Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ
______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевкас.Чадаевка
Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________
Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О
«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.
Рабочая программа
Малашиной Марины Николаевны
Биология 7 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____от «___»августа 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7 класса авторов В.М. Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарёвой// Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности и предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В.М. Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2.- м.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, схем, немых рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.Н.Пономарёвой.-М.: Вентана-Граф, 2006.- 224 с.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- основные черты сходства и отличия животных и растений;
- основные виды животных своей местности;
- биологические и экологические особенности животных своей местности;
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- связь строения органов и систем органов с выполняемыми функциями;
- особенности индивидуального и исторического развития животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием;
- определять принадлежность животных к систематическим категориям;
- вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Дополнительные элементы содержания | |
1. | ВВЕДЕНИЕ –5 часов. Зоология - наука о животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з.п.1. | Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Значение животных. Черты сходства и различия животных и растений. | Называть: предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и жизни человека. Приводить примеры животных. | Вопросы п.1. Задание в тетради с печатной основой. | Современная зоология – система наук о животных: морфология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография. | ||
2. | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з.п.2. до пункта «Роль животных в природных сообществах». | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. | Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Давать определение понятию место обитание животного. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану. | Задание в тетради с печатной основой . | Гидробионты. Паразиты. | ||
3. | Классификация животных и основные систематические группы. Урок изучения и первичногозакрепления новых знаний. Д/з. п.3, 5., задание № 5 в рабочей тетради № 1. | Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных. | Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | Задание в тетради с печатной основой. Вопросы п.3,5. | Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость. | ||
4. | Влияние человека на животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.4, п.2 «Роль животных в природных сообществах». | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. | Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. | Задание в тетради с печатной основой. Вопросы п.4, п.2. | |||
5. | Вводный контроль. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Введение» или письменная проверочная работа с заданиями, соответствующими требованию к уровню подготовки. | |||||
6. | ТЕМА 1. «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ» - 3 ЧАСА. Клетка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.6, задание № 3 в тетради №1 с печатной основой. | Клетка- как структурная единица организма. Особенности животных клеток. | Перечислять основные органоиды клеток. Называть роль в клетках основных органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки. Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами. | Задание в тетради с печатной основой. вопросы п.6. | Цитология. | ||
7. | Ткани. Урок изучения и первичногозакрепления новых знаний. Д/з.п.7 | Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. | Давать определение термину ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. | Задание в тетради с печатной основой. | |||
8. | Органы и системы органов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. П.8. | Орган – часть организма. Системы органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. | Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. | Задание в тетради с печатной основой. | |||
9. | ТЕМА 2. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ – 4 ЧАСА. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.9, задание № 3. С.27 в тетради с печатной основой. | Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты. Корненожки. Особенности строения и многообразие. | Определять принадлежность организмов к простейшим. Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амёбы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. | Задание № в тетради с печатной основой. Вопросы п.9. | Раковинные амёбы, радиолярии, фораминиферы. | ||
10. | Класс Жгутиконосцы. Комбинированный урок. Д/з.п.10. | Жгутиконосцы – одноклеточные и колониальные. Особенности строения. Органоиды движения. Среда обитания и условия жизни. Автотрофное и гетеротрофное питание. | Распознавать по рисункам представителей жгутиконосцев. Описывать органоиды эвглены зелёной. Называть условия обитания и способ передвижения. Сравнивать эвглену зелёную с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зелёной. | Вопросы п.10. задание в тетради с печатной основой. | |||
11. | Тип Инфузории. Комбинированный урок. Д/з. п.11. | Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. | Называть функции органоидов инфузории – туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории. Доказывать сложность строения инфузории. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. | Вопросы п.11. задание в тетради с печатной основой. Л/р № 1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки». | Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. | ||
12. | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Урок закрепления и систематизации знаний. Д/з.п.12. | Типы простейших. Роль простейших в природе и жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний: малярия, дизентерия. | Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. Характеризовать типы простейших. Перечислять меры, предупреждающие заболевания, вызванные простейшими. | Задание в тетради с печатной основой. Вопросы п.12. | Жизненный цикл малярийного плазмодия. | ||
13. | ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. – 4 ЧАСА. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з. п.13 до класса гидроидные. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: половое и бесполое. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. | Вопросы п.13. задание тетради с печатной основой. | Жизненные формы кишечнополостных. | ||
