Рабочая программа факультатива для 5 класса Байкаловедение
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Волосач Татьяна Николаевна

Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета, 2011. - 64 с. Ап­робация программы в школах г. Иркутска и Иркутской области позволяет ис­пользовать ее в региональном компоненте Базисного учебного плана общеобра­зовательных учреждений Иркутской области. Предлагаемая программа является дополненной и переработанной про­граммой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-го класса, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской об­ласти (протокол от 18.04.2003 г.).

Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает общее количество часов- 34, в год, в неделю 1 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykalovedenie_5klass.doc54.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белореченский лицей»

        

                                       УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Белореченский лицей»

______________  М.И.Тараканова

Приказ №____от «____»_______года

СОГЛАСОВАНО

НМС МОУ «Белореченский лицей»

от «____» __________   _201_ года

протокол  №  __________

Рабочая программа адаптационного вида

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

Количество часов в год:

5 класс - 34 ч. в год (1 часа в неделю)

 

Автор:

Волосач Татьяна Николаевна

учитель биологии

МОУ «Белореченский лицей»

Пояснительная записка

Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета, 2011. - 64 с. Апробация программы в школах г. Иркутска и Иркутской области позволяет использовать ее в региональном компоненте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области. Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-го класса, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).

Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает общее количество часов- 34, в год, в неделю 1 часа.

Актуальность

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».

Новизна программы

       Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Методическое положение

        Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае содержание курса в начальной школе – слишком объемное. Безусловно, всю, даже элементарную картину мира в начальной школе выучить нельзя. Отсюда, одним из основополагающих принципов данного курса является принцип минимума. Он позволит отобрать небольшой объем важнейших понятий, которые должны усвоить все ученики. Усвоение достигается за счет многократного и непрерывного использования знаний. А остальные знания могут усвоить те школьники, кого они заинтересовали.

Ребята знакомятся с картиной мира и  учатся ее пользоваться для постижения мира и упорядочивания  своего опыта. Процесс обучения должен сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается путем решения проблемных творческих задач. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться. А познакомиться с целостной картиной мира позже ребята не смогут, т.к. будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий из учебника  - тетради ребята применяют  полученные знания для объяснения своего опыта. Это и есть тот из воспитывающих эффектов учебника Байкаловедение. Новые знания школьники не столько должны запомнить, сколько усвоить способы их применения.

Важную роль при работе детей с учебниками в курсе Байкаловедение играют энциклопедии и словари.

Многие понятия и взаимосвязи не могут быть изложены первоклассником, а некоторые – в начальной школе вообще. Но некоторые из них все–таки необходимо использовать учителю в своей деятельности, даже в том случае, когда данную связь между понятиями можно лишь подразумевать. Это так называемый «прием айсберга». Суть данного приема заключается в том, что, отвечая на вопросы учащегося, учитель должен учитывать множество законов природы и общества, которые при этом совсем не нужно формулировать.

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География». Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему

                                 поведению, формирование природоохранного мировоззрения и

                                 осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного

                                 природного наследия.

Задачи Программы:

 формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

• формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

• формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

• воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

Структура Программы

      Программа рассчитана на 1 года обучения вместо 3 летнего изучения, произошла корректировка программы – сокращение количества часов и состоит из 2-х разделов:

            I. раздел. «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала»;

II. раздел «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале».

В Программе представлены содержания практических занятий.

В первом разделе Программы «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала» предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал.

Во втором разделе Программы «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» учащиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких проблем.

Методы, формы обучения: учебное занятие проводится в форме урока, методы обучения по источникам знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод.

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География».

Предполагаемый результат: Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту.

Система оценки достижений обучающихся: текущее оценивание, итоговое оценивание.

       Учебно – методический комплект:

  1. Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времён до наших дней. – Иркутск, 2010. - 256 с.
  2. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6,7 кл.,изд. второе, дополненное. – Иркутск, 2008. - 224 с.

