Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Малашина Марина Николаевна

Биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_kl_rab.progr_.docx71.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                      «Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель   ШМО – ООШ                                                            заместитель  директора  по  УВР                                                     руководитель МБОУ-ООШ

 ______________    _______                                                              МБОУ-ООШ с.Чадаевка                                                                          с.Чадаевка

Ф.И.О                         (подпись)                                                          _____________               ________                                                    __________________

Протокол  № ___ от ____сентября  2014г.                                     Ф.И.О                              (подпись)                                                                          Ф.И.О                                

                                                                                                               «___»сентября 2014г.                                                         Приказ №___от__ сентября 2014г.

                                                                                                          Рабочая  программа  

                                                                                                     

                                                                                             Малашиной  Марины Николаевны

                                                                                                             Биология  8 класс

                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                     Рассмотрено  на  заседании

                                                                                                                                                                                                                     Педагогического  Совета

                                                                                                                                                                                                  Протокол №____от «___»августа  2014г.      

Пояснительная   записка.

Рабочая  программа составлена  с  учётом  Федерального  Государственного  стандарта, Примерной  программы  основного  общего  образования  по  биологии  и Программы  курса «Человек  и его  здоровье» для  8  класса  «Человек»  авторов  А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша,  Биология  в  основной  школе: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с., отражающей  содержание  Примерной  программы  с дополнениями, не  превышающими  требования  к  уровню  подготовки  обучающихся.

Согласно  действующему Базисному  учебному  плану  рабочая  программа  для  7  класса  предусматривает  обучение  биологии  в объёме 2  часа  в неделю.

В  рабочей  программе  нашли отражение  цели  и задачи  изучения  биологии на  ступени  основного  общего  образования, изложенные  в пояснительной  записке  к  Примерной  программе  по  биологии.  В ней  также  заложены  возможности  предусмотренного  стандартом  формирования у  обучающихся  общеучебных  умений  и навыков, универсальных  способов  деятельности  и ключевых  компетенций.

Рабочая  программа  для 8  класса предусматривает изучение материала  в  следующей последовательности. На  первых  уроках  раскрывается  биосоциальная  природа  человека, определяется  место  человека  в природе,  раскрываются  предмет  и методы  анатомии, физиологии  и гигиены, приводится  знакомство  с разноуровневой  организацией  организма  человека.  На последующих  уроках  даётся  обзор  основных  систем  органов, вводятся  сведения об обмене  веществ, нервной и гуморальной  системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается  индивидуальное  развитие  человека, наследственные и приобретённые  качества  личности.

Принцип  отбора основного и дополнительного  содержания  связаны  с преемственностью  целей  образования на различных  ступенях  и уровнях  обучения, логикой  внутрипредметных  связей, а также  с возрастными особенностями развития  учащихся.

Результаты  обучения приведены  в графе «Требования  к уровню подготовки обучающихся», которые  сформулированы  в деятельностной  форме  и полностью  соответствуют  стандарту. Представленная  в рабочей  программе  последовательность требований  к  каждому  уроку  соответствует  усложнению  проверяемых  видов  деятельности.

Для  приобретения  практических  навыков  и повышения  уровня  знаний  в рабочую программу  включены  лабораторные  работы, предусмотренные  Примерной  программой. Нумерация  лабораторных  работ  дана  в соответствии  с  их  расположением  в перечне  лабораторных  работ, представленном  в Примерной  программе.  Все  лабораторные  работы  являются этапами  комбинированных  уроков  и могут оцениваться  по  усмотрению  учителя.

Система  уроков  сориентирована  не  столько на передачу «готовых  знаний», сколько на  формирование  активной  личности, мотивированной  к  самообразованию, обладающей  достаточными навыками  и психологическими  установками  к самостоятельному  поиску, отбору, анализу  и использованию  информации.

Особое  внимание  уделяется  познавательной  активности  учащихся, их  мотивированности  к самостоятельной учебной  работе. В связи  с этим  при организации  учебно-познавательной  деятельности  и  предполагается  работа  с тетрадью  с печатной основой.

А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек. Рабочая  тетрадь. 8  класс. Часть 1, 2.- м.: Вентана-Граф, 2006.

В  тетрадь  включены  вопросы  и задания, в том  числе  в  форме  лабораторных  работ, познавательных  задач, схем, немых  рисунков. Работа  с рисунками  позволит  диагностировать  сформированность   умения  узнавать биологические  объекты, а  также  их органы  и другие  структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу  урока. Познавательные  задачи, требующие  от  ученика  размышлений  или  отработки  навыков  сравнения, сопоставления, выполняются  в качестве  домашнего  задания.  

Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология: Человек: учебник для  учащихся 8 класса  общеобразовательных  учреждений. -М.: Вентана-Граф, 2006.

Основные  требования  к  знаниям  и  умениям  учащихся  8  класса.

Учащиеся  должны  знать:

- систематическое   положение  человека  и его  происхождение;

- особенности  строения  и функции  основных  тканей, органов, систем  органов, их нервную и  гуморальную  регуляцию;

- о  значении  внутренней  среды  организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене  веществ;

- особенности индивидуального  развития  организма  человека;

- об  отрицательном  воздействии  на организм  вредных  привычек;

- приёмы  оказания первой  доврачебной  помощи  при  несчастных  случаях;

- правила гигиены, сохраняющие  здоровье  человека;

- факторы, разрушающие  здоровье  человека;

- этические нормы  межличностных  отношений.

Учащиеся  должны  уметь:

- распознавать  органы  и  их топографию, системы органов;

-  объяснять  связь между  строением  органов  и  их  функциями;

- понимать влияние  физического  труда и  спорта на  организм;

-  выявлять  причины  нарушения  осанки  и развития  плоскостопия;

- объяснять отрицательное  воздействие  вредных  привычек  на организм  человека;

- оказывать первую  помощь  при несчастных  случаях;

- соблюдать  правила  личной  и общественной  гигиены;

- пользоваться  микроскопом, проводить  самонаблюдения, ставить  простейшие  опыты;

- работать  с  учебником: с текстом, рисунками, аппаратом  ориентировки,  аппаратом  организации  усвоения  материала.

  Календарно – тематическое  планирование.

п/п

Тема  урока

Тип  урока

Домашнее  задание.

Дата

Элементы  содержания

Требования   к уровню  подготовки  учащихся

Измерители

Элементы  дополнительного  содержания

1.

   Введение (1 час)

Биологическая  и  социальная  природа  человека. Науки об  организме  человека.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з: введение, п.1

Биологическая  природа  и  социальная сущность  человека. Природная  среда, социальная  среда, биосоциальная  природа  человека. Науки  о  человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Называть методы  изучения организма  человека, их  значение  и  использование  в  собственной  жизни.

Объяснять  роль  биологии  в  практической  деятельности  людей  и  самого  ученика.

Использовать  знания  о  методах  изучения  организма  в  собственной  жизни для  проведения  наблюдений  за  состоянием  организма.

