Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №429 им. М.Ю.  Малофеева

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании  Педагогического совета                                                  

Директор  школы

Протокол  № __от «___» ____ 2014 г

«____»  ______________2014 г.

___________________Н.А. Лаврук

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ 8 класс

(типовая)

УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин

Человек -2 часа 68 ч.  

Программа  составлена

учителем биологии

 высшей  квалификационной категории

Павловой Галиной Витальевной


Пояснительная записка

                        Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на  биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.

Цели и задачи: 

освоение знаний о месте человека в системе органического мира; происхождении и эволюции человека; внешнем и внутреннем строение организма человека;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за природой с целью  описания естественных процессов и явлений ; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;

развитие активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; высоконравственной личности; человеколюбия;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил гигиены.

        Содержание курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы является логическим продолжением программ предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах А. А. Плешакова и Н. И. Сонина «Живой организм» и «Биология. Многообразие живых организмов». Курс построен по блочному типу. на первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности;

        Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 8 классе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой.

В основе методики преподавания курса «Биология. Человек и его здоровье»  лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Курс предусматривает разнообразные  практические работы и лабораторные опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.

        Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Место учебного предмета в учебном плане.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Человек. 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация

Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы,

рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосо - биогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма

человека (2 ч)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация

Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация

Схемы строения систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно - гуморальная регуляция.

Демонстрация

Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная

регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация

Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— роль регуляторных систем;

— механизм действия гормонов.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения

костей. Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно- двигательной системы.

Демонстрация

Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей.

Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно- двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— части скелета человека;

— химический состав и строение костей;

— основные скелетные мышцы человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация

Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения крови.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки внутренней среды организма;

— признаки иммунитета;

— сущность прививок и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация

Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки транспорта веществ в организме.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

Раздел 9. Дыхание (6 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения.

Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами

и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация

Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

Раздел 10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах.

Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация

Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.

Раздел 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация

Модель почек.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы мочевыделительной системы;

— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела (4 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— значение сна, его фазы.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении  угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

— выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

— составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинноследственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к учению,

труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

— формирование основ экологической культуры.

Резервное время — 2 ч.

Раздел 1. Место человека в системе

2

Раздел 2. Происхождение человека

3

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма  человека

2

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Раздел 5. Координация и регуляция

10

Раздел 6. Опора и движение

7

Раздел 7. Внутренняя среда организма

4

Раздел 8. Транспорт веществ

5

Раздел 9. Дыхание

6

Раздел 10. Пищеварение

5

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

3

Раздел 12. Выделение

2

Раздел 13. Покровы тела

4

Раздел 14. Размножение и развитие

3

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

5

Раздел 16. Человек и его здоровье

1

Резерв.

2

     


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Вид контроль

Планируемый результат

Дата

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

1.

1

Место человека в системе органического мира.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

 

Фронтальный опрос

З: систематику человека, черты сходства человека и животных, сходство и различия человека и человекообразных обезьян У: работать с учебником

 

2.

2

Особенности человека, его социальная, природная среда, адаптация к ней.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

 

 Фронтальный опрос
Биологический диктант
Заполнение табл.

З: особенности усовершенствования человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: определять усовершенствование во внешнем и внутреннем строении

 

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

3.

1

Происхождение человека. Этапы его становления..

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

З: особенности происхождения человека, этапы происхождения человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: сравнивать одного предка с др. представителями семейства: Гоминид

 

4.

2

Происхождение человека. Этапы его становления.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

 

 

З: особенности происхождения человека, этапы происхождения человека У: определять основные этапы эволюции человека Н: сравнивать одного предка с др. представителями семейства: Гоминид

 

5.

3

Расы человека. Систематизация знаний о человеке, как биологическом виде.

Человеческие расы, их родство. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Расы человека, их происхождение и единство

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас.
Уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблиц.
Доказывать:  несостоятельность расизма

 

6.

4

Обобщение знаний .

 

 

Тестированный опрос

 

 

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма
человека (7 ч)

7

1

История развития знаний о человеке.

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Сообщение. Презентация

Фронтальный опрос. Словарная работа

Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие  человека, методы исследования.
Уметь: €работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее  нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц.
Называть: ученых и показывать их значение для науки

 

8

2

 

 

 

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

9

1

Клеточное строение организма. Л\р «Строение клетки» Инстр. по т\б.

