Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии.
статья по биологии на тему

Сидоренко Ирина Александровна

Требования ФГОС, преимущества использования ИКТ, конкретные примеры из опыта работы учителя биологии, становление этого опыта, возможности профессионального роста в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorenko-ikt.pptx2.77 МБ
Файл 04-sidorenko-prezi-ikt-biologija.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии Сидоренко Ирина Александровна, учитель биологии, ИКТ в работе учителя-предметника 24 марта 2014 ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт В разделе “II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ” в пункте 10 . » Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать ….» предусматривается ………. 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; ….. http:// fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf

Слайд 3

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт В разделе “ III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ”: “Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный . Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями , поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет .” http:// fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf

Слайд 4

Преимущества ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока.

Слайд 5

Примеры использования ИКТ на уроках биологии Этап проведения урока – изучение нового материала Приемы: Подбор анимированных объектов по теме урока - видеофрагменты, фото, схемы, проблемные ситуации, динамические изображения, графики и т.д . Создание мультимедийных презентаций.

Слайд 6

Видеофрагмент – проблемный вопрос

Слайд 7

В озерах, речках, прудах с чистой, прозрачной водой встречается маленькое (всего 5 – 7 мм) полупрозрачное животное – полип гидра Знакомство с неизвестным

Слайд 8

Б Гл С в в Работа нефрона

Слайд 9

Сравнительные схемы ДНК РНК Дезокси-рибоза Аденин , тимин , гуанин, цитозин (А Т ГЦ) Рибоза Аденин, урацил , гуанин, цитозин (А У ГЦ)

Слайд 10

Примеры использования ИКТ на уроках биологии Этап проведения урока – Контроль усвоения пройденного материала Приемы: Подготовка разноуровневых тестов, проверочных, контрольных работ, включающих рисунки, схемы, фото- и видеозадания

Слайд 11

Тест по теме: Черви Закончи предложение Имеют уплощённое тело… Мужские и женские особи имеют внешнее различие… Организм, в котором паразит размножается… Общее название червей – паразитов человека… Организм, в котором имеется и женская, и мужская половая системы… Органы движения кольчатых червей… Вещество пиявок, вызывающее несвертываемость крови… Состояние организма при перенесении неблагоприятных условий, при котором отсутствуют признаки жизни… Тело состоит из 33 сегментов… Мускулатура и покровный слой составляют… II Выбери верные утверждения, характерные для вида Аскарида человеческая Половой диморфизм Свободный образ жизни Органы чувств развиты Раздельнополость Гермафродиты Несквозная пищеварительная система Замкнутая кровеносная система Паразитарный образ жизни Способность к регенерации III Установите систематическое положение (тип, класс, вид)

Слайд 12

Задание: обозначить рисунок (Тема «Фотосинтез. Дыхание растений») 1 3 5 4 2

Слайд 13

Задание: Укажите наименование объекта и его функции. (Тема: Нуклеиновые кислоты)

Слайд 14

Примеры использования ИКТ на уроках биологии Этап проведения урока – Закрепление материала, рефлексия Приемы : Составление мультимедийных заданий с использованием медиатеки , электронные домашние задания

Слайд 15

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных. Признак животного. Особенности класса насекомых Биологическое значение признака. 1. Движение. Способность к полету и передвижению по различным поверхностям. 2. Деление тела на отделы. Три отдела тела: голова, грудь, брюшко. 3. Разнообразное строение ротовых органов. Возможность использовать разнообразную пищу. 4. Ориентация в окружающей среде Способность находить пищу, обнаруживать врагов. 5. Размеры тела. Небольшие размеры. 6. Способ дыхания. Потребление для дыхания атмосферного кислорода. 7. Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки. Наличие более сложных рефлексов. Крылья, разнообразные конечности Наличие развитых органов чувств

Слайд 16

Сравните плоды (сходства и отличия): 1. 2.

Слайд 17

Найди лишнее и объясни Дафния Речной рак Краб Креветка

Слайд 18

Словесные пропорции Образец : Орган : система органов = ? : ткань Ответы для выбора : организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки : трубочки , моча, выделение, почки , кожа . (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова ) мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган легкие : углекислый газ = почки : ? мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? почки

Слайд 19

Примеры использования ИКТ на уроках биологии Внеклассная работа Приемы : защита исследовательских проектов, включающих сводные таблицы, графики, фотоотчет , выводы.