Учебно – тематический план

5 класс, 34 часов, 1 час в неделю

п/п

Наименование тем

Всего

часов

             В том числе

лекции

практические

работы

экскурсии

1

Введение

1

1

2

География Байкала

9

6

3

3

Происхождение Байкала

4

1

2

1

4

Воды Байкала

6

5

1

5

Исследования озера Байкала

1

1

6

Жизнь на байкальских берегах

5

2

3

7

Жизнь на  озере Байкала

4

2

2

8

Человек на Байкале

4

2

1

                                                Всего:    34

34

17

14

2

                                                                                                                               Итого: 34 часа

Содержание тем учебного курса

 « БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ: ГЕОГРАФИЯ. ГИДРОЛОГИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЙКАЛА»

Введение - 1 час

      Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал - участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о происхождении Байкала.

География Байкала -3 часов

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Геологическое разнообразие побережья Байкала. Заливы, соры, мысы, полуострова. Острова, их расположение, особенности геологии.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления -трещины (становые щели), торосы, полыньи  и др.

     Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал.

 Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал.

 Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкала.

Происхождение Байкала - 2 часов

     Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

     Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

     Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.

Практическая работа № 4. Тема: Землетрясения.

Практическая работа № 5. Тема: Полезные ископаемые.

Воды Байкала - 4 часов

     Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.

     Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале. Заливы, бухты, ссоры. Открытый Байкал.

     Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды.

Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим байкальских вод.

Практическая работа № 8. Тема: Течения Байкала.

Исследования озера Байкал - 2 часов

     История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И. Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.

     Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

     Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.

Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.

 «БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ: ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА. ЧЕЛОВЕК НА БАЙКАЛЕ»

Жизнь на байкальских берегах -8 часов

     Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.

     Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.

     Практическая работа № 1. Вертикальная поясность Прибайкалья.

     Практическая работа № 2. Альпийский пояс.

     Практическая работа № 3. Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.

     Практическая работа № 4. Степи.

     Практическая работа № 5. Болота.

     Практическая работа № 6. Птицы Байкала.

Жизнь в озере Байкал -10 часов

    Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

     Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Донные водоросли, поясность и сезонность развития донных водорослей. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.

     Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Особенности развития фитопланктона в разные сезоны года и в разные годы. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.

     Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Пищевое поведение, сезонное развитие.

     Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Размножение.

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.

     Гаммариды. Разнообразие. Представители, особенности биологии развития и поведения.

     Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения и жизнедеятельности.

     Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение Питание, особенности поведения.

     Водные насекомые. Хирономиды, ручейники. Особенности строения, развития. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.

     Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы.

     Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях.

    Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.

Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.

     Практическая работа № 7. Высшие водные растения и водоросли Байкал.

     Практическая работа № 8. Байкальские губки.

     Практическая работа № 9. Моллюски.

     Практическая работа № 10. Гаммариды.

     Практическая работа № 11. Зоопланктон.

     Практическая работа № 12. Байкальские черви (турбеллярии, олигохеты,полихеты).

     Практическая работа № 13. Рыбы Байкала.

     Практическая работа № 14. Нерпа.

Человек на Байкале - 4 часов

     Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с местными жителями.

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм.

     Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Точечные и распределенные источники загрязнений. Виды загрязнителей. Химические, биологические, тепловые загрязнения.

Российские законы по охране окружающей среды. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе.

     Влияние человека на озеро Байкал. Источники загрязнения Байкала. Сравнение уровня загрязнения Байкала и озера Мичиган в США.

     Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.

Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на Байкале.

Государственная система охраны озера. Закон об охране озера Байкал. История его создания. Зонирование территории вокруг Байкала. Виды деятельности, запрещенные в «центральной экологической зоне».

Что такое «устойчивое развитие». Как человек нарушает устойчивое развитие. Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.

      Практическая работа № 15. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.

      Практическая работа № 16. Влияние туризма на Байкале.

