Технология воспитания на основе системного подхода
статья на тему

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.

Целевые ориентации:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vospitaniya.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технология воспитания на основе системного подхода 

Автор: Караковский Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, директор  школы-лаборатории №825, г.Москвы.

              Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.

Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.

Эта воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учеба представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника в творчески работающий возрастной коллектив.

Мы уже указали, что Караковский является также одним из авторов педагогики сотрудничества. Поэтому, для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе. Школа, отважившаяся на создание гуманной, демократической системы, должна быть готова к разрушению ложного благополучия. Самое первое и самое трудное, что приходится делать,- менять педагогические ориентиры, перестраивать профессиональные ценности. В школе начинает формироваться новая целевая установка, новая совокупность принципов, идей, положений. Сформулируем их.

1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

2. Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность школьника - главная ценность и основной объект его заботы.

3. Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление.

4. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса.

5.Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.

6.Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

7. Главным инструментом воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Такой сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, по глубокому убеждению Караковского, является ядром школьной воспитательной системы.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

В чём же заключается содержание деятельности и структура системы? В качестве целевой установки выдвигается превращение в основном созданного коллектива в инструмент массового воспитания. Система как бы «стягивает себя в узлы»: повторение дел и ситуаций, признанных коллективом, рождает традиции, коллективные привычки. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

В его школе главным функциональным узлом системы является коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.

Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства "мы". Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

Конечно, такие коммунарские сборы в рамках воспитательной работы нашей школы пока не имеют места быть, но нам стоит рассматривать подобную форму работы с детьми. Ведь технология системного подхода В.А. Краковского во многом созвучна  системе воспитания в нашей школе. Рассмотрим  более подробно промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Такие формы воспитательной деятельности мы можем отметить и в работе нашей школы.

Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, в школе Краковского существует дидактический театр. Он, как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; а Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

В системе воспитания в нашей школе, учитывая нашу специфику, наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности, которые также можно внести в рамки дидактического театра:

—        разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

—        организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

—        «смотры знаний», проводимые в конце года на специальных уроках;

—        проведение научно-познавательных экспедиций;

—        организация общешкольных познавательных игр;

—        широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

—        проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

—        введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

—        разработка новых форм интегративных занятий, различных олимпиад.

В школе Краковского коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строилась сразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах.

Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба).

Итак, в этот день собираются желающие. Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее.

Встреча заканчивается общими песнями.

Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательного мероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В ней нет точного плана, отработки текста и действий, нет заранее прогнозируемого результата. Зато много экспромтов, выдумки, юмора, творчества.

Когда говорят о коммунарской методике, подразумевают чаще всего методику коллективных творческих дел. Действительно, КТД (коллективное творческое дело) - это главная методическая единица. КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Коммунарская (или «орлятская») методика - это громадное богатство, которым сегодня надо владеть каждому педагогу - воспитателю. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Если просто заменить старосту дежурными командирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере их деятельности и положения, толку не будет. Если призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику - это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и встречать после каждого слова ребят со своими поправками и комментариями - это будет смешно и нелепо. Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться при первом появлении ребенка - надо немедленно уходить из школы.

В этих случаях лучше не пользоваться методикой коллективных творческих дел. Но кто всерьез решится на эту методику, тот очень скоро почувствует ее преимущество перед педагогикой требований и педагогикой мероприятий.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы Караковского. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. Хочется отметить, что в нашей школе такая интеграция также чётко прослеживается. В своей работе учителя нашей школы часто используют коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные уроки. Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении. Эти и другие формы работы с детьми я считаю применением в нашей работе технологии воспитания на основе системного подхода.

Итак, я рассмотрела основные идеи воспитательной системы Караковского. К ним относятся – обязательное создание внутришкольного коллектива; присутствие элементов самоуправления внутри него; внедрение коммунарской методики, основной целью которой являлась подготовка к коллективной работе. Благодаря ей школьники должны были научиться совместно работать, заниматься коллективным творчеством, то есть она должна была содействовать развитию личности ребенка. Развитие у ребенка адаптации к различным жизненным ситуациям. Очень часто у Караковского применялась методика коллективных творческих дел. Воспитание также должно быть системным и применяться комплексный подход в воспитании, что привело бы к большей эффективности труда воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интеллигентности через системный подход в освоении культурного наследия края

Выступление на городской научно-практической конференции "Нравственность, гражданственность, духовность".Санкт-Петербург,  декабрь 2012...

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.

Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...

Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС

Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Презнтация. Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"

Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"...