Вопросы к п.1.

Задания  в рабочей  тетради  с  печатной  основой

Охрана  здоровья.

Физиологические  и  клинические  гигиенические  наблюдения.

2.

Тема 1. Общий  обзор организма  человека – 5 часов.

Общий  обзор  организма. Место  человека  в живой  природе.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.: п.2.

Место  и роль  человека  в системе  органического  мира, его  сходство  с животными  и отличие  от них.

Сравнивать  человека  с представителями  класса  Млекопитающие  и отряда  Приматы  и делать выводы на  основе  сравнения. Определять принадлежность  биологического  объекта «Человек разумный» к  классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать  особенности строения  человека, обусловленные прямохождением  и трудовой  деятельностью.

Вопросы п.2. Задания  в тетради  с печатной  основой.

3.

Клетка, её  строение, химический  состав, жизнедеятельность

Комбинированный  урок.

Д/з. п.3.

Клеточное  строение  организма  человека. Строение  и  процессы  жизнедеятельности  организма (обмен  веществ, биосинтез, биологическое  окисление), их  значение. Рост  и развитие, возбудимость. Роль  ферментов  в  обмене  веществ  клетки.

Давать  определение  понятию  фермент.

Называть: органоиды  клетки, процессы  жизнедеятельности  клетки, роль  ферментов  в  обмене  веществ. Распознавать на  таблицах и  описывать основные  органоиды  клетки. Сравнивать  клетки  растений, животных  и  человека. Характеризовать  сущность процессов  обмена  веществ, роста, возбудимости, деления  клетки.

Вопросы п.3.

Задания  в тетради  с печатной основой.

Лабораторная  работа № 1 «Действие фермента  каталазы на  пероксид водорода»

4.

Ткани  животных  и  человека.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.4.

Ткани: эпителиальные, соединительные(костная, хрящевая, жировая, кровь),мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное  вещество.

Давать  определение понятию: ткань. Изучать  микроскопическое  строение  тканей. Рассматривать  готовые  микропрепараты  и описывать  ткани  человека. Называть  основные группы  тканей  человека. Сравнивать  ткани  человека  и  делать выводы на  основе  их  сравнения. Использовать  знания о  методах изучения  организма.

Находить  в тексте  учебника  биологическую  информацию.

Выполнение  лабораторной  работы № 2 «Изучение  микроскопического  строение  тканей» и выводы  к  ней.

Вопросы к п.4.

Задания  в  тетради  с печатной  основой.

Образование  тканей. Синапс. Нейроглия.

5.

Органы, системы  органов, организм. Нервная  и гуморальная  регуляция.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.5.

Строение  и процессы  жизнедеятельности  организма  человека. Рефлекторный  характер  деятельности  нервной  системы. Рефлекс, рефлекторная  дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны.  Рецепторы. Нервная  регуляция. Гормоны. Гуморальная  регуляция. Органы. Системы  органов.

Давать  определения  понятиям: ткань, орган, система  органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная  дуга. Называть органы  и системы  органов  человека. Распознавать на  таблицах  и описывать органы  и системы органов. Характеризовать сущность  регуляции  жизнедеятельности  организма.

Вопросы п.5

Задания  в тетради с печатной  основой.

Практическая работа с.29 учебника.

6.

Зачёт «Общий  обзор  организма  человека. Клеточное  строение  организма. Ткани».

Урок  контроля  и оценки  знаний.

Д/з.: задания «Проверь себя»

Тестовая  контрольная  работа  в  нескольких  вариантах  из  заданий  разного  вида, соответствующая  требованиям  к  уровню  подготовки  обучающихся.

7.

 ТЕМА 2. Опорно – двигательная  система – 8 часов.

Скелет. Строение, состав  и  соединение  костей.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.6.

Опора  и движение. Строение  и  функции ОДС. Строение  опорной  системы: скелет, кости, хрящи, связки. Строение  кости: компактное  вещество, губчатое  вещество,надкостница, костные  клетки, костные  канальцы.  Соединения  костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение  сустава: суставная головка,  суставная впадина, связки, суставной  хрящ, суставная  сумка, суставная жидкость.

Называть: особенности  строения  скелета  человека; функции ОДС.

Распознавать на  таблицах  основные  части скелета.

Вопросы п.6

Лабораторная работа № 3 «Строение  костной  ткани».

№ 4 «Состав  костей»

Химический  состав  костей. Зона  роста  трубчатых  костей.

8.

Скелет  головы и скелет  туловища.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.7. Вопросы.

Строение  и  функции  опорной  системы: скелет  головы, отделы  черепа (мозговой и лицевой), кости  черепа. Скелет  туловища: позвоночник(отделы  позвоночника), грудная  клетка. Приспособление  скелета  человека  к  прямохождению  и  трудовой  деятельности. Особенности скелета, связанные с  развитием  мозга  и речи.

Называть  особенности  строения  скелета  головы  и  туловища  человека.

Распознавать на таблицах   основные части  скелета  головы  и туловища.

Задания  в  рабочей  тетради  с печатной  основой.

9.

Скелет  конечностей.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.8

Строение  и  функции  опорной  системы:  скелет  поясов: плечевого, тазового  и  свободных конечностей  верхней  и  нижней.

Приспособление  скелета  к прямохождению  и  трудовой  деятельности.

Называть особенности  строения  скелета  поясов и свободных  конечностей  человека.

Распознавать  на  таблицах  основные  части  скелета  поясов  и свободных  конечностей  человека.

Характеризовать  особенности  строения  человека, обусловленные  прямохождением  и  трудовой  деятельностью. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  скелета.

вопросы п.8.

10.

Первая  помощь  при  растяжении  связок, вывихах  суставов  и переломах  костей.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.9.

Профилактика  травматизма. Приёмы  оказания  первой помощи  при  травмах  опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать   приобретённые  знания  и  умения  для:

- соблюдения  мер  профилактики  травматизма, нарушения осанки;

- оказание  первой  помощи  при  травмах.

Задания  в тетради  с печатной  основой

11.

Мышцы  человека. Работа  мышц.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.10,11

Строение  двигательной  системы. Обзор  основных  мышц  человека: гладкие, скелетные  мышцы, жевательные  и  мимические  мышцы головы. Мышцы  туловища  и конечностей. Дыхательные  мышцы. Сухожилия. Функции  двигательной системы. Динамическая  и  статическая работа  мышц. Регуляция  мышечных  движений.

Распознавать на таблицах  основные  группы мышц  человека.

Раскрыть  сущность  биологического  процесса  работы  мышц.

Выполнение  лабораторной  работы № 4 «Выявление  статической  и динамической  работы  на утомление  мышц».

Фасции. Мышцы – антагонисты. Мышцы-синергисты. Гиподинамия.

12.

Нарушение  осанки  и  плоскостопие.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.12

Осанка. Признаки  хорошей осанки. Нарушение  правильной осанки. Плоскостопие. Предупреждение  плоскостопия  и искривления  позвоночника.