14.. | Пресноводная гидра. Комбинированный урок. Д/з.п.13 до конца. | Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение и развитие. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. | Называть образ жизни гидры. Распознавать строение гидры.Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Объяснять процесс регенерации. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории – туфельки. Характеризовать размножение гидры. | Вопросы п.13 Задание в тетради с печатной основой. | Внутриклеточное пищеварение. | ||
15. | Морские кишечнополостные. Урок закрепления и систематизации знаний. Д/з. п.14. | Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостных. | Задание в тетради с печатной основой. | Классы кишечнополостных: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. | ||
16. | Зачёт № 1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||
17. | ТЕМА 4. ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ И КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. – 6 ЧАСОВ. Тип плоские черви. Класс Ресничные черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.15. | Признаки типа Плоские черви: трёхслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение.гермафродиты. Внутреннее оплодотворение. | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви. Называть функции систем внутренних органов. Объяснять поведение белойпланарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными | Задание в тетради с печатной основой. | Кожно – мускульный мешок. | ||
18. | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Комбинированный урок. Д/з п.16. | Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения. | Называть меры защиты от паразитических червей. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. | Задание в тетради с печатной основой. | Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. | ||
19. | Тип Круглые черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д/з.п.17. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | Вопросы п.17 Задания в тетради с печатной основой. | |||
20. | Тип Кольчатые черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.18. | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Перечислять внутренние органы различных систем. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Задания в тетради с печатной основой. | Гидроскелет. Многощетинковые черви. | ||
21. | Многообразие кольчатых червей. Малощетинковые черви. Комбинированный урок. Д/З.п.19. | Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Описывать приспособления для жизни в почве. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Вопросы п.19. задание в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 2 , 3«Внешнее и внутреннее строение дождевого червя» | Пиявки. | ||
22. | Зачёт № 2. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
23. | ТЕМА 5. ТИП МОЛЛЮСКИ. – 4 часа Общая характеристика типа Моллюски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.20. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. | Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения и функций моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Вопросы п.20 | |||
24. | Класс Брюхоногие моллюски. Комбинированный урок. Д/з.п.21. | Многообразие и практическое значение и роль в природе брюхоногих моллюсков. Способы питания и передвижения. Особенности строения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. | Вопросы п.21. задание в тетради с печатной основой | |||
25. | Класс двустворчатые моллюски. Комбинированный урок. Д/з.п.22. | Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие. Роль двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. | Вопросы п.22 задание в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин моллюсков». | Механизм образования жемчуга. | ||
26. | Класс Головоногие моллюски. Комбинированный урок. Д/з п. 23 | Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие. Роль головоногих моллюсков в природе и жизни человека. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. | Вопросы п.23. задание в тетради с печатной основой. | |||
27. | ТЕМА 6. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. – 8 ЧАСОВ. Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з. п. 24 до паукообразных. | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека. | Задание в тетради с печатной основой. | Хитин. Сложные глаза. Мозаичное зрение. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие. | ||
28. | Класс Паукообразные. Клещи. Комбинированный урок. Д/з.п.25 | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие , отсутствие усиков. Органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | Вопросы п.25. задание в тетради с печатной основой. | Паутинные бородавки. Паутина – ловчая сеть. | ||
29. | Класс Насекомые. Внешнее строение. Комбинированный урок. Д/з.п.26 до внутреннего строения.. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела. Три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще – лижущий, колюще – сосущий, фильтрующий, сосущий. | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | Вопросы п.26. задание в тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы № 5 «Внешнее строение насекомого» | Типы ног у насекомых. | ||
30. | Внутреннее строение насекомых. Урок закрепления знаний. Д/з.п.26 до конца. | Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическим веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. | Узнавать системы внутренних органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего строения насекомых. Характеризовать размножение насекомых. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопросы п.26. | |||
31. | Типы развития насекомых Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з.п.27. | Развитие насекомых с полным и неполным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. | Вопросы п.27. задание в тетради с печатной основой | Отряды насекомых с полным и неполным превращением. | ||
32. | Полезные насекомые. Охрана насекомых. Урок закрепления знаний. Д/з.п.28. | Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. | Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Характеризовать меры по охране насекомых. | Вопросы п.28. задание в тетради с печатной основой. | Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. | ||
33. | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний. Урок закрепления знаний. Д/з.п.29. | Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. | Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых – переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых – вредителей и описывать их развитие. | Вопросы п.29. задание в тетради с печатной основой. | |||
34. | Зачёт № 3. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам « Тип Моллюски. Тип Членистоногие», или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям уровню подготовки учащихся. | |||||
35. | ТЕМА 7. ТИП ХОРДОВЫЕ - 32 ЧАСА. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ – 1 ЧАС. Общие признаки Хордовых. Подтип Бесчерепные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.30. | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Вопросы п.30. задание в тетради с печатной основой. | Вторичноротые животные. Описание ланцетника П.С.Палласом.развитие ланцетника. | ||
