Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Малашина Марина Николаевна

Биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_rab_prog.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                      «Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель   ШМО – ООШ                                                            заместитель  директора  по  УВР                                                     руководитель МБОУ-ООШ

 ______________    _______                                                              МБОУ-ООШ с.Чадаевкас.Чадаевка

Ф.И.О                         (подпись)                                                          _____________               ________                                                    __________________

Протокол  № ___ от ____сентября  2014г.                                     Ф.И.О                              (подпись)                                                                          Ф.И.О                                

                                                                                                               «___»сентября 2014г.                                       Приказ №___от__ сентября 2014г.

                                                                                                          Рабочая  программа  

                                                                                             Малашиной  Марины Николаевны

                                                                                                             Биология  7  класс

                                                                                                                                                                                                                     Рассмотрено  на  заседании

                                                                                                                                                                                                                     Педагогического  Совета

    Протокол №____от «___»августа  2014г.      

 Пояснительная   записка.

Рабочая  программа составлена  с  учётом  Федерального  Государственного  стандарта, Примерной  программы  основного  общего  образования  по  биологии  и Программы  курса «Животные» для  7  класса  авторов  В.М. Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарёвой// Биология  в  основной  школе: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с., отражающей  содержание  Примерной  программы  с дополнениями, не  превышающими  требования  к  уровню  подготовки  обучающихся.

Согласно  действующему Базисному  учебному  плану  рабочая  программа  для  7  класса  предусматривает  обучение  биологии  в объёме 2  часа  в неделю.

В  рабочей  программе  нашли отражение  цели  и задачи  изучения  биологии на  ступени  основного  общего  образования, изложенные  в пояснительной  записке  к  Примерной  программе  по  биологии.  В ней  также  заложены  возможности  предусмотренного  стандартом  формирования у  обучающихся  общеучебных  умений  и навыков, универсальных  способов  деятельности  и ключевых  компетенций.

Рабочая  программа для  7  класса  включает  в себя  сведения  о  строении, жизнедеятельности  растений, бактерий, грибов, их  разнообразии  в природе  Земли  в результате  эволюции.

Принципы  отбора  основного  и дополнительного  содержания  связаны  с преемственностью  целей  образования  на  различных  ступенях и уровнях  обучения, логикой  межпредметных  связей, а также  с  возрастными  особенностями  развития  учащихся.

Результаты  обучения приведены  в графе «Требования  к уровню подготовки обучающихся», которые  сформулированы  в деятельностной  форме  и полностью  соответствуют  стандарту. Представленная  в рабочей  программе  последовательность требований  к  каждому  уроку  соответствует  усложнению  проверяемых  видов  деятельности.

Для  приобретения  практических  навыков  и повышения  уровня  знаний  в рабочую программу  включены  лабораторные  работы, предусмотренные  Примерной  программой. Нумерация  лабораторных  работ  дана  в соответствии  с  их  расположением  в перечне  лабораторных  работ, представленном  в Примерной  программе.  Все  лабораторные  работы  являются этапами  комбинированных  уроков  и могут оцениваться  по  усмотрению  учителя.

Система  уроков  сориентирована  не  столько на передачу «готовых  знаний», сколько на  формирование  активной  личности, мотивированной  к  самообразованию, обладающей  достаточными навыками  и психологическими  установками  к самостоятельному  поиску, отбору, анализу  и использованию  информации.

Особое  внимание  уделяется  познавательной  активности  учащихся, их  мотивированности  к самостоятельной учебной  работе. В связи  с этим  при организации  учебно-познавательной  деятельности  и  предполагается  работа  с тетрадью  с печатной основой.

В.М. Константинов. Биология. Животные. Рабочая  тетрадь. 7  класс. Часть 1, 2.- м.: Вентана-Граф, 2006.

В  тетрадь  включены  вопросы  и задания, в том  числе  в  форме  лабораторных  работ, познавательных  задач, схем, немых  рисунков. Работа  с рисунками  позволит  диагностировать  сформированность   умения  узнавать биологические  объекты, а  также  их органы  и другие  структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу  урока. Познавательные  задачи, требующие  от  ученика  размышлений  или  отработки  навыков  сравнения, сопоставления, выполняются  в качестве  домашнего  задания.  Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: учебник для  учащихся 7 класса  общеобразовательных  учреждений/ Под ред. И.Н.Пономарёвой.-М.: Вентана-Граф, 2006.- 224 с.

Основные  требования  к  знаниям  и умениям учащихся  7  класса.

Учащиеся должны  знать:

- основные  черты  сходства  и отличия  животных  и растений;

- основные  виды  животных своей  местности;

- биологические  и экологические особенности  животных  своей  местности;

- связь особенностей  внешнего  строения  и образа жизни  животных  со  средой  обитания;

- сравнительные  морфолого-анатомические  характеристики  изученных типов  животных;

- связь строения  органов  и систем  органов  с  выполняемыми  функциями;

- особенности  индивидуального  и  исторического  развития  животных;

- роль  животных  в  биоценозе  и  их  взаимосвязи  с остальными  компонентами  ценоза  и   факторами  среды;

- значение  животных  в природе  и  жизни  человека;

- законы  об охране  животного  мира.

Учащиеся  должны уметь:

- пользоваться  лабораторным  оборудованием;

- определять  принадлежность  животных  к систематическим категориям;

- вести наблюдения  за  животными, ставить простейшие опыты.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема  урока

Дата

Элементы  содержания

Требования  к  уровню  подготовки

Измерители

Дополнительные  элементы  содержания

1.

ВВЕДЕНИЕ –5 часов.

Зоология  - наука  о  животных.

Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

Д/з.п.1.

Зоология  - наука  о  животных. Многообразие  животных, их распространение. Дикие и домашние  животные. Значение животных. Черты сходства  и  различия  животных  и  растений.