Использовать приобретённые  знания  и  умения  для:

- проведения  наблюдением за  состоянием  собственного организма;

-соблюдение  мер  профилактики  нарушения  осанки.

Вопросы п.12.

Задания  в   тетради с печатной  основой.

Остеохондроз. Сколиоз.

13.

Развитие  опорно-двигательной  системы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.13.

Укрепление  здоровья:    двигательная  активность. Соблюдение правил  здорового  образа  жизни. Развитие ОДС: роль  зарядки, уроков физкультуры  и  спорта  в  развитии  организма. Факторы  риска-гиподинамия.

Использовать  приобретённые  знания  для  профилактики  заболеваний ОДС. Находить  в  тексте  учебника  биологическую  информацию, необходимую  для выполнения  заданий  тестовой  контрольной  работы.

Задания  со свободным  ответом.

Тренировочный  эффект  и способы  его  достижения.

14.

Зачёт  по  теме  «Опорно-двигательная  система»

Урок  контроля  и оценки знаний.

Д/з. повторение

тестовая  контрольная  работа  в нескольких  вариантах  заданий  разного  вида, соответствующих  требованиям  к  уровню  подготовки учащихся.

15.

 ТЕМА 3.Кровь  и кровообращение – 9 часов.

Внутренняя  среда. Значение  крови  и её  состав.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.14.

Внутренняя  среда организма: кровь, тканевая  жидкость  и  лимфа. Значение  постоянства  внутренней  среды  организма. Кровь, её  функции. Плазма  крови,  клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свёртывание  крови.

Называть признаки биологических  объектов: составляющие  внутренней  среды организма: составляющие  крови, составляющие  плазмы.  Характеризовать  сущность  биологического  процесса свёртывания  крови.  Рассматривать 

 готовые микропрепараты крови  

человека и лягушки. Сравнивать   кровь  человека и  лягушки, делать  выводы  на  основе  их сравнения.

Выполнение  лабораторной  работы№5 «Изучение микроскопического строения  крови».

Гомеостаз.

16.

Иммунитет.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.15.

Иммунитет. Иммунная  система  человека (костный мозг, тимус, лимфатические  узлы, селезёнка, лимфоидная  ткань). Антигены  и антитела. Иммунная  реакция. Клеточный и гуморальный  иммунитет. Работы  Л.Пастера, И.И.Мечникова. вакцинация. Лечебные  сыворотки. Классификация  иммунитета.

Давать  определение понятию  иммунитет. Называть  виды  иммунитета.

Объяснять проявление  иммунитета  у  человека. Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  СПИДа, инфекционных  и простудных  заболеваний.

Задания  в  тетради  с печатной основой.

Аллергия.

17.

Тканевая  совместимость  и  переливание  крови.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.16, задания  после п.16.

Группы  крови. Переливание крови. Групповая  совместимость  крови, групповая  совместимость  тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма  человека, его  строения  и  жизнедеятельности: свою  группу  крови. Резус-фактор. Анализировать  и оценивать  факторы риска  для здоровья.

Находить  в различных  источниках  биологическую  информацию  по  проблеме  пересадки органов  и тканей, использовании  донорской  крови.

Вопросы  

п.19.

Задания  в тетради  с печатной  основой.

Белки  эритроцитов А,В, антитела.

18.

Строение  и работа  сердца.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.17.

Кровеносная  система. Сердце  и  кровеносные  сосуды. Строение(предсердия, желудочки, створчатые  и  полулунные  клапаны) и  функции  сердца (фазы  сердечной  деятельности).нейрогуморальная  регуляция  работы  сердца. Автоматизм сердечной  мышцы.

Называть: особенности  строения  организма  человека – органы  кровеносной  системы; особенности  строения  сердца. Распознавать  и описывать  на  таблицах: систему  органов  кровообращения;  органы  кровеносной  системы.  Описывать  сущность  биологического  процесса: работу  сердца. Характеризовать  сущность  автоматизма  сердечной  мышцы. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  сердца.

Вопросы п.17. Задания  в   тетради  с печатной  основой.

19.

Круги  кровообращения.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.17

Транспорт  веществ. Кровеносные  сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение  кровообращения.  Большой  и малый  круги  кровообращения.

Давать  определения  понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть  признаки  биологических объектов – кровеносных  сосудов. Распознавать  и описывать  на  таблицах: систему  органов  кровообращения; органы  кровеносной  системы.  Характеризовать: сущность  биологического  процесса – транспорта  веществ;  сущность  большого  и малого  кругов  кровообращения.

Вопросы  перед  и  после п.21. задания  рабочей  тетради № 83,84.

Верхняя  и нижняя  полые  вены.

20.

Движение  лимфы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.18

 Лимфатическая  система. Лимфа, лимфатические  капилляры, лимфатические  сосуды, грудной  проток, лимфатические  узлы. Отток  лимфы. Функции  лимфоузлов. Значение  лимфообращения. Связь  кровеносной  и лимфатической  систем.

Давать  определения  понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть: особенности строения организма человека – органы  кровеносной  и лимфатической  систем, признаки  кровеносных  сосудов.  Распознавать  и  описывать  на  таблицах:  систему  органов  кровообращения; органы  кровеносной  системы;  систему  лимфообращения;  органы лимфатической  системы.характеризовать  сущность  биологического процесса – транспорта  веществ; сущность  лимфообращения.  Устанавливать  взаимосвязь  между  кровеносной  и лимфатической  системой.

Вопросы п.18

Задания  в тетради  с печатной  основой.

Кармановидные  клапаны.

21.

Движение  крови  по  сосудам. Регуляция  работы  сердца  и кровеносных сосудов.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.19,20

Кровеносная  система. Причины  движения  крови  по  сосудам. Давление  крови на  стенки сосудов. Измерение  артериального  давления. Артериальное  давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота  сердечных  сокращений. Перераспределение крови  в  организме. Нейрогуморальная  регуляция  работы  сосудов. Автоматизм  сердечной  мышцы. Гуморальная регуляция.

Характеризовать  сущность биологических процессов:  движение  крови по сосудам; регуляция  жизнедеятельности организма.  Использовать  приобретённые  знания  для  проведения наблюдений  за  состоянием  собственного  организма.

Выполнение  практической  работы № 1 «Измерение  кровяного  давления».  Выполнение  практической  работы № 2 «Подсчёт  пульса  в  покое  и при  физической  нагрузке».

Приборы  для  измерения  артериального  давления крови.

Симпатический  и  блуждающий  нервы. Гормоны, регулирующие  работу сердца: адреналин, ацетилхолин.

22.

