мастер-класс " Эти летающие цветы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Илларионова Юлия Сергеевна

Мастер-класс по биологии по теме " Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letayushchie_tsvety_urok_izmenenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эти « Летающие цветы» - бабочки

Цели: 

Образовательная: 

- Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отрядов чешуекрылые, показать значение их в природе и жизни человека.

Развивающая:

-развивать умения анализировать, сравнивать, развивать творческие способности, воображение, фантазию;

Воспитательная:

-формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые, воспитывать аккуратность

Оборудование: компьютерная презентация, фланелеграф, макет бабочки.

 Музыкальный ряд: Моцарт «Соната № 15».

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о бабочках. Бабочки всегда привлекали внимание людей, это большая группа насекомых, которую можно найти в любой точке мира.(звучит музыка             , показ слайда       )  Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.(слайд        )
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.  Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Разные народы связывали бабочек с высшими тайнами : любовь, душа, возрождение.


Поэт А.Майков писал :(слайд     )

Долина вся в цветах,

Над этими цветами-

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучих рой!

Легенда:

«Когда-то богиня цветов Флора(слайд      ) решила сделать богу Зевсу (   )   подарок: она взяла чистоту раннего утра(      6   ), свежесть горного ручья, (   ) хрустальный блеск утренней росы (      ), красоту и благоухание всех земных растений(    )и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел».(          ).Так по древнегреческой легенде появились бабочки.    


Сегодня мы  попробуем выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?

- Вам выдан информационный лист (см приложение), который состоит из рабочей страницы  и теста - опросника. В рабочей странице вы пишите тему урока, далее заполняете по ходу урока (когда я вам буду об этом говорить!), домашнее задание выполните дома. С тестом-опросником вы работаете на протяжении всего урока, а в заключение каждый сам выставляет себе оценку. Информационный лист потом вклеите себе в тетрадь.

Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» - бабочки!»    

- А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: к какому царству относятся бабочки? (К царству Животные).
-Давайте попробуем ответить на первый вопрос теста - опросника:
какой характерный признак отличает большинство животных от растений? Справиться с выполнением этого задания вам помогут стихи , которое я вам прочитаю:

 Два огромных царства есть на белом свете,

Знают их прекрасно взрослые и дети:

Растения и Животные - они везде встречаются,

Но по особым признакам два царства отличаются.

Содержит хлоропласты растительная клетка,
(слайд      )

Ее снаружи окружает клеточная стенка,

И состоит та стенка из плотной целлюлозы,

Ей не страшны микробы и сильные морозы.

А у животной клетки такой одежки нет,

Нет также хлоропластов-вот, в чем ее секрет.

Животные активно в среде передвигаются,

Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.

Запомните: растения живут, пока растут,

Их рост неограниченным ученые зовут.

А рост животных ограничен, сокращен значительно-

Рост до определенного периода развития.

Способны к фотосинтезу растения Земли,

За это автотрофами их люди нарекли.

Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали,-

Питаются готовыми органическими веществами.

Различия сейчас мы назвали основные,

Но помните, однако, что есть еще другие.


Ответ занесите в свой информационный лист.

-Ребята!
Скажите, пожалуйста, а к какому типу и классу животных относятся бабочки? (Тип Членистоногие, класс Насекомые).А какими признаками обладают представители данного типа?

 На 2,3,4-й вопросы теста вам помогут ответить следующие стихи:

У всех членистоногих, скажу без промедления,(       )

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Все это характерные особенности многих животных,

Относящихся к типу Членистоногих.( работаем с фланелеграфом)

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но всё-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит их трех отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди, внимательнее посмотри.

Три пары ног еще у них отходят от груди,

Вот что еще хотела бы сказать я в заключение-

Дыхание - трахейное, развитие-с превращением.

Ответы занесите в информационные листы.

-Теперь в разделе рабочая страница информационного листа давайте с вами вместе запишем краткую классификацию бабочек:(слайд)

Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые

- Бабочек известно около 150000 видов. Какие же общие признаки характерны для всего отряда бабочек?


