Опыт работы по биологии и экологии
проект по биологии (10 класс) на тему

Доклад , презентации, разработки уроков, выступления на семинарах, педсоветах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения в школе

Доклад зам.директора  по УВР  МОУ «СОШ №2» г. Изобильного

Беляевой Л.С. на районном семинаре 23.10.2011 года.

          В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие черты как динамизм и вариативность. Объективная  обусловленность модернизации школы как ведущего элемента образовательной системы предопределяется изменением социального заказа со стороны общества, который формируется и формулируется  теперь уже не только государством, но и семьей.

         Обновление социального заказа происходит в соответствии с Законом

Российской Федерации «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка.

В них образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида,талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

          Выживание общеобразовательной школы в условиях неблагоприятного

влияния действующих экономических и социальных факторов, возможность ее перехода от единообразия и функционирования к разнообразию и развитию опираются на традиционно – сильные стороны, такие как целостность, стабильность и гибкость, позволяющие успешно нейтрализовать негативные внешние воздействия и выявить внутренние неиспользованные резервы.

        В то же время имеющий место консерватизм общеобразовательной школы по – прежнему затрудняет реализацию в ее работе  принципов демократии. Традиционная система организации учебно – воспитательного процесса находится в противоречии с законами и закономерностями психофизиологической деятельности человека и теории управления.

    Классно – урочная система характеризуется многопредметностью и низкой

частотностью учебных предметов, что предопределяет постоянную перегрузку ученика и учителя. Микронормированность учебного материала связана с регулярным проведением уроков по его систематизации. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности  и особенно нежелательный в старших классах школы. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащегося. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке.  

 Традиционная классно – урочная организация  учебно – воспитательного процесса далека от оптимального варианта. По мнению М.Н. Скаткина, эта система «нивелирует способности и стрижет всех под одну гребенку, культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условия для формирования творческих способностей», отсюда – педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; центр внимания – учебно – познавательная деятельность самого учащегося,  диагностичность и объективность контроля результатов, целостность, дифференциация и индивидуализация, что связывается прежде всего с профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых программ по предметам, а также с использованием новых педагогических технологий ( адаптивной системы обучения, уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, модульной организации учебного процесса), которые в данном контексте уже гарантируют конкретные конечные результаты, позволяют избежать ремесленничества, поскольку учитывают зону ближайшего развития ( по Л.С. Выготскому)

         Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения,

которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала

укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности,

завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика

и обеспечивают выпускнику школы  возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.

        Диагностичность  педагогического анализа, демократизм организации, контроля, регулирования и коррекции в рамках современной концепции управления общеобразовательной школой органично связаны с перспективой реализации научно обоснованных новых педагогических технологий и систем организации учебно – воспитательного процесса.

       Ведущее место  при переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне  силами профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов.  

    -  В чем же сущность модульного обучения?  

При модульном обучении  средством для организации обмена информацией при обучении становится структурно – функциональный узел или модуль. Он включает в себя все параметры изучаемых систем: структуру, функции,

свойства, способы действий или жизнедеятельности, что создает возможность в определенной последовательности проводить стыковку информации.

       При этом программа учебной дисциплины состоит из системы модулей.

Их число определяется целями обучения и объемом учебного материала. Модульный подход позволяет структуировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным предметам.

        В программу учебного модуля отбираются учебные элементы, которые будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру. Исходный учебный элемент дифференцируется в призводных элементах. Логическая структура содержания предмета ограничена по числу градаций и производных учебных элементов в зависимости от целей и задач подготовки учащихся, выявленных из анализа их обученности и будущей деятельности.

         Процесс конструирования программного содержания идет по слудующему алгоритму:

              1.Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.

              2.Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов.

                3.Проектирование  и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов.

          Данный путь познания позволяет обеспечить и сохранить  в изучаемом содержании его характерные признаки. Только такая сущностная система, запрограммированная в модуле, является основой любой учебной дисциплины. Основываясь на структурировании модульных программ учебных дисциплин по приоритетным целям освоения  нового содержания образования, можно говорить о первоочередных курсах, обеспечивающих усвоение учащимися фундаментальных знаний. Только после понимания и осознания сущности развития материального мира как системы можно определить вариации ее проявления в реальном мире, что означает для человека возможность действовать грамотно.

          Предлагаемый структурно – функциональный путь в отличие от традиционного предметно – информационного позволяет получать положительные приращения в области познания и устанавливать внутри- и межпредметные связи.