36. | ТЕМА 8. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ – 5 часов. Подтип черепные. Надкласс рыбы. Комбинированный урок. Д/з.п.31. | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Практическое значение. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выделять особенности строения рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. | Выполнение лабораторной работы № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». Задание в тетради с печатной основой. | Боковая линия. Плавательный пузырь. | ||
37. | Внутреннее строение рыбы. Комбинированный урок. Д/з.п.32. | Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная кровеносная, нервная, выделительная. | Называть отделы, органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Выделять особенности строения рыб. | Вопросы п.32. задание в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» | |||
38. | Особенности размножения рыб. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.33. | Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. Двоякодышащие и Кистепёрые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Саратовской области. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | Вопросы п.23. Упр. в рабочей тетради с печатной основой. | Отряд Лососеобразные, Аквариумные рыбки. | ||
39. | Основные систематические группы рыб. Комбинированный урок. Д/з. п.34. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Двоякодышащие и кистепёрые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространённые виды рыб, обитающие в водоёмах Саратовской области. Перечислить особенности строения кистепёрых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать, что хрящевые рыбы – древняя группа. Выявлять приспособления рыб к разным условиям жизни. | Вопросы на с. 167 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | Классификация надкласса Рыбы. Надклассы Лопастепёрые и Лучепёрые. Двоякодышащие рыбы. | ||
40. | Промысловые рыбы. Их использование. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з. п.35. | Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. | Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновывать приёмы рационального ведения рыболовства. | Вопросы с.177 учебника, задания в тетради с печатной основой. | Гегография рыбного промысла. Схема прудового хозяйства. Рыборазводные заводы и их значение. Аквариумное рыбоводство. | ||
41 | ТЕМА 9. Класс Земноводные - 5 часов. Места обитания и строение земноводных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з. п.36. | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. Распознавать иописывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивать строение земноводных и рыб. | Вопросы п.24. Упр. в тетради с печатной основой. | Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. Оцепенение. | ||
42. | Строение и деятельность внутренних органов. Комбинированный урок. Д.з. п.37 | Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии. | Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описыватьстроение и функции систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. | Задания в тетради с печатной основой | |||
43. | Годовой цикл и происхождение земноводных. Комбинированный урок. Д.з. п.38. | Размножение.внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные. | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям головастика и взрослую особь. Объяснять появление метаморфоза у головастиков. Сравнивать развитие рыб и лягушки. | Вопросы с.184 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Возникновение древних земноводных (ихтиостегид) от древних пресноводных кистепёрых рыб (рипидистий). | ||
44. | Многообразие и значение земноводных. Урок обобщения и систематизации знаний Д.з.п.39. | Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны), Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. | Называть места обитания земноводных и их основные отряды. Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни. Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе. | Вопросы с. 187. Задания в тетради с печатной основой. | Отряд Червяги. | ||
45 | Зачёт № 4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Письменная проверочная работа по темам: « Класс Рыбы. Класс Земноводные». | |||||
46. | Класс Пресмыкающихся, или Рептилии – 4 часа. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Комбинированный урок Д.з. п.40 | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать: что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными. | Вопросы п.40 с.192. Упр. в тетради с печатной основой. | |||
47. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Комбинированный урок. Д/з.п.41. | Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. | Вопросы п.41 | |||
48. | Многообразие пресмыкающихся. Комбинированный урок. Д.з.п.42. | Отряды класса пресмыкающихся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи. Меры первой помощи при укусах ядовитых змей. Неядовитые змеи. | Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса пресмыкающихся. | Вопросы п.42 с.199 задания в тетради с печатной основой. | Отряд Крокодилы. | ||
49. | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з. п.43. | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. | Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять: роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; необходимость охраны пресмыкающихся. | Вопросы п.43 с.203 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | ||
50. | Класс Птицы – 6 часов. Среда обитания и внешнее строение птиц. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.44. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полёту. | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | Выполнение лабораторной работы №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» . | |||
51. | Опорно-двигательная система птиц. Комбинированный урок. Д/з.п.45. | Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полёту: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. . | Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полётом. | Вопросы п.45 Задания в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы». | . | ||
52. | Внутренне строение птиц. Комбинированный урок. Д/з.п.46. | Системы внутренних органов. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ. . | Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность внутренних органов птиц к полёту. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. | Вопросы п.46. упр. в тетради с печатной основой. | |||
53 | Размножение и развитие птиц. Комбинированный урок. Д/з.п.47. | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. | Называть этапы развития яйца и зародыша. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полётом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. | Вопросы п.47. Упр. в тетради с печатной основой. | |||
54. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Урок закрепления знаний. Д.з.п.48. | Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, сезонные миграции. | Называть причины появления у птиц инстинкта перелёта. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. | Вопросы п.48 с.227 учебник. Задания в тетради с печатной основой. | Типы гнёзд. Деление птиц на осёдлых, перелётных и кочующих. | ||
55. | Многообразие птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.п.49. | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов. Водоёмов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные. Хищные и всеядные птицы. | Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. | Вопросы с.236 учебника, задания в тетради с печатной основой. | Систематические группы птиц. | ||
56. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.п.50. | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Перечислять роль птиц в природе, жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. | Вопросы с.240 учебника. | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | ||
57. | Зачёт № 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная проверочная работа с заданиями, соответствующими уровню подготовки). | |||||
58. | Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з. п.51 | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. | Задания в тетради с печатной основой. Вопросы п.51. | |||
59. | Внутреннее строение млекопитающих. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з. п.52 | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | Знать особенности внутреннего строения млекопитающих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения. | Вопросы п.52 с.253. Задания в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих». | |||
60. | Размножение и развитие млекопитающих. Комбинированный урок. Д/з. п.53 | Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства размножения млекопитающих с другими группами животных. Доказывать преимущества живорождения и выкармливания молоком. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. | Вопросы с.257 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | |||
61. | Происхождение и многообразие млекопитающих. Комбинированный урок. Д\з. п.54. | Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. | Назвать группу рептилий от которых произошли млекопитающие. Перечислить черты сходства пресмыкающихся и млекопитающих.Описывать строение и жизнедеятельность первозверей. | Вопросы с.261 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | Утконос и ехидна. Сумчатые. Плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. | ||
62. | Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные. Комбинированный урок. Д/з.п.55. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека и меры по охране. | Вопросы с.266 учебника. Упр. в тетради с печатной основой. | Семейства отряда хищные. | ||
63. | Отряды: Китообразные, Ластоногие. Парнокопытные, Непарнокопытные. Хоботные Комбинированный урок. Д/з.п.56 | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и в жизни человека и меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. | Вопросы с.272 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | Миграции. Цедильный аппарат. Хищные зубы. Сложный желудок. Жвачка. | ||
64. | Отряды Приматы. Комбинированный урок. Д/з. п.57. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими. | Вопросы с.274 учебника. Упр. в тетради с печатной основой. | Человекообразные обезьяны. | ||
65. | Экологические группы млекопитающих. Урок обобщения и систематизации знаний. Д\З. п.58. | Среда обитания: наземная, почвенная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно-древесного образа жизни. | Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих. | Вопросы с.277 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | |||
66. | Значение млекопитающих для человека. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з. п.59 | Домашние животные: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, заказники, зоопарки. Акклиматизация. | Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране и приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека. | Вопросы с.284 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | |||
67. | Зачёт №6. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Письменная проверочная работа по теме «Млекопитающие». | |||||
68. | Развитие животного мира на Земле – 2 часа. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з. п.60. | Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина.доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции. | Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | Вопросы с.290 учебника. Задания в тетради с печатной основой | Естественный отбор и наследственная изменчивость. | ||
69. | Основные этапы развития животного мира на Земле. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з. п.61. | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | Вопросы с.294 учебника. Задания в тетради с печатной основой. | |||
70. | Повторение пройденного за год. Урок обобщения и систематизации знаний. | Основные понятия и термины изученные в течение года. | Знать классификацию животных, особенности их внешнего и внутреннего строения, особенности размножения. Называть среды обитания животных. Уметь отличать одну группу животных от другой. | Вопросы учителя. Письменные задания. |
УМК:
1) Константинов В.М. Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М.,Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М. Вентана – Граф, 2011
2) Суматохин С.В. Биология: 7 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.
3) Константинов В.М. Биология. Животные. 7 класс: методическое пособие / В.М.Константинов – М. Вентана – Граф, 2010
4 Пономарева И.Н. и др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
- Биология. Справочник школьника и студента под ред. Зигфрида Брема и ИрмтраутаМейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
- Большая серия знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир книги,2006.
- Справочник школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
- Новейший полный справочник школьника в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
- И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках».М.:Сфера, 2005.
- М.В.Оданович. Биология 7-8 классы: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
- В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
- Н.Л.Галеева. Интегрированные биологические декады. М.: 5 за знания, 2007 – 96 с.
- С.Ю. Модестов. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.- 174 с.
- Н.А.Степанчук. Справочник учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.
для учащихся:
1.Суматохин С.В. Биология: 7 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология 7 класс».
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Интенсивный тренинг – курс по всем предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
- Биология 6-9 кл. Кирилл и Мефодий, 2003
- Открытая биология.
- Природа России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...