Формирование универсальных учебных действий в обучении биологии на основе системно – деятельностного подхода.
учебно-методический материал по биологии по теме

Береснева Наталия Витальевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_na_urokakh_biologii.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Н.В.Береснева,  учитель биологии

                                                                                                     МКОУ СОШ  с УИОП №2 г. Яранска  8(961)5662865                        

Формирование  универсальных  учебных  действий  в  обучении  биологии  на основе     системно деятельностного    подхода.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных   умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и  воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которых должен достичь каждый учащийся. Задача системы образования сегодня состоит не столько в передаче объема знаний,  сколько в том, чтобы научить  учащихся учиться. Современные условия жизни, основные программные образовательные документы, в частности, президентская инициатива «Наша новая школа» требуют перехода к компетентному – ориентированному образованию. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять их познавательной деятельностью. Отсюда, меняются подходы в организации образовательного процесса. 

Перестройка методической системы преподавания биологии на основе деятельностного подхода должна строиться от учащихся, диагностики их  реальных возможностей, на основе развития самостоятельной познавательной деятельности, поиска и преобразования разных источников информации, выдвижения гипотез, исследований проблем, моделирования путей их решения.        Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Дидактический аппарат учебников по биологии позволяет учащимся использовать  разнообразные способы деятельности на уроке по преобразованию информации, в т.ч. на  электронных носителях: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения. Серьёзные изменения в проектировании образовательного процесса  с учётом требований нового Стандарта должны произойти в использовании технологий обучения. Ведущими становятся: работа в малых группах, технология проблемного обучения,   диалоговое обучение, сравнительный метод, метод исследований, информационно-коммуникационные методы обучения, ролевые, деловые и имитационные игры.

В преподавании биологии по УМК Сонина в рамках системно-деятельного подхода можно использовать следующие приёмы и методы.

1.Работа в малых группах. Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в  деятельности, формировать навыки сотрудничества, межличностного общения.  В зависимости от состава группы подбираются дифференцированные задания.

2. Технология проблемного обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно  самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют разные способы создания проблемной ситуации. Использование технологии проблемного обучения создаёт благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

3.Диалоговое обучение. Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося. Использование этой технологии способствует формированию умений определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод), возможности критиковать и даже отвергать любое мнение, осуществлять поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения, взаимодействовать   в ходе дискуссии   на уважительном обращении друг к другу,  углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Данная технология требует от учащихся  вступать в диалог,  вести дискуссию на основе различных источников биологических знаний, слушать друг друга, резюмировать выводы.

         4.Сравнительный метод. Метод позволяет установить причины сходства и различия. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Сравнение следует проводить по плану: 1. Определить объекты сравнения; 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться; 3. Найти общие черты; 4. Найти черты отличия; 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

         5.Метод  исследований. Большой вклад в формулирование исследовательской культуры вносят биологические задачи исследуемого  типа.

Неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода является формирование УУД. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебника, лабораторных практикумов,  рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию  саморегуляции, самопланирования, самореализации школьников. На всех этапах получения новых знаний регулятивные УУД способствуют формированию познавательных способов деятельности (логических, знаково-символических, общеучебных). Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: найди отличия (можно задать их количество); поиск лишнего; упорядочивание; цепочки; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм.
      В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и  готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

          Приведу несколько примеров использования деятельностного метода на уроках биологии из личного опыта.

          1. Проблемное обучение  через постановку  проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Чем объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?  Как объяснить высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит космическая роль. Создание проблемной ситуации на основе противоположных точек зрения по одному и тому же факту: приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как результат создания видов творцом ( К.Линней); приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин).

     2. Задания на сравнение и выдвижение гипотез: найти на рисунке сходство и различие в строении  растительной и животной клетки, митоза и мейоза.

 В 7кл при изучении темы « Птицы» предлагаю по биологическим задачам провести исследование: «Утка гага выстилает своё гнездо пухом, который выщипывает из своего тела. Известно, что пух, собранный из гнезда гаги, обладает намного лучшими качествами, чем пух с убитой птицы». Предложите свои гипотезы, объясняющие данный факт. Какие из гипотез вам кажутся наиболее вероятными и почему? Какие наблюдения и опыты нужно привести для проверки правильности каждой из гипотез?