          Структуры модуля и рассматриваемой системы адекватны, что позволяет познать мир через его отраженную картину.

          Посредством  модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего  он осваивает по предлагаемому алгоритмическому предписанию. Структурируя содержание учебного материала на модульной основе, учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Первостепенная задача учителя в этом нетрадиционном подходе  - использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов. Для  ученика важной представляется роль по осмыслению информации  и определению ее значения для дальнейшего практического применения.  

      Модульное обучение строится на основе ряда принципов.                                                                                                                  

      К ведущим принципам модульного обучения  относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности  методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает  цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебно – воспитательного материала в виде блоков – модулей, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов (УЭ) Из блоков – модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока – модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

            Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника  павыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных ( развитие способностей личности) целей.

Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект – субъектных отношений в системе «учитель - ученик».

             Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной  программе некоторые функции управления, которые  становятся функциями самоуправления.

            Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

            Модульная система организации учебно – воспитательного процесса в основной школе строится с учетом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предметов в группы и циклы. В старших классах в рамках данной системы осуществляется профильное обучение, достигающее по сложности предлагаемого материала продвинутого или углубленного уровня и дополняющее учебный процесс на базисном уровне сложности.

Традиционные частные методики, как правило, используют в процессе изучения исторического пути развития науки, начиная с единичного и завершая общим, поскольку всеобщее при значительных  временных затратах и перегрузке учебных программ  в деталях уже не рассматриваются.

              М.Н.Скаткин справедливо отмечает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления учащихся, на развитие интереса к учению у них  вызывает «перегрузка излишними, малозначительными подробностями». «Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из – за деревьев школьники перестают видеть лес».

                 Модульная система организации учебно – воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение ученика по схеме « всеобщее – общее - единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.

                   Модульная система организации учебно – воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса,  а ученик выполняет роль самостоятельного  исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

Создание природообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.

                Если рассматривать модульную систему организации учебно – воспитательного процесса утилитарно, то обучающая технология будет сведена к следующему: законченность блоков содержания, интеграция видов и форм обучения, каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать  с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьироваться от информационно – контролирующей до консультационно – координирующей. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности , так и способам действий. Гибкость такой

технологии объясняется адаптацией к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения и индивидуализации обучения. Первоначальное знакомство учащихся со всей программой и комплексной дидактической целью (или уровневой целью) с учетом близких, средних и далеких задач обеспечивает перспективность технологии. Паритетность ее выполняется на основе относительно самостоятельного характера учебного труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учеником.

        Модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного,  системного его представления происходит троекратно  при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

-   Какова же педагогическая технология организации модульного обучения?

В развивающей и развивающейся школе при формировании образовательной программы и учебного плана центральное место занимает процесс постановки целей как элементов будущего результата обучения и воспитания. При модульной системе организации учебно – воспитательного процесса основу педагогической технологии общеобразовательной школы составляет блок целей, например, в виде блока уровней требований к развитию общеучебных умений и навыков, а также в виде блока уровней требований к обученности по общеобразовательным, профильным, специальным и углубленным курсам, иностранным языкам, основам экономических знаний и основам компьютерной грамотности. Блоки целей позволяют школе успешно выполнять свою основную роль – давать учащимся достаточную общеобразовательную подготовку для продолжения самообразования, а также создавать фундамент для получения последующей профессиональной подготовки.

           На основе блока целей конструируется учебный план и учебные программы. Вся конструкция учебного плана должна собираться из блоков учебных предметов, сгруппированных в многолетнюю программу образовательного процесса. Количество учебных предметов в блоке: начальная школа – 6 – 8, основная – 9- 14, средняя – 10 – 12 ( при длительности одного учебного периода - год).

         В настоящее времяв учебных планах школ созданы структурные блоки, их – 2. Первый блок образуетбазисная часть учебного плана, второй представляет его вариативную часть, называемую школьным компонентом.

        В учебно – воспитательном процессе, построенном в соответствии с учебным планом, различие между базисным и вариативным блоками влияет  только на форму проведения занятий ( общеклассная, групповая, парная или индивидуальная), но не определяет количество часов по предметам. При этом положительную роль играет изменение длительности изучения предметов: один блок предметов изучается на протяжении всего учебного года, а другой – в течение одного полугодия или четверти , но с удвоенным количеством часов, что значительно сокращает многопредметность при одновременном сохранении всех изучаемых дисциплин.