Называть:  предмет изучения  зоологии;  систематические  категории. Описывать признаки  животных. Отличать животных  от  растений. Выделять значение животных  в природе  и жизни человека. Приводить примеры  животных.

Вопросы п.1.

Задание  в тетради  с  печатной основой.

Современная  зоология – система  наук  о  животных: морфология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография.

2.

Среды  жизни  и места  обитания  животных. Взаимосвязи  животных  в природе.

Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

Д/з.п.2.  до  пункта «Роль животных  в природных  сообществах».

Среды  жизни  и места  обитания  животных. Взаимосвязи  животных.

Называть  основные  среды  жизни  и приводить примеры животных, обитающих  в  них. Давать определение  понятию  место  обитание животного.  Описывать и приводить примеры  различных  форм  взаимоотношений между  животными. Объяснять  приспособленность животных  к условиям  среды  обитания  по плану.

Задание  в тетради  с  печатной  основой .

Гидробионты. Паразиты.

3.

Классификация  животных  и основные  систематические  группы.

Урок  изучения  и первичногозакрепления  новых  знаний.

Д/з. п.3, 5., задание № 5 в рабочей  тетради № 1.

Классификация  животных. Значение  классификации  животных. Краткая  история  развития  зоологии.  Методы  изучения животных.

Называть систематические  категории. Отличать  классификацию  растений от классификации  животных. Объяснять  значение  классификации  животных. Характеризовать этапы  развития  зоологии.

Задание в тетради  с печатной  основой. Вопросы п.3,5.

Основные систематические  категории  животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

4.

Влияние  человека  на животных.

Урок изучения  и первичного закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.4, п.2 «Роль животных  в природных  сообществах».

Зависимость  жизни  животных  от  человека. Охрана животного  мира: заповедники, заказники, памятники природы, национальные  парки.

Приводить примеры  воздействия  человека  на  численность  и разнообразие  животных. Называть  животных, исчезнувших  в результате деятельности человека. Описывать  меры охраны  редких животных. Прогнозировать  последствия  исчезновения животных.

Задание  в тетради  с печатной  основой. Вопросы п.4, п.2.

5.

Вводный  контроль.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Тестирование  по  теме  «Введение»  или письменная  проверочная  работа  с заданиями, соответствующими  требованию  к  уровню подготовки.

6.

ТЕМА 1. «СТРОЕНИЕ  ТЕЛА  ЖИВОТНЫХ» - 3 ЧАСА.

Клетка.

Урок  изучения и первичного  закрепления новых знаний.

Д/з.п.6, задание № 3 в тетради №1  с печатной  основой.

Клетка- как структурная  единица организма. Особенности  животных  клеток.

Перечислять основные органоиды  клеток. Называть  роль в  клетках основных  органоидов. Отличать   клетки животных от клеток  растений. Распознавать  на  рисунке  основные  органоиды животной  клетки. Объяснять, почему  животные  могут питаться  только  готовыми органическими веществами.

Задание в тетради с печатной  основой.

вопросы п.6.

Цитология.

7.

Ткани.

Урок изучения  и первичногозакрепления  новых  знаний.

Д/з.п.7

Ткань. Определение  особенности строения. Виды  тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных  видов  тканей.

Давать определение  термину  ткани. Называть основные  виды  тканей. Объяснять, почему  у животных есть  нервная ткань. Характеризовать основные  виды  тканей.

Задание в тетради  с печатной  основой.

8.

Органы  и  системы  органов.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

П.8.

Орган – часть  организма.  Системы  органов: опорно-двигательная  система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм  как  целостная система. План строения  тела животных. Симметрия  тела: лучевая, двусторонняя.

Давать определение  терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать  строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов  в организме  функционируют  взаимосвязано.

Задание  в тетради  с печатной  основой.

9.

ТЕМА 2. ПОДЦАРСТВО  ПРОСТЕЙШИЕ – 4 ЧАСА.

Тип  Саркодовые  и  жгутиконосцы. Класс  Саркодовые.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.9, задание № 3. С.27 в тетради  с печатной  основой.

Простейшие – одноклеточные  организмы. Колониальные организмы. Образование  цисты. Корненожки. Особенности строения  и многообразие.

Определять принадлежность  организмов  к простейшим.

Называть среду обитания  и способ передвижения. Описывать  условия образования  цисты.  Распознавать  по  рисункам  и описывать  органоиды  амёбы. Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Задание №  в тетради с печатной основой.

Вопросы п.9.

Раковинные  амёбы, радиолярии, фораминиферы.

10.

Класс  Жгутиконосцы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.10.

Жгутиконосцы – одноклеточные  и колониальные. Особенности строения. Органоиды движения. Среда обитания  и  условия  жизни. Автотрофное  и гетеротрофное питание.

Распознавать по рисункам  представителей   жгутиконосцев.  Описывать  органоиды  эвглены  зелёной. Называть  условия обитания  и способ  передвижения. Сравнивать эвглену зелёную  с растениями  и животными.  Выделять черты  усложнения  у эвглены зелёной.

Вопросы п.10. задание   в тетради  с печатной основой.

11.

Тип  Инфузории.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.11.

Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два  ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные  вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой  процесс.

Называть  функции  органоидов  инфузории – туфельки. Распознавать по рисунку  и описывать  строение  инфузории. Доказывать сложность строения инфузории. Выделять  особенности размножения  у  инфузорий. Сравнивать различных  представителей  простейших.

Вопросы п.11. задание в  тетради  с печатной  основой. Л/р № 1 «Строение  и передвижение  инфузории – туфельки».

Многообразие инфузорий: донные  виды, паразиты, малоподвижные  виды.

12.

Многообразие  простейших. Паразитические простейшие.

Урок  закрепления  и систематизации  знаний.

Д/з.п.12.

