Суд над наркоманией
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Глаголева Галина Павловна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_narkomaniey.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУД    НАД    НАРКОМАНИЕЙ        (XI КЛАССЫ)

Провела: Глаголева Г.П.

Подготовка к мероприятию:

1. Учащимся на уроках биологии (или на классных часах) предлагаем ответить на вопросы анонимной анкеты.

Анкета

I.   Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?

  1.  Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
  2.  Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?
  3.  Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
  4.  Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.
  1. Объявляется конкурс газет и плакатов на тему "Наркотикам мы скажем - нет!"          В конкурсе могут принять участие все желающие.
  2. Для успешного проведения мероприятия учителю-организатору необходимо подготовить ведущих и теоретиков (по одному человеку от каждого класса). Их выступления будут заслушаны и оценены на каждом этапе мероприятия. Кроме того, одноклассники теоретиков готовят номера-иллюстрации к их выступлениям.

Ход   мероприятия

Звучит музыка, на сцену выходят ведущие.

   1-й ведущий. Добрый день, друзья!

2-й ведущий. Мы рады видеть вас и уверены, что тема нашего сегодняшнего разговора для вас небезынтересна.

1-й ведущий. Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: наркотики - проблема номер один в молодежной среде, и не только в России, но и во всем мире.

2-й ведущий. Но что такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и табак считает наркотиком, другие же говорят, что анаша и марихуана практически безопасны. Кто же прав?

1-й ведущий. Если мы заглянем в медицинскую энциклопедию, то сможем прочитать следующее: "Термин наркомания - частный по отношению к более общему - токсикомания. Дело в том, что вызывать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией".

2-й ведущий. Я думаю, пришло время обратиться к теоретикам. Господа, нам необходима ваша консультация: какие наркотики известны в мире?

1-й теоретик. Человечеству давно известны наркотические вещества. Во многих восточных культурах вполне обычно употребление психотропных веществ. Табак, кофе, алкоголь - несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в обществе. Это, так называемые, разрешенные наркотики. Употребление же других подобных средств строго запрещено. Вот они:

  1. Амфетамины - сильные возбуждающие средства. Употребление амфетаминов в первое время создает ощущение физического благополучия, человек чувствует себя в форме, он уверен в себе. Длительное употребление этих веществ приводит к психотическим проявлениям параноидного типа: человек чувствует себя затравленным, бредовые идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.
  2. Кокаин получают из листьев южно-американского кустарника коки.
    Это тоже возбуждающее средство. Человек, находящийся под воздействием кокаина, чувствует себя сильным и деятельным, он ясно видит жизненную перспективу, ощущает избыток сил, уверен в себе. Но такое состояние быстро сменяется беспокойством, а иногда и неприятными слуховыми галлюцинациями.

3. Барбитураты и транквилизаторы. Более 2000 барбитуратов используются как снотворные средства. При отравлении небольшими дозами барбитуратов возникают симптомы, сходные с симптомами алкогольного опьянения. В больших дозах они вызывают кому. Барбитуроман страдает ухудшением памяти, ослаблением умственной деятельности и интереса к работе или к событиям текущей жизни, или потерян контроль над эмоциями.

Транквилизаторы - успокаивающие средства, уменьшают беспокойство. Однако даже употребление таких слабых транквилизаторов, как валиум или либриум, может вызвать физическую и психическую зависимости.

4. Опиаты - продукты переработки мака. Активные компоненты опиума - морфин и кодеин (первоначально их использовали как болеутоляющие средства). В конце XIX века было открыто производное морфина — героин. Все эти вещества действуют на головной мозг, блокируя болевые синдромы и активизируя центры удовольствия. Употребление героина вызывает ощущение блаженства, чувство благополучия. К сожалению, очень быстро приходит физическая и психическая зависимость, из—за которой наркоман вынужден постоянно увеличивать дозу.

5. Галлюциногены и психоделитики - сильнейшие психотронные агенты, к ним относятся ЛСД, мескалин, псилоцибин, буфотенин, воздействующие главным образом на восприятие окружающего мира, искажая восприятие формы, цвета, времени. Все это очень часто сопровождается идеями величия или преследования. Результат - эмоциональные расстройства.

