Представление информации в табличной форме как основа систематизации знаний по биологии
статья по биологии (11 класс) по теме

Друзенко Светлана Леонидовна

Материал освещает некоторые вопросы систематизации материала по курсу "Биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление информации в табличной форме как основа систематизации знаний по биологии

Постоянное  стремление к поиску путей  решения  проблемы  повышения интереса и мотивации обучения  приводит к следующему:

- биология у большинства учащихся считается легким предметом, но это лишь ощущается на начальных этапах ее изучения. А через некоторое время, после изучения предмета, интерес учащихся и качество знаний падает из-за огромного теоретического материала, большого количества

практических заданий, малого количества времени, отведенного на изучение тем, однообразия структуры изложения материала.

На  мой  взгляд  наиболее  конструктивным  решением  проблемы является  создание  таких  условий  в обучении, когда качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся, в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. И по этому одна из задач школы в современных условиях развития общества — формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний.

Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках — эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний.

Я пользуюсь некоторыми приемами работы с содержанием учебника, которые повышают уровень сдачи ЕГЭ у учеников 11-ых классов.

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя — не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать  проблемные задачи.

При организации моей работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов: чтение текста с заполнением таблицы, составление таблиц, составление проблемных вопросов по тексту учебника, составление опорных логических схем, написание краткого конспекта, изучение терминов.

Но особое внимание хочу уделить выделенным пунктам :

1.Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное.

2. Составление таблиц.

         На моих уроках  школьники самостоятельно составляют таблицы- эта форма работы учит правильному отбору и краткому изложению информации.

3. Составление опорных логических схем.

План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.     

Таким образом представление информации в табличной форме способствует  систематизации знаний по биологии  в старших классах. Для самостоятельного составления, применения таблиц у учащихся необходимо сформировать умения: работать с текстом, структурировать информацию, выделять основные идеи, устанавливать взаимосвязи.

        Таблицы целесообразно использовать на различных этапах урока. Например, работа с текстом при изучении новой темы способствует усвоению терминологии. В ходе изучении темы каждый ученик составляет опорные таблицы, которые способствуют систематизации  и прочному усвоению знаний.

         К 11 классу у учащихся накапливаются опорные таблицы, применение которых способствует эффективной подготовке к ЕГЭ. Использование такого метода на практике значительно повысило качество знаний по биологии у выпускников нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.Цели учителя:Образовательные:Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её с...

Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Систематизация знаний по биологии"

Программа курса "Систематизация знаний по биологии и подготовка к ЕГЭ" составлена на основе следующих нормативных документов:1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии...

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Рабочая программа «Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ»

Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает воз...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Развитие научного мировоззрения учащихся на основе обобщения и систематизации знаний по биологии

Процесс научного познания строится на выявлении сущности объектов, предметов и явлений, взаимосвязей между обществом и явлениями окружающей среды, отслеживается закономерность их превращений и развити...

Представление данных в табличной форме

материал по программе "Введение в статистику и теорию вероятности"...