Типы простейших. Роль простейших  в природе и жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний: малярия, дизентерия.

Объяснять роль простейших  в природе  и жизни человека. Характеризовать типы  простейших.  Перечислять меры, предупреждающие  заболевания, вызванные  простейшими.

Задание  в  тетради с печатной  основой. Вопросы п.12.

Жизненный  цикл малярийного плазмодия.

13.

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ  ЖИВОТНЫЕ. ТИП  КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. – 4 ЧАСА.

Тип  Кишечнополостные. Общая  характеристика.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з. п.13  до класса  гидроидные.

Признаки  типа: лучевая  симметрия, наличие кишечной  полости, стрекательные  клетки, двухслойный  мешок. Одиночные  и колониальные  организмы. Размножение: половое  и бесполое.

Распознавать  и описывать  строение кишечнополостных.  Объяснять  значение  термина «кишечнополостные».  Выделять  причинно-следственную связь  между  образом  жизни кишечнополостных  и  симметрией  тела.

Вопросы п.13. задание  тетради  с печатной  основой.

Жизненные  формы  кишечнополостных.

14..

Пресноводная  гидра.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.13 до конца.

Среда  обитания  и образ  жизни  пресноводной  гидры. Строение (специализация  клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение  и развитие. Регенерация.  Механизм  безусловного  рефлекса.

Называть  образ  жизни  гидры.  Распознавать  строение гидры.Перечислять значение  различных  клеток. Описывать особенности  жизнедеятельности  гидры. Объяснять процесс  регенерации. Сравнивать  строение  и жизнедеятельность  гидры  и  инфузории – туфельки. Характеризовать размножение гидры.

Вопросы п.13

Задание

в  тетради  с печатной  основой.

Внутриклеточное  пищеварение.

15.

Морские  кишечнополостные.

Урок  закрепления  и  систематизации  знаний.

Д/з. п.14.

Роль  кишечнополостных  в природе  и  жизни  человека.

Называть  значение  кишечнополостных  в природе  и жизни  человека. Распознавать  и описывать  представителей  кишечнополостных. Доказывать принадлежность  представителей  к одному  типу. Характеризовать тип Кишечнополостных.

Задание в  тетради  с печатной  основой.

Классы  кишечнополостных: гидроидные, сцифоидные, коралловые  полипы.

16.

Зачёт  № 1.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Тестирование  по  темам «Одноклеточные  животные. Тип  Кишечнополостные»  или  письменная  работа  с заданиями, соответствующими  требованиям  к  уровню  подготовки.

17.

ТЕМА 4. ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ  И  КОЛЬЧАТЫЕ  ЧЕРВИ. – 6 ЧАСОВ.

Тип  плоские  черви. Класс  Ресничные  черви.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.15.

Признаки типа Плоские черви: трёхслойные  животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).  Размножение.гермафродиты. Внутреннее  оплодотворение.

Давать  определение основным понятиям. Распознавать и описывать  представителей  типа  Плоские  черви.  Называть  функции  систем  внутренних  органов. Объяснять поведение  белойпланарии. Доказывать  усложнение  строения  плоских  червей  по  сравнению  с  кишечнополостными

Задание   в тетради  с печатной  основой.

Кожно – мускульный  мешок.

18.

Разнообразие  плоских  червей: сосальщики  и  цепни.

Комбинированный  урок.

Д/з п.16.

Плоские  черви – возбудители  заболеваний  человека  и животных. Цикл  развития  паразитических  червей.  Меры  защиты  от  заражения.

Называть  меры  защиты    от паразитических  червей. Выявлять  приспособления  к паразитизму. Объяснять роль  плоских  червей  в природе  и жизни  человека.

Задание  в тетради  с  печатной  основой.

Класс  Сосальщики. Класс  Ленточные  черви.

19.

Тип  Круглые  черви.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний

Д/з.п.17.

Образ  жизни. Особенности строения. Наличие первичной  полости. Значение круглых  червей  в природе  и  жизни человека.

Распознавать  и описывать  животных, принадлежащих  к  типу  Круглые  черви. Выделять  особенности строения. Объяснять меры  профилактики заражения. Сравнивать  плоских  и круглых  червей.

Вопросы п.17

Задания  в тетради  с печатной основой.

20.

Тип  Кольчатые  черви.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.18.

Образ  жизни. Особенности строения. Вторичная  полость. Появление замкнутой  кровеносной  системы.

Перечислять внутренние  органы  различных систем.  Распознавать  и описывать  представителей  типа  Кольчатые  черви. Сравнить строение органов  кольчатых  и круглых  червей.

Задания  в тетради  с печатной  основой.

Гидроскелет. Многощетинковые  черви.

21.

Многообразие  кольчатых  червей.

Малощетинковые  черви.

Комбинированный  урок.

Д/З.п.19.

Образ  жизни  и особенности строения. Значение  в природе  и  жизни человека.

Описывать приспособления  для  жизни  в почве. Характеризовать  роль дождевого червя  в почвообразовании. Определять принадлежность  кольчатых  червей  к  классам.

Вопросы п.19. задание в тетради  с  печатной  основой.

Лабораторная  работа № 2 , 3«Внешнее  и  внутреннее  строение дождевого  червя»

Пиявки.

22.

Зачёт № 2.

Урок  контроля, оценки  и  коррекции  знаний  учащихся.

Тестирование по темам «Тип  Плоские  черви. Тип  Круглые  черви. Тип  Кольчатые  черви» (или  письменная  работа  с заданиями, соответствующими  требованиям  к  уровню подготовки).

23.

ТЕМА 5. ТИП  МОЛЛЮСКИ. – 4 часа

Общая  характеристика типа  Моллюски.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з.п.20.

