Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ
______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевка с.Чадаевка
Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________
Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О
«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.
Рабочая программа
Малашиной Марины Николаевны
Биология 8 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____от «___»августа 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности.
Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности и предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. Часть 1, 2.- м.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, схем, немых рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана-Граф, 2006.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приёмы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;
- объяснять связь между строением органов и их функциями;
- понимать влияние физического труда и спорта на организм;
- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока Тип урока Домашнее задание. | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Измерители | Элементы дополнительного содержания | ||
1. | Введение (1 час) Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з: введение, п.1 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. | Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием организма. | Вопросы к п.1. Задания в рабочей тетради с печатной основой | Охрана здоровья. Физиологические и клинические гигиенические наблюдения. | |||
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека – 5 часов. Общий обзор организма. Место человека в живой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.: п.2. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать выводы на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Вопросы п.2. Задания в тетради с печатной основой. | ||||
3. | Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность Комбинированный урок. Д/з. п.3. | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Давать определение понятию фермент. Называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, роль ферментов в обмене веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Вопросы п.3. Задания в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | ||||
4. | Ткани животных и человека. Комбинированный урок. Д/з.п.4. | Ткани: эпителиальные, соединительные(костная, хрящевая, жировая, кровь),мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определение понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Использовать знания о методах изучения организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию. | Выполнение лабораторной работы № 2 «Изучение микроскопического строение тканей» и выводы к ней. Вопросы к п.4. Задания в тетради с печатной основой. | Образование тканей. Синапс. Нейроглия. | |||
5. | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Комбинированный урок. Д/з. п.5. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы п.5 Задания в тетради с печатной основой. Практическая работа с.29 учебника. | ||||
6. | Зачёт «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани». Урок контроля и оценки знаний. Д/з.: задания «Проверь себя» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующая требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||
7. | ТЕМА 2. Опорно – двигательная система – 8 часов. Скелет. Строение, состав и соединение костей. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.6. | Опора и движение. Строение и функции ОДС. Строение опорной системы: скелет, кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество,надкостница, костные клетки, костные канальцы. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | Называть: особенности строения скелета человека; функции ОДС. Распознавать на таблицах основные части скелета. | Вопросы п.6 Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». № 4 «Состав костей» | Химический состав костей. Зона роста трубчатых костей. | |||
8. | Скелет головы и скелет туловища. Комбинированный урок. Д/з.п.7. Вопросы. | Строение и функции опорной системы: скелет головы, отделы черепа (мозговой и лицевой), кости черепа. Скелет туловища: позвоночник(отделы позвоночника), грудная клетка. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища. | Задания в рабочей тетради с печатной основой. | ||||
9. | Скелет конечностей. Комбинированный урок. Д/з.п.8 | Строение и функции опорной системы: скелет поясов: плечевого, тазового и свободных конечностей верхней и нижней. Приспособление скелета к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | вопросы п.8. | ||||
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Комбинированный урок. Д/з.п.9. | Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать приобретённые знания и умения для: - соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; - оказание первой помощи при травмах. | Задания в тетради с печатной основой | ||||
11. | Мышцы человека. Работа мышц. Комбинированный урок. Д/з.п.10,11 | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие, скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрыть сущность биологического процесса работы мышц. | Выполнение лабораторной работы № 4 «Выявление статической и динамической работы на утомление мышц». | Фасции. Мышцы – антагонисты. Мышцы-синергисты. Гиподинамия. | |||
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. Комбинированный урок. Д/з.п.12 | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретённые знания и умения для: - проведения наблюдением за состоянием собственного организма; -соблюдение мер профилактики нарушения осанки. | Вопросы п.12. Задания в тетради с печатной основой. | Остеохондроз. Сколиоз. | |||
13. | Развитие опорно-двигательной системы. Комбинированный урок. Д/з.п.13. | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие ОДС: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска-гиподинамия. | Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний ОДС. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задания со свободным ответом. | Тренировочный эффект и способы его достижения. | |||
14. | Зачёт по теме «Опорно-двигательная система» Урок контроля и оценки знаний. Д/з. повторение | тестовая контрольная работа в нескольких вариантах заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся. | ||||||
