Урок "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
материал по биологии (5 класс) на тему

Бадретдинова Венера Абдуллаевна

Урок "Бактерии: строение и жизнедеятельность" разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе УМК И.Н. Пономарёвой. Учебник: Биология. 5 класс. И.Н. Пономарёва и др. - М.: "Вентана-Граф", 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakterii-prezentatsiya.rar1.88 МБ
Файл urok_bakterii.rar62.09 КБ

Подписи к слайдам:

Бадретдинова Венера Абдуллаевна,Учитель биологии МОУ «СОШ № 64»Ленинского района г. Саратова
Бактерии: строение и жизнедеятельность
1
2
3
4
5
6
Картинки с изображением каких организмов вы не выбрали?
Выберите картинки растений и животных.
Первооткрывателем мира бактерий - организмов микроскопических размеров был Антони ван Левенгук – голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз. Его открытие явилось основой развития науки микробиологии— (от греч. mikros малый, bios жизнь и logos наука), науки, изучающей мельчайшие организмы или микробы.
Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность.Цели урока: изучить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий ; изучить многообразие форм бактерий; выявить отличительные черты бактерий от других живых организмов;определить к какой систематической группе живых организмов относятся бактерии.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Строение бактерий. Бактериальная клетка окружена плотной клеточной стенкой, благодаря которой сохраняет постоянную форму. Снаружи оболочка может быть покрыта слизистой капсулой, которая защищает бактерию от высыхания. На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики, при помощи которых они передвигаются. Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра,  ядерное вещество расположено в цитоплазме и не отграничено от нее оболочкой.
Бактерии: строение и жизнедеятельностьФормы бактерий
Название бактерии
Внешний вид
Форма бактерии
Кокки

Шаровидная
Бациллы

Палочковидная
Вибрион

Изогнутая (в виде запятой)
Спирилла

Спиралевидная
Бактерии: строение и жизнедеятельностьФормы бактерий
Название бактерии
Внешний вид
Форма бактерии
Стрептококки

шаровидные клетки, сложенные в цепочку
Стафилококки

Грозди из шаровидных клеток
Диплококки

Две шаровидные бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Распространение бактерий.Бактерий много в почве, в воздухе, на дне озёр и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество. Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.
Бактерии: строение и жизнедеятельностьБактерии по способу питания
Автотрофы
Гетеротрофы
Азотфиксирующие
Хемосинтезирующие
Паразиты
Сапрофиты
Цианобактерии
Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии
Болезнетворные
Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

Серобактерии
Столбнячная палочка
Лактобактерии
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Размножение бактерий.Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, растёт и опять делится. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
При неблагоприятных условиях цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности другую более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры бактерий служат не для размножения, а в качестве приспособления для переживания неблагоприятных условий. Они выдерживают продолжительное кипячение и очень длительное охлаждение. Поэтому в состоянии споры бактерия может оставаться жизнеспособной десятки лет. При наступлении благоприятных условий из спор вырастают новые бактериальные клетки.
Споры бактерий
Интернет - ресурсы
  http://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html http://blgy.ru/biology5/bacteria http://school-collection.edu.ru http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1610 http://nts.sci-lib.com/article0000371.html http://www.infox.ru/science/planet/2010/08/16/Cianobaktyerii_unich.phtml http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/antoni-van-levenguk/ http://www.aqualover.ru/problems/main-pathogenic-bacteria-in-aquarium.html http://900ihttp://uchitelbiologii.ru/obuchenie/teoriya-po-temam/kletka-rastitel-naya-zhivotnaya-bakterial-naya/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EA%F2%E5%F0%E8%E8 http://www.mma.ru/news/arhive/106899/ http://www.medkurs.ru/photo/23793.html http://linzik.com/nauka-i-tehnika/2512-ubijca-vnutri-menya-ili-zachem-bakterii-sovershayut-samoubijstvo.html http://hituk.besaba.com/2014-5-23/46.php http://sdb.su/svalka/page,10,529-vvedenie-v-biotexnologiyu.html http://nts.sci-lib.com/article0000371.html


