Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"
статья по теме

Ларина Галина Александровна

Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Так как же это уметь делать неназидательно, психологически тонко, как поднять детей на высоту, помочь им на ней удержаться - об этом размышления в статье по итогам V Международных Педагогических Чтений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tri_klyucha.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина  Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №87», г. Саратов

Внутренний монолог о полете, детях и учителе

(статья из сборника «Три ключа» №10,  2008 по итогам V Международных педагогических чтений «Спешите дети, будем учиться летать!», Москва, 2008 год)

        Запомнился девиз самой обычной средней школы в Тульской области: «Обучение должно быть победным!». В этом восклицании мне видится главный смысл школьной жизни: движение к успеху отдельного ученика, классного коллектива к педагогическим победам учителя на конкретном уроке и в профессии вообще. А по большому счету их можно считать оптимистическим девизом педагогики как науки. И я нисколько не сомневаюсь, что он помогает в школе и взрослым, и детям работать и учиться, верить в свои будущие личные победы. Да что там, просто жить в непростом школьном государстве, где все дороги ведут к добру, знаниям, свету!

В этом ключе - гармоничное созвучие темы нынешних чтений: "Спешите, дети, будем учиться летать!", в которой каждый учитель найдет нечто личное и что-то общее, объединяющее. Признаюсь, тема привлекла и просто влюбила в себя сразу и безоговорочно. В ней я увидела очень многое из того, что считала главным в педагогической работе: широкий горизонт науки, высокую цель и смысл учительского труда. Поэтому тема чтений может быть и прекрасным девизом конкретного урока, конкретной методики, отдельной школы и педагогики в целом. Трудно сказать, какому слову в этом предложении отводится ключевая роль. И все-таки  для мудрого учителя главный смысл видится в прямом обращении к детям, к которым нужно спешить, не опоздать, не задержаться, не растерять время по мелочам, чтобы обязательно всем вместе подняться к успеху. А успех - это крылья для полета ученика и учителя. Только для этого, конечно, нужно правильно проложить курс, безошибочно рассчитать силы, время, скорость и оценить возможности каждого. Безусловно, только мудрость учителя и его вдохновение придадут смысл его работе.

А нужно ли своих учеников "учить летать"?

Если понимать за этим движение к успеху на уроке каждого, то ответственность задачи становится понятной. С этим вряд ли можно спорить, но возникают справедливые вопросы: как учить детей летать'? как вырастить у них крылья? как поднять на высоту? можно ли застраховать от падений?

Наверное, размышления на сей счет становятся для многих учителей большим внутренним монологом с многоточием в конце. Точки никогда не будет, потому что, отвечая на один вопрос, мы задаем себе следующий. Я думаю, что учитель имеет смелость не знать ответы на все вопросы и не бояться этого, потому что главное - знать, как эти ответы искать.

Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми. Согласитесь, есть что оценить в своем собственном поведении и поведении детей. И умение видеть себя со стороны - просто необходимая черта для учителя. Все это хорошо, но, к сожалению, у педагога почти нет времени на спокойное размышление о себе и прошедшем дне. И приходится эти наблюдения копить, умножать и возвращаться к ним тогда, когда тебе представится возможность. Подумать есть о чем. Именно подумать, не настраиваясь найти стопроцентно верный ответ. И в этом диалоге с самим собой, по моему убеждению, рождается и растет настоящий учитель.

Где-то прочитала, что известный актер Ростислав Плятт различал сорок оттенков тишины в зрительном зале. И сразу подумалось про эти сорок оттенков в школьном классе на уроке. И открыла для себя очень простые, но важные педагогические вещи, не прописанные ни в одном учебнике по педагогике! Ведь согласитесь, есть, существует на уроке тишина недоверия, неприязни, равнодушия и даже страха. И полная противоположность этому - оттенки тишины детского удивления, восхищения, творческого озарения, когда еще минута - и работа буквально закипит. Как опасны одни и как окрыляют другие! Конечно, право учить детей летать дано не каждому учителю. Лишь тому, кто не ставит верно заученный ответ выше самостоятельной мысли. Кто учит не мыслям, а мыслить, не подражанию, а творчеству. И лишь в этом случае мысль дает полету высоту, а творчеству — смысл.

А что должно быть рядом? Любовь к детям. Самая бескорыстная и большая, какая существует на белом свете. Невозможно представить, чтобы все назначение учителя в школе - преподавать предмет. Да даже в том, как мы утром говорим детям "Здравствуйте!", смотрим на непосед за последними партами, определяется наша мера любви к ребенку. Интонация первых слов, безусловно, важна. Но придаем ли мы значение тому, как выходим из класса: торопливо? безучастно? в плотном окружении детей? Можно это считать мелочью, но даже в банальном выходе с урока для меня виден учитель. Это к тому, что считать в педагогике главным, а что - нет.