      Практическая работа № 17. Устойчивое развитие.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

• особенности географического положения озера Байкал (широта,  высота над уровнем моря);

• основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

• острова (перечислять, кратко характеризовать);

• особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);

• возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);

• горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить   примеры, кратко характеризовать);

• современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

• водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

• температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);

• история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала

   ( приводить примеры, кратко характеризовать);

• современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать);

• разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

• основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

• основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

• основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

• как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

• изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

• виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

• законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

• важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

• понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.

Учащиеся должны уметь:

• показывать на карте место расположения озера Байкал;

• определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;

• показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

• находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

• показывать направления основных течений на карте озера;

• работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие  рефераты по темам урока;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

   • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

   • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

   • показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса;

   • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

   • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его  побережье;

   • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

Средства контроля

                                            Формы и методы контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей, определение базового уровня ЗУН

Беседы, наблюдения, тестирования, анкетирования

В начале первой четверти

Текущий

Освоение учебного материала по темам

Выполнение заданий, составление и разработка творческих работ

По разделам и темам

Оценка практических умений и навыков учащихся

Проектно-исследовательская деятельность, участие в выставках и конкурсах

По разделам и темам

Оценка самостоятельности

Проектно-исследовательская деятельность, игры, наблюдения

1 раз в полгода

Профориентация

Беседы, наблюдения, упражнения, консультации

В течение года

Коррекция

Внесение изменений и поправок по ходу освоения программы

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные работы, выполнение проектов и исследовательских работ

Январь, май

Олимпиады

Оценка практических умений и навыков учащихся

Проектно-исследовательская деятельность, участие в выставках и конкурсах

По разделам и темам


Карта маршрута «Цель – результат» по разделам программы

                            Цель

               Механизм достижения

                 Планируемый результат

                                                                                                   

«География Байкала»

  • Познакомить
  • учащихся с географическим положением озера, с особенностями береговой линии

      озера.

  • Познакомить учащихся с особенностями времён года на Байкале. Климатическая характеристика времён года.
  • Познакомить учащихся с ветрами Байкала.
  • Развитие навыков работы с контурными картами.
  • Воспитание культуры учебного труда

  • Практические работы:
  1. Географическое положение озера Байкал
  2. Климат озера Байкал
  3. Ветры озера Байкал

 

  • Знать климатические, географические особенности озера Байкал
  • Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах.
  • Развитие навыка выбирать главное.
  • Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.

«Происхождение Байкала»

  • Познакомить с историей возникновения озера.
  • Сформировать у учащихся представление о причинах землетрясений на Байкале
  • Углубить знания учащихся о горных породах, полезных ископаемых.
  • Развитие навыков определения полезных ископаемых.
  • Дать представление о рельефе дна озера.
  • Формирование нового мировоззрения

  • Практические работы:
  1. Землетрясения
  2. Полезные ископаемые

  • Уметь самим прогнозировать землетрясения
  • Уметь различать полезные ископаемые ;
  • Научиться правильно вести себя во время землетрясений

«Воды Байкала»

  • Дать представление о формировании водного баланса.
  • Познакомить учащихся с физическими характеристиками воды озера
  • Развитие навыков наблюдения.
  • Воспитание культуры учебного труда.
  • Показать особенность воды Байкала.
  • Познакомить учащихся с температурным режимом Байкальских вод.
  • Познакомить учащихся с течениями в Байкале

  • Практические работы:

1. Свойства байкальской воды

                  2. Температурный режим

                       байкальских вод

                  3. Течения Байкала

  • Уметь самим определять  направление течения, составлять температурные карты наблюдений
  • Воспитание культуры учебного труда.

«Исследования озера Байкал»

  • Познакомить учащихся с историей открытия озера Байкал.
  • Познакомить с учёными-байкаловедами  
  • Познакомить учащихся с современными методами изучения Байкала.

