Изменение формы представления информации. Систематизация информации
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Лапшина Татьяна Радионовна

Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.

Цели учителя:

Образовательные:

  1. Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.
  2. Дать самое общее представление о систематизации информации.
  3. Способствовать расширению  представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности.
  2. Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.
  3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физминутку.

Развивающие:

  1. Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в практической работе.
  2. Использовать навыки самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_informatiki_v_5kl_20.02.12.docx68.53 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации»

Цели учителя:

Образовательные:

  1. Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.
  2. Дать самое общее представление о систематизации информации.
  3. Способствовать расширению  представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности.
  2. Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.
  3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физминутку.

Развивающие:

  1. Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в практической работе.
  2. Использовать навыки самостоятельной работы.

Цели учащихся:

После изучения данной темы учащиеся должны:

  1. знать, что понимается под систематизацией;
  2.  уметь приводить примеры систематизированной и отсортированной информации;
  3. расширить свои представления о возможности изменения формы информации   в WordPad;
  4. уметь оценивать значимость полученных данных.

Тип урока: комбинированный урок

Межпредметные связи на уроке: математика; русский язык; природоведение.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные, инновационные, метод самостоятельной  практической работы по инструкции под наблюдением учителя.

Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Оборудование:      ПК, проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, набор тематических рисунков, телефонный справочник, словари, энциклопедии, алфавит.

Логика урока:       мотивация        актуализация комплекса знаний и способов деятельности        изучение нового материала     самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации        коррекция        рефлексия.

Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент

1-2

минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока и порядка работы на уроке

Актуализация  полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов

5-6

 минут

фронтальная беседа

-проведение фронтальной беседы с использованием дидактического материала;

Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации

10

 минут

Восприятие нового материала, участие в обсуждении, отвечают на вопросы, обсуждают материалы презентации.

Изложение нового материала в форме диалога с учащимися

Закрепление новых знаний -1

10-12 минут

Выполнение заданий по новой теме

Контроль работы учащихся у доски и на местах

Тематическая

 физминутка

1-2 минуты

Выполнение упражнений для глаз и шейно-грудного отдела.

Закрепление новых знаний -2

7-10 минут

Выполнение  практической работы учащихся

Контроль работы учащихся  за компьютерами

Рефлексия

1-2 мин

Заполнить лист рефлексии.

Контроль знаний.

Подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание

2-3 минуты

 

 Домашнее задание:

§1.13.задание 5 (7-15);

Р.Т. №48, 49 стр. 48-49

План:

  1. Орг. момент:
  1. Поприветствовать друг друга.
  2. Объявить план сегодняшнего урока.
  3. Записать число и тему.
  1. Повторение:
  1. Определение понятия “обработка информации”.
  2. Типы обработки информации.
  3. Задачи, решенные на прошлом уроке.
  1. Новый материал:
  1. Кодирование и декодирование.
  2. Систематизация.
  3. Поиск.
  1. Практическая работа за компьютерами.
  2. Домашнее задание.

Для урока:

  1. рабочие тетради
  2. учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой
  3. презентация
  4. кабинет информатики, проектор, компьютеры
  1. Орг. момент

Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации.

  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов (5-6мин)

1 вопрос:

Что такое обработка информации?

Ответ:

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №1 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо,сейчас ещё раз вспомнили определение.)

2 вопрос:

С какими типами обработки информации вы знакомы?

Ответ:

  1. Обработка, связанная с получением новой информации.
  2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №2)

- А ещё мы решили 2 задачи.

В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е.изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). (слайд №3)

  1. Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации (10мин.)

1.Постановка темы урока.

Вызываются 2 учащихся.

-Перед вами два одинакового набора  картинок (один набор  развешен на доске по группам, карточки перевернуты;  другой стопкой в конверте). Необходимо найти картинку с изображением танка.

Вопрос классу: Кто найдет быстрее? Почему?

- Вот, это и есть  наша тема урока: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации»   (слайд №4 )

Вопрос:

Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

Ответ:

На уроках математики мы решаем чаще всего задачи связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

(слайд №5)

Способы кодирования:

Графический – с помощью рисунков и знаков

Числовой – с помощью чисел

Символьный – с помощью символов алфавита

Звуковой – с помощью звуков

Запишите в тетради способы кодирования информации.