Тип  Моллюски: среда обитания  и  образ  жизни, особенности строения (мантия, отделы  тела). Строение раковины.  Системы  внутренних  органов. Появление  дыхательной  системы. Процессы  жизнедеятельности.

Распознавать и описывать  животных  типа  Моллюски. Выделять  особенности внешнего  строения  и функций  моллюсков. Сравнивать  строение  моллюсков  и кольчатых  червей.

Вопросы п.20

24.

Класс  Брюхоногие  моллюски.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.21.

Многообразие  и практическое  значение  и роль  в природе  брюхоногих  моллюсков. Способы  питания  и передвижения. Особенности  строения.

Определять  принадлежность моллюсков  к  классам. Объяснять значение  в природе  и  жизни  человека. Выявлять приспособления  моллюсков  к  среде обитания.

Вопросы п.21. задание    в тетради  с печатной  основой

25.

Класс  двустворчатые  моллюски.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.22.

Особенности строения  и  жизнедеятельности.  Многообразие. Роль  двустворчатых  моллюсков   в  природе  и жизни  человека.

Определять  принадлежность моллюсков  к  классам. Объяснять значение  в природе  и  жизни  человека. Выявлять приспособления  моллюсков  к  среде обитания.

Вопросы п.22  задание  в  тетради  с  печатной  основой.

Лабораторная  работа № 4 «Внешнее  строение  раковин  моллюсков».

Механизм  образования  жемчуга.

26.

Класс  Головоногие  моллюски.

Комбинированный  урок.

Д/з п. 23

Особенности строения  и  жизнедеятельности.  Многообразие. Роль  головоногих  моллюсков   в  природе  и жизни  человека.

Определять  принадлежность моллюсков  к  классам. Объяснять значение  в природе  и  жизни  человека. Выявлять приспособления  моллюсков  к  среде обитания.

Вопросы п.23. задание  в тетради  с печатной  основой.

27.

ТЕМА 6. ТИП  ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.  – 8 ЧАСОВ.

Общая  характеристика  членистоногих.

Класс  Ракообразные.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з. п. 24  до  паукообразных.

Тип  Членистоногие. Внешний  скелет, отделы  тела, смешанная  полость  тела. Образ  жизни  и  внешнее  строение  ракообразных. Системы  внутренних  органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы  чувств.

Распознавать  животных  типа  Членистоногие.  Распознавать  и  описывать  внешнее  строение  и многообразие  членистоногих. Выделять особенности строения  членистоногих. Выявлять приспособления  ракообразных  к  среде  обитания, образу  жизни. Объяснять роль  ракообразных  в природе  и жизни  человека.

Задание в  тетради  с  печатной  основой.

Хитин. Сложные глаза. Мозаичное  зрение. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие.

28.

Класс  Паукообразные. Клещи.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.25  

Образ  жизни  и  особенности строения  паукообразных: восьминогие , отсутствие  усиков. Органы  дыхания  наземного  типа, отделы  тела (головогрудь, брюшко). Системы  внутренних  органов. Поведение  и особенности  жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Перечислять  роль  в природе  и  жизни  человека.  Доказывать принадлежность  паукообразных  к  типу  Членистоногие. Характеризовать  по плану  представителей  класса  Паукообразные.  Выявлять приспособления  пауков  к наземной  среде обитания.

Вопросы п.25.

задание   в тетради  с печатной  основой.

Паутинные  бородавки. Паутина – ловчая  сеть.

29.

Класс  Насекомые.  Внешнее  строение.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.26  до  внутреннего  строения..

Образ  жизни  и  особенности  внешнего  строения  насекомых: три отдела  тела. Три пары  ног, крылья  у  большинства, органы  дыхания  наземного типа. Типы  ротового  аппарата: грызуще – лижущий, колюще – сосущий, фильтрующий,  сосущий.

Приводить примеры  насекомых  с  различным  типом  ротового аппарата. Выявлять  приспособления  насекомых  к среде  обитания, образу  жизни. Объяснять  связь  типа ротового аппарата  с  характером  употребляемой  пищи.

Вопросы п.26. задание   в тетради  с печатной основой. Выполнение лабораторной  работы № 5 «Внешнее  строение насекомого»

Типы  ног  у  насекомых.

30.

Внутреннее  строение насекомых.

Урок  закрепления  знаний.

Д/з.п.26 до  конца.

Системы  внутренних  органов. Смешанная  полость  тела. Жизнедеятельность  и поведение  на раздражение светом  и химическим веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее  оплодотворение.

Узнавать системы  внутренних  органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего  строения  насекомых. Характеризовать размножение насекомых.

Задание со свободным ответом  по выбору  учителя.

Вопросы п.26.

31.

Типы  развития  насекомых

Урок  изучения  и первичного  закрепления  знаний.

Д/з.п.27.

Развитие  насекомых  с полным  и неполным  превращением. Признаки  отрядов  насекомых. Стадии  развития  с неполным  и полным превращением.

Приводить примеры  насекомых  с полным  и неполным превращением. Описывать стадии развития  насекомых. Перечислять признаки  отрядов. Выделять особенности  развития  насекомых.

Вопросы п.27. задание  в тетради  с печатной основой

Отряды насекомых с полным  и неполным превращением.

32.

Полезные  насекомые. Охрана  насекомых.

Урок закрепления  знаний.

Д/з.п.28.

Значение  насекомых  в природе  и жизни  человека. Одомашненные  насекомые: пчела  медоносная, тутовый  шелкопряд.

Продукты  пчеловодства. Охрана  насекомых.

Приводить примеры  продуктов  пчеловодства  и их  использования  человеком. Описывать значение  насекомых  в природе  и жизни  человека. Характеризовать меры  по  охране  насекомых.

Вопросы п.28.  задание  в тетради  с  печатной  основой.

Пчёлы  и муравьи – общественные  насекомые. Структура  особей  пчелиной  и муравьиной  семьи.

