урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)

б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

  1. наличие перьев( легких и прочных)
  2. обтекаемая форма тела ( при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
  3. наличие хвоста, служащего птице рулём
  4. образование цевки, как посадочного устройства
  5. лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  1. клюв без зубов
  2. быстрое пищеварение
  3. частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы

- какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

- где они расположены ( грудная, брюшная полость)

 

   Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

     Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

                              Пищеварительная система:

      Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии( например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

   Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

 - какие органы составляют пищеварительную систему?

Работа с фолиями:

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

 

 Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

  Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

- как они туда попадают?

 - для чего они нужны?

(роль зубов - перетирают пищу)

  В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

- какая пища очень быстро переваривается

( мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

- какие особенности кровеносной

- какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной ( обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

( крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

- объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

- какую роль играют большой и малый круги кровообращения

 б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная  аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях  клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

    Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

- рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

( точная координация движения птиц в полёте)

    Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся ( с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

  1. закрепление

  1. тест - стр. 240 ( Пепеляева)

  1. Д/З.: П. 46, записи в тетради

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"

Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Т...

Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом

Разработка плана урока по теме "Особенности строения и жизнедеятельности  птиц, связанные с полетом", 7 класс...

Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водной средой обитания

Основная особенность этого урока заключается в делении учеников на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конс...

Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, о...