Особенности строения и жизнедеятельности клеток

Л.р.  «Строение клетки» Инстр. по т\б.

Фронтальный опрос.

З: о клеточном строении органов и организма У: определять функции клеток, значимость клетки для жизнедеятельности Н: различать органеллы клетки, а также их функции

 

10

2

Клеточное строение организма.

Особенности строения и жизнедеятельности клеток

 

Индивидуальный опрос.

З: о клеточном строении органов и организма У: определять функции клеток, значимость клетки для жизнедеятельности Н: различать органеллы клетки, а также их функции

 

11

3

Ткани. П\р «Изучение строения тканей».

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов

П\р «Изучение строения тканей».

Фронтальный опрос.

З: особенности строения тканей У: определить функции тканей Н: определять ткани по рисункам и препаратам

 

12

4

Органы. Система органов. Организм. П.Р. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

П.Р. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тест по теме: «Общий обзор организма человека».

З: знать особенности строения организма У: работать с таблицами и рисунками Н: распознавать на таблицах органов и систем органов

 

   Раздел 5. Координация и регуляция 3 часа

13

1

Гуморальная регуляция.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа  его целостности, связи со средой

 

Фронтальный опрос.

Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека.
Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форм

 

14

2

Нервно- гуморальная регуляция.

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант

Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.
Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы.
Называть: основные гормоны, вырабатываемые  железами внутренней секреции их значение; отличительные черты желез внутренней секреции от желез внешней и смешанной секреции.

 

15

3

Строение и значение НС.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

 

Фронтальный опрос.

Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Сравнивать: строение нервной ткани с другими видами тканей; давать основные определения

 

16

4

Спинной мозг.

Строение и функции спинного мозга.

 

Фронтальный опрос.  Индивидуальный опрос

 Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции.
Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить.
Объяснять: строение спинного мозга и называть его функции.

 

17

5

Строение и функции головного мозга.

Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

 

Фронтальный опрос.  Индивидуальный опрос

Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности  микроскопического строения мозга.
Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов

 

18

6

Полушария большого мозга.  П.Р. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

 

П.Р. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Фронтальный опрос.  Индивидуальный опрос

З: особенности строения полушарий мозга У: находить полушария мозга по рисункам по муляжам, определять значимость полушарий для человеческого организма, функции полушарий Н: изучение головного мозга по муляжам

 

19

7

Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор. П.р. Изучение изменения размера зрачка.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Гигиена органов чувств

П.р. Изучение изменения размера зрачка.

Фронтальный опрос.

Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения.
Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебника.
Называть: составные части зрительного анализатора, их строение и функции.

 

20

8

Анализаторы слуха и равновесия.

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант

Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха.
Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить.
Называть: составные части слухового анализатора, их строение и функции

 

21

9

Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант

Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы  в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения
Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять  результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека.
Сравнивать: строение  анализаторов.
Объяснять: значение анализаторов в жизни человека

 

22

10

Взаимодействие анализаторов. Обобщение знаний об анализаторах.

Взаимодействие анализаторов. Гигиена анализаторов. Роль нервной системы в приспособлении организма человека к среде обитания.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант

З: какова роль НС в приспособлении организма  человека к среде обитания У: объяснить взаимосвязь человека с окружающей средой

 

23

11

Зачёт по теме: «Нервная система». «Анализаторы».

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 6. Опора и движение (7ч)  

24

1

Опорно-двигательный аппарат, его функции. Скелет человека.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

 

Фронтальный опрос.

Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Распознавать: части опорно – двигательного аппарата.
Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете

 

25

2

Строение и свойства костей, их соединения.   П.р. Изучение внешнего строения костей.

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей.

П.р. Изучение внешнего строения костей.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Тест.

Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.
Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.
Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.

 

26

3

Первая помощь при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Профилактика заболеваний и травматизма. Приемы оказания первой  помощи.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант.

З: о правилах профилактики опорно-двигательного аппарата У: соблюдать правильную осанку Н: оказывать первую мед помощь при травмах. Факторы риска: гиподинамия

 

27

4

Мышцы, их строение и функции.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант.

 Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять  результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц,  разъяснить процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата

 

28

5

Работа мышц. П.р. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

П.р. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Терминологический диктант.

Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в  устной и письменной форме.
Давать определения «статистическая» и «динамическая» работа, сравнивать их между собой.

 

29

6

Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата.  Л/ Р «Измерение массы и роста своего организма» Инстр. по т. б.

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

 Л/ Р «Измерение массы и роста своего организма» Инстр. по т. б.

Фронтальный опрос. Тест.

З: значение физических упражнений для опорно-двигательного аппарата У: работать с дополнительной литературой, с ростомером, весами  Н: приводить несколько примеров физических заданий, измерять рост и вес.

 

30

7

Урок – обобщения по теме: «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, его значение».

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 ч)

31

1

Внутренняя среда организма, её значение.

Значение постоянства внутренней среды организма. Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

 

 Биологический диктант

Знать: состав внутренней среды организма; особенности и значение  тканевой жидкости, крови, лимфы.
Уметь: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

32

2

Состав крови. Л.  р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Л.  р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Заполнение таблицы

Знать: состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять  результаты логических операций в письменной и устной форме.
Сравнивать: между собой эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.

 

33

3

Иммунитет. Профилактика. ВИЧ-инфекций и заболеваний СПИДОМ.

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные при-вивки

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять  результаты логических операций в письменной и устной форме.
Сравнивать: между собой  типы иммунитета.
Давать определения: «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»

 

34

4

Группы крови. Донорство. Резус фактор.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

 Знать: группы крови, их отличительные признаки; совместимость крови по группам; значение переливания крови, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Уметь: самостоятельно работать с текстом  учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций  в письменной и устной форме.
Составлять: механизм агглютинации, значение донорства и переливания крови для сохранения жизни

 

Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)

35

1

Движение крови и лимфы в организме.

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: строение и функции крови; как происходит движение крови в организме,  и каково значение этого процесса; особенности строения органов кровообращения.
Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.
Называть: органы кровообращения и их функции.
Показывать: путь крови по большому и малому кругам кровообращения.

 

36

2

Работа сердца.

Фазы работы сердца, пауза Особенности регуляции работы сердца. Автоматизм, нервная и гуморальная регуляция работы сердца.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности  регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции
Уметь: самостоятельно работать с текстом  учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций  в письменной и устной форме.

 

37

3

Движение крови по сосудам. Л.р. Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

Л.р. Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

 Знать: что такое кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по  организму; что  такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы.
Уметь: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; самостоятельно работать с текстом  и рисунками учебника; логически мыслить: абстрагировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

 

38

4

Заболевание сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

П/Р «Изучение приемов остановки каппилярного, артериального и венозного кровотечения» Инстр. по т. б.

 

З: о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, вредные привычки, их влияние на организм человека У: распознавать виды кровотечений по их признакам Н: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях

 

39

5

Обобщающий урок по теме: «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ».

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 9. Дыхание (6 ч)

40

1

Строение органов дыхания.

Органы дыхания. Строение органов дыхания.

 

Фронтальный опрос.

Знать: сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и  функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками  учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные  практические задания.
Сравнивать: строение органов дыхания у человека и млекопитающих

 

41

2

Газообмен в лёгких и тканях.

Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

 Знать: особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; извлекать нужную информацию быстро и качественно логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Характеризовать: изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические  требования к его составу.
Давать:  определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких"

 

42

3

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. П.р. Определение частоты дыхания.

Дыхательные движения. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.

П.р. Определение частоты дыхания.

Фронтальный опрос. Заполнение таблицы.

З: механизм вдоха и выдоха, понятие жизненная ёмкость лёгких У: объяснить механизм вдоха и выдоха, выдоха Н: определение частоты дыхания

 

43

4

Регуляция дыхания.

 

 

Фронтальный опрос. Тест.

З: процесс регуляции дыхательных движений У: объяснить взаимосвязь дыхательных процессов от гуморальной регуляции Н: работать с текстом учебника

 

44

5

Заболевание органов дыхания.

 Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

З: о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, оказание первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность У: объяснять приёмы оказания первой мед. помощи  Н: показывать приёмы первой мед. помощи

 

45

6

Обобщающий урок по теме: «Дыхание».

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 10. Пищеварение (5 ч)

46

1

Пищеварительные продукты. Пищеварение.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины.

 

Фронтальный опрос.

Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.
Уметь: давать определения «питание», «пищеварение», «питательное вещество», "ферменты"; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

 

47

2

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Строение ротовой полости. Ферменты.