     3. Для формирования личностных УУД предлагаю следующие виды заданий: участие в проектах, подведение итогов урока,  творческие задания, самооценка события, происшествия. При изучении темы «Общая характеристика царства Растения» предлагаю  учащимся в качестве домашнего задания проявить свое творчество. Представьте, что Вы - растение и опишите свои ощущения (метод эмпатии). Бибикова Анна ученица 7 класса написала следующее сочинение: «Мои ноги – корни, руки – листья, голова – яркий, ароматный цветок. Я, в отличие от других живых организмов, не могу перемещаться, т.к. клетки покрыты толстой, целлюлозной оболочкой. Я только могу поворачиваться к свету. Своими руками я улавливаю свет, по сосудам моих ног поступает вода с минеральными веществами, а через устьица рук проникает углекислый газ. В моих руках и туловище, где есть хлоропласты, происходит фотосинтез, в результате которого образуется органическое вещество, которым я питаюсь. Поэтому меня называют автотрофом. Я не жадное растение, делюсь этим органическим веществом с другими организмами и даю всем кислород для дыхания. Мне хотелось бы, чтобы ко мне хорошо относились:  не срывали и  не вытаптывали. Я расту всю жизнь, благодаря фитогормонам. Моим цветам любуются люди и любят посещать насекомые. Мы - растения, как и все живые организмы, способны размножаться. Скоро мои цветки отцветут и дадут множество семян, которые попав в благоприятные условия - прорастут».   Из этого сочинения видно, что ученица использовала признаки, по которым растения отличаются от других живых организмов. Кроме того, отразила процессы, происходящие в растении на основе знаний, полученных в 6 классе и жизненного субъектного опыта. Получился собственный образовательный продукт, развивающий воображение, эмоциональную среду.

        3. Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Например, из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных: А – в семени две семядоли;  Б – в семени одна семядоля; В – корневая система стержневая; Г – корневая система мочковатая; Д – жилкование листьев сетчатое; Е – жилкование листьев параллельное; Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме; З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.   Умение обобщать. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Например, что является лишним в данном перечне: 1) Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии; 2) Яблоко, яблоня, осина, береза. Почему?  Выстроить логические цепочки слов: 1) Плод, почка, семя, цветок; 2)  Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

         4. При  изучении  темы «Транспорт веществ в организме животных» (7 кл.) в качестве актуализации учащиеся разгадывают     кроссворд, где ключевое слово -  транспорт. Вспоминают, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме. Для  этого самостоятельно работают с текстом, вставляя пропущенные слова, оценивают сами себя, ставят цели урока, исходя из цели, определяют план урока. 1) Изучить кровь; 2) Особенности кровеносной системы у разных животных. Для изучения первого вопроса предлагаю поработать в парах или индивидуально. Информацию на стр.76 УМК Сонина свернуть в схему, сравнить с эталоном, сделать  коррекцию. Для знакомства с эволюцией кровеносной системы учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку и в течение 8 минут работают, затем информацию сворачивают в таблицу, где указывают особенности строения сердца и тип кровеносной системы у разных организмов. Поле этого идет анализ таблицы. На этапе обобщения, систематизации знаний предлагаю такие задания, как  найти пару, ответить на вопросы.

         Системно – деятельностный подход на основе формирования УУД позволяет эффективно применять разнообразные формы организации учебной деятельности, что подтверждает динамика качества  биологического образования обучающихся. Призовые места на школьном и муниципальном и региональном  уровнях. Ребята принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, успешно продолжают образование с биологическим профилем дисциплин.

         Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006

4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

6. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

7. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность как основа системного развития школы

В данной разработке представлено концептуальное ядро научно-методической и инновационно-преобразующей деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...

Технология воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.Целевые ориентации:-Формирование личности – главная цель школы.-Сверхцель – всесторонне и гармонически развита...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного  подхода...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...