Слайд 20

Личный опыт 1 ступень использование преимущественно имеющихся в сети материалов, которые удобно заменяли картонные таблицы и длительные по времени записи на доске. 2 ступень подготовка мультимедийных презентации с использованием имеющихся материалов, которые на сегодняшний день уже составляют собственную медиатеку по соответствующим темам и разделам. 3 ступень использование медиатеки в создании базы контроля и закрепления знаний , рефлексии .

Слайд 21

Личный опыт Планы на ближайшее будущее применение различных сетевых ресурсов: уроки биологии on-line ; использование готовых обучающих программ; индивидуализация в применении ИКТ ; работа в компьютерном классе.

Слайд 22

У роки биологии on-line Автор Shishlena Опубликовано: 265 дней назад (4 июня 2013) Блог : Современные уроки биологии. Блог админа Рубрика: О сайте Современные уроки биологии Редактировалось: 2 раза — последний 5 сентября 2013

Слайд 23

Использование готовых обучающих программ

Слайд 25

Литература и источники: ФГОС. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf ФГОС. “III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования” - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf Широкова Т. Я. Из опыта работы «Использование компьютерных технологии на уроках биологии» // Портал " КурганВики " - http:// wikikurgan.orbitel.ru/index.php ........ Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар . науч. конф . (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171., также на портале “Молодой ученый” - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3526/

Слайд 26

Дополнительные материалы: Гафыкина Г. В. Использование ИКТ на уроках биологии. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» на портале "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/articles/606387/ Зимина Л. В. Использование ИКТ в обучении биологии. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-biologii Леоненко И.В. Урок биологии с использованием ИКТ // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru/node/34409 Сайт "Уроки биологии он- лайн " - http://biology-online.ru/ Сайт учителя биологии Андриановой А.А. - http://www.albinaandr.siteedit.ru/home Блог ИКТ на уроках биологии, автор Nadezhda : “ Обучающие программы” http://ikt-biology.blogspot.ru/p/blog-page.html



Предварительный просмотр:

Сидоренко Ирина Александровна

Использование ЭОР, компьютерных и сетевых  технологий на уроках.

Опыт работы учителя биологии  

«Довольствуйся настоящим,

но стремись к лучшему»

 Сократ

Современный мир и наше общество в последнее время высокими темпами эволюционируют в сторону информатизации и технологичности. Современному человеку важно и даже необходимо теперь легко и свободно ориентироваться во многих сферах человеческой деятельности. А фундаментальных знаний и умений в получаемом профессиональном образовании сейчас оказывается недостаточно. Оперировать новыми методиками и технологиями и применять их в меняющихся условиях уже жизненно необходимо. Аналогию можно провести с эволюционной теорией Ч. Дарвина:  борьба за существование - естественный отбор - выживание самых приспособленных. Так и в практической деятельности педагога.

Такой «шок от будущего» испытывают многие как взрослые, так и подрастающее поколение. Следовательно, встает вопрос: «Что делать?»

Обратимся к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (далее ФГОС), который в ближайшем 2015 году будет действовать и в средней школе.

Позволю себе 2 цитаты из документа.

В разделе “II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования” в пункте  10. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать ….»

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; … (1)

В разделе III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

“Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.” (2)

Помимо соблюдения ФГОС, использование ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционным образованием, позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока.

Предоставляя право выбора способа обучения ученику через организацию различных видов обучения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса, учитель индивидуализирует учебный процесс.

Предмет «Биология» особенно нуждается в наглядности материала через ИКТ. Это может выражаться в фотоснимках живых объектов, видеофильмах о жизнедеятельности, схематично-динамических изображениях физиологических процессов и многом другом.

Попытаемся систематизировать целесообразное использование ИКТ на уроках биологии. Разумно и естественно применять мультимедиийные технологии

  1. при изложении нового материала — визуализация знаний.
  2. при закреплении изученного материала (практические работы, самостоятельные и лабораторные работы, разнообразные обучающие программы, тренажеры);
  3. при контроле и проверке знаний (тестирование с оцениванием, контрольные работы и программы);
  4. в ходе подготовки к ЕГЭ (демоверсии, тренажёры)
  5. для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т. д.);
  6. в дистанционном обучении.

Вот некоторые примеры использования ИКТ мною на уроках биологии и природоведения.