       Дидактический процесс, построенный в соответствии с описанной схемой потребует пересмотра содержания учебного материала. Цениться будут не отдельные факты, а целостная система базисных понятий и алгоритмов деятельности, достаточная для обеспечения решения одной из основных задач школы – подготовки учащихся к дальнейшему самообразованию. Решение указанных проблем происходит за счет введения частичной дифференциации обучения в 8 – 9 классах и практически полной

дифференциации обучения в 10 – 11 классах.

      Для организации учебно – воспитательного процесса в школе важно грамотное и оперативно составленное расписание уроков, которое также составляется на основе модульного подхода и опирается на блоки и группы предметов и временные циклы. Первый блок включает предметы, которые будут изучаться в течение всего года, а второй – предметы, изучаемые в течение одного полугодия или четверти.

      Как же организуется урок?

       Освоение модульной системы организации учебно – воспитательного процесса предусматривает формирование содержания каждого учебного курса из учебных модулей, состоящих из блоков -  модулей содержания теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков. Составляется технологическая карта конструирования темы или раздела.

    Учебные занятия в рамках модульной системы могут быть двух видов.Во – первых, с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по освоению новых знаний. Во – вторых, с доминирующей рефлексивной деятельностью ученикапо сравнению с обучающей деятельностью учителя.

  Содержание учебного материала подбирается в соответствии с темой урока и   ТДЦ оно должно соответствовать  государственному стандарту. Выбор методов обучения осуществляется педагогом исходя из ТДЦ урока и его содержания(познавательные игры, учебные дискуссии, лекция, рассказ, беседа, демонстрация и т. д.) Затем пишется план урока, разбитого на блоки – учебные элементы (УЭ), включающие  УЭ – 1: входной контроль, УЭ – 2:изучение нового материала,  УЭ – 3:практическая работа, УЭ – 4: выходной контроль, УЭ – 5: подведение итогов, УЭ – 6:рефлексия. Каждое задание оценивается в баллах, а затем по количеству баллов выставляется оценка.

     Существует ряд различных методик коллективных способов обучения (КСО) – Ривина, мурманская, методика взаимопередачи тем (МВТ), взаимообмена заданиями (МВЗ), Ривина – Баженова и т.д.

     При управлении инновационными процессами особое место занимает контроль результатов. Контроль за результатами при модульном обучении осуществляется рубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам полугодия или целостный по итогам года.

    Для самоконтроля и экспертной оценки результатов инноваций предлагаются специальные карты контроля.

     Сегодня наши учителя поделятся опытом освоения технологии модульного обучения.



Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий – условие повышения эффективности урока через организацию

 активной деятельности учащихся

Выступление на педсовете

09.11.2013 г.

                                         Л.С.Беляева, учитель биологии    МКОУ «СОШ №2» г. Изобильного

Школа старшей ступени предполагает формирование самообразовательных, исследовательских, проектировочных умений старшеклассников. Их  становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в проектировочную, исследовательскую деятельность, которая значительно повышает эффективность уроков.

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработки проекта;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия ее достижения);
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию.

При работе над проектом «Качественная оценка загрязнения воздуха

с помощью лишайников»  в данном учебном году учащиеся 11б класса

разделились на группы, изучили методы биоиндикации, наметили пути выполнения проекта, выполнили работы по сбору информации, наблюдениям над объектами изучения, соотнесли полученные результаты и сделали вывод о роли биоиндикации в оценке состояния окружающей среды. Такая работа повысила эффективность уроков как развивающее обучение, как система совместных действий педагога и учащихся по разработке и осуществлению проекта.

В процессе реализации проектной деятельности учитель:

  • разрабатывает программно – методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
  • формирует образовательную, информационно- коммуникативную, рефлексивную компетентность старшеклассников;
  • проектирует самостоятельную работу учащихся с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета;
  • осуществляет диагностику готовности детей к дальнейшему обучению;
  • создает условия для развития активности учащихся в учебной и внеучебной деятельности и др.

При организации проектной деятельности учитель создает оптимальные условия для развития индивидуальных (авторских) характеристик старшеклассников, при этом:

  • в центре внимания – ученик, учитель обеспечивает содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится в логике деятельности над проектом;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Таким образом, суть проектной деятельности старшеклассников состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Проектная деятельность предполагает проживание школьником конкретных ситуаций, приобщает его к проникновению в глубь явлений, процессов, «конструирование» новых объектов, новых образцов.

