Технологическая карта урока "Строение семени"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии. Тема - Строение семени, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_semeni._koveshnikova.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Здравствуйте!

Всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Волевая саморегуляция

1 этап: определение потребностей и мотивов учащихся к учебной деятельности

2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения

3 этап: сбор данных и их анализ для решения проблемного вопроса, формулирование выводов

Задание с целью создания проблемной ситуации для учащихся:

(организуется фронтальная работа)

Ребята, уважаемые коллеги, на уроках биологии мы вместе с вами изучаем живые организмы, на уроках географии вы изучаете их условия обитания, явления и процессы, происходящие в природе. Полученные знания помогают вам увидеть взаимосвязь живого и неживого на нашей планете. А какая наша планета? Какую вы ее увидите из космоса?А что делает нашу планету такой яркой, красочной, живой?

А теперь представьте, что на нашу планету упал огромный астероид, произошел взрыв, начались землетрясения на всех материках, образовались разломы земной коры, активизировались все вулканы, погибло все живое. Но несколько человек все-таки осталось в живых. Сложно будет выжить им в таких условиях и вернуть планете ее силу и красоту. Но у них в руках был мешочек, чем-то наполненный. И люди были уверены, что это поможет осуществить задуманное.

Как вы думаете, что находится в мешке?

Ребята, а вы согласны с тем, что именно семена растений помогут выжить людям и снова сделать нашу планету прекрасной.

А каким же образом семена растений все это сделают?

Возникла проблемная ситуация.

Сформулируйте проблему.

ПРОБЛЕМА

Возможно ли, что из маленького семени вырастет  целое растение?

Ребята, а какие же знания нам понадобятся для решения этой проблемы? 

Сформулируйте тему урока.

Запишите ее в тетрадь.

На основании ваших знаний заполните данную схему (кластер)

Семя

?                                               ?

Тогда прослушайте стихотворение и попытайтесь составить кластер, сделайте предположение из чего же состоит семя

У меня в руке будущая жизнь,

Будущий побег и корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и корень.

Сможете составить кластер на основании стихотворения?

Все-равно знаний не хватает.

А может быть нам поможет письмо о строении семени  вашего ровесника.

Но, мне кажется, что в письме он допустил ошибки. Найдите ошибки, допущенные автором письма.

Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.

Не получается?

Давайте попробуем предположить, как же семя может дать начало новому растению.

А чтобы легче сформулировать гипотезу я предлагаю поработать с ПОПС-формулой.

п

позиция

Я полагаю, что…

о

объяснение

Мое мнение подтверждается тем, что…

п

пример

Я могу привести пример…

с

следствие

Таким образом

Гипотеза

Если начало растению дает семя, то оно должно содержать все его части.

Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу ,  давайте отправимся в путешествие . Каждый из нас в детстве читал книгу или смотрел с увлечением фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Это сказочная повесть о приключениях детей в мире растений, когда они уменьшились в размерах. Но я не обнаружила в произведении главы о семенах, и сегодня мы с вами попытаемся дописать повесть, путешествуя по острову семян. И вместе с Кариком и Валей заполним Дневник наблюдений: (это интерпретация бортового журнала)

Известное

Неизвестное

Что мы можем записать в 1 колонку? Что бы вы хотели узнать о семенах?

А вторую мы заполним, как только вернемся из путешествия.

Но прежде чем отправиться в далекий  путь, нам необходимо составить план действий по изучению строения семян, используя предметы, лежащие у вас на столе. Предложите ваш план.

Хорошо.

Дети дают ответы:

Голубая, зеленая, живая, красивая и т.д.

Ответы учащихся:

Правильный ответ: семена растений.

Ответы учащихся: согласны, но может быть и другое мнение.

Ответа может и не быть.

Формулируют проблему в группах, каждая группа представляет свою проблему. В итоге должны сформулировать : Возможно ли, что из маленького семени вырастет целое растение?

Ответ: из чего состоит семя

Ответ: Строение семени,

Формулируют, записывают в тетрадь (возможен вариант записи в рабочих листах учеников)

Кластер заполнить не могут, возникает ситуация затруднения.

Слушают стихотворение, пытаются выделить ключевые слова (побег, корень)

Кластер заполняют следующим образом:

                   Семя

Побег                   Корень

Снова возникает ситуация затруднения, так как схема заполнена не полностью.

В письме не могут найти ошибки, так как знаний недостаточно.

Каждая группа высказывает свою позицию. На основании ответов формулируется гипотеза.

Учащиеся записывают гипотезу в тетрадь.

Отдельные учащиеся могут рассказать о содержании книги.

Заполняют первую колонку таблицы «Известное».

Формулируют вопросы, что бы они хотели узнать о семенах.

Каждая группа составляет план, по которому будет изучать строение семени.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Целеполагание, прогнозирование.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оптимальных способов решения задач.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Анализ объектов, выбор критериев для сравнения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Планирование.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Постановка и формулирование проблемы, поиск информации, умение строить речевое высказывание.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Выдвижение гипотез.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Планирование учебного сотрудничества.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Контроль.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль процесса деятельности.

