Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"

    Ларина Галина Александровна

    Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Так как же это уметь делать неназидательно, психологически тонко, как поднять детей на высоту, помочь им на ней удержаться - об этом размышления в статье по итогам V Международных Педагогических Чтений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_tri_klyucha.docx19.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ларина  Галина Александровна,
    учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №87», г. Саратов

    Внутренний монолог о полете, детях и учителе

    (статья из сборника «Три ключа» №10,  2008 по итогам V Международных педагогических чтений «Спешите дети, будем учиться летать!», Москва, 2008 год)

            Запомнился девиз самой обычной средней школы в Тульской области: «Обучение должно быть победным!». В этом восклицании мне видится главный смысл школьной жизни: движение к успеху отдельного ученика, классного коллектива к педагогическим победам учителя на конкретном уроке и в профессии вообще. А по большому счету их можно считать оптимистическим девизом педагогики как науки. И я нисколько не сомневаюсь, что он помогает в школе и взрослым, и детям работать и учиться, верить в свои будущие личные победы. Да что там, просто жить в непростом школьном государстве, где все дороги ведут к добру, знаниям, свету!

    В этом ключе - гармоничное созвучие темы нынешних чтений: "Спешите, дети, будем учиться летать!", в которой каждый учитель найдет нечто личное и что-то общее, объединяющее. Признаюсь, тема привлекла и просто влюбила в себя сразу и безоговорочно. В ней я увидела очень многое из того, что считала главным в педагогической работе: широкий горизонт науки, высокую цель и смысл учительского труда. Поэтому тема чтений может быть и прекрасным девизом конкретного урока, конкретной методики, отдельной школы и педагогики в целом. Трудно сказать, какому слову в этом предложении отводится ключевая роль. И все-таки  для мудрого учителя главный смысл видится в прямом обращении к детям, к которым нужно спешить, не опоздать, не задержаться, не растерять время по мелочам, чтобы обязательно всем вместе подняться к успеху. А успех - это крылья для полета ученика и учителя. Только для этого, конечно, нужно правильно проложить курс, безошибочно рассчитать силы, время, скорость и оценить возможности каждого. Безусловно, только мудрость учителя и его вдохновение придадут смысл его работе.

    А нужно ли своих учеников "учить летать"?

    Если понимать за этим движение к успеху на уроке каждого, то ответственность задачи становится понятной. С этим вряд ли можно спорить, но возникают справедливые вопросы: как учить детей летать'? как вырастить у них крылья? как поднять на высоту? можно ли застраховать от падений?

    Наверное, размышления на сей счет становятся для многих учителей большим внутренним монологом с многоточием в конце. Точки никогда не будет, потому что, отвечая на один вопрос, мы задаем себе следующий. Я думаю, что учитель имеет смелость не знать ответы на все вопросы и не бояться этого, потому что главное - знать, как эти ответы искать.

    Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми. Согласитесь, есть что оценить в своем собственном поведении и поведении детей. И умение видеть себя со стороны - просто необходимая черта для учителя. Все это хорошо, но, к сожалению, у педагога почти нет времени на спокойное размышление о себе и прошедшем дне. И приходится эти наблюдения копить, умножать и возвращаться к ним тогда, когда тебе представится возможность. Подумать есть о чем. Именно подумать, не настраиваясь найти стопроцентно верный ответ. И в этом диалоге с самим собой, по моему убеждению, рождается и растет настоящий учитель.

    Где-то прочитала, что известный актер Ростислав Плятт различал сорок оттенков тишины в зрительном зале. И сразу подумалось про эти сорок оттенков в школьном классе на уроке. И открыла для себя очень простые, но важные педагогические вещи, не прописанные ни в одном учебнике по педагогике! Ведь согласитесь, есть, существует на уроке тишина недоверия, неприязни, равнодушия и даже страха. И полная противоположность этому - оттенки тишины детского удивления, восхищения, творческого озарения, когда еще минута - и работа буквально закипит. Как опасны одни и как окрыляют другие! Конечно, право учить детей летать дано не каждому учителю. Лишь тому, кто не ставит верно заученный ответ выше самостоятельной мысли. Кто учит не мыслям, а мыслить, не подражанию, а творчеству. И лишь в этом случае мысль дает полету высоту, а творчеству — смысл.

    А что должно быть рядом? Любовь к детям. Самая бескорыстная и большая, какая существует на белом свете. Невозможно представить, чтобы все назначение учителя в школе - преподавать предмет. Да даже в том, как мы утром говорим детям "Здравствуйте!", смотрим на непосед за последними партами, определяется наша мера любви к ребенку. Интонация первых слов, безусловно, важна. Но придаем ли мы значение тому, как выходим из класса: торопливо? безучастно? в плотном окружении детей? Можно это считать мелочью, но даже в банальном выходе с урока для меня виден учитель. Это к тому, что считать в педагогике главным, а что - нет.