Условно можно назвать следующие этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта,оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы, Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

  • краткосрочные  (2 – 6 часов);
  • среднесрочные (15 – 32 часа);
  • долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т. д.

 В старших классах можно применять разные учебные проекты. Целесообразно было бы один проект в каждом параллельном классе делать комплексным. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, по биологии может проводиться изучение биоценоза степей с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии, но как на уроках биологии так и на уроках экологии проектное обучение можно построить на идее создания альтернативных заданий – редкие растения Изобильненского района, редкие животные Изобильненского района, биогеоценозы Ставрополья, виды биоиндикации и т.д.

Проектная деятельность не только активизирует творческую деятельность детей, но и расширяет способы самоподготовки (работа в музеях, архивах, на природе, в научных лабораториях), расширяет кругозор и опыт (участие в работе научного сообщества, общественной организации, семинара, выставки и т.д.), дает возможность получить удовлетворение от работы ( участие в конкурсах, турнирах, семинарах, в защите творческих проектов и работ).

Критерием оценки проектной деятельности старшеклассников является достижение цели проекта и самообразовательных целей. Если цель проекта достигнута, то  можно  рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.



Предварительный просмотр:

Руководитель  МО_____________                                Завуч________________Беляева Л.С.                                                                                                                                                                                  

 5.09.2011 г.                                                                                                         5.09.2012 г.

Календарно – тематический план

по  элективному курсу

«Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья»

на 2011 – 2012учебный год

Программа К.П.Казарян

«Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья»

Москва, «Просвещение», 2005

№ п/п

Тема занятия

Колич. часов

Форма занятия

Дата

Здоровье – наше богатство

    1час.

Лекция

Тестирование на определение здоровья учащихся

    1час.

Практическое занятие

Движение – кладовая жизни

    1час.

Лекция

Питание – основа жизни. Пищевые вещества, их значение для здоровья

    1час.

Лекция

Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании

    1час.

Проектно – исследовательская деятельность

Составление индивидуального рациона питания

    1час.

Практическое занятие

Гигиенические правила и предепреждение

инфекционных заболеваний: гигиена тела, полости рта

    1час.

Консультация

Гигиена труда и отдыха

    1час.

Лекция

Микробы в организме, классификация инфекционных заболеваний

    1час.

Семинар

Основные меры профилактики инфекционных заболеваний

    1час.

Практическое занятие

Культура потребления медицинских услуг: необходимые медицинские знания для сохранения здоровья

    1час.

Консультация

Основы законодательства РФ об охране здоровья населения

    1час.

Работа с дополнительными источниками

Предупреждение употребления психоактивных веществ

    1час.

Лекция

Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья (Итоговое занятие)

    1час.

Защита рефератов



Предварительный просмотр:

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа № 2»

           Экологический проект

            Резерв

         здоровья  –

    чистый воздух

                                   Выполнил:    Таратухин

                                               Алексей    Сергеевич,

                                                 11 «А » класс

                         г. Изобильный, ул. Южная, 80

                                                    т. 4 – 05 - 49

               

                                                                                                                             

                      Руководитель: Беляева

                                                Лариса Сергеевна,

                                                 учитель биологии, 14 разряд,

                     г. Изобильный,  пос. Газопровода, 19/4

               

                                     

                                     г. Изобильный

                                   2007 – 2008 уч. год

                       

                        Содержание

№ п/п

Стр.

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Введение

Состав и экологические особенности атмосферы

Цель и задачи работы

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы

Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха

Влияние загрязнителей на здоровье человека

4

5

6

7

8

II

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

                              Основная часть

Исследование степени загрязненности атмосферы в районе школы

Изучение планировки школы

Выбор участка автотрассы в районе школы для наблюдения за интенсивностью движения

Определение единиц автотранспорта, проходившего по участку в течение 20 минут    

Расчет пройденного пути и сжигаемого при этом топлива  и выделенных вредных веществ

Сравнение данного наблюдения с наблюдением 2004 года

                                     

8

9 – 10

11 – 12

13 - 14

14

III

3.1

3.2

Заключение

Вывод о  степени загрязнения района школы

Меры по снижению уровня загрязнения

14 – 15

16 - 17

IV

Литература

18

Водные ресурсы, необходимые для выживания человека и стабильного развития, все в большей степени разрушаются, загрязняются, истощаются.

     

Адаптационные механизмы биосферы «работают на пределе».