Предупреждение заболеваний  сердца и сосудов. Первая  помощь  при  кровотечениях.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.21

Сердечно-сосудистые  заболевания, причины  и предупреждение(гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс.  Частота  сердечных  сокращений. Функциональная  проба. Культура  отношения  к собственному  здоровью  и здоровью окружающих. Соблюдение  санитарно-гигиенических норм  и правил  здорового  образа  жизни. Вредные привычки, их влияние  на  состояние  здоровья.  Факторы  риска.  Виды  кровотечений. Приемы  оказания  ПМП  при  кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая  повязка.

Анализировать  и оценивать  факторы  риска, влияющие  на  здоровье. Использовать приобретённые  знания  для:  проведения  наблюдений  за  состоянием  собственного  организма; профилактики вредных  привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказание  первой  помощи  при  травмах  и повреждениях  сосудов). Находить  в  тексте  учебника  биологическую  информацию  необходимую  для  выполнения  заданий  тестовой  контрольной  работы.

Выполнение  практической  работы № 3 «Изучение  приёмов  остановки капиллярного, венозного, артериального  кровотечений».

Вопросы  после п.21.

Тренированное  и нетренированное  сердце.  Тренировочный  эффект.  

23.

Зачёт  по  темам «Кровь. Кровообращение».

Урок  контроля  и оценки  знаний.

Д/з.  повторение.

Тестовая  контрольная работа  в нескольких  вариантах  из  заданий  разного  вида, соответствующих  требованиям  к  уровню  подготовки  учащихся.

24.

 ТЕМА ;. Дыхательная  система – 5 часов.

Значение дыхания. Органы  дыхания.  Строение  лёгких.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.23.

Дыхание. Система  органов  дыхания  и  её  роль  в  обмене  веществ. Связь  с  кровеносной  системой. Верхние  дыхательные  пути. Гортань – орган  голосообразования. Трахея, главные  бронхи. Лёгкие (пристеночная  и лёгочная  плевры, плевральная  полость, бронхиальное  дерево, альвеолы).

Называть особенности  

строения  организма  человека – органы  дыхательной  системы. Распознавать  и описывать  на  таблицах  основные  органы  дыхательной  системы  человека. Характеризовать  сущность биологического  процесса  дыхания. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  органов  дыхания.

Вопросы  после п.23. Задания  в  тетради  с печатной  основой.

 Миндалины.

25.

Газообмен  в  лёгких  и  тканях. Дыхательные  движения. Регуляция  дыхания.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.24, 25, 26.

Система  органов  дыхания. Обмен  газов  в  лёгких  и тканях.  Механизм  вдоха  и выдоха. Грудная  полость. Межрёберные  мышцы. Диафрагма. Нейрогуморальная  регуляция  дыхания. Дыхательный  центр. Высшие  дыхательные  центры  коры  больших  полушарий головного  мозга.

Характеризовать: сущность  биологического процесса дыхания; транспорта  веществ. Характеризовать сущность процесса  регуляции  жизнедеятельности  организма. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  органов  дыхания; между  процессами  дыхания  и  кровообращения. Использовать  приобретённые  знания  для  проведения  наблюдений  за  состоянием собственного  организма.

Выполнение  лабораторной  работы № 6,7 «Определение  частоты  дыхания».

Вопросы  после  п.24,25,26..

Альвеолярный  воздух. Грудная  полость. Модель  Дондерса. Эмфизема  лёгких. Диффузия.

26.

Гигиена дыхания.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.27.

Заболевания  и  их профилактика. Предупреждение распространения  инфекционных  заболеваний  и  соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и  правил  здорового  образа жизни. Вредные  привычки, их  влияние  на  состояние здоровья. Чистота  атмосферного  воздуха  как  фактор  здоровья. Зависимость здоровья  человека  от состояния  окружающей  среды.

Называть  заболевания  органов  дыхания.  Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  инфекционных  и  простудных  заболеваний, вредных  привычек. Объяснять  зависимость  собственного здоровья  от  состояния  окружающей  среды. Анализировать  и  оценивать воздействие  факторов риска  на состояние  здоровья.

Вопросы п.27. задание  в рабочей  тетради

Жизненная  ёмкость  лёгких. Культура  отношения  к  собственному  здоровью  и здоровью  окружающих.

27.

Первая  помощь  при  поражении  органов  дыхания.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.28

Приёмы  оказания  первой помощи  при  отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приёмы  оказания первой  помощи  при отравлении  угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретённые  знания  для  оказания  первой помощи  при  отравлении  угарным газом  и при спасении  утопающего. Находить  в  тексте  учебника биологическую  информацию, необходимую  для выполнения  заданий  тестовой  контрольной  работы.

Задание  в  рабочей  тетради.. Вопросы п.28.

Клиническая  смерть. Биологическая  смерть. Реанимация: искусственное  дыхание, непрямой  массаж сердца.

28.

Зачёт по  теме «Дыхание».

Урок  контроля  и оценки  знаний.

Д/з.повторение.

Тестовая  контрольная  работа  в нескольких вариантах  из  заданий  разного вида,  соответствующих  требованиям  к      

уровню  подготовки  учащихся.

29.

Тема 5. Пищеварение – 7 часов

Значение  и состав  пищи.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.29.

Питание. Пищевые  продукты  и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные  вещества, витамины, вода. Пища  как  биологическая  основа  жизни. Пищеварение. Строение  и функции  пищеварительной  системы. Органы  пищеварения.

Называть  питательные  вещества  и пищевые  продукты, в которых они  находятся. Объяснять  роль  питательных  веществ  в организме. Характеризовать  сущность  процесса  питания.

Называть  особенности  строения  организма  человека – органы  пищеварительной системы. Распознавать  и  описывать  на таблицах  основные  органы  пищеварительной  системы  человека. Характеризовать  сущность биологического  процесса  питания, пищеварения. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и  функциями органов  пищеварения.

Вопросы к п.29.

Задания  в  рабочей  тетради

Аминокислоты.

Глицерин.  Жирные кислоты. Глюкоза.

30.

Органы  пищеварения.

Урок  изучения  и первичного  закрепления знаний.

Д/з. п.30.

Строение  и  функции  пищеварительной  системы. Пищеварительные  железы.

органы  пищеварения: пищеварительный  канал (ротовая  полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные  железы (слюнные, железы  желудка  и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть  особенности  строения  организма  человека – органы  пищеварительной  системы. Распознавать и описывать на таблицах  основные  органы  пищеварительной  системы  человека.  Характеризовать сущность  биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  органов  пищеварения.

Вопросы п.30

задания  в  тетради  с печатной  основой.

31.

Пищеварение  в  ротовой  полости. Регуляция  пищеварения.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.31,32 до пищеварения  в желудке.

Строение  и  функции  пищеварительной  системы. Пищеварительные  железы. Пищеварение  в  ротовой  полости. Роль  ферментов  в  пищеварении. Пищеварительные  ферменты  ротовой  полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза.

Давать  определение  понятию  фермент. Распознавать  и  описывать  на  таблицах  основные  органы  пищеварительной  системы. Характеризовать  сущность  биологического  процесса  питания, пищеварения; роль  ферментов  в  пищеварении. Описывать  и объяснять  опыты.

