов

                   

Март.

22  марта -  Всемирный  день водных  ресурсов

30  марта -  День  защиты  Земли

Апрель.

1  апреля - Международный  день  птиц

7  апреля -  Всемирный  день  здоровья

18  апреля - Международный  день  памятников  и исторических  мест

22 апреля - Всемирный  день  Земли

22-29 апреля - Марш  Парков

26  апреля -  День  погибших  в  радиационных  авариях  и  катастрофах

30  апреля - День  работников  пожарной  охраны

Май.

3  мая -  День  солнца

23  мая - Международный  день  биологического  разнообразия

31мая - Международный  день  отказа  от курения

Июнь.

1 июня - Международный  день  защиты  детей

5июня - Всемирный  день охраны  окружающей  среды

6 июня - День  эколога

17июня - Всемирный  день  борьбы  с  опустыниванием  и  засухой

26  июня -  Международный  день  борьбы с наркоманией

Список литературы.

  1. Экологическая тропа «Дендрарий Антониева монастыря». Учебн.- метод. Пособие для средней школы. Отв. ред. Н.Н. Семчук. Великий Новгород, 2002. -100 с.
  2. http://lipetzkaya2010.narod2.ru/deyatelnost_shkoli/ekologicheskaya_tropa/
  3. http://www.sgp.uz/userfiles/методическое%20пособие.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...