33.

Насекомые – вредители  культурных  растений и переносчики  заболеваний.

 Урок  закрепления  знаний.

Д/з.п.29.

Отрицательное  значение насекомых: вредители  культурных  растений, переносчики  заболеваний. Методы  борьбы  человека  с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.

Перечислять меры  борьбы  с вредными насекомыми. Называть насекомых – переносчиков  возбудителей  заболеваний  человека. Приводить примеры насекомых – вредителей и описывать их развитие.

Вопросы п.29. задание    в тетради  с  печатной  основой.

34.

Зачёт № 3.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Тестирование по темам « Тип  Моллюски. Тип  Членистоногие», или  письменная  работа  с заданиями, соответствующими  требованиям  уровню подготовки  учащихся.

35.

ТЕМА 7. ТИП  ХОРДОВЫЕ - 32  ЧАСА.

ПОДТИП  БЕСЧЕРЕПНЫЕ – 1 ЧАС.

Общие  признаки      Хордовых.  Подтип Бесчерепные.

Урок изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.30.

Признаки  хордовых: внутренний  скелет, нервная  трубка, пищеварительная  трубка, двусторонняя  симметрия  тела, вторичная  полость. Местообитание  и  внешнее строение.  Системы  внутренних  органов. Роль в природе  и  жизни человека.

Распознавать  животных  типа  Хордовые.  Выделять особенности  строения  ланцетника  для  жизни  в  воде. Объяснять роль  в природе  и  жизни человека. Доказывать усложнение  в  строении  ланцетника  по сравнению  с  кольчатыми червями.

Вопросы п.30. задание   в тетради  с  печатной основой.

Вторичноротые  животные. Описание  ланцетника П.С.Палласом.развитие  ланцетника.

36.

ТЕМА 8. ПОДТИП  ЧЕРЕПНЫЕ.

НАДКЛАСС  РЫБЫ – 5 часов.

Подтип  черепные.

Надкласс рыбы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.31.

Общие  признаки  подтипа  Черепные: наличие  позвоночника  и разделение нервной  трубки  на головной  и спинной  мозг, развитие  черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников  в движении рыб. Расположение  и значение  органов  чувств.  Практическое  значение.

Называть органы  чувств, обеспечивающие  ориентацию  в  воде. Распознавать    и описывать  внешнее  строение  и  особенности  передвижения рыб.  Выделять особенности строения рыб. Характеризовать функции плавников  рыбы.

Выполнение  лабораторной  работы  № 6 «Внешнее  строение  и особенности  передвижения  рыбы».

Задание  в тетради  с печатной  основой.

Боковая линия.  Плавательный  пузырь.

37.

Внутреннее  строение  рыбы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.32.

Системы  внутренних  органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная  кровеносная, нервная, выделительная.

Называть  отделы, органы  систем и  их  функцию. Перечислять характерные  черты внутреннего строения. Узнавать по  рисунку  системы  внутренних органов. Выделять особенности  строения рыб.

Вопросы п.32.  задание    в тетради  с печатной  основой.

Лабораторная  работа № 7 «Внутреннее строение  рыбы»

38.

Особенности размножения  рыб.

Урок изучения  и первичного закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.33.

Многообразие  костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные  и  Окунеобразные. Двоякодышащие  и Кистепёрые  рыбы.  Приспособления рыб  к разным  условиям  обитания.

Распознавать  и  описывать  представителей  костных  рыб.  Приводить  примеры видов  рыб, обитающих  в  Саратовской  области. Характеризовать  по плану отряды  костных  рыб.

Объяснять значение  кистепёрых  и двоякодышащих  рыб для понимания  эволюции  животных.

Вопросы п.23.

Упр.   в рабочей  тетради  с печатной основой.

Отряд  Лососеобразные, Аквариумные  рыбки.

39.

Основные  систематические  группы  рыб.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.34.

Хрящевые  рыбы: акулы  и скаты. Многообразие  костистых  рыб. Осетровые  рыбы.  Двоякодышащие  и кистепёрые  рыбы. Значение  их  в происхождении  наземных  позвоночных  животных. Приспособления  рыб к  разным  условиям обитания.

Называть  представителей  класса  хрящевых  и  костных  рыб. Распознавать  и описывать  наиболее  распространённые  виды  рыб, обитающие  в водоёмах  Саратовской  области.

Перечислить  особенности строения  кистепёрых  и  двоякодышащих  рыб.  Сравнивать различные  отряды  костистых  рыб. Доказывать, что  хрящевые  рыбы – древняя группа. Выявлять  приспособления  рыб  к разным  условиям  жизни.

Вопросы на с. 167  учебника. Задания  в  тетради  с печатной  основой.

Классификация  надкласса  Рыбы. Надклассы Лопастепёрые  и Лучепёрые. Двоякодышащие  рыбы.

40.

Промысловые  рыбы.  Их использование.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Д/з. п.35.

Практическое  значение  рыб. Рыболовство. Промысловое значение  рыб. Основные  группы  промысловых  рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные.  Рациональное  использование, охрана  и воспроизводство  рыбных  ресурсов. Прудовое хозяйство.

Называть представителей  промысловых  рыб.  Называть рыб, разводимых  в прудах, описывать их практическое  значение. Характеризовать роль промысловых  рыб  в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. Объяснять  биологическое и хозяйственное  обоснование  акклиматизации. Обосновывать  приёмы  рационального  ведения рыболовства.

Вопросы с.177  учебника, задания  в тетради  с печатной  основой.

Гегография  рыбного  промысла. Схема прудового хозяйства. Рыборазводные  заводы  и  их значение. Аквариумное рыбоводство.

41

ТЕМА  9. Класс  Земноводные  - 5  часов.

Места обитания и строение земноводных.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з. п.36.