  • Практическая работа:

1. Методы исследования Байкала

  •  Знать историю исследования Байкала
  • Культура речи.    
  • Патриотическое воспитание.

«Жизнь на байкальских берегах»

  • Познакомить учащихся с

      разнообразием растений и

     животных, редкими видами, условиями и местами обитания.

  • Познакомить учащихся с природными

высотными поясами, расположением

     альпийского пояса

  • Познакомить учащихся с особенностями климата, животного и растительного мира горных лесов.
  • Познакомить учащихся с особенностями климата, животного и

растительного мира степей, лугов и

    болот, с особо охраняемыми территориями, особенностями ПНП,

особенностями ЗНП, памятниками

природы на Байкале.

  • Практические работы:
  1. Вертикальная поясность Прибайкалья
  2. Альпийский пояс
  3. Горные леса
  4. Степи
  5. Болота
  6. Птицы Байкала

  • Различать растения и животных лесов, степей, болот;
  • Уметь составлять маршрут путешествия.
  • Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.
  • Отмечать на карте основные высотные пояса.
  • Отмечать на карте места

     обитания отдельных растений и животных.

«Жизнь на озере Байкал»

  • Познакомить учащихся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов
  • Дать представление о разнообразии, отличии и особенностях обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.
  • Познакомить учащихся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью; отдельными видами моллюсков; представителями гаммарид; зоопланктоном Байкала, его ролью в жизни озера  и  байкальскими червями; строения и жизнедеятельности водных насекомых, рыбами нерпой

  • Практические работы:
  1. Высшие водные растения и водоросли Байкала
  2. Байкальские губки
  3. Моллюски
  4. Гаммариды
  5. Зоопланктон
  6. Байкальские черви
  7. Рыбы Байкала
  8. Нерпа

  • Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.
  • Составление пищевых цепей,узнавание организмов – эндемиков Байкала
  • Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ.
  • Знать особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни и байкальским сообществам.
  • Систематизировать знания учащихся об организмах, обитающих в Байкале, на уровне пищевых взаимоотношений.

«Человек на Байкале»

  • Продолжить знакомство учащихся с историей заселения побережья озера человеком
  • Познакомить учащихся с понятиями загрязнители, загрязнения, источники загрязнений.
  • Познакомить учащихся с российским законодательством по охране окружающей среды.
  • Познакомить учащихся с биологическими загрязнениями, их влиянием на Байкал и условиями снижения биологического загрязнения.
  • Познакомить учащихся с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

  • Практические работы:
  1. экологические проблемы и пути их решения на Байкале
  2. Влияние туризма на Байкале
  3. Устойчивое развитие

  • Умение выступать с материалами по экологическим проблемам, высказывать свою точку зрения, быть в роли оппонентов

Карта

Определенных связей и отношений между образовательными деятельностями и моделью субъекта образовательной среды

За что отвечает программа

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Профильная напраленность

Гуманитарная

напраленность

Исследоват-ская

напраленность

Естественная

напраленность

Социокультурная

напраленность

«Я» -

компетенция

    Знания о мире приобретаются в деятельности, имитирующей будущую профессиональную деятельность.  

    Главная задача – дать представление о современной целостной научной картине устройства мира

   Учащиеся знакомятся с проявлением всех основных явлений природы и общества на качественном уровне. Это позволит закрепить навыки качественного применения фундаментальных законов природы, общественных взаимосвязей для объяснения явлений.

   

    Знакомство с окружающим миром Байкальского озера, способствует интеграции учащихся в современное общество, в национальную и мировую культуру

    Знакомство с окружающим миром Байкальского озера, позволяет подготовить учеников к жизни в современном обществе с его насыщенной информационной средой, формирует нацеленность учащихся на постоянное самосовершенствование

Карта процессуального компонента

(карта технологий)

                                                          Технология лицейского стандарта

Альтернативные технологии

Личностно-ориентированные

исследовательские

• взаимоконтроль;

• выступления;

• игры;

• проблемное изучение материала;

• работа в малых группах;

• самооценка.