   

Человек должен охранять не только отдельные виды и недра, но и воду, воздух, почвы, то есть все экосистемы в целом.

 

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том,

что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого.

Пока. Аэродромы. Пирсы и перроны.

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы.

Все больше окружающей среды!

                               Р .Рождественский

   

     Наш дом – Земля. Четыре столпа его фундамента: население, среда, природные ресурсы, развитие экономическое и социальное.

     Неравномерный рост одного из столпов приводит                         к потере устойчивости. Современная ситуация такова, что один из них – окружающая среда – все быстрее изменяется.

Изменяются физические параметры, химический состав окружающей среды и биологическое окружение человека.

    Обедняется видовое разнообразие экосистем, теряются эстетические свойства окружающей среды. Более 60% населения обитает в городах, экологическая ситуация в которых резко отличается от природной.

     Возникло противоречие между приспособленностью человека к определенным свойствам и показателям среды и все ускоряющимся изменениям этих свойств и показателей.

«Перед современной экологией стоит задача колоссальной значимости – найти такие условия биологического равновесия в природе, при которых природа могла бы развиваться в соответствии с запросами человеческой культуры и возможностями планеты»1

    В решении этой задачи должны принимать участие не только ученые -  экологи, но и все люди, поскольку каждый человек несет личную ответственность за состояние природы.

     Я живу в городе Изобильном. Город – это гетеротрофная экосистема. Образующиеся в результате функционирования города тепло, пыль и другие вещества, загрязняющие воздух, заметно изменяют климат города. Кроме того, влияние загрязнения воды и воздуха сказывается на здоровье людей.

     Наиболее неблагоприятные условия складываются в местах интенсивного движения автотранспорта, а  наша__ школа  расположена рядом с оживленной автотрассой.         

          1. И.Н. Пономарева «Экология растений с основами биоценологии», М., Просвещение, 1978 год.

                           

                           

                             Цель  данной работы

        1.Изучить состав воздушной среды в регионе школы

        2.Выявить загрязняющие вещества, их концентрацию

3.Рассмотреть механизмы очищения воздуха от вредных примесей    с целью создания оптимальных условий для здоровья

4.Сравнить полученные данные с результатами 2004 года, прогнозировать развитие ситуации по изменению состава воздуха в регионе школы.

                             

                              Задачи работы

1.Предложить практические меры по оптимизации состояния воздуха в окрестностях школы, на территории школы, в школе

2. Предложить практические  меры по снижению уровня шума от транспорта  на территории школы.

Человек живет на дне воздушного океана – атмосферы, представляющей уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, углекислого газа, аргона и других веществ. Ни одна планета не обладает такой богатой кислородом (21%) и сбалансированной по газовому составу атмосферой.Самый распространенный газ  - азот (78%).  Содержание углекислого газа невелико – всего 0,003%, но роль его в атмосфере огромна.Он обладает способностью поглощать тепло, идущее от земли, и удерживать его в атмосфере. При прекращении поступления кислорода в организм человек и животное через 4 – 5 минут погибают.

    Уменьшение количества кислорода или увеличение количества углекислого газа во вдыхаемом воздухе ведет к ухудшению здоровья, тяжелым заболеваниям органов дыхательной системы и сердца.

    Последние десятилетия количество углекислого газа в атмосфере, хотя и медленно, но увеличивается. Это приводит к повышению температуры воздуха на Земле, к парниковому эффекту и связанными с ним последствиями.

В природе идет постоянный обмен кислорода, углекислого газа и азота – важнейший процесс, обеспечивающий поддержание газового баланса в окружающей среде.

   Атмосфера выполняет неоценимую функцию:

  1. Задерживает массу метеоритов
  2. Задерживает основную массу постоянного потока солнечных и других космических излучений, которые,

если бы попали на Землю, то сразу сожгли бы все живое. Решающее значение в этом отношении принадлежит стратосфере и озону.

  1. Атмосфера пропускает также только часть лучистой энергии, необходимой для всех форм жизни на Земле.

Загрязнение атмосферного воздуха, происходящее в результате извержения вулканов, пыльных бурь, пожаров,

туманов и морских брызг, - естественное.

Однако наиболее опасным является антропогенное загрязнение атмосферного воздуха. Загрязнители – промышленные выбросы и коммунально – бытовые отходы, продукты сгорания автотранспорта и авиации, продукты жизнедеятельности животноводческих комплексов, радиоактивное загрязнение воздуха, магнитное и шумовое.