1.Наличие чешуек на их крыльях и на всем их теле ,отсюда название( слайд     15    ).Чешуйки - это и есть самое главное в их наряде - та самая «пыльца», которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» природы. Чешуйки бывают разные по форме, и все они – видоизмененные волоски.

2. Признак, характерный для всех бабочек - сосущий ротовой аппарат, в покое спирально завитой, длинный, трубчатый хоботок. Во время приема бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар.

Теперь после моего небольшого рассказа, попробуйте ответить на 5,6,7 вопросы теста.

А теперь я вам предлагаю из разных строчек составить стихотворение, и рассказать.

Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
шелковые нити поставляет шелкопряд.

Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!


- Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос нашего теста: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!

На доске таблица с  правильными ответами к тесту, проверьте себя и подсчитайте баллы.
Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценку за урок по схеме:
8 баллов – «5»; 7-6 баллов – «4»


Домашнее задание записано у вас на рабочей странице. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Заключение.

 Бабочки олицетворяют мечты. Кому не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем. Они как бы дают нам понять : жизнь быстротечна -  зачем тратить ее на уныние? Принимайте каждый день как подарок , радуйтесь и дарите радость другим. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому еще раз напоминаю: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это важное дело человека на Земле. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!!!  Я благодарю вас ребята за активную работу, в  память о нашем уроке дарю вам закладки с изображением бабочек. ( Звучит музыка)

                           


Информационный лист

1.Рабочая страница

Тема урока:_____________________________________________________________

Классификация  отрядов насекомых:

Царство__________________________________

Тип ______________________________________

Класс ____________________________________

Отряд ____________________________________

Основные признаки отряда:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

Домашнее задание: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это важное дело человека на Земле. 


2. Тест – опросник. ( На каждый вопрос найдите правильный ответ и запишите его буквенное обозначение в таблицу.)

  1. Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?

А. Наличие размножения.

Б. Ограниченный рост.

В. Способность к фотосинтезу.

  1. Какой общий признак характеризует тип Членистоногие?

А. членистые конечности.

Б. мешковидное тело.

В. две пары усиков.

3. У большинства насекомых:

А. три пары ног.

Б. четыре пары ног

В. пять и более пар ног.

4. К насекомым относится

А. тарантул.

Б. беззубка.

В. комар.

5. Характерный признак отряда Бабочки:

А. Передние крылья превращены в твердые надкрылья.

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Задние крылья превращены в жужжальца.

6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки?

А. Отдельными скоплениями.

Б. Черепицеобразно налегают друг на друга.

В. Беспорядочно.

7. Суперспособность, характерная для всех бабочек без исключения:

А. Шесть ног.

Б. Крылья покрыты чешуйками.

В. Тело покрыто чешуйками.

8. В чем, по вашему мнению, заключается сходство бабочек с цветами?

А. Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.

Б. Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.

В. Бабочки и цветы одинаково размножаются.

Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Буква правильного ответа

Баллы

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по батику "Сливовый цвет" по мотивам японской живописи педагога дополнительного образования Чуяновой Ирины

Данный материал готов для преподавания техники свободной росписи батика и внеурочной деятельности по ИЗО....

Мастер-класс Чудеса акварельки" "Симфония цветов"

Кейс дидактического и методического материала по художественно-эстетическому направлению...

Мастер-класс на тему: "Райские цветы"

Вам потребуется • Основной материал • Шерсть белого цвета • Шерсть разных цветов ...

мастер - класс "Экспресс-метод вырезания цветов"

Описание экспресс - метода вырезания цветов для педагогов дополнительного образования....

Презентация мастер-класса по живописи "Зимние цветы"

Данная работа предназначена для проведения мастер-классов, уроков в художественных объединениях, открытых уроков с привлечением родителей.Определенная последовательность выполнения шагов позволит созд...

Мастер-класс "Панно кролик с цветами"

Мастер-класс расчитан на педагогов дополнительного образования и детей 8-10 лет....

Мастер-класс по изготовлению гигантских цветов

Мастер класс для обучающихся 7-15лет...