6. Марихуана и гашиш - продукты переработки конопли. Это самые распространенные наркотики, они одновременно обладают галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризирующим действием. Большие дозы могут вызвать агрессивное поведение. Оно часто бывает результатом непреодолимых импульсов или бредовой мысли о преследовании.

Выступление теоретика прерывают одноклассники, показывающие номер-представление "Никотина", "Алкоголя" и "Наркотика" и рассказ об их мифической пользе. Весь последующий ход мероприятия будет разоблачением этого выступления. Желательно музыкальное сопровождение.

Выступление может содержать следующие "аргументы":

- наркотические вещества в небольших количествах поддерживают организм, помогают преодолеть перегрузки;

- наркотики способствуют развитию талантов, поэтому их употребляют многие известные писатели и музыканты, спортсмены и артисты;

     - алкоголь и табак не запрещены, а значит, безвредны;

     - употребление наркотиков - личное дело каждого и других не касается; мир жесток, а наркотики - проводники в мир покоя и радости, в мир, где нет проблем.

1-й ведущий. Вот это да! Вас послушать, так все с завтрашнего дня станут употреблять наркотики, чтобы стать довольными и спокойными, здоровыми и талантливыми. Это же чушь!

2-й ведущий. Мне кажется, нас хотят запутать, поэтому нам снова придется обратиться к теоретикам. Господа, не могли бы вы рассказать нам о табаке. Может он действительно, безвреден: ведь миллионы людей в мире курят, но никто еще от сигареты не умер.

2-й теоретик. Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило свое название по имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало свое победное шествие по всем континентам. Кроме никотина, в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм, вызывают нарушение в работе всех систем и органов.

радиоактивный полоний

повреждения зубной эмали, воспаление слизистых оболочек рта

болезни сердца    

нарушения всего организма

нервно-психические болезни

нарушения слуха

атеросклероз

    заболе                           вания

жкт

139

поражение

нервной

системы

поражение зрения

Так как курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенной симптоматики и ясной клинической картины, курильщики уверены, что специфической болезни, возникающей только от курения, не существует. Тем не менее, если курильщик и не страдает бронхитом, туберкулезом, раком легких, гипертонией и т.д., то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.

Одноклассники второго теоретика показывают сценку "Курильщик на приеме у врача ".

Курильщик проходит медосмотр и посещает врачей-специалистов: пульмонолога, ангеохирурга, кардиолога, гастроэнтеролога.

Кардиолог сообщает, что в результате курения развивается воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель; грубый, хриплый голос - результат воспаления голосовых связок; кроме того, появляется одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких.

Ангеохирург рассказывает, что курильщики часто страдают перемежающейся хромотой и облитерирующим энтеритом (причина - поражение никотином сосудов нижних конечностей), это заболевание сопровождается сильными болями, похолоданием ног, ломотой, в перспективе - гангрена и ампутация конечностей.

Кардиолог предостерегает курильщиков: в результате сужения сосудов ухудшается кислородное питание органов - в результате головокружение, недомогание, боли в сердце, в перспективе - инфаркт.

Гастроэнтеролог предупреждает, что растворенный в слюне никотин, попадая в желудок вызывает хроническое воспаление - гастрит, которое может привести к образованию язвы.

1-й ведущий. Итак, с табаком разобрались. Теперь никто не считает его безвредной привычкой. А как быть с алкоголем? Не секрет, что русских считают чуть ли не самыми пьющими в мире, а кроме того - самыми смекалистыми. Не связано ли это между собой? Не является ли алкоголизм толчком к развитию всевозможных талантов?

   2-й ведущий. Господа теоретики, вам слово!