    Результаты мониторинга за состоянием воздушной среды показывают, что во многих городах уровень загрязнения воздуха сохраняется высоким. В 1994 году превышение допустимого уровня в 10 раз наблюдалось в 86 городах России, в том числе в городе Ставрополе.

По данным Ставропольского государственного комитета

по охране окружающей среды, ежегодно в атмосферу края выбрасывается более 400 тысяч тонн загрязняющих веществ.Значительный вклад в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу края и Изобильненского района вносит АО «Ставропольская ГРЭС» ( до 21,5%). К загрязнителям атмосферного  воздуха также относятся предприятия трансгаза (25,5%), нефтехимии (10,4%), нефтегаза (7,7%).

      Но, по данным мониторинга, одним из основных и специфических источников загрязнения атмосферы является автотранспорт. Доля выбросов автотранспортом  загрязняющих веществ в атмосферу в некоторых местах края превысила 70% от общей суммы выбросов.

     В г. Изобильном выбросы автомобильного транспорта                   преобладают над промышленными, особенно в центральной части города / ул. Промышленная, Кирова, Доватора, 50 лет Октября/ в связи с ростом числа индивидуального автотранспорта, ростом услуг таксопарка, несмотря на сокращение числа работающих предприятий.

    Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота, смесью оксидов азота и угарным газом, оксидом углерода / СО/, содержащихся в выхлопных газах, а также бензпиреном, сернистыми соединениями, сажей, свинцом, цинком, кадмием, являющимися опасными для здоровья людей.

   Выхлопные газы поступают в приземный слой воздуха, откуда их рассеивание затруднено. Кроме того, здания жилых кварталов, примыкающие к автодорогам, служат своего рода экраном. Особенно значительно влияние транспорта вдоль основных автомагистралей.

     Загрязнение воздушного бассейна оказывает губительное влияние на здоровье людей, которые дышат отравленным воздухом. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обусловливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройства нервной и сердечно – сосудистой систем, а также способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота резко раздражают легкие и дыхательные пути, способствуя  возникновению в них воспалительных процессов. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, вследствие чего понижается кровяное давление, возникают головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

      Экологически чистая полноценная воздушная среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья людей.

        Наша школа расположена вдоль оживленной автотрассы по улице Промышленной, 92. В связи с этим я решил выяснить степень загрязненности воздуха в районе

МОУ «СОШ №2», для чего выполнил следующую работу по оценке экологического состояния школьной территории.

      А/  Составил план школьного участка, отметил на нем положение школы: МОУ «СОШ №2» г. Изобильного расположена в центральной части города. От шоссейных дорог на расстоянии: 110 м  от ул. Промышленной,  90 м от ул. им. Ленина. От железной дороги расстояние – 200 м., от АО «Прасол Ставрополья» - 130 м.

       Школа окружена зеленой защитной зоной пришкольной территории из узколистных и широколистных пород .

Расположение школы соответствует санитарно –     гигиеническим нормам.

  Б / Определил антропогенные загрязнения окружающей среды.

   Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NO x от общего загрязнения этими газами. Повышенное содержание СО и  NO x можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.

     Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов за определенный промежуток времени.

    К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3 – 10%), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3%), оксиды азота – до 0,8%, сажа.

   Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, определил расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

  1. количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
  2. нормы расхода топлива автотранспортом;
  3. значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта.

Работу выполнил  следующим образом:

а)  выбрал участок автотрассы вблизи школы / по ул. Промышленной и ул. им. Ленина/,

б) измерил шагами длину участка 170м. +110м.=280м.

в) определил количество автотранспорта, проходившего по участку с 11.00 в течение 20 минут; количество единиц автотранспорта за 1 час. рассчитал, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

г) рассчитал общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час.(L.км.) по формуле: L i = N i* l, где

N i – количество автомобилей каждого типа за 1 час;

i – обозначение типа транспорта;

l – длина участка в км.

д)полученные результаты занес в таблицу:

 

Общий путь автотранспорта, проходящего по участку

Тип автотранспорта

Колич. штук

Всего за 20 мин.

За 1 час N I штук

Общий путь за 1 час. в км.