Выполнение  лабораторной  работы  № 8 «Действие  ферментов  слюны  на  крахмал» и  выводы  к  ней.

Задание  в  рабочей  тетради

Форма  и  функции  зубов: зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная  пульпа), резцы, клыки, коренные  зубы, кариес.

32.

Пищеварение  в желудке. Регуляция пищеварения.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.32,34

Строение  и  функции  пищеварительной  системы. Роль   ферментов  в  пищеварении. Пищеварение  в желудке. Желудок, слои  желудка. Пищеварительные  ферменты  желудка. Желудочный  сок.  Пепсин.  

Давать  определение  понятию  фермент. Распознавать  и  описывать  на  таблицах  основные  органы  пищеварительной  системы. Характеризовать  сущность  биологического  процесса  питания, пищеварения; роль  ферментов  в  пищеварении. Использовать  приобретённые  знания  для  проведения  наблюдений  за  состоянием  собственного  организма.

Выполнение  лабораторной  работы  № и7  «Изучение действия  желудочного  сока  на  белки» и выводы  к  ней. Рабочая  тетрадь,

33.

Пищеварение  в  кишечнике. Всасывание питательных  веществ.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.33,34

Строение  и  функции  пищеварительной  системы. Роль  ферментов  в  пищеварении. Переваривание  пищи  в 12-пёрстной  кишке (ферменты  поджелудочной  железы, роль желчи  в пищеварении). Всасывание  питательных веществ. Строение  и  функции  тонкой  и толстой  кишки.  Аппендикс.

Давать определение  понятию  фермент. Распознавать  и  описывать  на  таблицах  основные  органы  пищеварительной  системы. Характеризовать сущность  биологического процесса  питания, пищеварения; роль  ферментов  в  пищеварении. Описывать  и  объяснять  результаты  опытов. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и  функциями  органов  пищеварения.

Вопросы п.33, 34 задания  в  рабочей  тетради

34.

Профилактика  заболеваний  органов  пищеварения. Гигиена  питания.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.35.

Укрепление здоровья: рациональное  питание, двигательная  активность. Соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и правил  здорового образа  жизни.  Вредные  и полезные  привычки, их  влияние  на состояние  здоровья. Фактор  риска: гиподинамия. Профилактика  пищевых  отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы  аппендицита.

Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики заболеваний органов  пищеварения; профилактики  вредных  привычек; оказание ПМП  при  отравлении   ядовитыми  грибами, растениями; проведение  наблюдений  за  состоянием  здоровья  собственного  организма. Находить  в тексте  учебника  биологическую  информацию, необходимую  для выполнения  тестовой  контрольной  работы.

Выполнение  практической  работы № 4  «Измерение  массы  и  роста  своего  организма». Задания  в  рабочей тетради.

Культура  отношения  к  собственному  здоровью и здоровью  окружающих. Режим  питания.

35.

Контроль знаний  по  теме «Пищеварение»

Урок  контроля  и оценки знаний.

Д/з. повторение

Задания  проверь  себя на стр. 145-146  учебника. Тестирование.

36.

Тема  6. Обмен  веществ  и  энергии – 3 часа.

Обменные  процессы  в организме.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.36.

Обмен  веществ  и превращение  энергии  как  необходимое  условие  жизнедеятельности  организма. Пластический  и  энергетический обмен.

Давать определение понятиям: пластический  обмен, энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена  веществ  и превращение  энергии  в  организме; обмен  веществ  как  основу  жизнедеятельности  организма  человека.

Вопросы п.36. задания  в рабочей  тетради.

Микроэлементы. Макроэлементы.

37.

Обмен  белков, жиров  и углеводов. Нормы  питания.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.37

Обмен  и роль  белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение  санитарно – гигиенических  норм  и правил  здорового  образа  жизни. Вредные  привычки, их  влияние на  состояние здоровья.

Давать определение понятиям: пластический  и  энергетический  обмен. Характеризовать:  сущность обмена  веществ  и превращение энергии  в  организме; обмен  веществ  как  основу  жизнедеятельности организма  человека. Использовать приобретённые знания  для  соблюдения  мер профилактики  заболеваний, связанных  с нарушением  обмена  веществ.

Выполнение практической  работы № 5  «Определение  норм рационального  питания». Задания  в  рабочей  тетради.

Энергозатраты  организма. Энергетическая  ёмкость  пищевых  продуктов.

38.

Витамины.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.38.

Витамины, их роль  в  организме, содержание  в  пище. Суточная  потребность организма  в  витаминах. Гипо- и гиперавитаминозы  А,В1,С,D. Проявление  авитаминозов («куриная  слепота», бери-бери, цинга, рахит) и  их  предупреждение.

Называть основные группы  витаминов  и  продукты, в которых они содержатся. Характеризовать  роль  витаминов  в организме, их  влияние  на  жизнедеятельность. Использовать приобретённые  знания для  соблюдения  мер  профилактики  инфекциооных  и  простудных  заболеваний, а также других заболеваний, связанных  с недостатком  витаминов  в  организме.

Вопросы. П.38. задания  в  тетради с печатной  основой.

Водорастворимые  и жирорастворимые  витамины.

39.

Выделение – 2 часа.

Строение  и работа  почек.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.39.

Выделение. Мочевыделительная  система. Роль  органов  мочевыделения, их  значение. Строение  и функции  почек. Нефрон – функциональная  единица  почки. Удаление  мочи  из организма: роль почечной  лоханки, мочеточников, мочевого  пузыря  и  мочеиспускательного  канала.

Называть  особенности  строения  организма  человека – органы  мочевыделительной  системы; другие системы, участвующие  в  удалении  продуктов  обмена. Распознавать  и  описывать  на  таблицах  основные  органы  выделительной  системы  человека. Характеризовать сущность  биологического  процесса  выделения  и  его  роль  в  обмене  веществ.

 Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями  органов  мочевыделительной  системы.

Вопросы п.39. задания  в  тетради с  печатной  основой

Роль различных  систем  в  удалении ненужных, вредных  веществ, образующихся  в организме. Образование первичной  и вторичной  мочи.

40.

Предупреждение  заболеваний  почек. Питьевой  режим.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.40

Мочеполовые инфекции, меры  их  предупреждения  для  сохранения  здоровья. Предупреждение заболеваний  почек. Соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и правил    здорового  образа  жизни. Фактор  риска – переохлаждение. Вредные  и полезные  привычки, их  влияние на  состояние  здоровья.

Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний выделительной  системы; профилактики  вредных привычек.

Анализировать  и оценивать воздействие  факторов  риска  для  здоровья. Находить  в тексте  учебника  биологическую информацию  для выполнения заданий тестовой  контрольной работы.

Вопросы п.40. Задания  в  тетради  с печатной основой.

Значение  воды  и минеральных  солей  для организма. Питьевой режим. Гигиеническая  оценка питьевой  воды.