ЛОГИЧЕСКИЕ:

Анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участие в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью

Перед вами  в чашках Петри разные семена.

Работать мы будем по группам:

1 группа будет изучать строение семян пшеницы, 2 группа будет изучать строение семян фасоли, а 3 группа попытается сравнить семена фасоли и пшеницы по составленному вами плану.

У каждой группы есть инструкция для работы. А по ходу работы мы заполняем таблицы на доске в Дневнике наблюдений  Карика и Вали:

1 группа

Строение семени пшеницы

Семя пшеницы одето золотисто-желтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
  3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша. Составьте кластер (схему) «Строение семени пшеницы».

 Какой вывод вы сделаете на основании проделанной работы?

2 группа

Строение семени фасоли

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникает воздух и вода.
  4. Снимите кожуру. Изучите зародыш.
  5. Составьте кластер (схему) «Строение семени фасоли».

Какой вывод сделаете вы о проделанной работе?

3 группа

Сравнение семени фасоли и пшеницы

  1. Рассмотрите в учебнике рис.26 и 27.
  2. Найдите сходства в строении семян фасоли и пшеницы.
  3. Найдите отличия в строении семян фасоли и пшеницы.
  4. Заполните таблицу:

признаки

фасоль

пшеница

Кожура

Семядоли

Запас питательных веществ

Зародыш

После озвучивания планов действий каждая группа работает по своим инструкциям с использованием учебника.

Выступление 1 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями

Семя пшеницы

Кожура  зародыш  эндосп.

                       

Корешок стебелек семя-

                                 доля (1)

                                     

                   однодольные

Делают вывод о строении семени пшеницы, о локализации питательных веществ, о принадлежности к однодольным.

Выступление 2 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями

Семя фасоли

Кожура             зародыш  

                       

Корешок стебелек семя-

                                 доли (2)

                                     

                   двудольные

Делают вывод о строении семени фасоли, о локализации питательных веществ, о принадлежности к двудольным.

3 группа заполняет таблицу.

4 этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

Но прежде чем продолжить путешествие, немного отдохнем.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь вернемся к письму. Найдите ошибки, допущенные автором письма. Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.

Задание

Составьте рассказ о семени, заполняя  пропуски в тексте.

Лист для развития монологической речи

  1. Цветковые растения размножаются семенами.
  2. Семена имеют определенное строение.
  3. Снаружи семя имеет плотный покров - …
  4. На кожуре есть след от места прикрепления семени к стенке плода - ….
  5. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - …, через который в семя проникает вода.
  6. Внутри семени находится …- маленькое новое растение.
  7. Зародыш состоит из       2 частей: … и …
  8. Зародышевый побег представлен зародышевым …, … и …
  9. Цветковые растения, имеющие зародыш с одной семядолей, называют …, а с двумя - …

Находят ошибки, исправляют их:

Вода пропускается через микропиле.

Зародыш состоит из стебелька, корешка, семядолей у двудольных, и из стебелька, корешка, эндосперма у однодольных. Запас питательных веществ в семени есть: у двудольных – в семядолях, у однодольных – в эндосперме.

По цепочке работают с листом для развития монологической речи. Затем составляют полный рассказ.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, оценка достижения планируемых результатов, волевая саморегуляция.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия способов и условий действий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью.

Путешествие наше подходит к концу. Последняя глава книги готова.

Что мы узнали о семени?

Решили мы с вами поставленную проблему? А гипотеза наша подтвердилась?

Сделайте вывод.

А теперь решите для себя:

Я узнал…

Я понял…

У меня есть вопросы…

Делают вывод, что узнали о семени.

Поставленная проблема решена.

Гипотеза подтвердилась.

Отдельные учащиеся проговаривают, что узнали, что поняли. Может у кого-то остались вопросы, задают их.

5 этап: домашнее задание

П.10, составить рассказ по Листу развития монологической речи

Записывают в дневник

Технологическая карта урока по теме «Строение семени»

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарева

Тема урока: Строение семени

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: развитие  понятия о строении семян однодольных и двудольных растений, формирование умения определять и называть части семени, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений, формирование позитивного эмоционального отношения к изучаемым биологическим объектам

Формы работы: слово учителя, фронтальная работа, групповая работа и работа в парах по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный (при решении проблемных заданий)

Оборудование: презентация по теме «Строение семени», видеоролик, листы для развития монологической речи, набор лабораторной посуды и оборудования (чашки Петри, пинцеты, скальпели, лабораторные иглы), пророщенные и сухие семена фасоли и пшеницы, мешочек с семенами, индивидуальные карты для работы учащихся

Содержание урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС. УМК В.В. Пасечник

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС....

Технологическая карта урока "Семенные растения" 5 класс

В данном материале представлена технологическая карта урока "Семенные растения" для проведения в 5 классе. Урок проведен с использованием активных методов обучения, ИК технололгий...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...