Места  обитания  и образ  жизни.  Признаки  

класса. Внешнее  строение. Приспособления  к  образу  жизни. Признаки наземных  животных. Скелет и мускулатура.

Определять  принадлежность  к  типу, классу  и  распознавать  наиболее распространённых  представителей  класса.  Распознавать  иописывать  внешнее  строение. Выделять особенности  строения  в связи  со  средой  обитания.  Сравнивать   строение  земноводных  и рыб.

Вопросы п.24.

Упр. в тетради   с  печатной  основой.

Зависимость процессов жизнедеятельности  от температуры  окружающей  среды. Оцепенение.

42.

Строение  и деятельность внутренних  органов.

Комбинированный  урок.

Д.з. п.37

Системы  внутренних органов: пищеварительная, дыхательная  кровеносная, выделительная, нервная. Обмен  веществ  и энергии.

Узнавать по  рисунку  системы  внутренних органов. Описыватьстроение  и функции  систем  внутренних  органов. Объяснять, почему  у земноводных хуже  развит  мозжечок, чем  у рыб.

Задания  в тетради   с  печатной  основой

43.

Годовой  цикл  и происхождение  земноводных.

Комбинированный  урок.

Д.з. п.38.

Размножение.внешнее  оплодотворение. Развитие  лягушки с метаморфозом. Сходство  личинок  земноводных  с рыбами. Вымершие  земноводные.

Находить сходство  в размножении  и  развитии  рыб  и земноводных. Сравнивать по выделенным  критериям  головастика  и взрослую особь. Объяснять появление метаморфоза  у головастиков. Сравнивать развитие  рыб и лягушки.

Вопросы с.184  учебника. Задания  в  тетради  с печатной  основой.

Влияние  сезонных  изменений  в природе  на  жизнь земноводных. Возникновение древних  земноводных (ихтиостегид) от древних  пресноводных  кистепёрых рыб (рипидистий).

44.

Многообразие  и  значение земноводных.

Урок  обобщения  и систематизации знаний

Д.з.п.39.

Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны), Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение  земноводных  в природе  и жизни человека. Охрана земноводных.

Называть  места  обитания земноводных  и  их основные  отряды. Объяснять приспособления  земноводных  к различным  условиям  жизни. Указывать причины  сокращения  и меры  по охране. Характеризовать роль  амфибий  в природе.

Вопросы с. 187. Задания  в тетради  с печатной  основой.

Отряд  Червяги.

45

Зачёт № 4.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Письменная  проверочная  работа  по  темам: « Класс  Рыбы.  Класс  Земноводные».

46.

Класс  Пресмыкающихся, или  Рептилии – 4  часа.

Внешнее  строение  и скелет  пресмыкающихся.

Комбинированный урок

Д.з. п.40

Особенности  внешнего строения. Приспособления  к  жизни  в  наземно-воздушной  среде: покровы  тела, наличие  век, отсутствие  желез. Строение  скелета.

Определять принадлежность  к  типу, классу  и распознавать  наиболее распространённых  представителей  класса. Выделять  особенности  строения.  Доказывать:  что пресмыкающиеся – более  высокоорганизованные  животные  по сравнению  с  земноводными.

Вопросы п.40 с.192.

Упр.   в  тетради  с печатной  основой.

47.

Внутреннее  строение  и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Комбинированный   урок.

Д/з.п.41.

Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов  головного  мозга. Обмен  веществ: питание, дыхание и выделение.  Поведение. Размножение и  развитие.

Перечислять  усложнения  в  строении  систем органов. Узнавать  по рисункам и таблицам  системы  органов.Объяснять   причины более  сложного поведения  пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие  сохранению потомства.

Вопросы п.41

48.

Многообразие пресмыкающихся.

Комбинированный  урок.

Д.з.п.42.

Отряды  класса пресмыкающихся: чешуйчатые (ящерицы  и змеи), черепахи. Ядовитые змеи.  Меры  первой  помощи  при укусах  ядовитых  змей. Неядовитые змеи.

Называть  известные  вам  виды  пресмыкающихся  различных  отрядов.  Распознавать и описывать  представителей отрядов  пресмыкающихся. Перечислять  общие признаки  класса  пресмыкающихся.

Вопросы п.42 с.199 задания  в  тетради  с печатной  основой.

Отряд Крокодилы.

49.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

Д.з. п.43.

Роль пресмыкающихся  в природе  и жизни человека. Охрана  пресмыкающихся. Разнообразие древних  пресмыкающихся. Причины  их  вымирания.  Зверозубые  ящеры.

Приводить примеры  ящеров  и их  среды  жизни. Называть причины  вымирания  ящеров. Объяснять: роль пресмыкающихся  в жизни человека  и в природе; необходимость охраны  пресмыкающихся.

Вопросы п.43 с.203  учебника. Задания  в тетради  с печатной  основой.

Происхождение пресмыкающихся  от древних земноводных.

50.

Класс  Птицы – 6  часов.

Среда  обитания  и внешнее  строение птиц.

Урок изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з.п.44.

Общая  характеристика  класса. Среда  обитания  птиц.  Особенности внешнего строения  птиц.  Приспособленность  к полёту.

Распознавать  и описывать  внешнее  строение птиц. Выявлять  приспособления  внешнего строения  птиц  к  полёту.  Доказывать, что птицы  более совершенные  животные  по сравнению  с рептилиями.  Объяснять происхождение птиц  от пресмыкающихся.

Выполнение лабораторной  работы №8 «Внешнее  строение  птицы. Строение перьев» .

51.

Опорно-двигательная  система  птиц.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.45.

Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание  и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность  к полёту: большие  грудные  мышцы, длинные сухожилия.

.