15. | ТЕМА 3.Кровь и кровообращение – 9 часов. Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Комбинированный урок. Д/з.п.14. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свёртывание крови. | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма: составляющие крови, составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе их сравнения. | Выполнение лабораторной работы№5 «Изучение микроскопического строения крови». | Гомеостаз. | |||
16. | Иммунитет. Комбинированный урок. Д/з. п.15. | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Задания в тетради с печатной основой. | Аллергия. | |||
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. Комбинированный урок. Д/з.п.16, задания после п.16. | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови. Резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови. | Вопросы п.19. Задания в тетради с печатной основой. | Белки эритроцитов А,В, антитела. | |||
18. | Строение и работа сердца. Комбинированный урок. Д/з.п.17. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение(предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. | Называть: особенности строения организма человека – органы кровеносной системы; особенности строения сердца. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Вопросы п.17. Задания в тетради с печатной основой. | ||||
19. | Круги кровообращения. Комбинированный урок. Д/з.п.17 | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. | Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Характеризовать: сущность биологического процесса – транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения. | Вопросы перед и после п.21. задания рабочей тетради № 83,84. | Верхняя и нижняя полые вены. | |||
20. | Движение лимфы. Комбинированный урок. Д/з.п.18 | Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть: особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем, признаки кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы.характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ; сущность лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | Вопросы п.18 Задания в тетради с печатной основой. | Кармановидные клапаны. | |||
21. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Комбинированный урок. Д/з. п.19,20 | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Выполнение практической работы № 1 «Измерение кровяного давления». Выполнение практической работы № 2 «Подсчёт пульса в покое и при физической нагрузке». | Приборы для измерения артериального давления крови. Симпатический и блуждающий нервы. Гормоны, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин. | |||
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Комбинированный урок. Д/з.п.21 | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение(гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска. Виды кровотечений. Приемы оказания ПМП при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье. Использовать приобретённые знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказание первой помощи при травмах и повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Выполнение практической работы № 3 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». Вопросы после п.21. | Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. | |||
23. | Зачёт по темам «Кровь. Кровообращение». Урок контроля и оценки знаний. Д/з. повторение. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся. | ||||||
24. | ТЕМА ;. Дыхательная система – 5 часов. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.23. | Дыхание. Система органов дыхания и её роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи. Лёгкие (пристеночная и лёгочная плевры, плевральная полость, бронхиальное дерево, альвеолы). | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Вопросы после п.23. Задания в тетради с печатной основой. | Миндалины. | |||
25. | Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Комбинированный урок. Д/з.п.24, 25, 26. | Система органов дыхания. Обмен газов в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. | Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Выполнение лабораторной работы № 6,7 «Определение частоты дыхания». Вопросы после п.24,25,26.. | Альвеолярный воздух. Грудная полость. Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. Диффузия. | |||
26. | Гигиена дыхания. Комбинированный урок. Д/з. п.27. | Заболевания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | Вопросы п.27. задание в рабочей тетради | Жизненная ёмкость лёгких. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | |||
27. | Первая помощь при поражении органов дыхания. Комбинированный урок. Д/з.п.28 | Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Называть приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание в рабочей тетради.. Вопросы п.28. | Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | |||
28. | Зачёт по теме «Дыхание». Урок контроля и оценки знаний. Д/з.повторение. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся. | ||||||
29. | Тема 5. Пищеварение – 7 часов Значение и состав пищи. Комбинированный урок. Д/з.п.29. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | Вопросы к п.29. Задания в рабочей тетради | Аминокислоты. Глицерин. Жирные кислоты. Глюкоза. | |||
30. | Органы пищеварения. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з. п.30. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | Вопросы п.30 задания в тетради с печатной основой. | ||||
31. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Комбинированный урок. Д/з.п.31,32 до пищеварения в желудке. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять опыты. | Выполнение лабораторной работы № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» и выводы к ней. Задание в рабочей тетради | Форма и функции зубов: зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. | |||
32. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Комбинированный урок. Д/з.п.32,34 | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Выполнение лабораторной работы № и7 «Изучение действия желудочного сока на белки» и выводы к ней. Рабочая тетрадь, | ||||