Предварительный просмотр:

Бадретдинова Венера Абдуллаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

Ленинского района г. Саратова

БАКТЕРИИ: СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                     

                                            2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Урок биологии в 5 классе  «Бактерии: строение и жизнедеятельность» по теме 2: «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта   издательства «Вентана-Граф», поддерживающего  ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 класс. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013.  Рабочая тетрадь. Биология. 5класс.  О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические технологии: частично поисковая, личностно развивающая, компетентностно-ориентированная технологии

 Методы и методические приёмы: работа с учебником,  работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.

Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями, систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности бактерий

Задачи урока:

Образовательные

  • сформировать знания об особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот);
  • сформировать умение объяснять, как взаимосвязаны образ жизни бактерий с их строением;
  • показать многообразие форм бактерий;
  • сформировать знания об особенностях питания бактерий;
  • сформировать знания об  отличительных чертах бактерий от других живых организмов;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, неоформленное ядро, автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, цианобактерии;
  • продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

Развивающие

  • продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;
  • развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • продолжить формирование основ гигиены человека.

Воспитательные

  • формировать интерес к предмету, к живым организмам;
  • в целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование

1. Презентация  к уроку: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

2. Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран

3. Раздаточный материал к уроку

4. Словари: Ушакова, Ожегова.

Литература для учителя и учащихся:

1. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

2. Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

3. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл.  О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

4. Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014

Технологическая карта урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Кто они?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

2

Актуализация и пробное учебное действие

Работая в паре, выберите из представленных на слайде  организмов картинки растений и животных. Слайд № 2. Картинки, с изображением каких организмов вы не выбрали? Что это за организмы? К какому царству относят данные организмы?

Это бактерии – древние одноклеточные организмы. Слайд № 3. С помощью каких методов можно изучить данные организмы? Слайд № 4.

Найдите толкование этого слова в словарях.

Составьте название науки, изучающей бактерии из двух греческих слов: бактерия и наука.

Чем отличаются бактерии от других организмов? Постройте свой ответ по плану:

-размер

-строение

-питание

-размножение

-местообитание.

 Приложение 2. Карточка № 1

Работа в паре в форме диалогового общения.

Высказывают своё мнение  в ответе на поставленные вопросы.

Работают со словарями.

Составляют слово: бактериология

от греч. bakteria— палочка и logos - учение, наука)

Пытаются ответить поданному плану.

3

Выявление места и причины затруднения.

Почему не получается рассказать о бактериях по данному плану? Каких знаний не хватает? Что вы хотели бы узнать о них ещё?

 Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Для устранения возникшего затруднения определите тему и цели урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 9. Слайд № 5. 

Работают в парах.

 Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Формулируют вопросы урока:

Каковы строение и жизнедеятельность бактерий?

Где обитают?

К какому царству относят бактерии?

5

Реализация построения проекта

Работая в группе, изучите строение и жизнедеятельность бактерий, следуя указаниям в маршрутных листах

 Приложение 1. Маршрутные листы № 1-4.

 Слайды № 6-12

Занимают места в группах. Выполняют задания маршрутных листов, оценивают собственный вклад в работу группы.

6

Физкультминутка

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работая в группе, решите биологическую задачу о бактериях.

Приложение 2. Карточка № 2. «Биологическая  задача».

Подготовьтесь к выступлению перед классом

Работают в группе, обсуждают решение задачи, выступают перед классом с результатами работы.

 Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.

8

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

  Работая самостоятельно, выполните задания карточки № 3 «Выберите верные утверждения» Приложение 2.

 Результат проверьте по эталону в  Приложении 2. Карточка № 4.

 

Самостоятельно

выполняют задания.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном. Выявляют и корректируют

возможные ошибки

9

Включение в систему знаний и повторение

Работая самостоятельно, выполните задания карточки № 5 «Что я знаю о бактериях?» Приложение 2.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу друг друга.