    Не нова мысль, что учитель в первую очередь представляется во взаимоотношениях с учениками. Как прав Симон Соловейчик, предлагая взрослым самый важный путь понимания детей: "Разговаривая с ребенком, приходится задирать голову и смотреть вверх. В противном случае ребенка не увидишь". Эту, на первый взгляд, парадоксальную мысль вполне подтверждает школьная практика. И все глаголы этого выражения, как мне кажется, имеют свой особый, правильный, педагогический смысл. Отношения с детьми по-настоящему хорошие, если в них есть желание услышать в классном хоре каждого отдельно, понять его и помочь хоть в чем-то. Соглашусь с мудрой мыслью, запавшей в память давно: любите детей столько, сколько можете любить. А ведь любовь наша, действительно, разная. Это дано оценить только детям. И значимость учителя определяется не его положением и, в конце концов, не разрядом и категорией, а тем, как к нему относятся дети и за что благодарят. Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково должен любить всех детей. Мне кажется это правильным. И нельзя быть любимым на один день, на неделю. Тебя или принимают и относят в число любимых, или ты так и будешь в сознании ребят только учителем биологии, физики, химии и никем больше. А разве правильно говорить: завоевать любовь учеников? Почему боем, наступлением на сердца и души? Она должна возникнуть сама по себе, без усилий и напора.

             Мне жаль тех педагогов, которые уходят из школы, так и не узнав, как много определяет в школьной жизни слово "любовь". Наверное, это не было главным в их ежедневной работе, где объяснение, закрепление, контроль заслоняли живого ребенка.

    Еще один выразительный штрих учительской работы - видеть в ребенке ребенка, его желания, мечты. Мне кажется важным каждому учителю подумать: а хочется ли нашим ученикам общаться с нами после урока, задержаться, чтобы спросить или рассказать о чем-то своем? Если ответ "нет", то мне кажется это грустным. Ведь общение с детьми спасает от всяких жизненных неурядиц и большая радость для ребенка. И по дороге домой, случается, вспоминаешь рассказ Витьки о своей рыжей Мурке, о проказнице-сестре и т. д.

    Всегда ухожу из школы с мыслью о том, что что-то осталось несделанным, к чему-то надо вернуться. Это состояние становится уже привычным и нормальным. И никому со стороны не видно, сколько вопросов учитель уносит с собой домой. Иногда возникает мысль, что так ли уж важно на них отвечать, ведь есть же безответные вопросы. Наверное, есть, но не в нашей работе. Можно ли не ответить, например, на вопросы: чему мы учимся на своих уроках? Или: что считать успехом учителя? И учимся мы тому же, чему учим своих детей: вниманию, пониманию, терпению. Только в привычной схеме урока этому не отведено специального места и не выделено красной пастой в плане. Все как бы понимается учителем без конспекта, сознанием.

    Да, наши уроки длятся всего 45 минут, а знания, которые уносят с него дети, будут жить многие годы. Поэтому цените, пожалуйста, высоко свои уроки, уважаемые учителя! И пусть понятия «дух», «душа» - не научные, но мы к ним постоянно обращаемся. И правильно делаем!

    Хотелось бы сказать и об оптимизме учителя. Если он не несет каждому ребенку веру в его силы и будущие победы, то ему стоит подумать над тем, почему дети устали от школы и не хотят туда ходить. Так что стоит произнести похвальное слово терпению и оптимизму учителя.

    Что еще остается для внутреннего монолога? Научиться держать паузу, давать себе какое-то важное обещание. И еще очень-очень многое…

    В моих педагогических размышлениях нет ссылки на преподаваемый предмет. И это сделано сознательно.  Мне хотелось бы обратить внимание на моменты и эпизоды общепедагогические, объединяющие учителей литературы, математики, биологии, химии и др. Ведь в этом и есть смысл объединяющего опыта науки педагогики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Методических рекомендаций" к авторской программе творческой реабилитации детей и молодых людей с ОВЗ средствами клоунады учителя СПб ГБСКОУ С(К)О школы № 439 Лебедевой Н.Б.

    Методические  рекомендации  к авторской "Программе творческой реабилитации детей и молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья средствами клоунады " Лебедевой Н.Б. Составлены ...

    О воспитании детей и о воспитании интереса в детях

    О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....

    Как защитить права детей и учителей

    Правовое законодательство о школе...

    Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

    Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

    Презентация "Девизы для детей и учителя".

    Девизы для детей и учителя...


     

    Комментарии

    Шестакова Анна Анатольевна

    Очень интересные размышления, Галина Александровна (и очень созвучные моим).
    Вы нашли замечательные слова:
    "Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми."
    "Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково должен любить всех детей."
    "Мне кажется важным каждому учителю подумать: а хочется ли нашим ученикам общаться с нами после урока, задержаться, чтобы спросить или рассказать о чем-то своем?"
    "Чему мы учимся на своих уроках? Или: что считать успехом учителя?"
    Спасибо!