     3-й теоретик. Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству - сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу. А что же в России? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а "мед-пиво", крепость их не превышала 5-7 градусов. Водка в России появилась в XVI в. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце XIX в., когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом - зеленый змий оказался крайне живучим. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и что такое плохо, что есть добро, и что есть зло - все перепутывается в голове несчастного. Такие люди часто находятся на учете врача-психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

     Одноклассники третьего теоретика знакомят учащихся со статистикой:

     - 90%   умственно   отсталых   детей   -   дети   алкоголиков   и   пьющих родителей;

в пьющих семьях 40% детей - недоразвитые и больные;

- в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях;

одна рюмка водки снижает работоспособность на 20-30%;

- в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

1-й ведущий. Страшные цифры. И самое ужасное, что алкоголь требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.

2-й ведущий. Одно радует, алкогольная и табачная продукция дорожают с каждым днем. И далеко не каждый школьник может себе позволить такие расходы.

1-й ведущий. К сожалению, предприимчивые потенциальные самоубийцы нашли выход из положения. Токсикоману не нужно быть богатым, чтобы поймать кайф.

2-й ведущий. Нам хотелось бы услышать ваше мнение, господа теоретики.

  4-й теоретик. Термин "токсикомания" часто используется специалистами в понятии - пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и все расширяющегося круга веществ, способных воздействовать на психику, - от разного рода "таблеток" до растворителей. Токсикоманы - чаще дети и подростки, чем взрослые. Кроме того, для токсикоманов характерно беспорядочное употребление действующих на психику веществ, случайное их сочетание. Пары химических веществ обладают высокой токсичностью. Через легкие они молниеносно всасываются в кровь, быстро достигают мозга и других органов. Часто у любителей "понюхать" начинаются судороги, они теряют сознание, а придя в себя, не могут вспомнить, что с ними случилось. В дальнейшем наступают более серьезные нарушения здоровья. Случаи отравления, когда медики помочь не в силах, не так уж редки. Некоторые мальчишки травят себя ядами бытовой химии. Помните! От этих веществ человек буквально разлагается.

Одноклассники четвертого теоретика используют частушки, в которых высмеивают людей, склонных к употреблению алкоголя, никотина и токсичных веществ.

Моя милая подруга

Вытворяет просто чудо:

Литр водки выпить может,

Три да два сложить не сможет.

Мой дружок пришел на танцы,                                                   А под березою сидит                                                    Голова его в пакете,                                                           Рядом лак пустой лежит.

Закурите сигаретку-                                                           Будете красивыми:                                                       Желтозубыми старушками                                                     С тупыми минами.

1-й ведущий. А теперь мне хотелось бы спросить теоретиков вот о чем. Все наркотические вещества вызывают физическую и психическую зависимости. Как это происходит?

2-й ведущий. Когда человек становится законченным наркоманом? И может ли он сам остановиться? Слово нашим теоретикам.

   5-й теоретик. Первые пробы не всегда сопровождаются каким-либо ощутимым эффектом. Иногда наблюдается защитная реакция организма - головокружение, тошнота. Наркотик постепенно расшатывает эту защиту. И после нескольких проб человек чувствует состояние эйфории. Первое пережитое чувство эйфории является точкой отсчета в развитии психической зависимости человека от наркотика. Результатом этого является неожиданное желание вновь испытать действие наркотика. Если человек продолжает употреблять наркотические вещества, то изменения в физиологических процессах и психике закрепляются и он, наконец, осознает невозможность обходиться без наркотиков. В этот момент предстоит сделать выбор: как быть дальше - порвать с наркотиком или плыть по течению. Одни люди пытаются бороться, сдерживают себя, обращаются за помощью, другие отдаются своей страсти с охотою, третьи смиряются с судьбой и пытаются как-то приспособить свое существование к этому доминирующему фактору. После некоторого периода регулярного употребления наркотика человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы, поскольку прежняя не дает желаемого эффекта. Со временем наркотик утрачивает свой специфический эйфоризирующий эффект. И принимать наркотик больного далее заставляет стремление избежать состояния абстиненции ("ломки"), а также желание привести себя в рабочее состояние, так как вне действия наркотика этот человек уже абсолютно не работоспособен. На заключительной стадии можно наблюдать полную физическую зависимость и прогрессивное истощение организма - слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудение, отчетливо видны признаки отравления организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.