Выделять особенности строения  скелета птиц. Объяснять причины  расположения  и строения  мышц  птиц. Характеризовать  изменения  скелета  птиц  в связи  с полётом.

Вопросы п.45

 Задания  в тетради  с печатной  основой.

Лабораторная  работа № 9 «Строение  скелета  птицы».

.

52.

Внутренне  строение птиц.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.46.

Системы  внутренних органов. Приспособления  к полёту. Интенсивный  обмен  веществ.

.

Узнавать по рисункам  системы  внутренних органов. Называть прогрессивные  черты  организации  птиц  по  сравнению  с пресмыкающимися. Выделять приспособленность внутренних  органов  птиц  к полёту. Сравнивать строение  головного мозга  птиц  и пресмыкающихся.

Вопросы п.46. упр. в тетради  с  печатной основой.

53

Размножение  и развитие  птиц.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.47.

Органы  размножения. Развитие  яйца  и зародыша.  Выводковые  и гнездовые  птицы.

Называть  этапы  развития  яйца  и зародыша.  Выделять особенности  строения  органов  размножения, связанные  с полётом.  Устанавливать  соответствие  между  частями  яйца  и  их  функциями. Находить  отличия  между  гнездовыми  и выводковыми  птицами.

Вопросы  п.47.  Упр. в  тетради  с  печатной  основой.

54.

Годовой  жизненный  цикл  и сезонные  явления  в жизни птиц.

Урок  закрепления  знаний.

Д.з.п.48.

Поведение птиц  на различных этапах  годового  цикла: ритуальное  поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой  период, сезонные  миграции.

Называть причины  появления  у птиц  инстинкта  перелёта. Описывать сезонные  явления  в жизни птиц. Наблюдать за  жизнью  птиц  в различные  сезоны  и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд  в  жизни птиц.

Вопросы п.48 с.227  учебник. Задания  в тетради  с печатной  основой.

Типы  гнёзд.  Деление птиц  на осёдлых, перелётных  и кочующих.

55.

Многообразие  птиц.

Урок обобщения  и систематизации  знаний.

Д.з.п.49.

Экологические  группы  птиц  по  местам  обитания: птицы  лесов. Водоёмов  и их  побережий, открытых  пространств. Экологические  группы птиц  по  типу  питания: растительноядные, насекомоядные. Хищные  и всеядные  птицы.

Называть экологические  группы  птиц. Приводить примеры  птиц  различных  экологических  групп. Определять особенности  строения  птиц  различных  экологических  групп.

Вопросы  с.236  учебника, задания  в тетради  с печатной  основой.

Систематические  группы  птиц.

56.

Значение и охрана  птиц. Происхождение  птиц.

Урок обобщения  и систематизации  знаний.

Д.з.п.50.

Охрана  и привлечение  птиц. Роль птиц  в биогеоценозах  и  в  жизни  человека. Промысловые  птицы, их рациональное использование  и охрана. Домашние  птицы. Важнейшие породы  домашних  птиц, их  использование  человеком.

Перечислять  роль птиц  в природе, жизни  человека. Приводить примеры хозяйственных  групп  и пород  кур. Описывать меры  по  охране  птиц  и приводить  примеры  редких  и охраняемых  птиц.

Вопросы с.240  учебника.

Происхождение  птиц  от древних пресмыкающихся.

Археоптерикс.

57.

Зачёт  № 5.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Тестирование  по  темам «Класс Пресмыкающиеся  и класс  Птицы» (или письменная  проверочная работа  с заданиями, соответствующими  уровню подготовки).

58.

Класс  Млекопитающие,

или Звери – 10  часов.

Внешнее  строение. Среды  жизни  и места обитания.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з. п.51

Признаки  класса  Млекопитающие. Среды  жизни  и места  обитания.  Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной  покров.  Железы  млекопитающих.  

Распознавать  и описывать  внешнее  строение млекопитающих.  Выявлять приспособления  внешнего строения  млекопитающих  к  среде  обитания.

Задания  в тетради  с печатной  основой.

Вопросы п.51.

59.

Внутреннее  строение млекопитающих.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з. п.52

Особенности  внутреннего  строения.  Усложнение  строения  опорно-двигательной  и  нервной  системы.  Усложнение органов  чувств, поведения  по сравнению  с пресмыкающимися.

Знать особенности внутреннего строения  млекопитающих. Узнавать по рисункам системы  внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения.

Вопросы п.52 с.253.

 Задания  в тетради  с  печатной  основой.

Лабораторная  работа № 10 «Строение  скелета  млекопитающих».

60.

Размножение  и развитие  млекопитающих.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.53

Размножение  и развитие, забота  о потомстве. Годовой  жизненный  цикл  и сезонные  явления.

Приводить примеры  заботы  о потомстве. Находить черты  сходства  размножения  млекопитающих  с другими группами  животных. Доказывать преимущества  живорождения и выкармливания  молоком. Объяснять  влияние  на  поведение  сезонных  изменений.

Вопросы с.257 учебника. Задания  в тетради  с печатной  основой.

61.

Происхождение  и многообразие  млекопитающих.

Комбинированный  урок.

Д\з. п.54.

Предки  млекопитающих – древние  пресмыкающиеся. Многообразие  млекопитающих. Яйцекладущие  и настоящие  звери.

Назвать группу   рептилий  от которых  произошли  млекопитающие. Перечислить черты  сходства пресмыкающихся  и млекопитающих.Описывать  строение  и жизнедеятельность  первозверей.

Вопросы с.261  учебника. Задания  в тетради  с печатной  основой.

Утконос  и ехидна.  Сумчатые. Плацентарные. Особенности биологии. Районы  распространения  и разнообразие.

62.

Плацентарные звери: Насекомоядные  и Рукокрылые, Грызуны  и Зайцеобразные.

  Хищные.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.55.