 

 

 

48

3

Пищеварение в желудке. Л.р. Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

Строение и функции органов пищеварения. Этапы процессов пищеварения

Л.р. Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

Фронтальный опрос. Биологический диктант

З: особенности пищеварения в желудке У: дать объяснение данного процесса Н: приводит примеры правил профилактики заболеваний желудка, демонстрация воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

 

49

4

Пищеварение в кишечнике. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.  Л/Р «Определение норм рационального питания» Инстр. по т.б.

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.

 Л/Р «Определение норм рационального питания» Инстр. по т.б.

Фронтальный опрос.

З: особенности пищеварения в кишечнике У: оказать первую доврачебную помощь при отравлении, укрепление здоровья: двигательная активность, вредные привычки, их влияние на организм человека Н: приводить примеры правил профилактики заболеваний кишечника, определение норм рационального питания

 

50

5

Обобщение знаний по теме: «Пищеварение».

1

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3ч)

51

1

Обмен веществ и энергии.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

 

Фронтальный опрос.

Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.
Характеризовать и сравнивать: пластический и энергетический обмены; биологическую роль обмена веществ.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

 

52

2

Витамины.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

 

Заполнение таблицы "Витамины"

Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет  общественной науки в открытии витаминов.
Характеризовать: роль  витаминов в обмене веществ.
Называть: основные витамины.
Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

 

53

3

Обобщающий урок  теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Витамины»

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 12. Выделение (2 ч)

54

1

Выделение. Строение и работа почек.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

 

Фронтальный опрос.

Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Объяснять: механизмы образования первичной и вторичной  мочи.
Распознавать: органы выделительной системы по таблицам.
Уметь: самостоятельно работать  с текстом и рисунками учебника.

 

55

2

Предупреждение заболеваний почек.

Профилактика заболеваний. Болезни органов выделения, их предупреждение Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.
Объяснять: причины заболеваний и меры по их предупреждению.
Уметь: самостоятельно работать  с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них.

 

Раздел 13. Покровы тела (4 ч)

56

1

Строение и функции кожи.

Строение и функции кожи

 

Фронтальный опрос.

Знать: строение и функции кожи.
Называть: основные слои кожи.
Объяснять: взаимосвязь  их строения и выполняемых функций кожи.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

57

2

Роль кожи в терморегуляции организма.

Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант

Знать: роль кожи в теплорегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека; физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.
Объяснять: механизм терморегуляции.
Оказывать: первую помощь при нарушении терморегуляции.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

58

3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

З: раскрыть роль и сущность закаливания организма У: оказание первой доврачебной помощи при обморожениях, ожогах. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, влияние на организм. Укрепления здоровья

 

59

4

Урок обобщений по теме: «Выделение. Покровы тела».

 

 

Тестированный опрос

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями

 

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)

60

1

Половая система человека.

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.

 

Фронтальный опрос.

Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции  половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша   и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.
Характеризовать: стадии развития зародыша  и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.
Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих  животных и плода человека.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

61

2

 

Индивидуальный опрос.

 

62

3

Возрастные процессы.

Рост и развитие ребенка

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.
Характеризовать: каждый период жизни человека.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

63

1

Поведение человека. Рефлекс.

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

 

Фронтальный опрос.

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности;  суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения.
Объяснять: суть условных и безусловных рефлексов.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

64

2

Торможение, его виды и значение.

 Торможение

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

 

65

3

Биологические ритмы. Сон. Гигиена сна.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека.  Факторы здоровья, факторы риска, адаптация.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики.
Характеризовать: фазы сна.
Объяснять: причины расстройств сна и их последствия.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями.

 

66

4

Особенности высшей нервной деятельности.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Гигиена умственного труда.

 

Фронтальный опрос. Биологический диктант.

 Знать: особенности высшей нервной деятельности человека; значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.
Характеризовать: высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

 

67

5

Типы нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность, психика  и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека

 

Фронтальный опрос. Тест.

Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.
Объяснять: суть понятий «темперамент», «характер», «личность».
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

 

Раздел 16. Человек и его здоровье (1 ч)

68

1

Человек и его здоровье.  П.р. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении  угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

П.р. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

 

Учащиеся должны знать:
приёмы рациональной организации труда и отдыха; отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь: соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;  оказывать первую доврачебную помощь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...