Работают индивидуально с тестовыми заданиями..

Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,

устраняют пробелы в знаниях.

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

Сегодня на уроке мы изучили строение и жизнедеятельность бактерий – древнейших организмов на земле, сопровождающих нас повсюду. Выяснили, что нужно мыть руки перед едой. А что случится, если на Земле исчезнут все бактерии? Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Слушают учителя.

Выдвигают версии ответов.

Самооценка деятельности

Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока?  Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке, заполнив Лист учёта знаний

Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.

Дают оценку своей работе на уроке, заполняют Лист учёта знаний

Домашнее задание

Изучить текст § 9 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 4-6 в рабочей тетради. Подготовить презентацию или сообщение о значении бактерий в природе и в жизни человека по материалам Интернета и дополнительной литературы

Записывают задания.

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Подведение итогов урока

Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Подают дневники учителю для выставления отметок

                                                                                                             Приложение 1.

Маршрутный лист № 1

Изучите строение бактерий. Учебник: § 9 с.40-41. Слайды № 6-8. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

1. Ответьте на вопросы:

1) Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

  1. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?
  2. Почему у бактерий постоянная форма тела?
  3. Какую роль выполняет капсула?
  4. Что позволяет бактерии двигаться?
  5. Какой формы бывают бактериальные клетки?

2.Выполните задание № 1 к § 9 на  с.27 в рабочей тетради.

Маршрутный лист № 2

Выясните, где обитают бактерии. Какие условия необходимы им для жизни. Учебник: § 9 с.40. Слайд № 9.  По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

Ответьте на вопросы:

  1. Где обитают бактерии?
  2. Какие типы обмена веществ характерны для бактерий?
  3. Составьте схему «Группы бактерий по типу обмена веществ»

                                        Бактерии

                                          ?                            ?

Маршрутный лист № 3

 Выясните, как питаются бактерии. Учебник: § 9 с.41-42. Слайд № 10. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

1.Ответьте на вопросы:

  1. Какие организмы называются: а) автотрофами, б) гетеротрофами?
  2. Какие бактерии являются: а) сапрофитами, б) паразитами?
  3. Как называются фотосинтезирующие бактерии?
  4. Какую роль играют бактерии в круговороте веществ в природе?

2.Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

Маршрутный лист № 4

Определите, как происходит размножение бактерий. Учебник: § 9 с.42. Слайды № 11-12. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

1.Ответьте на вопросы:

  1. Каким способом размножаются бактерии?
  2. Какие условия являются благоприятными для бактерий?
  3. Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?
  4. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Приложение 2

Дидактические карточки к уроку

Карточка № 1.  План ответа                                                                                                    

-размер

-строение

-питание

-размножение

-местообитание

Карточка № 2 Биологическая задача

1-ая группа. Школьникам были предоставлены 3 чашки Петри с питательной средой. Первая  чашка была контрольной и её даже не открывали. На второй чашке школьников попросили оставить отпечатки своих пальцев, что они и сделали. Затем попросили школьников вымыть руки и вновь оставить отпечатки своих пальцев, но уже на третьей чашке. Поставили чашки в термостат (370 С). Через несколько часов на второй чашке выросло множество колоний бактериальных клеток, на третьей чашке их оказалось гораздо меньше, а на первой – ни одной. Объясните результат эксперимента.

2-ая группа. Известно, что в одном грамме почвы может содержаться до 3 миллиардов бактерий, в одном грамме воды – 6 тысяч бактерий. Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

3-ья группа. Бактерии гниения разлагают органические вещества растительных и животных остатков, превращая их в легко усваиваемые для растений минеральные вещества. При этом выделяется тепло, т. е. энергия, накопленная организмами при жизни в процессе своей жизнедеятельности. Предположите варианты использования данного вида энергии.

4-ая группа. Одна бактерия кишечной палочки в течение суток могла бы дать потомство, общего объёма которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 кв.м. и высотой 1 км. Почему этого не происходит? Ответ обоснуйте.