Не нова мысль, что учитель в первую очередь представляется во взаимоотношениях с учениками. Как прав Симон Соловейчик, предлагая взрослым самый важный путь понимания детей: "Разговаривая с ребенком, приходится задирать голову и смотреть вверх. В противном случае ребенка не увидишь". Эту, на первый взгляд, парадоксальную мысль вполне подтверждает школьная практика. И все глаголы этого выражения, как мне кажется, имеют свой особый, правильный, педагогический смысл. Отношения с детьми по-настоящему хорошие, если в них есть желание услышать в классном хоре каждого отдельно, понять его и помочь хоть в чем-то. Соглашусь с мудрой мыслью, запавшей в память давно: любите детей столько, сколько можете любить. А ведь любовь наша, действительно, разная. Это дано оценить только детям. И значимость учителя определяется не его положением и, в конце концов, не разрядом и категорией, а тем, как к нему относятся дети и за что благодарят. Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково должен любить всех детей. Мне кажется это правильным. И нельзя быть любимым на один день, на неделю. Тебя или принимают и относят в число любимых, или ты так и будешь в сознании ребят только учителем биологии, физики, химии и никем больше. А разве правильно говорить: завоевать любовь учеников? Почему боем, наступлением на сердца и души? Она должна возникнуть сама по себе, без усилий и напора.

         Мне жаль тех педагогов, которые уходят из школы, так и не узнав, как много определяет в школьной жизни слово "любовь". Наверное, это не было главным в их ежедневной работе, где объяснение, закрепление, контроль заслоняли живого ребенка.

Еще один выразительный штрих учительской работы - видеть в ребенке ребенка, его желания, мечты. Мне кажется важным каждому учителю подумать: а хочется ли нашим ученикам общаться с нами после урока, задержаться, чтобы спросить или рассказать о чем-то своем? Если ответ "нет", то мне кажется это грустным. Ведь общение с детьми спасает от всяких жизненных неурядиц и большая радость для ребенка. И по дороге домой, случается, вспоминаешь рассказ Витьки о своей рыжей Мурке, о проказнице-сестре и т. д.

Всегда ухожу из школы с мыслью о том, что что-то осталось несделанным, к чему-то надо вернуться. Это состояние становится уже привычным и нормальным. И никому со стороны не видно, сколько вопросов учитель уносит с собой домой. Иногда возникает мысль, что так ли уж важно на них отвечать, ведь есть же безответные вопросы. Наверное, есть, но не в нашей работе. Можно ли не ответить, например, на вопросы: чему мы учимся на своих уроках? Или: что считать успехом учителя? И учимся мы тому же, чему учим своих детей: вниманию, пониманию, терпению. Только в привычной схеме урока этому не отведено специального места и не выделено красной пастой в плане. Все как бы понимается учителем без конспекта, сознанием.

Да, наши уроки длятся всего 45 минут, а знания, которые уносят с него дети, будут жить многие годы. Поэтому цените, пожалуйста, высоко свои уроки, уважаемые учителя! И пусть понятия «дух», «душа» - не научные, но мы к ним постоянно обращаемся. И правильно делаем!

Хотелось бы сказать и об оптимизме учителя. Если он не несет каждому ребенку веру в его силы и будущие победы, то ему стоит подумать над тем, почему дети устали от школы и не хотят туда ходить. Так что стоит произнести похвальное слово терпению и оптимизму учителя.

Что еще остается для внутреннего монолога? Научиться держать паузу, давать себе какое-то важное обещание. И еще очень-очень многое…

В моих педагогических размышлениях нет ссылки на преподаваемый предмет. И это сделано сознательно.  Мне хотелось бы обратить внимание на моменты и эпизоды общепедагогические, объединяющие учителей литературы, математики, биологии, химии и др. Ведь в этом и есть смысл объединяющего опыта науки педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблема чтения детей. Размышления учителя.

Размышления учителя-практика о проблеме чтения детей....

Как защитить права детей и учителей

Правовое законодательство о школе...

"Полёт на планету Словесность" итоговое логопедическое занятие для детей - логопатов в коррекционной школе VIII вида

Материал для проведения итогового логопедического занятия с презентацией можно использовать в работе школьного логопеда....

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Презентация "Девизы для детей и учителя".

Девизы для детей и учителя...

"Веселые старты" дети, родители, учителя

Основная цель мероприятия: формирование здорового образа  жизни, укрепление и сохранение физического и психического здоровья участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) ....

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....


 

Комментарии

Шестакова Анна Анатольевна

Очень интересные размышления, Галина Александровна (и очень созвучные моим).
Вы нашли замечательные слова:
"Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми."
"Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково должен любить всех детей."
"Мне кажется важным каждому учителю подумать: а хочется ли нашим ученикам общаться с нами после урока, задержаться, чтобы спросить или рассказать о чем-то своем?"
"Чему мы учимся на своих уроках? Или: что считать успехом учителя?"
Спасибо!