41.

Тема 8. Кожа – 4 часа.

Кожа.  Значение  и  строение  кожи.

Урок  изучения  и первичного  закрепления знаний.

Д/з.п.41.

Покровы  тела. Значение  и строение  кожных  покровов  и слизистых оболочек. Функции  эпидермиса, дермы  и гиподермы. Волосы  и ногти – роговые придатки  кожи. Кожные  рецепторы, потовые  и сальные  железы.

Называть особенности  строения  кожи  человека, функции  кожи.

Распознавать  и  описывать  на таблицах  структурные  компоненты  кожи. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и функциями кожи.

Вопросы п.41. задания  в рабочей  тетради

42.

Роль  кожи  в  теплорегуляции.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.42

Теплообразование, теплоотдача  и  терморегуляция  организма. Роль  кожи  в терморегуляции. Укрепление  здоровья: закаливание, рациональное  питание. Факторы  риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать  роль  кожи  в  обмене  веществ  и  жизнедеятельности  организма. Анализировать  и оценивать  воздействие  факторов  риска  для  здоровья.  Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний  кожи  и других  покровов  тела.

Вопросы п.42.

43.

 Нарушение  кожных  покровов  и повреждение  кожи. Оказание  первой  помощи  при  тепловом  и солнечном  ударах.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.43

Приёмы  оказания  первой  помощи  себе  и окружающим  при травмах, ожогах, обморожениях  и  их  профилактика. Профилактика ранений. Нарушения  кожных  покровов  и  их причины.

Использовать  приобретённые  знания  для:  соблюдения  мер  профилактики вредных  привычек (курение, алкоголизм); для  оказания  первой  помощи  при  травмах, ожогах, обморожениях.

Вопросы п.43

задания  в  тетради  с печатной основой.

Закаливание.

44.

Контроль знаний  по  темам: «Обмен  веществ. Выделение. Кожа».

Урок  контроля  и оценки  знаний.

Д/з. повторение.

Письменная  проверочная  работа.

45.

 Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА  -_2 часа.

Железы внешней, внутренней  и смешанной  секреции.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.44.

Эндокринная  система. Железы  внешней, внутренней  и смешанной  секреции, их  строении  и функции.

Называть особенности  строения  и работы  желез эндокринной  системы; железы  внутренней  секреции; железы  внешней  секреции. Различать железы  внутренней  и внешней  секреции. Распознавать  и описывать  на таблицах  органы  эндокринной  системы.

Вопросы п.44. задания  в рабочей  тетради

46.

Роль гормонов  в  обмене  веществ, росте  и развитии  организма.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.45

Гормоны. Гормоны  гипофиза (болезни,  связанные  с гипофункцией  - карликовость) и гиперфункцией –гигантизм). Гормоны  щитовидной  железы (болезни  щитовидной  железы: базедова болезнь, слизистый отёк). Гормоны  поджелудочной  железы (инсулин  и заболевание  сахарным  диабетом).  Гормоны надпочечников (их роль  в приспособлении  организма к  стрессовым ситуациям). Болезни, связанные  с гипофункцией  и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Давать определение  понятию  гормоны. Называть  заболевания, связанные с  гипофункцией и гиперфункцией  эндокринных желез. Характеризовать  роль гормонов  в обмене  веществ, жизнедеятельности, росте, развитии  и  поведении  организма. Анализировать  и оценивать  воздействие  факторов риска  на здоровье.

Вопросы п.45.задания  в  рабочей  тетради

47.

Тема  10. Нервная  система  человека – 5 часов.

Значение  и строение нервной  системы.

Урок изучения  и  первичного  закрепления знаний.

Д/з. 46

Нервная  система. Значение нервной  системы. Отделы  нервной  системы: центральный  и периферический. Рефлекторный  принцип  деятельности нервной  системы.

Давать определение  понятию рефлекс.  Называть  особенности  строения нервной  системы; принцип  деятельности  нервной  системы; функции  нервной  системы. Распознавать и описывать  на  таблицах основные  отделы  и органы нервной  системы  человека. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и  функциями  нервной  системы.

Вопросы п.46. Задания  в  тетради с  печатной  основой.

48.

Вегетативная нервная  система, строение  и  функции. Нейрогормональная  регуляция.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.47,48.

Соматическая  и вегетативная  нервная  система. Функция  автономного отдела. Симпатический  и  парасимпатический  подотделы. Нарушения  деятельности  нервной  системы  и  их предупреждение. Нейрогуморальная  регуляция, взаимосвязь  нервной  и  эндокринной  систем.

Называть  отделы нервной  системы, их функции, подотделы  вегетативной  нервной системы, их функции.  Различать  функции  соматической  и вегетативной нервной  системы. Характеризовать  сущность регуляции  жизнедеятельности  организма, роль нервной  системы  в организме.  Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и  функциями  нервной  системы.

Вопросы п.47, 48 задания  в  рабочей  тетради.

Блуждающий  нерв.

49.

Строение  и  функции  спинного  мозга.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.49.

Спинной  мозг, строение  и  функции. Серое  вещество  и белое  вещество  спинного  мозга.  Рефлекторная  и проводниковая  функции  спинного  мозга. Нарушения  деятельности  нервной  системы  и  их  предупреждение.

Называть особенности  строения  спинного  мозга; функции спинного  мозга.  Распознавать  и описывать  на  таблицах основные  части  спинного  мозга. Характеризовать  роль  спинного  мозга  в регуляции  жизнедеятельности  организма. Составлять  схему  рефлекторной  дуги  простого  рефлекса.

Вопросы п.49. задания  в  тетради с печатной основой.

50.

Отделы  головного  мозга, их значение.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.50.

Головной  мозг, строение  и  функции. Серое  и белое  вещество  головного  мозга. Продолговатый  мозг. Средний  мозг. Мозжечок. Промежуточный  мозг: таламус  и гипоталамус. Большие  полушария  головного  мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные).  Аналитико-синтетическая  функция  коры  больших полушарий. Нарушения деятельности  нервной  системы  и  их предупреждение.

Называть  особенности  строения  головного  мозга; функции отделов  головного  мозга. Распознавать  и  описывать  на  таблицах основные  части  головного мозга. Характеризовать  роль головного  мозга  в  регуляции  жизнедеятельности  и  поведения организма.

Вопросы п.50 Выполнение лабораторной работы № 8 «Изучение строения  головного мозга человека (по муляжам)».

Желудочки  мозга.

Старая  и новая  кора.

51.

Контроль знаний  по  темам: «Эндокринная  система  и нервная  система».

урок  контроля  и оценки знаний.

Д/з повторение.

Тестирование  по  темам.

52.

ОРГАНЫ  ЧУВСТВ  И  АНАЛИЗАТОРЫ – 5 часов.

Значение органов  чувств  и анализаторов. Органы  осязания, обоняния, вкуса и  их анализаторы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.51,55..