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Комбинированный урок. Д/з. п.33,34 | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в 12-пёрстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | Вопросы п.33, 34 задания в рабочей тетради | ||||
34. | Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. Комбинированный урок. Д/з.п.35. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек; оказание ПМП при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведение наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения тестовой контрольной работы. | Выполнение практической работы № 4 «Измерение массы и роста своего организма». Задания в рабочей тетради. | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Режим питания. | |||
35. | Контроль знаний по теме «Пищеварение» Урок контроля и оценки знаний. Д/з. повторение | Задания проверь себя на стр. 145-146 учебника. Тестирование. | ||||||
36. | Тема 6. Обмен веществ и энергии – 3 часа. Обменные процессы в организме. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.36. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена веществ и превращение энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. | Вопросы п.36. задания в рабочей тетради. | Микроэлементы. Макроэлементы. | |||
37. | Обмен белков, жиров и углеводов. Нормы питания. Комбинированный урок. Д/з.п.37 | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена веществ и превращение энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | Выполнение практической работы № 5 «Определение норм рационального питания». Задания в рабочей тетради. | Энергозатраты организма. Энергетическая ёмкость пищевых продуктов. | |||
38. | Витамины. Комбинированный урок. Д/з. п.38. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гиперавитаминозы А,В1,С,D. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекциооных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | Вопросы. П.38. задания в тетради с печатной основой. | Водорастворимые и жирорастворимые витамины. | |||
39. | Выделение – 2 часа. Строение и работа почек. Комбинированный урок. Д/з.п.39. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Вопросы п.39. задания в тетради с печатной основой | Роль различных систем в удалении ненужных, вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. | |||
40. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Комбинированный урок. Д/з.п.40 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска – переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Находить в тексте учебника биологическую информацию для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Вопросы п.40. Задания в тетради с печатной основой. | Значение воды и минеральных солей для организма. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды. | |||
41. | Тема 8. Кожа – 4 часа. Кожа. Значение и строение кожи. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з.п.41. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Вопросы п.41. задания в рабочей тетради | ||||
42. | Роль кожи в теплорегуляции. Комбинированный урок. Д/з.п.42 | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | Вопросы п.42. | ||||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Комбинированный урок. Д/з.п.43 | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины. | Использовать приобретённые знания для: соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | Вопросы п.43 задания в тетради с печатной основой. | Закаливание. | |||
44. | Контроль знаний по темам: «Обмен веществ. Выделение. Кожа». Урок контроля и оценки знаний. Д/з. повторение. | Письменная проверочная работа. | ||||||
45. | Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА -_2 часа. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Комбинированный урок. Д/з.п.44. | Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строении и функции. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Вопросы п.44. задания в рабочей тетради | ||||
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Комбинированный урок. Д/з.п.45 | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией - карликовость) и гиперфункцией –гигантизм). Гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отёк). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. | Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Вопросы п.45.задания в рабочей тетради | ||||
47. | Тема 10. Нервная система человека – 5 часов. Значение и строение нервной системы. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з. 46 | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | Давать определение понятию рефлекс. Называть особенности строения нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Вопросы п.46. Задания в тетради с печатной основой. | ||||
48. | Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. Комбинированный урок. Д/з.п.47,48. | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Нейрогуморальная регуляция, взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть отделы нервной системы, их функции, подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Вопросы п.47, 48 задания в рабочей тетради. | Блуждающий нерв. | |||
49. | Строение и функции спинного мозга. Комбинированный урок. Д/з. п.49. | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | Вопросы п.49. задания в тетради с печатной основой. | ||||
50. | Отделы головного мозга, их значение. Комбинированный урок. Д/з.п.50. | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | Вопросы п.50 Выполнение лабораторной работы № 8 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)». | Желудочки мозга. Старая и новая кора. | |||
51. | Контроль знаний по темам: «Эндокринная система и нервная система». урок контроля и оценки знаний. Д/з повторение. | Тестирование по темам. | ||||||
52. | ОРГАНЫ ЧУВСТВ И АНАЛИЗАТОРЫ – 5 часов. Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Комбинированный урок. Д/з.п.51,55.. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | Вопросы п.51, 55 . Задание в тетради с печатной основой. | Органы равновесия, кожно-мышечного чувства. | |||
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. Комбинированный урок. Д/з.п.52. | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | Вопросы п.52. выполнение лабораторной работы № 9 «Изучение изменения размера зрачка». | Иллюзии и их коррекция. | |||