Задача №1

(устно)

(слайд №6)

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

Ответ:

Пятачок

Вопрос:

Какой способ кодирования здесь представлен?

Ответ:

Графический, т. к. использованы рисунки.

- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

Задача №2

(слайд №7)

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

Вопрос:

Какой способ кодирования информации вы использовали?

Ответ:

Символьный, т. к. использованы буквы.

На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

Итак

, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №8)

Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №9)

Нам предстоит ответить на этот вопрос.

Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №10)

Задание №3 Графическую информацию замените на символьную, и заполните таблицу по основному признаку предмета.

- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

(У всех розданы готовые таблицы. Приложение2)

Наводящий вопрос:

Как можно назвать столбцы?

Ответ:

  1. музыкальные инструменты
  2. спортивный инвентарь
  3. цветы

(Дети заполняют сами.)

Задание №4

Систематизируйте. (слайд №11)

Одежда

Обувь

Головные уборы

(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

1. Ребята скажите: “Как в телефонных справочниках,  словарях, энциклопедиях систематизирована информация?”

Возможные ответы:

  1. По алфавиту
  2. По темам
  3. По датам
  4. По местоположению и т. п.

Вопрос:

А для чего информацию расположили именно таким образом?

Возможный ответ:

Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

Задание (устно): (слайд №12)

Подберите синонимы к слову“ Систематизировать”.

Возможные ответы:

  1. Расположить
  2. Разобрать
  3. Отсортировать
  4. Разложить и п. т.

Вопрос:

Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

(Выслушать несколько мнений и показать (слайд №13)

Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

Вопрос:

Для чего нужно систематизировать информацию?

Ответ:

Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №14)

Вопрос:

Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

(слайд №15)

Методы поиска информации:

  1. Наблюдение
  2. Общение
  3. Чтение соответствующей литературы
  4. Просмотр телепередач
  5. Работа в библиотеках
  6. И другие методы

Тематическая физминутка. Выполнение упражнений для глаз и шейно-грудного отдела. (слайд № 16)

Я буду приводить различные сведения. Если они будут относиться к области русского языка - вы стряхиваете руки, если к области математики - вы делаете наклоны, руки у висков, если естествознание - вы шагаете на месте.  Если  относится к другому предмету - моргаете.

  1. Россия - самое крупное по территории государство мира.
  2. «Чу» - «щу» пишется через «у».
  3. От перестановки слагаемых сумма не меняется.
  4. Начало предложения пишется с большой буквы.
  5. Периметр-это сумма длин всех сторон геометрической фигуры.
  6. В 1380 году состоялась Куликовская битва.
  7. Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  8. В русском языке 6 гласных.
  9. «жи» - «ши» пиши через «и».
  10. Байкал - самое глубокое озеро в мире.
  11. Любые две точки можно соединить только одним отрезком.
  12. Предлоги пишутся отдельно от слова.
  13. Зима в тундре длится 8-9 месяцев.
  14. У нас урок информатики.

Молодцы, садитесь.

  1. Закрепление новых знаний -2.(7 минут)

Практическое задание за компьютером: (слайд № 17)

Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

Ответ: Приложение 4

термины

значение

код

система условных знаков для представления информации

информация

сведения об окружающем нас мире

пользователь

человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

- Ребята, подведём итог.

(перед звонком слайд №18)

Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

  1. Рефлексия  за компьютером.
  2. Контроль знаний. Подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание

Д/з §1.13.задание 5 (7-15);.Р.Т. №48, 49 стр. 48-49

Резерв. Практическая работа  №  9 (Задание 1,2)

Источники:

  1. Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2010г.
  2. http://images. google. ru
  3. “Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 5 классе на тему "Форматирование - изменение формы представления информации"

Разработка урока в 5 классе представлена  текстовым файлом  и презентацией. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью тестирования в программе My test....

Изменение формы представления информации

Здравствуйте! Меня зовут Нохрина Татьяна Александровна. Я учитель информатики в МБОУ «Острожская средняя общеобразовательная школа». Подготовила и провела открытый урок в 5 классе на тему: «Изменение ...

«Изменение формы представления информации. Систематизация информации»

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучае­мого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с ч...

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Проект урока и презентация «Форматирование-изменение формы представления информации».

Проект урока«Форматирование-изменение формы представления информации». автор: Барахтин Анатолий Михайлович,учитель информатики высшей категории МБОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...