Органы  чувств, их роль  в жизни  человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные  зоны  коры  больших  полушарий. Органы  обоняния, осязания, вкуса, их  анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат  аналитико-синтетической  деятельности  коры  больших полушарий.

Давать определение  понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств  человека, анализаторы,  особенности строения  органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать  и описывать  на  таблицах основные  части органов  органа  обоняния, осязания, вкуса, их  анализаторов. Характеризовать  роль  органов  чувств  и  анализаторов  в жизни человека.

Вопросы п.51, 55 . Задание  в  тетради  с печатной  основой.

Органы  равновесия, кожно-мышечного  чувства.  

53.

Орган  зрения  и зрительный  анализатор.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.52.

Орган  зрения. Вспомогательный  аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение  и функции  оболочек  глаза. Склера, роговица, сосудистая  оболочка, радужка, зрачок, сетчатка.  Палочки и  колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное  тело. Зрительный нерв. Зрительный  анализатор.

Называть особенности строения  органа зрения  и зрительного  анализатора. Распознавать  и описывать  на  таблицах  основные части  органа  зрения  и  зрительного  анализатора. Объяснять результаты  наблюдений. Устанавливать  взаимосвязь  между  строением  и  функциями органов  зрения  и зрительного  анализатора.

Вопросы п.52. выполнение лабораторной  работы № 9 «Изучение  изменения  размера зрачка».

Иллюзии  и  их  коррекция.

54.

Заболевания  и повреждения  глаз.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.53.

Нарушения  зрения, их  профилактика. Заболевание  и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее  ранение  глаза. Гигиена  зрения.

Называть  заболевания,  связанные  с  нарушением  работы  органов зрения. Анализировать  и оценивать  воздействие  факторов  риска для  здоровья; влияние  собственных поступков  на  здоровье.  Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения мер  профилактики  заболеваний  и повреждений  органов зрения; профилактики  вредных привычек.

Вопросы п.503адание  в рабочей  тетради

Роль  глазных  мышц  в  формировании  зрительных  восприятий. Бинокулярное  зрение.

55.

Органы  слуха и  равновесия. Их  анализаторы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.54

Орган  слуха. Строение  и  функции наружного, среднего  и внутреннего  уха. Преддверие  и  улитка. Звукопередающий  и звуковоспринимающий  аппарат  уха.  Слуховой  анализатор. Нарушения  слуха, их профилактика. Гигиена  слуха. Распространение  инфекции  по  слуховой  трубе  в  среднее  ухо, как  осложнение  ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба  с шумом. Вестибулярный  аппарат – орган  равновесия.

Называть особенности строения  органа  слуха  и  слухового  анализатора. Распознавать  и  описывать  на  таблицах  составные  части  органа  слуха  и слухового  анализатора. Анализировать  и  оценивать  воздействие  факторов  риска  для  здоровья; влияние собственных  поступков  на  здоровье. Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний  и повреждений  органов  слуха; профилактики  вредных  привычек. Находить  в тексте  учебника  биологическую  информацию, необходимую  для выполнения  заданий  тестовой  контрольной  работы.

Вопросы п.54. задания  в  тетради с  печатной основой.

Стереофоническое  звучание.                Тугоухость.

56.

Зачёт « Органы чувств. Анализаторы».

Урок  контроля  и оценки знаний.

Д/з.повторение.

Тестовая  контрольная  работа  в  нескольких вариантах из  заданий  разного  вида, соответствующих  требованиям  к  уровню подготовки обучающихся.

57.

 ТЕМА 12. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА. – 6 часов.

Закономерности работы  головного  мозга.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.56,57..

Рефлекторный  характер деятельности нервной  системы. Безусловные  и условные  рефлексы, их биологическое  значение.

Давать  определение  понятиям: безусловные  рефлексы, условные  рефлексы. Называть принцип  работы  нервной системы. Характеризовать  особенности работы  головного  мозга; биологическое  значение  условных и безусловных  рефлексов; сущность  регуляции  жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые  знания  для  рациональной организации труда.

Вопросы п.56,57.

Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина, их  роль  в создании  учения  о высшей  нервной  деятельности. Открытие И.М.Сеченовым  центрального  торможения. Работы И.П.Павлова: открытие  безусловного  и условного  торможения, закон взаимной  индукции  возбуждения-торможения. А.А.Ухтомский. открытие  явления доминанты.

58.

Врождённые и приобретённые  программы  поведения.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.58.

Врождённые  формы  поведения: безусловные  рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые  формы  поведения: условные рефлексы, динамический  стереотип, рассудочная  деятельность. Высшая  нервная  деятельность. Психология  и поведение  человека.

Давать  определение  понятиям: безусловные  и условные  рефлексы. Называть принцип  работы  нервной  системы. Характеризовать  особенности  работы головного  мозга; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые  знания  для  рациональной  организации труда  и  отдыха.

Вопросы п.58. Задания  в тетради с печатной основой.

Этология. Эмоции.

59.

Биологические ритмы. Сон  и его значение.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.59.

Биологические ритмы. Сон, фазы  сна, бодрствование, значение  сна.

Характеризовать  значение  сна  для  организма  человека. Использовать приобретённые  знания  для рациональной  организации  труда  и отдыха; проведение  наблюдений за  состоянием  собственного организма.

Вопросы п.59.Задание  в тетради  с печатной  основой.

Сновидения.

60.

Особенности высшей нервной деятельности  человека. Познавательные процессы.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.60.

Биологическая  природа  и социальная сущность  человека. Психология  и поведение  человека. Высшая  нервная  деятельность. Познавательная деятельность  мозга. Сознание  человека. Речь. Роль трудовой деятельности  в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды  памяти, приёмы  запоминания.

Называть особенности  высшей нервной  деятельности и поведения  человека. Характеризовать особенности высшей  нервной  деятельности  и поведения  человека (речь, память, мышление), их значение.  Использовать приобретённые  знания  для  проведения  наблюдений  за  состоянием  собственного  организма; организации  учебной  деятельности (формирования  и сохранения  знаний, умений, навыков).

Вопросы п.60Ззадание  в    тетради  с печатной  основой.

Функции  внешней  и внутренней  речи. Речевые  центры  и  значение  языковой  среды.

61.

Воля  и эмоции. Внимание.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.61.

Эмоции. Физиологическая  основа эмоций. Воля. Особенности психики  человека:  осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению  и передаче  из поколения  в поколение  информации. Внимание. Непроизвольное  и произвольное  внимание. Способы поддержания  внимания.

Называть особенности  высшей нервной  деятельности и поведения  человека. Характеризовать особенности высшей  нервной  деятельности  и поведения  человека (эмоции), их значение.  Использовать приобретённые  знания  для  проведения  наблюдений  за  состоянием  собственного  организма; организации  учебной  деятельности (формирования  и сохранения  знаний, умений, навыков).

Вопросы п.61.задание  в рабочей  тетради

Качество  воли.

62.