54. | Заболевания и повреждения глаз. Комбинированный урок. Д/з.п.53. | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактики вредных привычек. | Вопросы п.503адание в рабочей тетради | Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. | |||
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Комбинированный урок. Д/з.п.54 | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо, как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах составные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Вопросы п.54. задания в тетради с печатной основой. | Стереофоническое звучание. Тугоухость. | |||
56. | Зачёт « Органы чувств. Анализаторы». Урок контроля и оценки знаний. Д/з.повторение. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||
57. | ТЕМА 12. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА. – 6 часов. Закономерности работы головного мозга. Комбинированный урок. Д/з.п.56,57.. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда. | Вопросы п.56,57. | Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина, их роль в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Работы И.П.Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения-торможения. А.А.Ухтомский. открытие явления доминанты. | |||
58. | Врождённые и приобретённые программы поведения. Комбинированный урок. Д/з.п.58. | Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Давать определение понятиям: безусловные и условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха. | Вопросы п.58. Задания в тетради с печатной основой. | Этология. Эмоции. | |||
59. | Биологические ритмы. Сон и его значение. Комбинированный урок. Д/з.п.59. | Биологические ритмы. Сон, фазы сна, бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха; проведение наблюдений за состоянием собственного организма. | Вопросы п.59.Задание в тетради с печатной основой. | Сновидения. | |||
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Комбинированный урок. Д/з.п.60. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приёмы запоминания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | Вопросы п.60Ззадание в тетради с печатной основой. | Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. | |||
61. | Воля и эмоции. Внимание. Комбинированный урок. Д/з.п.61. | Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | Вопросы п.61.задание в рабочей тетради | Качество воли. | |||
62. | Динамика работоспособности. Режим дня. Комбинированный урок. Д/з. п.62. | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | вопросы п.62. Задания в тетради с печатной основой. | ||||
63. | Тема 13.. Индивидуальное развитие организма – 5 часов + 1 час на обобщение. Половая система человека. Комбинированный урок. Д/з.п.63. | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности | Давать определение понятию – размножение. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Вопросы п.63. Задания в тетради. | Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. | |||
64. | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Комбинированный урок. Д/з.п.64. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД,сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ – инфекция и её профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | Вопросы п.64.задания в рабочей тетради . Сообщения учащихся. | ||||
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Комбинированный урок. Д/з.п.65 | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции, вредных привычек (курения, наркомания, алкоголизм). | Вопросы п.65 Задания в тетради с печатной основой. | Календарный, биологический и социальный возраст человека. | |||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа. Д/з.п.66. | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Выполнение практической работы № 6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | ||||
67. | Личность и её особенности. Комплексное использование ЗУН. Д/з.с. п.67. Практическая работа. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха; соблюдение правил поведения в окружающей среде. | Вопросы п.67 задания в рабочей тетради | ||||
68. | Контроль знаний по курсу «Человек» Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
УМК:
1) Драгомилов А.Г. Биология 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2011
2) Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2013.
3) Драгомилов А.Г. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие / А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2011
4) Пономарева И.Н. и др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
- Биология. Справочник школьника и студента под ред. Зигфрида Брема и Ирмтраута Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
- Большая серия знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир книги,2006.
- Справочник школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
- Новейший полный справочник школьника в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
- И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках».М.:Сфера, 2005.
- Е.А.Резанова, И.П.Антонов. А.А.Резанов. Биология в таблицах, рисунках, схемах. М.: Издат – школа -2000, 208 с.
- А.В.Пименов,И.Н.Пименова. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов – 1997. 248 с.
- Человек и его здоровье. Пособие для поступающих в ВУЗ. Составители: К.А.Кузьмина, С.И.Белянина и др. Саратов. Саратовский медицинский университет. 2010.
- М.В.Оданович. Биология 7-8 классы: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
- В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
- Н.Л.Галеева. Интегрированные биологические декады. М.: 5 за знания, 2007 – 96 с.
- С.Ю. Модестов. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.- 174 с.
- Н.А.Степанчук. Справочник учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.
для учащихся:
1. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2013.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология 8 класс»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Интенсивный тренинг – курс по всем предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
- Биология 6-9 кл. Кирилл и Мефодий, 2003
- Открытая биология.
- Биология.Анатомия и физиология человека. «Просвещение», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...