За верное решение  задачи выставляется  3 балла.

Карточка № 3.  Выберите верные утверждения

  1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
  2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
  3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.
  4. Бактерии имеют разнообразную форму.
  5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
  6. Бактерий относят к прокариотам.
  7. При помощи спор бактерии размножаются.
  8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
  9. Цианобактерии являются автотрофами.

10)Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За каждый верный  ответ выставляется  1 балл.

Карточка № 4. Эталон верного ответа

Верные утверждения:

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

6) Бактерий относят к прокариотам.

9) Цианобактерии являются автотрофами.

10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

Карточка № 5 «Что я знаю о бактериях?»

  1. Установите соответствие между названием  и формой бактериальной клетки

Название:                    Форма:

1 Вибрионы                 А. Шаровидная

2 Спириллы                 Б. Изогнутая (в виде запятой)

3 Стрептококки           В. Палочковидные клетки

4 Бациллы                    Г.  Спиралевидные клетки

5 Кокки                        Д. Шаровидные клетки, сложенные в цепочку  

                                      Е. Две шаровидные бактерии, заключённые

                                           в одной слизистой капсуле

А

Б

В

Г

Д

За верный ответ выставляется 2 балла.

  1. Заполните схему: «Царства живой природы»

               Царства живой природы

          Прокариоты                                  Эукариоты

                    ?                                 ?                 ?                 ?

За верный ответ выставляется 2 балла.

  1. Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Бактерии - _______(А) безъядерные организмы, образующие особое царство. По типу обмена веществ бактерии делят на эукариот  и ______(Б).  Одни бактерии, такие как _____(В) способны на свету образовывать органические вещества из неорганических.  Они сыграли важную роль в накоплении _____(Г) в атмосфере. Другие бактерии, не имеющие хлорофилла, потребляют готовые  органические вещества. Такие организмы называют _______(Д).

Перечень терминов:

  1. цианобактерии
  2. одноклеточные
  3. гетеротрофы
  4. кислород
  5. углекислый газ
  6. автотрофы
  7. прокариот
  8. многоклеточные

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

За верный ответ выставляется 2 балла.

Лист учёта знаний учащихся

 (если вы набрали 15 баллов, ваша оценка за урок – «5», 12-14 баллов – «4», 9-11 баллов – «3», менее 9 – «2»).

№ п/п

Фамилия,

имя

Количество баллов

Оценка

Биологическая задача

Верные суждения

Что я знаю о бактериях

Работа в группе

Итоговая

Интернет-ресурсы

  1. http://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html
  2. http://blgy.ru/biology5/bacteria
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1610
  5. http://nts.sci-lib.com/article0000371.html
  6. http://www.infox.ru/science/planet/2010/08/16/Cianobaktyerii_unich.phtml
  7. http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/antoni-van-levenguk/
  8. http://www.aqualover.ru/problems/main-pathogenic-bacteria-in-aquarium.html
  9. http://900ihttp://uchitelbiologii.ru/obuchenie/teoriya-po-temam/kletka-rastitel-naya-zhivotnaya-bakterial-naya/
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EA%F2%E5%F0%E8%E8
  11. http://www.mma.ru/news/arhive/106899/
  12. http://www.medkurs.ru/photo/23793.html
  13. http://linzik.com/nauka-i-tehnika/2512-ubijca-vnutri-menya-ili-zachem-bakterii-sovershayut-samoubijstvo.html
  14. http://hituk.besaba.com/2014-5-23/46.php
  15. http://sdb.su/svalka/page,10,529-vvedenie-v-biotexnologiyu.html

http://nts.sci-lib.com/article0000371.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тематическая карта "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

материал содержит обобщающие задания по теме "Моллюски"...

Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...

урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ....

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих

Данный урок проводится при изучении курса "Животные"  / по учебнику В.Б.Захарогва, Н.И.Сонина  "Биология.Многообразие  живых организмов"/.  Урок является вводным  в тему ...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Интересный материал. Отдельные части урока обязательно возьму себе на вооружение.