Динамика  работоспособности. Режим  дня.

Комбинированный  урок.

Д/з. п.62.

Изменение работоспособности, борьба  с утомлением. Стадии работоспособности:  врабатывание, устойчивая  работоспособность, утомление. Организация  отдыха  на разных  стадиях работоспособности. Рациональная  организация  труда  и отдыха. Режим  дня. Сон  и бодрствование. Факторы  риска: стрессы, переутомление.

Давать определение понятию  утомление. Анализировать и оценивать  влияние  факторов риска для  здоровья. Использовать приобретённые  знания  для  рациональной организации труда  и отдыха, проведения наблюдений за  состоянием  собственного организма.

вопросы п.62. Задания  в тетради  с печатной  основой.

63.

Тема 13.. Индивидуальное  развитие  организма – 5 часов + 1 час  на обобщение.

Половая  система человека.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.63.

Мочеполовая  система. Женская  половая  система. Развитие  яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская  половая  система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности

Давать определение понятию – размножение. Называть особенности  строения женской  и мужской  половой системы. Распознавать  и описывать  на таблицах  женскую  и мужскую  половые системы; органы  женской и мужской  половой  систем. Объяснять причины  наследственности. Использовать приобретённые  знания  для проведения  наблюдений  за состоянием собственного организма.

Вопросы п.63. Задания  в тетради.

Роль половых хромосом  в  определении развития организма  либо по мужскому, либо по женскому  типу. Биогенетический  закон Геккеля-Мюллера  и причины  отступления  от него.

64.

Наследственные  и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся  половым путём.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.64.

Наследование признаков  у  человека. Наследственные  болезни, их причины  и предупреждение. Роль генетических  знаний  в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым  путём (СПИД,сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ – инфекция  и её  профилактика. Культура  отношения  к  собственному  здоровью  и  здоровью окружающих.

Объяснять причины  проявления наследственных  заболеваний. Анализировать  и оценивать  воздействие  факторов окружающей  среды  на здоровье. Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить  самостоятельный поиск  биологической информации  о достижениях  генетики  в области  изучения наследственных  болезней  человека.

Вопросы п.64.задания  в рабочей  тетради .

Сообщения  учащихся.

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Комбинированный урок.

Д/з.п.65

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша  и плода. Роль генетических знаний  в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и правил  здорового  образа жизни.

Давать определение понятию  размножение, оплодотворение. Характеризовать  сущность  процессов  размножения  и развития  человека. Использовать приобретённые знания  для  соблюдения  мер профилактики  заболеваний, ВИЧ – инфекции, вредных  привычек (курения, наркомания, алкоголизм).

Вопросы п.65

Задания  в   тетради  с печатной  основой.

Календарный, биологический  и социальный  возраст человека.

66.

Анализ и оценка  влияния факторов  окружающей среды, факторов  риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

Урок  комплексного применения  ЗУН.

Практическая  работа.

Д/з.п.66.

Социальная  и природная  среда, адаптация  к ней  человека. Культура отношения  к  собственному здоровью  и здоровью окружающих. Соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  и правил  здорового  образа жизни. Вредные  и  полезные  привычки, их влияние на состояние  здоровья. Влияние наркогенных  веществ  на здоровье  и судьбу  человека.

Объяснять  зависимость собственного здоровья  от состояния  окружающей  среды. Проводить самостоятельный  поиск  биологической информации  о  влиянии факторов  окружающей среды, факторов  риска на здоровье. Анализировать и оценивать  влияния  факторов  окружающей  среды, факторов  риска  на здоровье. Использовать приобретённые  знания  для  соблюдения  мер профилактики  вредных привычек. Находить  в тексте учебника  биологическую информацию, необходимую  для  выполнения  заданий  тестовой  контрольной  работы.

Выполнение практической  работы № 6 «Анализ и оценка  влияния факторов  окружающей  среды, факторов  риска  на здоровье».

67.

Личность и её  особенности.

Комплексное  использование ЗУН.

Д/з.с. п.67.

Практическая  работа.

Значение  интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и  мотивы деятельности. Индивидуальные  особенности  личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения  и воспитания  в развитии психики и поведения  человека. Значение  состояния  окружающей среды.  Соблюдение правил поведения  в  окружающей  среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как  основа  безопасности собственной  жизни.

Называть психологические особенности  личности. Характеризовать роль  обучения  и воспитания  в развитии  психики и поведения  человека. Использовать  приобретённые  знания для  рациональной  организации  труда  и отдыха; соблюдение правил  поведения  в  окружающей  среде.

Вопросы п.67 задания  в рабочей тетради

68.

Контроль  знаний  по курсу «Человек»

Урок  контроля  и оценки знаний.

Тестовая  контрольная работа  в  нескольких вариантах  из заданий  разного вида, соответствующих  требованиям  к уровню подготовки обучающихся.

УМК:  

1)  Драгомилов А.Г. Биология  8  класс: учебник  для учащихся  общеобразовательных  учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2011

2) Драгомилов А.Г. Биология: 8  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений / Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2013.

3) Драгомилов А.Г. Биология. Человек. 8  класс:  методическое  пособие / А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2011

4)   Пономарева И.Н.  и  др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11  классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология. Справочник  школьника  и студента  под  ред. Зигфрида  Брема  и  Ирмтраута  Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
  • Большая  серия  знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир  книги,2006.
  • Справочник  школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
  • Новейший  полный  справочник  школьника  в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
  • И.Д.Агеева «Весёлая  биология на  уроках».М.:Сфера, 2005.
  • Е.А.Резанова, И.П.Антонов. А.А.Резанов. Биология  в  таблицах, рисунках, схемах. М.: Издат – школа -2000, 208 с.
  • А.В.Пименов,И.Н.Пименова. Биология  человека  в  вопросах  и  ответах. Саратов – 1997. 248 с.
  • Человек  и  его  здоровье. Пособие  для  поступающих  в  ВУЗ. Составители: К.А.Кузьмина, С.И.Белянина  и др. Саратов. Саратовский  медицинский  университет. 2010.
  • М.В.Оданович. Биология 7-8 классы: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.

  • В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели  в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
  • Н.Л.Галеева. Интегрированные  биологические декады. М.: 5 за  знания, 2007 – 96 с.
  • С.Ю. Модестов. Сборник  творческих  задач  по  биологии, экологии  и  ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные  материалы  и факты  по  общей  биологии  в  вопросах  и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.-  174 с.
  • Н.А.Степанчук. Справочник  учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.

для учащихся:

1. Драгомилов А.Г. Биология: 8  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений / Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. – М. Вентана – Граф, 2013.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA  -  поддержка курса «Биология 8 класс»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
  • Интенсивный  тренинг – курс  по  всем  предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
  • Биология 6-9  кл. Кирилл и  Мефодий, 2003
  • Открытая  биология.
  • Биология.Анатомия  и  физиология  человека. «Просвещение», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...