       • Ищу ошибки

       • Мастерская проектирования


Перечень учебно - методического обеспечения

Методические и учебные  пособия

  1. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета, 2011. - 64 с.
  2. Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времён до наших дней. – Иркутск, 2010. - 256 с.
  3. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6,7 кл.,изд. второе, дополненное. – Иркутск, 2008. - 224 с.

Оборудования и приборы:

  1. Атлас Иркутской области
  2. Исторический атлас Иркутска

Дидактический материал:

  1. Тесты по разделам

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ecosystema2008.narod.ru  Учебные материалы по байкаловедению
  2. zooex.baikal.ru   Зоологические экскурсии по Байкалу 
  3. http://www.obaikale.ru О Байкале научно и популярно

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы, использованной при составлении программы

  1. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 – 8 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета,

            2000. - 64 с.

  1. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. завед. 6,7 кл., изд. второе. дополненное.- Иркутск, 2008.-224 с.
  2. Пенькова О.Г. Байкаловедение. Учебное пособие - Иркутск: Изд-во Иркутск, Государственный Педагогический  Университет, 2006. - 93 с.
  3. Тахтеев В.В. Байкаловедение. - Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета, 2000. - 104 с.

Литература для учителя

  1. Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1.
  2. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. - 832 с.
  3. Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. — Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. — 694 с.
  4. Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. - Иркутск, 2000. -46 с.
  5. Бенедикт Дыбовский. - Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. -296 с.
  6. Байкал: Атлас. - М.: Роскартография, 1993. - 160 с.
  7.  Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». - Новосибирск: Наука. - 118 с.
  8.  Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 -72 с.
  9.  Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР.т.20.-М.:Изд-воАНСССР, 1961.-311с.
  10. Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. - Новосибирск: Наука, 1975. - 188 с.
  11. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984.-368 с.
  12. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987.-384 с.
  13. Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. -142с.
  14. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. -Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
  15. Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. -560с.
  16. Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
  17. Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
  18. Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). - Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. - 176 с.
  19. Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. - 473 с.
  20. Кожов М.М. Биология озера Байкал. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
  21.  Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972.-254 с.
  22. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. завед. 6,7 кл., изд. второе. дополненное.- Иркутск, 2008.-224 с.
  23. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
  24. Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996.-118 с.
  25. Пастухов В. Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. -272с.
  26. Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифто-вая зона). - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. - 111 с
  27.  О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов:
  28. Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. - С. 3-4.
  29. Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978.-295 с.

  1. Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. - Иркутск, '2000. - С. 232-233.
  2. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
  3. Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
  4. Сутурин А.Н. Байкал - участок мирового наследия: гордость или позор. - В сб.: Байкал - объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. - С. 4-11.
  5.  Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. -2001.-160с.
  6. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. - С. 20-26.
  7. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. -191с.
  8. Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. - Новосибирск:

      Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

  1. Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. - М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. - 932 с.

Литература для учащихся

  1. Байкал: Атлас. -М.: Роскартография, 1993. - 160 с.
  2. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
  3. Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
  4. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984.-368 с.
  5. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, Вост. " Сиб. Кн. изд-во, 1987.-384 с.
  6. Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. - Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986.-224 с.
  7. Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.
  8. Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
  9. Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
  10.  Кожов М.М. Биология озера Байкал. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315с.
  11. Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). - Иркутск, Облмашинформ, - 2002. - 40 с.
  12. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. завед. 6,7 кл., изд. второе. дополненное.- Иркутск, 2008.-224 с.
  13. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкало ведению. Иркутск, 2002. - 53 с.
  14.  Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. - Иркутск:   Призма, 2002. - 192 с.
  15. Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. - Иркутск: Изд-во Иркутск, госуниверситета, 2000. - 104 с.
  16. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ,
  17. 2001.-160 с.
  18. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
  19. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во,

      1979. - 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа факультатива - 5 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу факультатива по математике в 5 классе....