Этап проведения урока - Изучение  нового материала

Приемы: Подбор анимированных объектов по теме урока - видеофрагменты, фото, схемы, проблемные ситуации, динамические изображения, графики и т.д. (слайды 6, 7, 8, 9), Создание мультимедийной презентации.

Организация презентации учащихся по заданным темам.

Этап проведения урока - Контроль усвоения пройденного материала

Приемы: Подготовка разноуровневых тестов, проверочных и контрольных работ, включающих рисунки, схемы, фото- и видеозадания (слайды 11, 12, 13)

Этап проведения урока - Закрепление материала, рефлексия

Приемы: Составление мультимедийных заданий с использованием медиатеки, электронные домашние задания (слайды 15, 16, 17, 18)

Этап проведения урока - Внеклассная работа

Приемы: Защита исследовательских проектов (слайд 20)

Я не сразу начала полноценно использовать ИКТ на уроках.

Первоначально использовала преимущественно материалы, огромное разнообразие которых имеется в сети. Просто  выводила на экран фотоснимки, видеофильмы, таблицы, которые удобно заменяли картонные таблицы и длительные по времени записи на доске.

Следующим этапом моего развития в сфере ИКТ-компетенции стали мультимедийные презентации с использованием имеющихся материалов, которые на сегодняшний день уже составляют собственную медиатеку по соответствующим темам и разделам. Медиатека постоянно пополняется как моими разработками, так и учащихся.

Третий этап логично вытекает из предыдущих – активное использование медиатеки и подбор новых материалов для создания базы контроля знаний, закрепления учебного материала и рефлексии. Задания обязательно ориентируются на психологические возрастные особенности учеников, а также на развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.).

Планы на будущее:

  • применение различных интернет-ресурсов. В частности, наиболее интересными и удобными являются уроки биологии он-лайн, которые позволяют не только обучать дистанционно, но и иметь доступ к собственной медиатеке в любом месте, где есть интернет; (слайд  23)
  • использование готовых обучающих программ; (слайд  24)
  • индивидуализация в применении ИКТ.

Учащиеся имеют разные способности, возможности в сфере информационно-коммуникационных компетенций, поэтому эффективность учебного процесса напрямую связана с его индивидуализацией. Одним из решений данной задачи является компьютерный класс.

Итак, подведём итоги вышесказанному и сделаем выводы из собственного опыта.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий  повышает у учеников мотивацию учения и познавательный интерес, активность личной позиции в учебной деятельности; формирует информационно-коммуникационные компетентности; развивает умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирует познавательную самостоятельность.

У учителя работа с новыми технологиями развивает нестандартное отношение к организации образовательного процесса; дает возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

Всё это, что немаловажно, позволяет снизить уровень тревожности на уроках, создать благоприятную деятельностную атмосферу и повысить авторитет учителя в глазах современного поколения.

Литература и цитируемые источники

  1. ФГОС. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf
  2. ФГОС. “III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования” - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf
  3. Широкова Т. Я. Из опыта работы «Использование компьютерных технологии на уроках биологии» // Портал "КурганВики" - http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/%D0%98%D0%B7_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%98%D0%9A%D0%A2 
  4. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171., также на портале “Молодой ученый” - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3526/

Дополнительные материалы

  1. Гафыкина Г. В. Использование ИКТ на уроках биологии.  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» на портале "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/articles/606387/ 
  2. Зимина Л. В. Использование ИКТ в обучении биологии. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-biologii
  3. Леоненко И.В. Урок биологии с использованием ИКТ // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества  - http://www.openclass.ru/node/34409
  4. Сайт "Уроки биологии он-лайн" - http://biology-online.ru/
  5. Сайт учителя биологии Андриановой А.А. - http://www.albinaandr.siteedit.ru/home
  6. Блог ИКТ на уроках биологии, автор Nadezhda - http://ikt-biology.blogspot.ru/ “Обучающие программы” http://ikt-biology.blogspot.ru/p/blog-page.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сетевого ресурса Dnevnik.ru в работе учителя

Полезная информация лля начинающих пользователей информационной системы "Дневник.ру"...

творческий отчёт Опыт участия учителя биологии и химии в конкурсах различного уровня с использованием ИКТ

В  данном  творческом  отчёте  указывается  участие  учителя  биологии  и  химии   в  конкурсах  различного  уровня  с  испол...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...

Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов

Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на п...