Одноклассники пятого теоретика разыгрывают сценку "Исповедь наркомана (телефон доверия)", где воспроизводятся беседы наркоманов с врачами, психологами, юристами, священниками, сообщаются реальные адреса и телефоны доверия.

1-й ведущий. Удивительно, все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведет к деградации личности, но тем не менее очень мало людей, находящихся на стадии привыкания, обращаются за помощью. Почему?

2-й ведущий. Спросим теоретиков.

6-й теоретик. На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой - с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: Попробуй - пробуют все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.

Миф второй: Попробуй - вредных последствий не будет. Это ложь. К некоторым наркотикам зависимость формируется с 1-2 раза. Кроме того, в связи с индивидуальными особенностями возможна гибель при первой же инъекции.

Миф третий. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Нет, при употреблении наркотиков страдает воля, и даже с помощью врачей излечиться от наркотической зависимости сложно.

Миф четвертый. Существуют "безвредные" наркотики. Таких не существует. Все наркотики ядовиты для организма.

При формировании психической зависимости наркоманом овладевают заблуждения:

- это не болезнь, лечиться не от чего;

- я могу расстаться со своей привычкой в любой момент;

- я самостоятельно буду считать дозы или уже с завтрашнего дня сменю наркотик (чтобы не привыкнуть) на более слабый, а к врачам обращаться не стоит;

- это помогает мне жить на пределе возможностей. Становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи;

- если бы другие были чуть-чуть добрее и человечнее, со мной ничего такого бы не случилось;

- лечиться совершенно бесполезно.

Поскольку наркоманом владеют такие заблуждения, он не может сам обратиться за помощью. Если среди ваших знакомых есть люди, хотя бы изредка употребляющие любые наркотики, это люди, нуждающиеся в помощи, помогите им понять себя и осознать, что наркомания - болезнь, которую можно лечить.

Одноклассники шестого теоретика разыгрывают посещение музея восковых фигур (тема выставки "Жертвы вредных привычек"). "Экскурсовод " знакомит с экспонатами и историей их создания.

1-й ведущий. Друзья, давайте подведем итог. В чем заключается социальная опасность и вред наркомании?

2-й ведущий. Во-первых, наркоман - объективно плохой работник, поскольку его физическое состояние неудовлетворительное.

1-й ведущий. Во-вторых, наркоман - субъективно плохой работник, так как все его мысли заняты поиском наркотического вещества.

2-й ведущий. В-третьих, наркоманы наносят обществу материальный ущерб, являясь источником несчастных случаев, вызывая аварии, портя имущество.

1-й ведущий. В-четвертых, наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения - воровство, грабежи, проституция, растраты и т.д.

    2-й ведущий. В-пятых, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможности для нормальной жизни.

1-й ведущий. В-шестых, наркоманы совершают преступления по отношению к потомству, отравляя своих будущих детей.

2-й ведущий. В-седьмых, наркоманы деградируют физически и морально, не оправдав ожиданий родителей. При этом они успевают втянуть в этот порок других людей.

1-й ведущий. В-восьмых, употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость.

2-й ведущий. Вот почему наркотикам надо сказать - НЕТ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Классный час "Стадии развития НАРКОМАНИИ и жизнь наркоманов"

СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАРКОМАНИИ И ЖИЗНЬ НАРКОМАНОВ...

Классный час по теме: " Наркомания - беда, наркомания - путь в никуда!"

Мир подростка очень сложен и противоречив. У него часто возникают конфликты с родителями, учителями, сверстниками. И когда его не понимают, он ищет утешения на улице. Поэтому подростки прибегают к алк...

Классный час в 10 классе «Наркомания – это беда,наркомания – путь в никуда!»

Пояснительная записка: Наше сегодняшнее общество связано со многими проблемами: экономическими, политическими, отношениями между людьми, но есть и много проблем, которые имеют отношение к подросткам. ...

«Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда!» для 10 - 11 классы.

Формирование представления учащихся о вреде наркотиков на человеческий организм....