Легковые автомобили

266

266

798

223,4

Грузовые автомобили

10

10

30

8,4

Грузовые автомобили на газе

22

22

66

18,5

Автобусы

5

5

15

4,2

Дизельные грузовые автомобили

23

23

69

19,3

                                                                                        =273,8

е) Рассчитал количество топлива   (Q i, л.) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

 Qi = Li *Yi , значения Yi  взял из таблицы 15.1 / «Практикум по экологии», М., АОМДС, 1996 г./

 Нормы расхода топлива автотранспортом при                                                                                                                    движении  в условиях города  

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива(л. На 100 км.)

Удельный расход топлива Y (л. На 1 км.)

Легковые автомобили

11 - 13

0,11 – 0,13

Грузовые автомобили

29 - 33

0,29 – 0,33

Автобусы

41 - 44

0,41 – 0,44

Дизельные грузовые автомобили

31 - 34

0,31 – 0,34

                                                     

Значение эмпирических коэффициентов взял из таблицы 15.2 / «Практикум по экологии», М., АОМДС, 1996 г./

Значение коэффициента

Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ

 Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Данные занес в таблицу:

Количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин

№ п/п

Тип автомобилей

N i

Li

Q; в том числе

бензин            диз. !               топливо

1.

Легковые автомобили

798

223,4

24,5

2.

Грузовые автомобили

30

8,4

2,4

3.

Грузовые автомобили на газе

66

18,5

4.

Автобусы

15

4,2

1,7

5.

Дизельные грузовые автомобили

69

19,3

6,0

                                                                                                                     = 28,6

Ж)  рассчитал количество выделенных вредных веществ в л. при нормальных  условиях по каждому виду топлива и всего и занес в таблицу:

Количество выделенных вредных веществ в л.

Вид топлива

Q л.

Количество  вредных веществ в л.

СО

Углеводороды

NO2

Бензин

28.6

17.6

2.9

1.14

Дизельное топливо

6.0

0.6

0.18

0.24

Всего

18.2

3.1

1.38

з) рассчитал массу выделившихся вредных веществ по формуле:  m = V M / 22.4, где m – масса вредных выделившихся веществ в г., V – л., объем вредного вещества, М –

  Результаты записал в таблицу, в которую внес данные ПДК и определил класс опасности по приложению П 1.4               / «Практикум по экологии», М., АОМДС, 1996 г./:

 

 Масса вредных веществ, выделяемых автотранспортом, и степень их опасности

Вид вредного вещества

Количество

в л.

Масса в г.

Количество воздуха для разбавления

в м3

Значение ПДК

мг/ м3

Класс

опасности

СО (угарный газ)

18,2

22,75

98056,35

3,0

4

Углеводороды

     (пентан)

3,1

10,075

873,175

25

4

      NO2

1,38

2,83

64969,74

0,04

2

                                       

Сравниваю данные, полученные мною в ноябре 2007 года

  с данными, полученными в 2004 году ученицей 11 «А » класса Олейниковой Лилией:

Общий путь автотранспорта, проходящего по участку

     ( 2004 г.)

Тип автотранспорта

Колич. штук

Всего за 20 мин.

За 1 час N I штук

Общий путь за 1 час. в км.

Легковые автомобили

110

110

330

92,4

Грузовые автомобили

27

27

81

22,68

Грузовые автомобили на газе

-

-

-

-

Автобусы

15

15

45

12,6

Дизельные грузовые автомобили

11

11

33

9,24

                                                                                        =136,92

Масса вредных веществ, выделяемых автотранспортом, и степень их опасности  (2004 г)

Вид вредного вещества

Количество

в л.

Масса в г.

Количество воздуха для разбавления

в м3

Значение ПДК

мг/ м3

Класс

опасности

СО (угарный газ)

15,34

19,175

98053,28

3,0

4

Углеводороды

     (пентан)

2,604

8,37

871,9

25

4

      NO2

1,125

2,31

64968,8

0,04

2

Из таблиц видно, что за 3 года увеличилось количество легковых автомобилей со 110 до 266 ( за 20 мин.), грузовых автомобилей стало меньше – 22 вместо 27, сократилось и количество автобусов с 15 до5, но увеличилось количество дизельных автомобилей с 11 до23. Появились автомашины, работающие на газе – их за 20 минут прошло – 22. Соответственно увеличилось и количество вредных веществ: угарного газа с 15,34 л. до 18,2 л., углеводородов с 2,64 л. до 3,1 л., оксида азота с 1,125 л. до 1,38 л. А вот использование газа в качестве источника топлива  говорит о новом подходе к  улучшению экологической обстановки.

 

 По полученным данным делаю вывод:

1.В обследуемом районе масса вредных выбрасываемых автотранспортом химических веществ в несколько раз превышает ПДК, по классу опасности эти вещества относятся к 3,4,2.