Признаки  отряда. Значение  в природе  и в  жизни  человека. Меры  по  охране  млекопитающих.

Определять принадлежность  млекопитающих  к  определённым  отрядам.  Распознавать  и описывать  представителей  класса  Млекопитающие.  Объяснять роль  в природе  и жизни человека  и меры  по  охране.

Вопросы с.266 учебника.

 Упр.  в  тетради  с  печатной  основой.

Семейства  отряда  хищные.

63.

Отряды: Китообразные, Ластоногие. Парнокопытные, Непарнокопытные. Хоботные

Комбинированный  урок.

Д/з.п.56

Признаки  отряда. Значение  в природе  и  в  жизни  человека. Меры  по  охране  млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих  к определённым  отрядам.  Распознавать  и описывать  представителей  класса  Млекопитающие.  Объяснять  роль  в природе и в  жизни человека  и  меры  по охране.  Выявлять  приспособления  внешнего  строения.

Вопросы с.272  учебника.   Задания  в  тетради  с  печатной  основой.

Миграции.  Цедильный  аппарат.  Хищные  зубы.

Сложный  желудок. Жвачка.

64.

Отряды Приматы.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.57.

Признаки  отряда. Значение  в природе  и  в  жизни  человека.  Сходство  человекообразных обезьян  с  человеком.

Определять принадлежность млекопитающих  к определённым  отрядам.  Распознавать  и описывать  представителей  класса  Млекопитающие. Объяснять родство  человека  с млекопитающими.

Вопросы с.274  учебника.

Упр.   в тетради  с печатной  основой.

Человекообразные  обезьяны.

65.

Экологические  группы  млекопитающих.

Урок  обобщения  и систематизации знаний.

Д\З. п.58.

Среда  обитания: наземная, почвенная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно-древесного  образа жизни.

Перечислять основные экологические  группы  зверей. Распознавать и  описывать  приспособления  к среде обитания  у  млекопитающих  различных  экологических групп. Характеризовать по плану  приспособления млекопитающих.

Вопросы с.277  учебника. Задания  в тетради  с печатной основой.

66.

 Значение  млекопитающих  для  человека.

Урок  обобщения  и систематизации знаний.

Д/з. п.59

Домашние  животные: крупный  рогатый  скот, мелкий рогатый  скот, домашние  свиньи, домашние  лошади. Охотничье-промысловые  звери. Охрана  млекопитающих: заповедники, заказники, зоопарки. Акклиматизация.

Приводить примеры  хозяйственных групп  и пород  млекопитающих. Распознавать и  описывать  домашних  зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры  по охране    и приводить примеры  редких и охраняемых животных. Объяснять роль млекопитающих  в природе  и жизни человека.

Вопросы с.284  учебника. Задания  в тетради  с печатной основой.

67.

Зачёт №6.

Урок  контроля, оценки  и коррекции  знаний  учащихся.

Письменная  проверочная  работа  по теме  «Млекопитающие».

68.

Развитие  животного  мира  на  Земле – 2  часа.

Доказательства  эволюции животного  мира.  Учение Ч.Дарвина  об  эволюции.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Д/з. п.60.

Понятие  об эволюции. Учение Ч.Дарвина.доказательства  эволюции. Многообразие  животных – результат эволюции.

Называть  факторы  эволюции. Приводить доказательства  эволюции  животного  мира.

Вопросы с.290 учебника. Задания  в тетради с печатной  основой

Естественный  отбор и наследственная  изменчивость.

69.

Основные  этапы  развития животного мира  на Земле.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Д/з. п.61.

Основные  этапы развития животного  мира на  Земле: появление многоклеточности, систем органов.  Происхождение  и  эволюция  хордовых. Выход  позвоночных  на  сушу.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления  в строении и функциях  у многоклеточных  в отличие  от одноклеточных организмов. Объяснять  роль  изменений  условий  среды  в эволюции  животных.

Вопросы с.294  учебника. Задания  в тетради  с печатной основой.

70.

Повторение  пройденного  за  год.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Основные  понятия и термины  изученные  в течение  года.

Знать классификацию  животных, особенности их  внешнего  и внутреннего строения, особенности размножения. Называть среды обитания животных.  Уметь отличать одну группу животных  от  другой.

Вопросы  учителя. Письменные  задания.

УМК:  

1)  Константинов В.М. Биология  7  класс: учебник  для учащихся  общеобразовательных  учреждений/ Константинов В.М.,Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М. Вентана – Граф, 2011

2) Суматохин С.В. Биология: 7  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений /  С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.

3) Константинов В.М. Биология. Животные. 7  класс:  методическое  пособие / В.М.Константинов – М. Вентана – Граф, 2010

4  Пономарева И.Н.  и  др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11  классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология. Справочник  школьника  и студента  под  ред. Зигфрида  Брема  и  ИрмтраутаМейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
  • Большая  серия  знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир  книги,2006.
  • Справочник  школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
  • Новейший  полный  справочник  школьника  в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
  • И.Д.Агеева «Весёлая  биология на  уроках».М.:Сфера, 2005.
  • М.В.Оданович. Биология 7-8 классы: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
  • В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели  в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
  • Н.Л.Галеева. Интегрированные  биологические декады. М.: 5 за  знания, 2007 – 96 с.
  • С.Ю. Модестов. Сборник  творческих  задач  по  биологии, экологии  и  ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные  материалы  и факты  по  общей  биологии  в  вопросах  и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.-  174 с.
  • Н.А.Степанчук. Справочник  учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.

для учащихся:

1.Суматохин С.В. Биология: 7  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений /  С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA  -  поддержка курса  «Биология  7  класс».

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
  • Интенсивный  тренинг – курс  по  всем  предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
  • Биология 6-9  кл. Кирилл и  Мефодий, 2003
  • Открытая  биология.
  • Природа  России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...