2. На этом основании район, в котором расположена школа, отношу к экологически загрязненному, но на самой территории школы  уровень загрязнения падает до нормальных параметров за счет того, что школа удалена от автотрассы более чем на 110 м. и защищена  полосой зеленых насаждений.

3. Поскольку количество автомобилей увеличивается, загрязнение воздуха будет нарастать, хотя использование автомобилей на газе может несколько разрядить ситуацию.

   Для обеспечения санитарно – допустимых условий окружающей среды, снижения уровня загрязнения предлагаю следующие меры:

        продолжить озеленение школьной территории и территории, прилегающей к автостраде. В 2004 году заложена «Роща детства», в этом году посажено 17

деревьев, 35 кустарников, 47 цветочно-декоративных растений.

         Зеленые насаждения играют важную роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух. Они улавливают 70-80 % аэрозолей и пыли из воздуха. В жаркий летний день на дорожке газона температура воздуха на высоте 1,5 м. от земли почти на 2,5 градуса ниже, чем на асфальтовой мостовой. Зеленые насаждения поглощают также звуковые волны, снижают внешнюю шумовую нагрузку.

        На территории школьного двора произрастают растения, являющиеся хорошими очистителями воздуха: тополь бальзамический, клен серебристый, клен американский, гледичия, катальпа, береза бородавчатая, вяз шершавый, орех грецкий, ива белая, сирень обыкновенная, сирень персидская, ясень обыкновенный. Из трав растут житняки, ежа сборная, просо куриное, пырей ползучий, райграс, подорожники, пастушья сумка, птичья гречишка, вьюнок полевой и др. Эти растения не только поглощают пыль и выброшенные автотранспортом вредные вещества, но и выделяют фитонциды, очищающие воздух от вредных микроорганизмов.

        Газоны на территории двора тоже способствуют очищению воздуха, улучшению микроклимата, вооосозданию положительного микросоциального пространства, улучшают эстетику школьного двора, поглощают шум от работающего автотранспорта.

        

                 

      В результате работы:

        1. Расширены знания о состоянии воздушной среды в районе школы.

        2. Получены данные о динамике роста количества автотранспорта.

        3. Установлено увеличение использования в качестве автотоплива газа, что снижает загрязненность воздуха.

        4. Изучены биологические и экологические показатели ряда растений.

5. Оптимизируется работа по дальнейшему озеленению школьного двора.

       

        Ты, человек, любя природу,

        Хоть иногда ее жалей.

               В увеселительных походах

               Не растопчи ее полей.

               В вокзальной сутолоке века

               Ты оценить ее спеши.

               Она твой добрый дальний лекарь,

               Она союзница души.

               Не жги ее напропалую

               И не исчерпывай до дна.

               И помни истину простую –

               Нас много, а она одна!

                                                В. Шефнер  

             

                   

             

                  Литература

1.Вишнякова В.Ф.,Иванов А.Л. «Экология                                                                                                                                                                                   Ставропольского края», Ставрополь,2000 г.

2.Деловой вестник Ставрополья № 2,3,1996 г.,   Ставрополь.

   3.Макевнин С.Г.,Вакулин А.А. «Охрана природы»,М.,

    Колос,1993г.

   4.Наумов Н.И. «Земля и люди», М., Просвещение,

     1984 г.

5.Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный атлас –    определитель высших растений», М., Просвещение,

  1997 г.

6.Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. «Экология России»,    М.,МДС, 1996 г.

7.Яблоков А.В., Сахаров Д.А. и др. «Актуальные  проблемы биологических наук», М., Просвещение, 1997 г.

                                         

                                                           Приложение № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой

В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СРАВНИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

На территории Ленинского административного округа города Омска расположен поселок Черемушки, в окрестностях которого находится запрудное сточное озеро. Это озеро является местом обитания некоторых вод...

Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии.

Требования ФГОС, преимущества использования ИКТ, конкретные примеры из опыта работы учителя биологии, становление этого опыта, возможности профессионального роста в данном направлении....

Тематика исследовательских работ по биологии и экологии

Темы иссследовательских работ джля научных обществ учащихся....

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Проверочная работа по биологии (раздел экология) 7 класс

Проверочная работа по биологии (раздел экология)7 класс    На поставленные  вопросы ответить как можно короче: 3-4 предложениями.1 вариант2 вариант1.     Чем от...

Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов

Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на п...